Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Важнейшие направления мировой психологии второй половины XX века (когнитивная психология, гуманистическая психология, экзистенциальная психология, логотерапия В.Франкла)





В конце 50-х – начале 60-х гг. большие направления, возникшие в период открытого кризиса и претерпевшие в последующем существенные преобразования — необихевиоризм, неофрейдизм, гештальтпсихология— начинают терять популярность. Но наиболее важным обстоятельством, способствовавшим такому положению, было появление новых продуктивных направлений в области экспериментальных исследований и теории. Это исследования познавательной деятельности средствами ее моделирования, когнитивная психология, гуманистическая психология, логотерапия В. Франкла, исследования человеческого сознания в рамках наук о мозге — нейрофизиологии, нейроморфологии, нейропсихологии. Широкое распространение получила психогенетика человека. Развиваются межкультурные исследования.

 

Когнитивная психология выросла из исследований необихевиористов, прежде всего Э. Толмена, и субъективного бихевиоризма Д. Миллера, Ю. Галантера в К. Прибрама, указавших на необходимость включения когнитивных (а также мотивационных) компонентов в структуру поведения. Она развивала подход, основанный на представлении о человеческом организме как системе занятой активными поисками сведений и переработкой информации, т. е. на представлении о том, что люди оказывают на информацию разного рода воздействия: перекодируют в другую форму, отбирают определенную информацию для дальнейшей переработки или исключают некоторую информацию из системы. У истоков когнитивной психологии стоят Дж. Брунер, Г. Саймон,. П. Линдсей, Д. Норман, Дж. Р. Андерсон, Л. ФестингерФ. Хайдер, ведущими представителями являются У. Найссер, Д. Бродбент, А. Пайвио и многие другие. В настоящее время это направление представлено рядом вариантов. Наибольшее распространение получил вычислительный вариант (Дж. Фодор, Д. Деннит и др.), в котором познавательные процессы трактуются крайне механистически, психика выступает в виде устройства с фиксированной способностью к преобразованию сигналов. У. Найссер отстаивает другой, более умеренный вариант, подчеркивает роль внутренних когнитивных схем1 и активности познающего организма в процессе познания.



На формирование когнитивной психологии непосредственно оказали влияние также гештальтпсихология, работы Ф. Бартлетта по памяти и мышлению, теория порождающих грамматик Н. Хомского, генетическая психология Ж- Пиаже, работы по восприятию Дж. Гибсона л Э. Гибсон.

В когнитивной психологии все формы человеческого познания рассматриваются по аналогии с операциями ЭВМ как последовательные блоки сбора и переработки информации, фазы или аспекты процесса взаимодействия – со средой в познании. Был сделан вывод об уровневой -организации познавательной активности по переработке, хранению и использованию информации, включающей ряд блоков. Память, перцептивные процессы, внимание, мышление и его вербальные и невербальные компоненты представлены множеством структурных моделей. Выявлены свойства, присущие познавательной активности: '-избирательность (определяется опытом познающего субъекта), определяемость средой (предметами физического мира и социальным опытом, культурой); неполнота познавательных схем, их постоянная корректировка в процессе столкновения с действительностью.

в когнитивной психологии не создана единая теория для объяснения познавательных процессов, основные постулаты, лежащие в основе большинства современных работ, по оценке Найссера, «удивительно мало -отличаются от постулатов интроспективной психологии XIX в., несмотря на отказ от интроспекции как таковой»3. Найссер отмечает недостаточную экологическую валидность когнитивной психологии, безразличие к вопросам культуры, отсутствие среди изучаемых феноменов главных характеристик восприятия и памяти как они «проявляются в повседневной жизни. Критике подвергается редукционизм когнитивной психологии.

Гуманистичекая психология.

Другим крупным направлением, которое так же, как и когнитивная психология, возникло как антитеза бихевиоризму и психоанализу, является гуманистическая психология. Ее основание как самостоятельного направления относится к началу 60-х гг. В 1961 г. был основан «Журнал гуманистической психологии» и создана Ассоциация за гуманистическую психологию. В 1964 г. состоялась конференция, положившая начало гуманистической психологии. Лидирующими фигурами выступают Г. Оллпорт, Г. А. Мюррей, Г. Мэрфи, Ш. Бюлер, К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Мэй. Непосредственными предпосылками явились исследования по психологии личности конца 30-х гг. (Г. Оллпорт, Г. Мюррей), а также исследования, развернувшиеся после второй мировой войны (Г. Мэрфи), и психология личностных конструктов Г. Келли, получившая, однако, наибольшее влияние в контексте когнитивной революции в психологии. Возникновение гуманистической психологии как третьей силы совпало с появлением контркультуры и хиппи как общественного явления 60-х гг. Контркультура резонирует с гуманистической психологией в акценте на осуществление индивида как центральной ценности, в утверждении ценности самораскрытия в соответствии с лозунгом «давайте жить не формально», в ударении на «здесь и теперь», в утверждении бесполезности прошлого и будущего. Провозглашалась иррациональность как пренебрежение к науке и рациональному решению проблем в пользу интуиции, эмпатии и др. Из философских влияний, которые испытала гуманистическая психология, следует указать прежде всего на экзистенциализм.

 

 

Появляется в начале 60-х гг.

Предпосылки:

- антитеза бихевиоризму и психоанализу;

- особая социальная ситуация (по Братусю): Запад оклемался от войны, быстро созрело общество потребления (первыми это чутко уловили философы и писатели, затем – психологи)→психологический дефицит. Появление массовой психологической практики→меняются требования к психологии. Смещение на личность (в отличие от «железного века» психологии, попыток понять законы механики: «механизм … (мышления, памяти)»). Размышления о ценности бытия как такового.

+ совпало с появлением контркультуры, хиппи с ее акцентом на индивиде как центральной ценности, пренебрежении рациональным и акценте на жизни «здесь-и-теперь».

Из философских направлений повлиял экзистенциализм. Ролло Мэй: познакомил американских психологов с идеями европейских философов-экзистенцианалистов.

Отход от гомеостатических ориентаций психоаналитиков и бихевиористов. Не равновесие, но самоактуализация!

Обращается к анализу таких категорий, как высшие ценности, любовь, бытие и проч.

Преимущественно прикладная ориентация (образование, психотерапия).

Основные теории.

1. Большой вклад - К. Роджерс: автор теории полноценно функционирующей творческой личности и соответствующей ей личностно-ориентированной терапии. Клиенто-центрированная терапия.

2. Г. Олпорт: считал, что личность является открытой и саморазвивающейся системой. Он исходил из того, что человек прежде всего социальное, а не биологическое существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом. При этом, общение личности с обществом является не стремлением к уравновешиванию со средой, а взаимообщением, взаимодействием. Таким образом, он резко возражал и против общепринятого в то время постулата, что развитие - это адаптация, приспособление человека к окружающему миру. Он доказывал, что в основе развития человеческой личности лежит как раз потребность взорвать равновесие, достичь новых вершин, т.е. потребность в постоянном развитии и совершенствовании.

Одним из первых заговорил об уникальности каждого человека. Утверждал, что каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые чертами. Разработка принципиально новых методик: многофакторных опросников.

3. Маслоу: человек не стремится к равновесию со средой, напротив - оно является смертью для личности. Поэтому только стремление к развитию, личностному росту, т. е. к самоактуализации, есть основа развития человека и общества.

Пирамидка:

- физиологические потребности - в пище, воде, сне и т. п.;

- потребность в безопасности - стабильности, порядке;

- потребность в любви и принадлежности - в семье, дружбе;

- потребность в уважении - самоуважении, признании;

- потребность в самоактуализации -развитии способностей.

 

Общее у всех: направленность на конкретную целостную личность с ее реальными проблемами, подчеркивание ее уникальности.

Методы: наблюдение, интерпретация, биографический метод.

Расширение области психологии!!

 

Еще одно влиятельное направление: логотерапия В. Франкла (1905-1997).

Борьба за смысл как основная движущая сила человека. (В противовес стремлению к удовольствию в психоанализе и стремлению к власти у Адлера). Для человека необходимо найти смысл своего существования – логос, ибо именно его поиски являются признаком подлинно человеческого бытия. Отсутствие или потеря смысла влечет экзистенциальный вакуум: это скука, пороки, тяжелые переживания. Его источник – в том числе, современный социальный мир (сходство в этом плане со взглядами Фромма).

Смысл строго индивидуален, нет лучшего или худшего смысла, он неотрывен от конкретной личности. Но его нельзя найти в самом себе, а только в окружающем мире. Поэтому оперирует не понятием самоактуализация, а самотрансценденция – выход в другое, духовное, измерение.

Смысл обретается в деятельности. Чем больше человек забывает себя, тем более он себя обретает.

В соответствии с этими взглядами разработал особый вид психотерапии – логотерапию. Помогает в поиске смысла жизни. В чем-то сходна с психоанализом: аналитический процесс по обретению скрытого смысла. Однако задача – не только осознание, активная миссия по его реализации!

 


ОТВЕТЫ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.