Географическое разделение труда и его интеграция в комплексы - главные направления изучения
(или общественную географию) — науку о ландшафтах общественной деятельности людей, изучающую размещение, сочетание и взаимодействие в среде обитания овеществленных результатов функционирования общества на разных этапах его развития. При всей кажущейся широте сферы социально-экономической географии она все же четко ограничена понятием ландшафта общественной деятельности — использования обществом территории и ее ресурсов, исходя из их особенностей и в соответствии с уровнем развития науки, техники, производства, обмена, форм собственности и организации труда. В этой связи нельзя смешивать интересы социально-экономической географии как науки с очень широким ныне применением географических методов в других науках, подобно тому как математические методы применяются далеко за пределами собственно математики. География диалектов или фольклора — это сфера лингвистов и литераторов, а не географов, медицинская география — дело врачей, а география спорта — занятие спортсменов, если под спортом иметь в виду распространение и популярность его видов, рекорды и достижения, а не спортивные сооружения, занимающие свое место в географической среде обитания людей. В ходе эволюции нашей науки изменился подход не только к ее предмету, но и к характеру изучаемых ею закономерностей. В области отношений общество—природная среда человечество на протяжении многих тысячелетий накапливало опыт изъятия у природы максимально возможного количества ресурсов при достигнутом уровне развития производительных сил, очень мало заботясь о самой природе. В XX в., и особенно после Второй мировой войны, масштабы изъятия ресурсов и необратимого разрушения природы получили такой размах, что главной заботой общества становятся максимально возможное сохранение природы, экономия ее ресурсов, соблюдение экологического баланса. Это обязывает социально-экономическую географию в гораздо большей степени, чем раньше, опираться на закономерности и рекомендации, вырабатываемые физической географией.
В области направлений поиска социально-экономических закономерностей размещения, сочетания и взаимодействия общественных Введение элементов в географической оболочке в последнее время также произошли существенные изменения, особенно в отечественной науке. И раньше практически всё исследователи соглашались, что изменение характера искомых закономерностей связано с этапами развития самого общества. Но определение этих этапов, их особенностей сталкивалось с немалым числом трудностей и неувязок. В нашей стране, где общественные науки опирались на марксизм-ленинизм (нередко, к сожалению, понимаемый догматически), преобладал формационный подход: человечество в связи с кардинальной сменой производственных отношений поднималось по лестнице формаций — от первобытнообщинной до социалистической, а вся его история была историей борьбы двух очередных противостоящих классов, пока не достигала социализма, при котором эксплуататорский класс ликвидировался. Но формационные этапы развития общества фактически не совпадали с реальными этапами развития общественного разделения труда во времени и в пространстве. Аграрный этап развития общественного хозяйства растянулся на две с лишним формации — рабовладение, феодализм, а также мануфактурный период капитализма. Лишь после промышленного переворота на рубеже XVIII— XIX вв. мир вступает в индустриальный период
Недостаточность формационного подхода в экономике (и в социально-экономической географии) ощущалась и в рамках марксизма. Русский экономист Н. Д. Кондратьев в 20-х годах XX в. обнаружил, что развитие производитель альных движений. Недостаточность мелкомасштабного формационного подхода для объяснения происхождения и развития современной ему экономической и политической географии зарубежного мира почувствовал и И. А. Витвер. Именно поэтому он создал свой курс, а затем и книгу, ставшую классической в нашей науке, — «Историко-географическое введение в экономическую географию зарубежного мира». Содержащийся в этой работе анализ путей развития мира при капитализме прочно привязан, с одной стороны, к прослеживанию этапов обновления и смены техники и технологий, к происходящим в связи с этим сдвигам в размещении производительных сил и географическом разделении труда, а с другой стороны, к долговременным наследственным влияниям и факторам, пробивающим себе дорогу сквозь формации и периоды и во многом объясняющим пути формирования региональной иерархии мира — этносов и народов, наций и стран, макрорегионов и многонациональных комплексов. И. А. Витвер убедительно показал, что каждая страна по-своему вписывается в общемировые закономерности, проходит собственный путь развития, а взлеты и кризисы ее истории далеко не всегда совпадают с мировой конъюнктурой. По сути, речь шла о том, что в ходе истории в мире формируются достаточно устойчивые конкретные территориальные рамки развития и распространения культур, в пределах которых и реализуются динамика и своеобразие смены технологий, развитие общественного и географического разделения труда, что в совокупности образует, различает или сближает человеческие цивилизации.
Такой цивилизационный подход, преобладающий ныне в зарубежной социально-экономической географии, получил теперь достаточно широкое признание и в нашей отечественной географии. Авторский коллектив данного учебника принадлежит к школе И. А. Витвера и стремится развивать его идеи. Здесь читатель при изучении сущности современных общественно-географических объектов разного масштаба столкнется в самом начале их определений со словами «исторически сложившийся... ». Поэтому в книге дан достаточно полный историко-географический очерк, анализирующий как этапы зарождения и развития человеческих цивилизаций на нашей планете, так и особенности прохождения их через общест- Введение венные формации в различных частях земного шара. Не поняв и не освоив этот исторический контекст, невозможно правильно выделить и оценить закономерности общественной географии мира сегодня. В рамках любой исторической эпохи и любой цивилизации основной таксономической единицей географии мира была и остается страна (государство). Очень важно проследить особенности развития стран во времени и пространстве, выявить важнейшие черты типов стран, характерных для разных эпох и макрорегионов мира. Поэтому, естественно, большое внимание в этой первой части учебника уделяется исторически сложившимся типам современных стран. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА И ЕГО ИНТЕГРАЦИЯ В КОМПЛЕКСЫ - ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ Основное содержание учебника посвящено, конечно, конкретной социально-экономической географии современного мира. Наша наука очень сложна своей многоярусностью, много-масштабностью, необъятностью и неисчерпаемостью своей конкретики — как сам мир, в котором мы живем. Все зависит от избранного уровня среза этой гигантской пирамиды жизни человечества на Земле, от степени детализации процессов и явлений при поисках закономерностей. В данном случае все многообразие мира «упорядочивается» в основном на четырех верхних территориальных уровнях: мир — макрорегионы (и субрегионы) — страны — социально-экономические районы. Все более низкие уровни — мезо- и микрорайоны, центры, география городов и т. д. — фигурируют лишь в меру их важности и иллюстративности.
Как и другие науки, социально-экономическая география в качестве важнейших своих методов применяет анализ и синтез. Сочетание этих двух методов отражается во всей структуре учебника. Анализ в социально-экономической географии зарубежного мира ведет к дифференцированию предмета ее исследования, к разложению его на основные элементы, соответствующие масштабу и рассматриваемые эндогенно, «из самих себя», в поисках присущих им закономерностей, независимо от возможных сочетаний с другими элементами. Такой анализ в учебнике начинается с двух главных компонентов, из взаимодействия которых изначально возникает географическое разделение труда (ГРТ) — природных условий и ресурсов планеты и обитающего на ней населения. Процесс развития ГРТ, конечно, не ограничива- ется расшифровкой и использованием человеком природы. С началом индустриальной эпохи главным фактором развития общественного разделения труда становится создание новой техники и появление новых технологий. Географическое разделение труда — пространственное проявление общественного разделения труда, выражающееся в конкретной специализации территории на производстве определенных видов товаров и услуг и в обмене ими. И общественное и географическое разделение труда прошли огромный путь исторического развития, постоянно ускоряясь и усложняясь. Ныне список зафиксированных в мире специальностей человеческого труда насчитывает многие десятки тысяч наименований, причем почти половина их появилась во второй половине XX в. Однако номенклатура производимых товаров, по которой судят о ГРТ, растет не так быстро: сказывается постоянное усложнение продукции, требующее подключения все новых специалистов. Здесь действует «закон квадрата — куба»: если объем куба увеличивается в 8 раз, то это значит, что сторона квадрата, на котором он построен, — лишь в 2 раза. Номенклатура товаров с 1951 г. стала объектом общепринятой в мире системы квалификации и кодификации (Международная стандартная торговая классификация — МСТК; Standart International Trade Classification — SITC). «Верхний этаж» этой классификации до сих пор не изменился и насчитывает 10 «однозначных» (по числу цифр кода) групп товаров. Число «трехзначных» групп (наиболее употребляемых в макроэкономических анализах) выросло за это время со 182 до 293.
Введение Конкретная привязка того, что производится, к определенным территориям обычно осуществляется путем изучения размещения предприятий и отраслей хозяйства, их типов, мощностей, производственных и сбытовых связей. Система отраслей и подотраслей всего хозяйства в современном мире существенно более обширна, чем группировка производимых товаров, так как включает и производство услуг, не имеющих материального (вещного) воплощения. Одна из наиболее принятых в социально-экономической географии систем классификации отраслей хозяйства была впервые предложена английским статистом и экономистом Колином Кларком (1905—1989) в его книге «Условия экономического прогресса» (1940). Он положил в основу своей системы деление всего хозяйства на три сектора — «этажа»: первичный, или базовый, обеспечивающий хозяйство природными продуктами (сельское хозяйство, лесное хозяйство, охота и звероводство, рыболовство и аква-культура, горнодобывающая промышленность); вторичный, перерабатывающий сырье в вещи, не существующие в природе (энергетика, обрабатывающая промышленность, строительство); третичный, или сектор услуг, обслуживающий непосредственно самого человека со всеми могущими возникнуть у него физическими и духовными потребностями, а также обслуживающий всю принадлежащую человеку движимость и недвижимость (транспорт, связь, торговля, финансы, бытовое обслуживание и т. д. ). В последней четверти XX в., когда тысячи гигантских предприятий стали всемирными и многоотраслевыми, а усложнившиеся технологии напрямую зависят от науки, во всех отраслях хозяйства расширились, консолидировались и получили свой особый статус в общественном разделении труда еще две группы специальностей, которые многие исследователи выделяют в самостоятельные сектора: четвертичный, объединяющий инженеров, менеджеров, персонал управления хозяйством всех вертикальных и горизонтальных звеньев (по американской терминологии — так называемые «белые воротнички», в отличие от «синих», связанных непосредственно с производством); пятеричный, включающий интеллектуальную элиту общества, от которой зависит его будущее (наука, образование, здравоохранение). Надо признать, что приведенная схема имеет определенную логику и ряд достоинвтв. Она, с одной стороны, носит исторический характер, отражая, по сути, очередность появления и вызревания секторов и отраслей, а с другой стороны, она фактически фиксирует место их продукции в процессе производства и потребления человеком. Соотношение секторов в совокупном общественном продукте стран, их динамика могли бы внести важный вклад в определение уровней и особенностей развития стран, т. е. выделения их типов. Но практическое применение схемы встретило немало трудностей даже в высокоразвитых странах. Таких, например, как статистически четкое проведение границ между отраслями и секторами. Добыча руд и выплавка металлов из них часто осуществляются в рамках одного предприятия, а нередко объединены и территориально (например, при переработке руд цветных металлов с низким содержанием последних). Совсем непросто даже в одной корпорации с филиалами по всему миру разделит! персонал на производственный, управленчески» и научный и с каждой из этих частей соотнес™ результаты работы всей корпорации. Современная международная статистика, i том числе принятая в органах ООН, МВФ, Ев ростата, «приняла за основу» трехчленное деле ние хозяйства К. Кларка, существенно упрости! и «округлив» сектора и не пытаясь, конечно, ис кать четвертичный и пятеричный. Сельское хозяйство, в какой бы степени он ни оснащалось машинами и новыми техноло гиями, — это отрасль, организующая и исполь зующая для получения своей продукции биоло гические процессы выращивания растений животных. Там, где кончается биология получе ния первичных плодов, кончается и сельско хозяйство, и начинается пищевая промыш ленность или сервис общественного питани! Применение биологических процессов к у» полученным и переработанным продуктам сел! ского хозяйства (сбраживание виноградног сока, сквашивание теста, молока или капусты т. п. ) относится к области соответствующих ог раслей пищевой промышленности (винодели хлебопечение и т. д. ). Но, хотя теоретическ этот вопрос ясен, практически провести гранш внутри современных агропромышленных komi лексов не просто. Поэтому во внешней торгоа! Введение все продовольственные товары, как полученные в поле, так и переработанные, объединяют в одну группу (нулевую), а для решения международных проблем, относящихся к этой группе, в рамках ООН создана Организация по продовольствию и сельскому хозяйству (Food and Agricultural Organization — FAO). В статистике к оценочной продукции сельского хозяйства плюсуются результаты работы других биоотраслей, которые в той или иной мере считаются разновидностями растениеводства и животноводства. Вторичный сектор охватывает все виды промышленности, в том числе горнодобывающую, энергетику, водоснабжение, все отрасли обрабатывающей промышленности. Довольно долго к числу промышленных отраслей относили и строительство. Однако в наше время с появлением домостроительных комбинатов, комбинатов железобетонных изделий и т. п. предприятий обрабатывающей промышленности процесс строительства стал сводиться к монтажу и дизайну, а сама эта отрасль все более уверенно входит в состав сектора услуг. Третичный сектор услуг, хотя и не создает материальной продукции, включает в себя отрасли, очень важные для общественно-географического изучения, так как они либо тесно связаны с территорией и создают опорный каркас расселения и размещения хозяйства (все виды транспорта, связи), либо приурочены к местам сосредоточения населения, отражая своим агломерированием иерархию социальных и экономических центров (торговля, финансы, образование, здравоохранение и т. д. ). С учетом особой географической значимости транспорта, а также и традиционно — со времен Н. Н. Баранского и И. А. Витвера — транспорт из сектора услуг выделен в отдельную главу. Синтез как метод исследования используется главным образом в части III при страноведческой интеграции компонентов и факторов географического разделения труда в территориальные комплексы разного масштаба — макрорегионы, страны, районы. В связи с этим нельзя не остановиться хотя бы очень кратко на отношении к страноведению, на его понимании и определении с позиций учебника. Страноведение, пожалуй, самая старая область географических знаний. И путешественники-первооткрыватели, и более поздние каби- нетные ученые, по крупицам собиравшие и анализировавшие информацию, всегда стремились не просто разложить собранный материал «по полочкам», а выделить главное, создать образ страны, ее народа, его жизни. В нашей стране активно двигали вперед страноведение Н. Н. Баранский и И. А. Витвер. Первый был инициатором, главным редактором и одним из авторов, второй — автором двух томов впервые изданной в СССР в 1929—1931 гг. страноведческой 13-томной «Всемирной экономической географии», где взаимосвязанно и взаимозависимо давали характеристики природы, истории, населения, хозяйства, внешних связей макрорегионов и стран мира. Оба наших корифея создавали свои классические учебники по страноведческим принципам, разрабатывали и внедряли в практику оптимальную структуру характеристики страны, которая гарантировала выявление общего, однотипного для ряда стран и в то же время не позволяла упустить из вида ничего национально-особенного, специфического, свойственного только данной стране. Но в 1946 г., когда в нашей стране получил новый «победный» импульс ортодоксальный марксизм-ленинизм и началась борьба с «низкопоклонством перед иностранщиной», в адрес Баранского стали раздаваться обвинения в том, что, отстаивая принципы страноведения, он недопустимо путает законы развития природы и общества. Именно тогда Баранский в своей статье «Страноведение и география физическая и экономическая», аргументируя необходимость развития страноведения, счел возможным (или нужным? ) написать: «Страноведение, не претендуя на роль особой науки, должно быть лишь организационной формой объединения разнородных знаний о той или иной стране». С тех пор немало географов и особенно чиновников от науки ссылаются на это высказывание. На деле Баранский хотел лишь подчеркнуть, что страноведение не находится вне географии. В статье в конце того же года и особенно в докладе на Втором Всесоюзном географическом съезде в 1947 г. Баранский со всем характерным для него максимализмом уточнил свою позицию: «Если в географии не давать пространственной связи между явлениями, не давать связной, логически законченной характеристики стран и районов, что же останется от географии как науки? » Введение
Нет, страноведение — это изучение не сундука с вещами, каждую из которых можно занести в реестр и пересыпать нафталином, а реторты, в которой происходит реакция различных химикатов и катализаторов, выделяется или поглощается энергия, образуются совершенно новые вещества, полезные или вредные. Страна — это сложный комплекс, в котором изменение одного из компонентов так или иначе сказывается на других. Но эти изменения можно понять лишь в рамках целого, в рамках изучения типов стран, их эволюции и взаимоотношений. Со всей определенностью следует сказать, что позиция данного учебника исходит из существования страноведения, как важнейшей «стволовой», по выражению В. П. Максаковско-го, географической науки. Сущность этой науки можно свести к следующему определению: географическое страноведение — наука, изучающая закономерности формирования и развития терри-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|