Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Географическое разделение труда и его интеграция в комплексы - главные направления изучения




(или общественную географию) — науку о ланд­шафтах общественной деятельности людей, изу­чающую размещение, сочетание и взаимодейст­вие в среде обитания овеществленных резуль­татов функционирования общества на разных этапах его развития.

При всей кажущейся широте сферы социаль­но-экономической географии она все же четко ограничена понятием ландшафта общественной деятельности — использования обществом тер­ритории и ее ресурсов, исходя из их особеннос­тей и в соответствии с уровнем развития науки, техники, производства, обмена, форм собствен­ности и организации труда. В этой связи нельзя смешивать интересы социально-экономической географии как науки с очень широким ныне применением географических методов в других науках, подобно тому как математические ме­тоды применяются далеко за пределами соб­ственно математики. География диалектов или фольклора — это сфера лингвистов и литерато­ров, а не географов, медицинская география — дело врачей, а география спорта — занятие спортсменов, если под спортом иметь в виду распространение и популярность его видов, ре­корды и достижения, а не спортивные сооруже­ния, занимающие свое место в географической среде обитания людей.

В ходе эволюции нашей науки изменился подход не только к ее предмету, но и к характеру изучаемых ею закономерностей.

В области отношений общество—природная среда человечество на протяжении многих тыся­челетий накапливало опыт изъятия у природы максимально возможного количества ресурсов при достигнутом уровне развития производи­тельных сил, очень мало заботясь о самой при­роде. В XX в., и особенно после Второй миро­вой войны, масштабы изъятия ресурсов и необ­ратимого разрушения природы получили такой размах, что главной заботой общества становят­ся максимально возможное сохранение приро­ды, экономия ее ресурсов, соблюдение экологи­ческого баланса. Это обязывает социально-эко­номическую географию в гораздо большей степени, чем раньше, опираться на закономер­ности и рекомендации, вырабатываемые физи­ческой географией.

В области направлений поиска социаль­но-экономических закономерностей размеще­ния, сочетания и взаимодействия общественных


Введение


элементов в географической оболочке в по­следнее время также произошли существенные изменения, особенно в отечественной науке. И раньше практически всё исследователи согла­шались, что изменение характера искомых зако­номерностей связано с этапами развития самого общества. Но определение этих этапов, их осо­бенностей сталкивалось с немалым числом труд­ностей и неувязок.

В нашей стране, где общественные науки опирались на марксизм-ленинизм (нередко, к сожалению, понимаемый догматически), преоб­ладал формационный подход: человечество в связи с кардинальной сменой производственных отно­шений поднималось по лестнице формаций — от первобытнообщинной до социалистической, а вся его история была историей борьбы двух очередных противостоящих классов, пока не до­стигала социализма, при котором эксплуататор­ский класс ликвидировался. Но формационные этапы развития общества фактически не совпа­дали с реальными этапами развития обществен­ного разделения труда во времени и в простран­стве. Аграрный этап развития общественного хозяйства растянулся на две с лишним форма­ции — рабовладение, феодализм, а также ману­фактурный период капитализма. Лишь после промышленного переворота на рубеже XVIII—

XIX вв. мир вступает в индустриальный период
развития, в ходе которого происходит несколько
полных смен техники и обновления производи­
тельных сил, чему фактически способствуют и
новые этапы углубления географического разде­
ления труда. В то же время переход СССР, а за­
тем и ряда других стран к социализму с, каза­
лось бы, полной сменой производственных
отношений, не сопровождался сколько-нибудь
серьезными различиями в их технике, произво­
дительных силах и географическом разделении
труда по сравнению с существовавшими рядом
капиталистическими.

Недостаточность формационного подхода в экономике (и в социально-экономической гео­графии) ощущалась и в рамках марксизма. Рус­ский экономист Н. Д. Кондратьев в 20-х годах

XX в. обнаружил, что развитие производитель­
ных сил в индустриальном обществе, а вместе с
ними и всех социально-экономических компо­
нентов общества подчиняется 50—60-летним
циклам «длинных волн», в ходе которых проис­
ходит смена техники и технологий, идей и соци-


альных движений. Недостаточность мелкомасш­табного формационного подхода для объясне­ния происхождения и развития современной ему экономической и политической географии зарубежного мира почувствовал и И. А. Витвер. Именно поэтому он создал свой курс, а затем и книгу, ставшую классической в нашей науке, — «Историко-географическое введение в экономи­ческую географию зарубежного мира». Содержа­щийся в этой работе анализ путей развития мира при капитализме прочно привязан, с одной сто­роны, к прослеживанию этапов обновления и смены техники и технологий, к происходящим в связи с этим сдвигам в размещении производи­тельных сил и географическом разделении тру­да, а с другой стороны, к долговременным на­следственным влияниям и факторам, пробиваю­щим себе дорогу сквозь формации и периоды и во многом объясняющим пути формирования региональной иерархии мира — этносов и наро­дов, наций и стран, макрорегионов и многона­циональных комплексов. И. А. Витвер убеди­тельно показал, что каждая страна по-своему вписывается в общемировые закономерности, проходит собственный путь развития, а взлеты и кризисы ее истории далеко не всегда совпадают с мировой конъюнктурой. По сути, речь шла о том, что в ходе истории в мире формируются до­статочно устойчивые конкретные территориаль­ные рамки развития и распространения культур, в пределах которых и реализуются динамика и своеобразие смены технологий, развитие обще­ственного и географического разделения труда, что в совокупности образует, различает или сближает человеческие цивилизации.

Такой цивилизационный подход, преобладаю­щий ныне в зарубежной социально-экономиче­ской географии, получил теперь достаточно ши­рокое признание и в нашей отечественной гео­графии. Авторский коллектив данного учебника принадлежит к школе И. А. Витвера и стремит­ся развивать его идеи.

Здесь читатель при изучении сущности сов­ременных общественно-географических объек­тов разного масштаба столкнется в самом начале их определений со словами «исторически сло­жившийся... ». Поэтому в книге дан достаточно полный историко-географический очерк, анали­зирующий как этапы зарождения и развития че­ловеческих цивилизаций на нашей планете, так и особенности прохождения их через общест-


Введение


венные формации в различных частях земного шара. Не поняв и не освоив этот исторический контекст, невозможно правильно выделить и оценить закономерности общественной геогра­фии мира сегодня.

В рамках любой исторической эпохи и любой цивилизации основной таксономической еди­ницей географии мира была и остается страна


(государство). Очень важно проследить особен­ности развития стран во времени и простран­стве, выявить важнейшие черты типов стран, характерных для разных эпох и макрорегионов мира. Поэтому, естественно, большое внимание в этой первой части учебника уделяется ис­торически сложившимся типам современных стран.


ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА И ЕГО ИНТЕГРАЦИЯ В КОМПЛЕКСЫ - ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ


Основное содержание учебника посвящено, конечно, конкретной социально-экономической географии современного мира. Наша наука очень сложна своей многоярусностью, много-масштабностью, необъятностью и неисчерпа­емостью своей конкретики — как сам мир, в ко­тором мы живем. Все зависит от избранного уровня среза этой гигантской пирамиды жизни человечества на Земле, от степени детализации процессов и явлений при поисках закономер­ностей. В данном случае все многообразие мира «упорядочивается» в основном на четырех верх­них территориальных уровнях: мир — макроре­гионы (и субрегионы) — страны — социаль­но-экономические районы. Все более низкие уровни — мезо- и микрорайоны, центры, гео­графия городов и т. д. — фигурируют лишь в ме­ру их важности и иллюстративности.

Как и другие науки, социально-экономиче­ская география в качестве важнейших своих ме­тодов применяет анализ и синтез. Сочетание этих двух методов отражается во всей структуре учебника.

Анализ в социально-экономической геогра­фии зарубежного мира ведет к дифференцирова­нию предмета ее исследования, к разложению его на основные элементы, соответствующие масштабу и рассматриваемые эндогенно, «из са­мих себя», в поисках присущих им закономер­ностей, независимо от возможных сочетаний с другими элементами.

Такой анализ в учебнике начинается с двух главных компонентов, из взаимодействия кото­рых изначально возникает географическое раз­деление труда (ГРТ) — природных условий и ре­сурсов планеты и обитающего на ней населения. Процесс развития ГРТ, конечно, не ограничива-


ется расшифровкой и использованием челове­ком природы. С началом индустриальной эпохи главным фактором развития общественного раз­деления труда становится создание новой техни­ки и появление новых технологий.

Географическое разделение труда — про­странственное проявление общественного раз­деления труда, выражающееся в конкретной специализации территории на производстве оп­ределенных видов товаров и услуг и в обмене ими.

И общественное и географическое разделе­ние труда прошли огромный путь исторического развития, постоянно ускоряясь и усложняясь. Ныне список зафиксированных в мире спе­циальностей человеческого труда насчитывает многие десятки тысяч наименований, причем почти половина их появилась во второй полови­не XX в. Однако номенклатура производимых товаров, по которой судят о ГРТ, растет не так быстро: сказывается постоянное усложнение продукции, требующее подключения все новых специалистов. Здесь действует «закон квадрата — куба»: если объем куба увеличивается в 8 раз, то это значит, что сторона квадрата, на котором он построен, — лишь в 2 раза.

Номенклатура товаров с 1951 г. стала объек­том общепринятой в мире системы квалифика­ции и кодификации (Международная стандарт­ная торговая классификация — МСТК; Standart International Trade Classification — SITC). «Верх­ний этаж» этой классификации до сих пор не изменился и насчитывает 10 «однозначных» (по числу цифр кода) групп товаров. Число «трех­значных» групп (наиболее употребляемых в мак­роэкономических анализах) выросло за это вре­мя со 182 до 293.


Введение


Конкретная привязка того, что производит­ся, к определенным территориям обычно осу­ществляется путем изучения размещения пред­приятий и отраслей хозяйства, их типов, мощ­ностей, производственных и сбытовых связей. Система отраслей и подотраслей всего хозяйст­ва в современном мире существенно более об­ширна, чем группировка производимых това­ров, так как включает и производство услуг, не имеющих материального (вещного) воплоще­ния.

Одна из наиболее принятых в социально-эко­номической географии систем классификации отраслей хозяйства была впервые предложена английским статистом и экономистом Колином Кларком (1905—1989) в его книге «Условия эко­номического прогресса» (1940). Он положил в основу своей системы деление всего хозяйства на три сектора — «этажа»: первичный, или базо­вый, обеспечивающий хозяйство природными продуктами (сельское хозяйство, лесное хозяйст­во, охота и звероводство, рыболовство и аква-культура, горнодобывающая промышленность); вторичный, перерабатывающий сырье в вещи, не существующие в природе (энергетика, обра­батывающая промышленность, строительство); третичный, или сектор услуг, обслуживающий непосредственно самого человека со всеми мо­гущими возникнуть у него физическими и ду­ховными потребностями, а также обслуживаю­щий всю принадлежащую человеку движимость и недвижимость (транспорт, связь, торговля, финансы, бытовое обслуживание и т. д. ).

В последней четверти XX в., когда тысячи гигантских предприятий стали всемирными и многоотраслевыми, а усложнившиеся техноло­гии напрямую зависят от науки, во всех отраслях хозяйства расширились, консолидировались и получили свой особый статус в общественном разделении труда еще две группы специальнос­тей, которые многие исследователи выделяют в самостоятельные сектора: четвертичный, объ­единяющий инженеров, менеджеров, персонал управления хозяйством всех вертикальных и го­ризонтальных звеньев (по американской терми­нологии — так называемые «белые воротнички», в отличие от «синих», связанных непосредствен­но с производством); пятеричный, включающий интеллектуальную элиту общества, от которой зависит его будущее (наука, образование, здраво­охранение).


Надо признать, что приведенная схема имеет определенную логику и ряд достоинвтв. Она, с одной стороны, носит исторический характер, отражая, по сути, очередность появления и выз­ревания секторов и отраслей, а с другой сторо­ны, она фактически фиксирует место их продук­ции в процессе производства и потребления че­ловеком. Соотношение секторов в совокупном общественном продукте стран, их динамика могли бы внести важный вклад в определение уровней и особенностей развития стран, т. е. выделения их типов.

Но практическое применение схемы встрети­ло немало трудностей даже в высокоразвитых странах. Таких, например, как статистически четкое проведение границ между отраслями и секторами. Добыча руд и выплавка металлов из них часто осуществляются в рамках одного предприятия, а нередко объединены и террито­риально (например, при переработке руд цвет­ных металлов с низким содержанием послед­них). Совсем непросто даже в одной корпора­ции с филиалами по всему миру разделит! персонал на производственный, управленчески» и научный и с каждой из этих частей соотнес™ результаты работы всей корпорации.

Современная международная статистика, i том числе принятая в органах ООН, МВФ, Ев ростата, «приняла за основу» трехчленное деле ние хозяйства К. Кларка, существенно упрости! и «округлив» сектора и не пытаясь, конечно, ис кать четвертичный и пятеричный.

Сельское хозяйство, в какой бы степени он ни оснащалось машинами и новыми техноло гиями, — это отрасль, организующая и исполь зующая для получения своей продукции биоло гические процессы выращивания растений животных. Там, где кончается биология получе ния первичных плодов, кончается и сельско хозяйство, и начинается пищевая промыш ленность или сервис общественного питани! Применение биологических процессов к у» полученным и переработанным продуктам сел! ского хозяйства (сбраживание виноградног сока, сквашивание теста, молока или капусты т. п. ) относится к области соответствующих ог раслей пищевой промышленности (винодели хлебопечение и т. д. ). Но, хотя теоретическ этот вопрос ясен, практически провести гранш внутри современных агропромышленных komi лексов не просто. Поэтому во внешней торгоа!


Введение


все продовольственные товары, как полученные в поле, так и переработанные, объединяют в од­ну группу (нулевую), а для решения междуна­родных проблем, относящихся к этой группе, в рамках ООН создана Организация по продо­вольствию и сельскому хозяйству (Food and Agricultural Organization — FAO). В статистике к оценочной продукции сельского хозяйства плюсуются результаты работы других биоотрас­лей, которые в той или иной мере считаются разновидностями растениеводства и животно­водства.

Вторичный сектор охватывает все виды про­мышленности, в том числе горнодобывающую, энергетику, водоснабжение, все отрасли обраба­тывающей промышленности. Довольно долго к числу промышленных отраслей относили и строительство. Однако в наше время с появле­нием домостроительных комбинатов, комбина­тов железобетонных изделий и т. п. предприя­тий обрабатывающей промышленности процесс строительства стал сводиться к монтажу и ди­зайну, а сама эта отрасль все более уверенно входит в состав сектора услуг.

Третичный сектор услуг, хотя и не создает материальной продукции, включает в себя от­расли, очень важные для общественно-геогра­фического изучения, так как они либо тесно связаны с территорией и создают опорный кар­кас расселения и размещения хозяйства (все ви­ды транспорта, связи), либо приурочены к мес­там сосредоточения населения, отражая своим агломерированием иерархию социальных и эко­номических центров (торговля, финансы, обра­зование, здравоохранение и т. д. ).

С учетом особой географической значимости транспорта, а также и традиционно — со времен Н. Н. Баранского и И. А. Витвера — транспорт из сектора услуг выделен в отдельную главу.

Синтез как метод исследования используется главным образом в части III при страноведче­ской интеграции компонентов и факторов гео­графического разделения труда в территориаль­ные комплексы разного масштаба — макрореги­оны, страны, районы. В связи с этим нельзя не остановиться хотя бы очень кратко на отноше­нии к страноведению, на его понимании и опре­делении с позиций учебника.

Страноведение, пожалуй, самая старая об­ласть географических знаний. И путешествен­ники-первооткрыватели, и более поздние каби-


нетные ученые, по крупицам собиравшие и ана­лизировавшие информацию, всегда стремились не просто разложить собранный материал «по полочкам», а выделить главное, создать образ страны, ее народа, его жизни.

В нашей стране активно двигали вперед стра­новедение Н. Н. Баранский и И. А. Витвер. Пер­вый был инициатором, главным редактором и одним из авторов, второй — автором двух томов впервые изданной в СССР в 1929—1931 гг. стра­новедческой 13-томной «Всемирной экономи­ческой географии», где взаимосвязанно и взаи­мозависимо давали характеристики природы, истории, населения, хозяйства, внешних связей макрорегионов и стран мира. Оба наших кори­фея создавали свои классические учебники по страноведческим принципам, разрабатывали и внедряли в практику оптимальную структуру ха­рактеристики страны, которая гарантировала выявление общего, однотипного для ряда стран и в то же время не позволяла упустить из вида ничего национально-особенного, специфиче­ского, свойственного только данной стране.

Но в 1946 г., когда в нашей стране получил новый «победный» импульс ортодоксальный марксизм-ленинизм и началась борьба с «низко­поклонством перед иностранщиной», в адрес Ба­ранского стали раздаваться обвинения в том, что, отстаивая принципы страноведения, он недопус­тимо путает законы развития природы и общест­ва. Именно тогда Баранский в своей статье «Страноведение и география физическая и эко­номическая», аргументируя необходимость раз­вития страноведения, счел возможным (или нуж­ным? ) написать: «Страноведение, не претендуя на роль особой науки, должно быть лишь органи­зационной формой объединения разнородных знаний о той или иной стране». С тех пор немало географов и особенно чиновников от науки ссы­лаются на это высказывание. На деле Баранский хотел лишь подчеркнуть, что страноведение не находится вне географии. В статье в конце того же года и особенно в докладе на Втором Всесо­юзном географическом съезде в 1947 г. Баран­ский со всем характерным для него максимализ­мом уточнил свою позицию: «Если в географии не давать пространственной связи между явле­ниями, не давать связной, логически закончен­ной характеристики стран и районов, что же ос­танется от географии как науки? »



Введение


 


Нет, страноведение — это изучение не сунду­ка с вещами, каждую из которых можно занести в реестр и пересыпать нафталином, а реторты, в которой происходит реакция различных хими­катов и катализаторов, выделяется или поглоща­ется энергия, образуются совершенно новые ве­щества, полезные или вредные. Страна — это сложный комплекс, в котором изменение одно­го из компонентов так или иначе сказывается на других. Но эти изменения можно понять лишь в рамках целого, в рамках изучения типов стран, их эволюции и взаимоотношений.

Со всей определенностью следует сказать, что позиция данного учебника исходит из су­ществования страноведения, как важнейшей «стволовой», по выражению В. П. Максаковско-го, географической науки. Сущность этой науки можно свести к следующему определению: гео­графическое страноведение — наука, изучающая закономерности формирования и развития терри-


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...