Материальная культура
Производительные силы (орудия производства, технология, коммуникации, квалификация кадров, наука и т. д. ) Производственные отношения Предметы^ потребления (жилище, одежда, питание и т. д. ) Преобразованный человеком (культурный) ландшафт Духовная культура Язык, письменность, литература Нравы, обычаи, этика Религия Идеология, философия, право Искусство Образование Общественные институты Здравоохранение, социальное обеспечение Политические группы, партии Общественные организации Вооруженные силы Правительство, системы управления В конечном счете культура — это научаемое поведение человека в обществе, от которого зависит материальное и духовное развитие этого общества. В современном обществе культура начинается с образования и обеспечивает свой прогресс в меру развития науки, технологий, литературы, искусства. Каждая из трех подсистем культуры — материальная, духовная и социальная — имеет для любой нации большое самостоятельное значение, и в то же время они неразрывно связаны в единое целое тесной взаимозависимостью. Однако главным двигателем культуры, всех ее компонентов, являются производительные силы. Уровень их развития решающим образом влияет на производственные отношения, на характер и степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, на идеологию и организацию общества. В свою очередь, основной пружиной в механизме производительных сил служат постоянное их обновление на более высоком уровне, генерация и внедрение технических и технологических инноваций. В доиндустриальных обществах инновации назревали либо в результате длительного опыта, либо случайных озарений (эврика! ), а внедрение наиболее важных из них приобретало характер культурных революций. В зрелом индустриальном обществе разработка инноваций поручается специально организованной науке и носит систематический характер, что вместе, с их внедрением приводит к периодическому обновлению всех производительных сил, знаменующему этапы научно-технического прогресса (НТП). В постиндустриальном обществе наука превращается в главную производительную силу, а разработка инноваций получает в значительной мере предсказуемый и плановый характер.
Как правило, первоначально инновации рождаются в рамках одной культуры, и их дальнейшее распространение (диффузия) происходит в процессе развития межкультурных отношений. Контакты культур в докапиталистических общественных формациях носят случайный, нерегулярный или даже чрезвычайный характер (войны) и обычно выливаются в систему господства — подчинения. Диффузия инноваций в подчиненных культурах идет медленно, в масштабах изолированных от остального мира макрорегионов. Межрегиональные прорывы редки и касаются, как правило, не производства, а потребления (например, раннее проникновение в Европу восточных пряностей, благовоний, шелков). Промышленная революция в Европе и формирование мирового рынка привели к резкой активизации контактов культур, к их регулярности и расширению до масштабов всего мира. Быстро нарастает темп выработки инноваций. Сами инновации в первую очередь направлены на преодоление барьеров на пути их распространения. По мере развития техники транспорта и связи сводится к минимуму значение физико-географических барьеров (горы, тропические леса, пустыни, океаны и т. п. ) и расстояний (например, удаленность Японии от европейского и американского центров инноваций). Наиболее труднопреодолимыми остаются духовно-культурные барьеры — различия языков, религий, образа жизни и т. п. Усложнились сущность,
18 Развитие цивилизаций и формирование социально-экономической макрогеографии мира характер межкультурных отношений. Различают по меньшей мере три типа процессов: ассимиляция (поглощение) культур, амальгамирование (смешение, наложение) и сосуществование культур. Развитие отношений между культурами постиндустриальных обществ ведет ко все более широкой их интернационализации и нивелированию, к конвергенции культур. Непрерывно возрастающая сложность инноваций и еще быстрее растущие затраты на их разработку приводят к необходимости международного сотрудничества и кооперации. Термин «цивилизация» вошел в науку в XVIII в. для обозначения третьего, наиболее развитого периода древней истории, состоящей из дикости, варварства и цивилизации. Согласно этой периодизации (наиболее полно и убедительно обоснованной американским археологом и этнографом Л. Г. Морганом в книге «Древнее общество», 1877 г. ) смена эпох истории народов была связана с очень крупными, революционными инновациями. Переход от дикости к варварству происходил в силу смены охотничье-соби-рательского хозяйства земледелием и животноводством, т. е. переходом от изъятия у. природы средств жизнеобеспечения к производству материальных благ. Вместо каменной и деревянной утвари появляются все более разнообразные гончарные изделия, шкуры заменяются тканями. Вступление в эпоху цивилизации датируется появлением письменности, т. е. завоеванием возможности передачи опыта следующим поколениям, началом фиксированной истории. Другими признаками цивилизованной стадии развития культуры принято считать: появление металлургии, математики и астрономии, разделение хруда и социальную стратификацию, возникновение городов, формализацию государственности и управления, дальние торговые связи. Однако в настоящее время термин «цивилизация» практически потерял свое значение давно прошедшего исторического рубежа в развитии человечества. Нередко этот термин употребляют как синоним культуры, степень развития которой можно измерить и сопоставить. Однако в общественных науках этот термин давно утвердился и все более широко применяется для обозначения циклов существования своего рода мегакультур, сыгравших и играющих ключевые роли в исто-
рии. Цивилизации, как и культуры, имеют с стадии развития — возникают, расцветают, мирают, — но, в отличие от «обычных» эт культур, цивилизации оставляют глубокий сл< истории, пополняют наследие человечества (i но по Маяковскому: «... как в наши дни boi водопровод, сработанный еще рабами Рима») «Классического» или общепринятого определе цивилизаций нет, как и «твердых» критерие! выделения. Русский ученый Н. Я. Данилевс (1822—1885) нашел в мировой истории 13 цив! заций, немецкий историк и философ О. Шпен (1880—1936) выделил всего 7 с полным циклом незавершившихся, английский историк и кул ролог А. Дж. Тойнби (1889—1975) в начале ев 14-томного труда «Постижение истории» опред( существование среди земных человеческих обш 21 цивилизации, а к концу труда — 33. Видимо, тина состоит в том, что их количество зависи учитываемых «размеров» — длительности сущее вания, обширности охваченных народов и терр рий, глубины внедрения инноваций и т. п. Понимание этого термина в нашем учебь можно выразить следующим определен! цивилизация — это способ, образ жизни лю, такие особенности их отношений, результа! которых становятся достижения материалы! » духовной культуры, выходящие за пределы о их появления и оказывающие значительное в. ние на жизнь окружающих народов и развити культур. Для географов, всегда имеющих дело с i странством, с картой, нелегко уловить и о зить то, с чего начинаются цивилизации — раз жизни людей, особенности их отноше (см. приложение к части I, с. 83). Зато они и\ преимущества в возможной наглядности отр; ния территориального распространения крит ев цивилизаций, среди которых выделим: — язык, включая язык центра цивилиза — религии, включая размещение их цент — границы экспансии цивилизации (ш — уровень технологического развития ц
— границы, центры и взаимосвязи хозяй — особенности и границы распростраж Цивилизационные регионы мира: понятия, масштабы, критерии
Исторические и географические рамки цивилизаций зависят от масштабов совокупностей культур, на которые они распространяются, от «уровня разрешения» при их рассмотрении. На первом уровне в масштабах всего человечества, так сказать, с «внепланетной» точки зрения все люди, живущие ныне на Земле, являются наследниками и представителями земной цивилизации, наиболее крупные достижения которой на протяжении всей ее обозримой истории, независимо от конкретного места и времени их рождения, вошли в сокровищницу мировой культуры. По мере уменьшения масштабов совокупностей культур соответственно повышается и «уровень разрешения», возрастает степень детализации различий: можно выделить цивилизации крупных регионов (европейская цивилизация, южноазиатская и т. д. ), субрегионов (Западная, Южная, Северная, Восточная Европа и т. п. ), стран, наций (британская цивилизация, французская и т. д. ). Цивилизация национального уровня — наименьший из возможных масштабов земных цивилизаций, и о них обычно говорят лишь в том случае, когда они являются результатами достаточно сложного амальгамирования нескольких этнокультур и/или распространяют свое влияние на другие культуры как «своего» макрорегиона, так и других регионов мира. Предметом нашего изучения в этой части являются цивилизации макрорегионов и субрегионов мира — границы, в которых они складывались, история их формирования, современные особенности и проблемы. Конкретный материал о конкретных региональных цивилизациях излагается в последующих разделах. Здесь же ограничимся лишь некоторыми общими положениями. Границы распространения цивилизации второго уровня являются объективной основой макрорегионализации мира. Они определяются географическим пространством, издревле доступным для интенсивного общения соседних народов и диффузии инноваций, более того, обрекавшим на такое общение. Внешними границами таких общностей становились крупные труднопреодолимые природные препятствия — океаны, горы, пустыни, дремучие леса. Гималаи, отделяющие южноазиатскую цивилизацию от китайской, до сих пор не пересекаются ни одной железнодорожной или автомагистралью. Сущность феномена макрорегиона легче понять, если сравнить его с такой живой общностью, как биоценоз — совокупность взаимозависимых растений и животных, населяющих экологически однородную часть биосферы Земли (биоценозы тундры, тайги, тропического леса и т. п. ). Такое сравнение вполне правомерно не только по дидактическим соображениям. Человек сам стал плодом развития определенного биоценоза, приспособление к природе и ее все более широкое использование на протяжении тысячелетий были одним из главных двигателей развития человеческих обществ, а в настоящее время снова неизмеримо возрастает роль экологической компоненты в жизни общества. Конечно, в отличие от биоценоза, совокупность народов, которую можно было бы назвать этно-социоценозом, не является саморегулирующейся системой, она подчиняется законам общественного развития. Впрочем, теперь и биоценозы перестают быть саморегулирующимися, все больше зависят от деятельности человека.
Определение макрорегиона мира можно свести к следующей формулировке: макрорегион мира — исторически сложившийся комплекс соседних народов, принадлежащих к одной региональной цивилизации и взаимозависимо развивающихся в определенных географических условиях. ГЛАВА 2 Генезис и формирование региональных цивилизаций ЗАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ Подавляющее большинство современных ученых разделяют моноцентристскую гипотезу происхождения человека (антропогенеза). Эту гипотезу впервые высказал еще Ч. Дарвин в книге «Происхождение человека и половой отбор» (1871), указав и возможный адрес зарождения и распространения гоминидов: тропические леса Северо-Восточной Африки. С тех пор археология и антропология нашли много доказательств всей хронологической цепочки эволюции африканских человекообразных обезьян. Последнее звено в этой цепочке — самый древний и самый близкий к обезьянам из обнаруженных на Земле гуманоидов был найден в 1994 г. на севере Эфиопии в бассейне реки Арамис. Останки этих существ, названных Aus-tralopitecus ramidus, имеют возраст около 4, 5 млн лет. Останки первых существ, которых наука назвала «человеком» — со значительно возросшим объемом мозга и человеческими конечностями, — были обнаружены в этом же районе мира в 1960 г. в Олдовайском ущелье в Танзании и в 1972 г. близ оз. Рудольфа в Кении. Но кроме анатомическо-антропологических признаков появления человека были и другие, значительно более безошибочные: останки сопровождались первыми примитивными каменными орудиями. Поэтому эти самые древние люди, чей возраст оценивается в 2, 5—2 млн лет, получили название Homo habilis (человек умелый). По мере роста популяций хабилисы в поисках пищи стали распространяться по территории афро-евразийского блока материков. Стоянки самых древних людей — архантропов (питекантропов, синантропов, атлантропов), обнаруженные в Старом Свете за пределами Восточной Африки, относятся к 600—250 тыс. лет до н. э. (древний палеолит). Первоначально заселялись лишь тропические и субтропические зоны, силу значительного похолодания климата Зе с одной стороны, и роста необеспеченности диционными живыми ресурсами — с др людские сообщества вынуждены были пр* сабливаться и к гораздо более суровым уело жизни. Резкие колебания климата Земли в ере и позднем (40—12 тыс. лет назад) палее (вюрмские оледенения и межледниковые г оды) и соответствующие изменения всей г& фической среды, ее растительных и живо ресурсов ускоряют эволюцию человека. В] вают и продолжают род не столько сшп ловкие и выносливые, сколько сообразител и изобретательные. На Земле начался пр( сапиентации — появление современного 6i гического вида человека — Homo sapiens О век разумный) — сначала в очагах в восто половине Средиземноморья и Юго-Запа Азии, а затем распространяясь на всю сушу рого Света. Ископаемые культуры этого nej (неоантропов) указывают на крупные про сивные сдвиги в жизни людей. На смену ст; му состоянию популяций приходит упоряд< ная родоплеменная организация, как npaei^ матерью-прародительницей во главе (мат] хат). Человек отрывается от пещер, науч быстро, коллективно строить жилища из ручного материала и обретает свободу пер жения, целенаправленно мигрирует за i охотничьей добычей и в поисках лучших вий жизни. К охоте добавляются рыболове промысел моллюсков, появляются лук и ст с каменными наконечниками, рыболовные i ки из кости, раковин и твердого дерева. Ю ные орудия шлифуются, высверливаются, ляются первая сшитая из шкур одежда, ук] ния, культовое и бытовое искусство. Генезис и формирование региональных цивилизаций
Появление и развитие современного биологического вида людей по мере его распространения происходят в очень различных природных условиях. Многие тысячелетия естественного отбора при большой изоляции друг от друга процессов заселения различных природных регионов приводят к складыванию устойчивых генотипов людей, биологически адаптированных к среде обитания (рис. I. 1)1. Так на Земле формируются расы — исторически сложившиеся ареальные совокупности близких по происхождению популяций, обладающие единством наследственных морфологических и физиологических признаков входящих в них людей. Расы — следствие внутривидовых мутаций, никак не влияющих на физические или умственные способности людей, на уровень культуры народов, тем более не дающих никаких оснований для расизма. Родители разных рас дают полноценное метисное потомство, а одинаковое воспитание и обучение детей, относящихся к разным расам, дают одинаковые результаты. «Чистых» рас, их «эталонных» популяций не существует. Признаки расы складываются из различных вариантов и сочетаний черт внешнего облика людей, истолкование которых нередко вызывает дискуссии. Однако изучение рас, их внутреннего ветвления и взаимовлияний дает немало важных данных для истории заселения Земли, этногенеза и этногеографии. Современная антропология различает четыре первоначальные, «базовые», «большие расы». Две из них образовались в условиях тропического климата. Негроиды, и теперь заселяющие Африку южнее Сахары, приобрели защищающую от солнечных ожогов темную пигментацию кожи, плотную «шапку» жестких курчавых черных волос на голове и почти полное отсутствие их на лице. Другими их расовыми признаками стали несколько выдвинутые вперед челюсти (прогнатизм), утолщенные губы, приплюснутый нос с широко открытыми поперечными ноздрями, что должно было способствовать лучшей вентиляции легких. Австралоиды, чьей зоной формирования считается Южная и Юго-Восточная Азия, также приобрели противосолнечную темную пигментацию кожи, но у них, в отличие от негроидов, 1 Рисунки, помещенные на вклейке, имеют двойную нумерацию. не только голова и лицо мужчин, но даже тело покрыто обильной мягкой и волнистой растительностью. Две другие «большие расы» сформировались в условиях умеренного климата и приобретали некоторые свои расовые черты по мере продвижения в более высокие широты Евразии. Европеоиды (кавказоиды или «белая» раса — по западным классификациям) обладают большим разнообразием типов в соответствии с особенностями природных зон — от смуглых кареглазых брюнетов в Средиземноморье» Юго-Западной и Южной Азии до серо- и голубоглазых крупных блондинов на севере Европы (так называемая «нордическая» раса). Монголоиды формировались в степях и полупустынях Средней Азии и континентального Китая с сильными ветрами и пыльными бурями. Явно адаптивное происхождение получили у них поэтому прикрытие слезного бугорка в углу глаза (эпикантус) и сильное развитие верхнего века. Характерны также желтоватая пигментация кожи, уплощенное лицо с выдающимися скулами и небольшим носом, черные прямые волосы на голове и очень слабое их развитие или полное отсутствие на лице. Впрочем, упомянутые главные признаки рас вовсе не являются их абсолютной монополией. Схожие природные условия в далеко отстоящих друг от друга регионах порождали сходные черты у популяций разных рас. У народов негроидной расы — готтентотов и бушменов, сформировавшихся в зонах пустынь и полупустынь Юго-Западной Африки, развились эпикантус и желтоватый оттенок темной кожи. Однозначно относимые антропологами к австралоидам айны, самые волосатые люди Земли, осевшие на довольно холодном о. Хоккайдо (Япония) с его постоянными и сильными ветрами, также приобрели эпикантус и потеряли темную пигментацию кожи. Одинаковую реакцию на влажные тропики также можно отметить у разных рас: рекордно малый рост и большая схожесть морфологии у пигмеев Центральной Африки и у негритосов Малакки и Филиппин. Развитие и совершенствование материальной культуры неоантропов, повышение уровня обеспеченности их жизни привели к ускорению прироста населения, к увеличению демографического «давления» в главных очагах формирования народов и рас, к одному из первых зафиксированных археологией «демографических взры- 22 Развитие цивилизаций и формирование социально-экономической макрогеографии мира вов», который стал одним из главных факторов массовых миграций людей в позднем палеолите. Другим стимулирующим миграции фактором стало кочевье людей за стадами крупных животных, искавших новые кормовые угодья и отступавших перед человеком. Так, на заре истории современного человечества, 35—8 тыс. лет назад, возникло крупнейшее переселение народов, приведшее к окончанию периода заселения Земли человеком. Заселение Австралии, Японии, Америки облегчалось тем, что в позднем палеолите уровень Мирового океана был примерно на 130 м ниже современного и существовали обширные «мосты» между материками и островами. Естественно, в ходе переселений народы разных рас вступали в интенсивные контакты друг с другом, боролись за жизненное пространство и природные богатства, акклиматизировались в новых условиях. Возникали смешанные, переходные расы, представители которых заселяют ныне Среднюю Азию (европеоидо-монголоиды), Юго-Восточную Азию и Дальний Восток (монголоидо-авст-ралоиды). Немало загадок еще таит в себе процесс заселения Америки. По ископаемым культурам ар- хеология проследила путь переселенцев из Азии от Берингова перешейка до Огненной» Земли, и обычно коренное население Нового Света относят к одной из ветвей монголоидной расы. Но все индейцы Америки имеют с монголоидами, пожалуй, только одну общую черту — полное отсутствие растительности на лицах мужчин. Эпикантус и желтоватую пигментацию имеют лишь немногие народы, а у многих внешний облик резко отличается от монголоидного. Майя, например, достигшие высшего развития культуры в Мезоамерике, — краснокожие, длинноголовые, с крупным «орлиным» носом. К «краснокожим» относятся и многие другие этносы равнин Северной и Южной Америки. Еще одна загадка состоит в том, что самая древняя стоянка человека, обнаруженная на северо-востоке Бразилии, старше по возрасту, чем самая ранняя стоянка на Аляске. А обнаруженные в этих местах португальскими завоевателями XVI в. племена бороро и ботокудов явно относились к негроидной расе. Все это, вероятно, свидетельствует о том, что не только через Берингов перешеек и не только монголоиды заселяли Новый Свет. РАННИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ Изучение ископаемых культур периода заселения Земли показывает, что люди в разных регионах проходили в принципе одинаковые пути развития, которые отличались друг от друга лишь деталями и разновременностью достижения сходных ступеней. Обилие дичи и плодов задерживало развитие орудий; относительная скудость пропитания заставляла двигаться в его поисках, совершенствовать орудия, приспосабливаться к новым условиям жизни. Природа сама подсказывала человеку направления новаторской мысли. Первой крупнейшей революцией в образе жизни людей стала аграрная революция: от охоты на животных и собирания плодов человек перешел к их выращиванию, к производству материальных благ. Первым одомашненным животным, зафиксированным историей, была собака, сопровождавшая кочевья людей в Средней, Восточной и Северо-Восточной Азии и перешедшая с ними в Америку. Первые выращенные челове- ком культуры (пшеница, ячмень, чечевица, финиковая пальма) появились около 18, 5 тыс. лет назад в долине Нила, где охота и собирательство уже не могли прокормить выросшее здесь население. Появление других очагов растениеводства и животноводства было резко ускорено последней планетарной катастрофой в истории Земли, приведшей к резкому изменению климата и вымиранию крупных животных — главных объектов охоты — мамонтов, шерстистых носорогов, большерогих оленей, пещерных медведей. Можно считать доказанной даже точную дату: по новейшим расчетам российских астрономов, хвост кометы Галлея прошел близ орбиты Земли в 11543 г. до н. э., и тогда болид диаметром в несколько километров врезался в Северную Атлантику. Эта расчетная дата подтверждается «свидетельскими показаниями»: возрастом пояса тектитов (оплавленных метеоритных «капель») — хорошо прослеженного пути болида в атмосфере Земли от Австралии до Европы, и полностью совпадающим Генезис и формирование региональных цивилизаций
с этой датой началом летосчисления в двух древнейших независимых календарях — ассирийском и египетском. Среди следствий гигантского взрыва были «парниковый эффект», быстрое таяние ледников и дошедший до нас в мифах Всемирный потоп — поднятие уровня океана на 130 м. Гипотеза приписывает этому взрыву уничтожение Атлантиды, образование по краю ударного кратера цепи вулканов нынешних Азорских островов и даже смещение оси вращения Земли. Периодичность самого опасного сближения орбит кометы Галлея и Земли составляет 177 оборотов кометы вокруг Солнца (около 13, 5 тыс. лет). Последнее ее сближение в 1908 г. «подарило» Земле лишь сравнительно небольшой Тунгусский метеорит. Современная наука выделяет 9 главных очагов окультуривания растений и животных, сформировавшихся в основном в X—VI тысячелетиях до н. э. Хотя эти очаги складывались независимо друг от друга, а иногда находились и почти в полной изоляции от других (Америка, Китай), обращает на себя внимание большая общность закономерностей их формирования. И в поисках растений и животных для окультуривания, и в направлениях его развития человеческая мысль и опыт шли настолько параллельными путями, что это предопределило большое композиционное сходство сформировавшихся растениеводче-ско-животноводческих комплексов, не только функциональную, но даже родовую схожесть их состава (рис. 1. 2). Конечно, первым необходимым условием для начала селекции и культивирования было максимально возможное обеспечение широты выбора «кандидатов». Именно поэтому, как доказал Н. И. Вавилов, внесший наибольший вклад в изучение происхождения культурных растений, очаги одомашнивания формировались на базе пограничных биоценозов тропических и субтропических зон, преимущественно в горных, предгорных и предлесных районах. При этом окультуривание становилось прямым продолжением тысячелетий собирательского опыта. Основу рационов людей стали составлять наиболее калорийные и урожайные и одновременно относительно легко хранимые зерновые и бобовые культуры. К ним везде добавлялись овощи, корнеплоды и клубни, требовавшие горячей обработки или потреблявшиеся сырыми, а также источники растительных масел. В каждом очаге появлялись овощи и травы, придававшие пище более привлекательный вкус и аромат, свои сти- мулянты и лечебные культуры, свой набор плодов и фруктов, доставлявших удовольствие. Почти везде появились и специфические волокнистые культуры, на базе которых осуществлялся переход от одежды из мехов и кожи к тканям. Вместе с тем именно на базе этих общих закономерностей параллельного развития очагов доместикации складывается уникальность каждого из возникших там сочетаний, закладываются первые особенности и предпосылки формирования будущих цивилизационных макрорегионов мира. Нередкое повторение культур в разных очагах на деле лишь подчеркивает удивительное совпадение оценок людьми различных диких семейств и родов, но виды растений и животных, их сорта и породы, выведенные в культуру через многовековую селекцию и многократные скрещивания, в разных очагах оказывались разными. Пшеницы в одном случае были твердыми, в другом — мягкими, в третьем — шарозерными; рис округлым и мучнистым на Дальнем Востоке, клейким в Индокитае и продолговатым, стекловидным и рассыпчатым в Индии. Все четыре культуры хлопчатника из четырех очагов его первоначального распространения принадлежали к четырем разным эндемичным видам и отличались друг от друга по длине волокна, прочности и окраске, были однолетними или многолетними, с одновременным сезонным или круглогодичным постепенным вызреванием коробочек. Отличались друг от друга и одноименные породы одомашненных животных. Люди, например, и в Старом и в Новом Свете решили, что самые пригодные для одомашнивания в зоне степей и полупустынь — верблюдовые — наиболее выносливые, неприхотливые и многоцелевые в использовании. Но в эфиопском очаге стали выращивать одногорбого верблюда, на Среднем Востоке — двугорбого, а в зоне Анд единственными верблюдовыми были гораздо более слабые и изящные викунья и гуанако, из которых и были выведены лама и альпака. Важнейшим следствием перехода к земледелию, да и к таким малоподвижным видам животноводства, как птицеводство, свиноводство, была оседлость. При этом население стало концентрироваться в долинах и поймах рек с плодородными аллювиальными почвами, с возможностями орошения и речного транспорта, а затем и с выходом к морю во внешний мир. Но на 24 Развитие цивилизаций и формирование социально-экономической макрогеографии мира ранних этапах развития привязка к земле усиливает изоляцию очагов земледелия друг от друга. Независимость развития каждого из очагов проявляется не только в различиях наборов культур и пород животных, но и в разных технологиях земледелия, что приводит к обострению неравномерности развития. Быстрота прогресса зависит, в частности, от сроков перехода от мотыжного земледелия к плужному, а успех последнего — от наличия и эффективности тяглового скота, от внедрения бронзовых лемехов и других сельскохозяйственных орудий, а следовательно, от развития металлургии и т. д. Все это в разных очагах земледелия и животноводства происходит разновременно, отличаясь в деталях, но везде подчиняясь общим закономерностям в последовательности этапов, в появлении и взаимодействии инноваций в области и материальной культуры, и духовного развития и организации общества. Неолитическая аграрная революция привела к разложению родового строя, появлению собственности на землю и рабовладения. Усложнение стратификации раннеклассовых обществ происходит по мере развития ремесел, торговли, армии, аппарата управления, религии. На смену религиям тотемизма, анимизма и культа предков приходят политеистические культы, где каждый из богов «отвечает» за свою область жизни и деятельности людей, а непосредственное общение с богами переходит в руки профессиональных жрецов. Вероятно, именно жрецы создавали письменность и первые священные книги. Они же монополизируют развитие всех мировоззренческих знаний, в том числе астрономии (от нее зависит расчет календаря и сроков разлива рек, посевов, поливов, уборки урожая и т. д. ), математики" (она начиналась с обмера земельных владений и посевов, усложнялась через расчет движений светил, строительство дворцов и храмов), географии (первые планы и карты появились еще до начала письменности, вместе с разделом и переделом земельных владений и прокладыванием путей для дальнейшей торговли с соседними народами). Военные вожди, а затем и появившиеся наследственные монархи были одновременно и крупнейшими земле- и рабовладельцами. Рядом с их дворцами поселялась знать и возникали культовые центры, нередко с храмами нескольким разным богам, здесь же поселялись воины, чуть дальше — ремесленники, joproeubi, ; круг, но под защитой создававшихся по г метру укреплений, — свободные крестьяне поля уходили за горизонт. Так возникли i да-государства, положившие начало древ шим цивилизациям Земли (рис. 1. 3). Практически все автохтонные цивилиз возникли в пределах первоначальных о1 окультуривания растений, но ко времени г ления городов земледелие концентрирует наиболее благоприятных местах. Великие j рические реки Старого Света — Нил, Тигр Евфратом, Инд и Ганг, Хуанхэ — стали мощным фактором ускорения развития земледельче культур и созревания цивилизаций. Первыми в IV тысячелетии до н. э. по лись города-царства в Египте и в Месопотг (Шумер). В III — возникли эгейско-эллин цивилизация и города-государства Хараппа и Мохенджо-Даро (долина Инда), во II тыс летии до н. э. — Царство Инь в долине Ху (см. рис. 1. 3). Несомненно, в формировании древне» цивилизаций огромную роль играло их гее фическое положение. Первые три из них никли на стыке трех континентов, в очаге с ентации человека, на перекрестке главных г движений народов. Близость этих трех очаг отсутствие крупных природных барьеров mi ними способствовали преодолению изоля обмену инновациями и продуктами, ус коре развития. Египет, получивший с верховьев ла, из эфиопского очага земледелия и живо водства, вдобавок к своим культурам вербл пшеницу и хлопок, первым в истории челов ства перешел к плужному орошаемому земл лию на богатых аллювиальных почвах субтр< ческой долины одной из крупнейших рек м Контакты с Египтом и соперничество с имели большое значение для развития цив! заций Месопотамии. Расцвету критской кул ры — наиболее раннего очага эгейско-эл; ской цивилизации — способствовало как со ство (доступное для островных мореходо! Египтом и Месопотамией, так и защищен» от набегов кочевников (Крит был, пожа единственным местом древнего мира, где го| не были защищены стенами или другими ук] лениями). Хараппская цивилизация долины да, несмотря на то что она располагала болы выбором сельскохозяйственных культур, мощной Генезис и формирование региональных цивилизаций
тягловой силой (буйволы, слоны) и довольно рано перешла к плужному земледелию, развивалась все же довольно медленно из-за значительной изоляции от внерегиональных цивилизаций. Установленное археологами время расцвета ха-раппской цивилизации совпадает с развитием парусного судоходства из дельты Инда в Персидский залив. Последней из субтропических цивилизаций Старого Света стали культуры Вейхе-Хуанхэ в Китае. Этот очаг был отрезан и от Среднего Востока и Средиземноморья, и от Индостана самыми непроходимыми на Земле горами и пустынями, а с севера ему постоянно угрожали набеги монгольских и маньчжурских кочевников (от которых он пытался отгородиться Великой стеной). Развитие первых китайских цивилизаций ускорилось лишь после того, как они смогли получить из Бактрии мощного и выносливого верблюда и проложить караванные пути в Самарканд, Бухару и Персию. Из африканских очагов земледелия уровня цивилизации достигли лишь культуры Западной Африки — в излучине Нигера — во второй половине I тысячелетия н. э. Этот очаг был отрезан от Нила и Средиземноморья гигантской Сахарой, которую невозможно было преодолеть пешком, а транспортно-тягловых животных здесь не было. Не перешли здесь поэтому и к плужному земледелию. Развитие нигерской цивилизации ускорилось лишь после того, как она была открыта арабами в VII—VIII вв., внедрила у себя верблюда и начала торговый обмен. Культуры очагов земледелия в Новом Свете также развивались в условиях большой изоляции и отсутствия крупного тяглового скота. Первые раннеклассовые города-государства в Мезоамерике и в Центральном Перу сформировались в первой половине I тысячелетия н. э. и достигли расцвета в VIII—XI вв. Многие достижения этих цивилизаций повторяли или превосходили таковые в цивилизациях Старого Света: пирамиды майя, очень похожие на египетские, но с храмами на усеченных вершинах; тщательно спланированные города и до настоящего времени сохранившиеся крепости инков; непревзойденные ткани Паракаса (Перу) и вошедшие в мировую сокровищницу образцы самобытного искусства из обоих очагов; удивительные достижения в математике, астрономии (самый точный календарь ацтеков в 365 дней! ), медицине (особенно в хирургии и фармакопее) и т. д. Но в некоторых областях культуры американские цивилизации отставали: оба очага не знали колеса; Мезоамерика, оставившая великолепные образцы искусства из золота и серебра, не дошла до бронзы и достигла совершенства лишь в изготовлении орудий и оружия из вулканического стекла — обсидиана; древние перуанцы владели секретами использования многих сплавов меди, но не имели письменности и дошли лишь до начальных стадий пиктографии. РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЕ ИМПЕРИИ Развитие древних циви
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|