Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материальная культура




Производительные силы (орудия производст­ва, технология, коммуникации, квалифи­кация кадров, наука и т. д. )

Производственные отношения

Предметы^ потребления (жилище, одежда, питание и т. д. )

Преобразованный человеком (культурный)

ландшафт Духовная культура

Язык, письменность, литература

Нравы, обычаи, этика

Религия

Идеология, философия, право

Искусство

Образование Общественные институты

Здравоохранение, социальное обеспечение

Политические группы, партии

Общественные организации

Вооруженные силы

Правительство, системы управления

В конечном счете культура — это научаемое поведение человека в обществе, от которого зави­сит материальное и духовное развитие этого об­щества. В современном обществе культура на­чинается с образования и обеспечивает свой прогресс в меру развития науки, технологий, ли­тературы, искусства.

Каждая из трех подсистем культуры — мате­риальная, духовная и социальная — имеет для любой нации большое самостоятельное значе­ние, и в то же время они неразрывно связаны в единое целое тесной взаимозависимостью. Од­нако главным двигателем культуры, всех ее ком­понентов, являются производительные силы. Уровень их развития решающим образом влияет на производственные отношения, на характер и степень удовлетворения материальных и духов­ных потребностей людей, на идеологию и орга­низацию общества. В свою очередь, основной


пружиной в механизме производительных сил служат постоянное их обновление на более вы­соком уровне, генерация и внедрение техниче­ских и технологических инноваций.

В доиндустриальных обществах инновации назревали либо в результате длительного опыта, либо случайных озарений (эврика! ), а внедрение наиболее важных из них приобретало характер культурных революций. В зрелом индустриаль­ном обществе разработка инноваций поручается специально организованной науке и носит сис­тематический характер, что вместе, с их внедре­нием приводит к периодическому обновлению всех производительных сил, знаменующему этапы научно-технического прогресса (НТП). В постиндустриальном обществе наука превра­щается в главную производительную силу, а раз­работка инноваций получает в значительной ме­ре предсказуемый и плановый характер.

Как правило, первоначально инновации рож­даются в рамках одной культуры, и их дальней­шее распространение (диффузия) происходит в процессе развития межкультурных отношений. Контакты культур в докапиталистических об­щественных формациях носят случайный, нере­гулярный или даже чрезвычайный характер (войны) и обычно выливаются в систему гос­подства — подчинения. Диффузия инноваций в подчиненных культурах идет медленно, в масш­табах изолированных от остального мира макро­регионов. Межрегиональные прорывы редки и касаются, как правило, не производства, а по­требления (например, раннее проникновение в Европу восточных пряностей, благовоний, шел­ков).

Промышленная революция в Европе и фор­мирование мирового рынка привели к резкой активизации контактов культур, к их регуляр­ности и расширению до масштабов всего мира. Быстро нарастает темп выработки инноваций. Сами инновации в первую очередь направлены на преодоление барьеров на пути их распростра­нения. По мере развития техники транспорта и связи сводится к минимуму значение физи­ко-географических барьеров (горы, тропические леса, пустыни, океаны и т. п. ) и расстояний (на­пример, удаленность Японии от европейского и американского центров инноваций). Наиболее труднопреодолимыми остаются духовно-куль­турные барьеры — различия языков, религий, образа жизни и т. п. Усложнились сущность,


18 Развитие цивилизаций и формирование социально-экономической макрогеографии мира


характер межкультурных отношений. Различа­ют по меньшей мере три типа процессов: асси­миляция (поглощение) культур, амальгамирова­ние (смешение, наложение) и сосуществование культур.

Развитие отношений между культурами постиндустриальных обществ ведет ко все более широкой их интернационализации и нивелиро­ванию, к конвергенции культур. Непрерывно возрастающая сложность инноваций и еще бы­стрее растущие затраты на их разработку приво­дят к необходимости международного сотрудни­чества и кооперации.

Термин «цивилизация» вошел в науку в XVIII в. для обозначения третьего, наиболее развитого периода древней истории, состоящей из дикости, варварства и цивилизации. Соглас­но этой периодизации (наиболее полно и убеди­тельно обоснованной американским археологом и этнографом Л. Г. Морганом в книге «Древнее общество», 1877 г. ) смена эпох истории народов была связана с очень крупными, революционны­ми инновациями. Переход от дикости к варвар­ству происходил в силу смены охотничье-соби-рательского хозяйства земледелием и животно­водством, т. е. переходом от изъятия у. природы средств жизнеобеспечения к производству мате­риальных благ. Вместо каменной и деревянной утвари появляются все более разнообразные гон­чарные изделия, шкуры заменяются тканями.

Вступление в эпоху цивилизации датируется появлением письменности, т. е. завоеванием возможности передачи опыта следующим по­колениям, началом фиксированной истории. Другими признаками цивилизованной стадии развития культуры принято считать: появление металлургии, математики и астрономии, разде­ление хруда и социальную стратификацию, воз­никновение городов, формализацию государст­венности и управления, дальние торговые связи.

Однако в настоящее время термин «цивили­зация» практически потерял свое значение дав­но прошедшего исторического рубежа в разви­тии человечества.

Нередко этот термин употребляют как сино­ним культуры, степень развития которой можно измерить и сопоставить. Однако в обществен­ных науках этот термин давно утвердился и все более широко применяется для обозначения циклов существования своего рода мегакультур, сыгравших и играющих ключевые роли в исто-


рии. Цивилизации, как и культуры, имеют с стадии развития — возникают, расцветают, мирают, — но, в отличие от «обычных» эт культур, цивилизации оставляют глубокий сл< истории, пополняют наследие человечества (i но по Маяковскому: «... как в наши дни boi водопровод, сработанный еще рабами Рима»)

«Классического» или общепринятого определе цивилизаций нет, как и «твердых» критерие! выделения. Русский ученый Н. Я. Данилевс (1822—1885) нашел в мировой истории 13 цив! заций, немецкий историк и философ О. Шпен (1880—1936) выделил всего 7 с полным циклом незавершившихся, английский историк и кул ролог А. Дж. Тойнби (1889—1975) в начале ев 14-томного труда «Постижение истории» опред( существование среди земных человеческих обш 21 цивилизации, а к концу труда — 33. Видимо, тина состоит в том, что их количество зависи учитываемых «размеров» — длительности сущее вания, обширности охваченных народов и терр рий, глубины внедрения инноваций и т. п.

Понимание этого термина в нашем учебь можно выразить следующим определен! цивилизация — это способ, образ жизни лю, такие особенности их отношений, результа! которых становятся достижения материалы! » духовной культуры, выходящие за пределы о их появления и оказывающие значительное в. ние на жизнь окружающих народов и развити культур.

Для географов, всегда имеющих дело с i странством, с картой, нелегко уловить и о зить то, с чего начинаются цивилизации — раз жизни людей, особенности их отноше (см. приложение к части I, с. 83). Зато они и\ преимущества в возможной наглядности отр; ния территориального распространения крит ев цивилизаций, среди которых выделим:

— язык, включая язык центра цивилиза
и язык межнационального общения;

— религии, включая размещение их цент

— границы экспансии цивилизации (ш
рии или других форм контроля);

— уровень технологического развития ц
ра и периферии;

— границы, центры и взаимосвязи хозяй
в центре и на периферии;

— особенности и границы распростраж
стилей — в одежде, строительстве, ис
стве и т. п.


Цивилизационные регионы мира: понятия, масштабы, критерии



 


Исторические и географические рамки циви­лизаций зависят от масштабов совокупностей культур, на которые они распространяются, от «уровня разрешения» при их рассмотрении. На первом уровне в масштабах всего человечества, так сказать, с «внепланетной» точки зрения все люди, живущие ныне на Земле, являются на­следниками и представителями земной цивили­зации, наиболее крупные достижения которой на протяжении всей ее обозримой истории, не­зависимо от конкретного места и времени их рождения, вошли в сокровищницу мировой культуры. По мере уменьшения масштабов со­вокупностей культур соответственно повышает­ся и «уровень разрешения», возрастает степень детализации различий: можно выделить цивили­зации крупных регионов (европейская циви­лизация, южноазиатская и т. д. ), субрегионов (Западная, Южная, Северная, Восточная Европа и т. п. ), стран, наций (британская цивилизация, французская и т. д. ). Цивилизация националь­ного уровня — наименьший из возможных масштабов земных цивилизаций, и о них обыч­но говорят лишь в том случае, когда они явля­ются результатами достаточно сложного амаль­гамирования нескольких этнокультур и/или рас­пространяют свое влияние на другие культуры как «своего» макрорегиона, так и других регио­нов мира.

Предметом нашего изучения в этой части яв­ляются цивилизации макрорегионов и субрегио­нов мира — границы, в которых они складыва­лись, история их формирования, современные особенности и проблемы. Конкретный материал о конкретных региональных цивилизациях из­лагается в последующих разделах. Здесь же ог­раничимся лишь некоторыми общими положе­ниями.

Границы распространения цивилизации вто­рого уровня являются объективной основой


макрорегионализации мира. Они определяются географическим пространством, издревле до­ступным для интенсивного общения соседних народов и диффузии инноваций, более того, об­рекавшим на такое общение. Внешними грани­цами таких общностей становились крупные труднопреодолимые природные препятствия — океаны, горы, пустыни, дремучие леса. Гималаи, отделяющие южноазиатскую цивилизацию от китайской, до сих пор не пересекаются ни од­ной железнодорожной или автомагистралью.

Сущность феномена макрорегиона легче по­нять, если сравнить его с такой живой общно­стью, как биоценоз — совокупность взаимоза­висимых растений и животных, населяющих экологически однородную часть биосферы Зем­ли (биоценозы тундры, тайги, тропического леса и т. п. ). Такое сравнение вполне правомерно не только по дидактическим соображениям. Чело­век сам стал плодом развития определенного биоценоза, приспособление к природе и ее все более широкое использование на протяжении тысячелетий были одним из главных двигателей развития человеческих обществ, а в настоящее время снова неизмеримо возрастает роль эколо­гической компоненты в жизни общества. Ко­нечно, в отличие от биоценоза, совокупность народов, которую можно было бы назвать этно-социоценозом, не является саморегулирующей­ся системой, она подчиняется законам общест­венного развития. Впрочем, теперь и биоцено­зы перестают быть саморегулирующимися, все больше зависят от деятельности человека.

Определение макрорегиона мира можно све­сти к следующей формулировке: макрорегион мира — исторически сложившийся комплекс соседних народов, принадлежащих к одной ре­гиональной цивилизации и взаимозависимо раз­вивающихся в определенных географических ус­ловиях.


ГЛАВА 2

Генезис и формирование региональных цивилизаций

ЗАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ


Подавляющее большинство современных ученых разделяют моноцентристскую гипотезу происхождения человека (антропогенеза). Эту гипотезу впервые высказал еще Ч. Дарвин в книге «Происхождение человека и половой от­бор» (1871), указав и возможный адрес зарожде­ния и распространения гоминидов: тропические леса Северо-Восточной Африки. С тех пор ар­хеология и антропология нашли много доказа­тельств всей хронологической цепочки эволю­ции африканских человекообразных обезьян. Последнее звено в этой цепочке — самый древ­ний и самый близкий к обезьянам из обна­руженных на Земле гуманоидов был найден в 1994 г. на севере Эфиопии в бассейне реки Арамис. Останки этих существ, названных Aus-tralopitecus ramidus, имеют возраст около 4, 5 млн лет.

Останки первых существ, которых наука назвала «человеком» — со значительно возрос­шим объемом мозга и человеческими конечнос­тями, — были обнаружены в этом же районе ми­ра в 1960 г. в Олдовайском ущелье в Танзании и в 1972 г. близ оз. Рудольфа в Кении. Но кроме анатомическо-антропологических признаков по­явления человека были и другие, значительно более безошибочные: останки сопровождались первыми примитивными каменными орудиями. Поэтому эти самые древние люди, чей возраст оценивается в 2, 5—2 млн лет, получили назва­ние Homo habilis (человек умелый).

По мере роста популяций хабилисы в поисках пищи стали распространяться по территории афро-евразийского блока материков. Стоянки самых древних людей — архантропов (питекант­ропов, синантропов, атлантропов), обнаружен­ные в Старом Свете за пределами Восточной Аф­рики, относятся к 600—250 тыс. лет до н. э. (древний палеолит). Первоначально заселялись


лишь тропические и субтропические зоны, силу значительного похолодания климата Зе с одной стороны, и роста необеспеченности диционными живыми ресурсами — с др людские сообщества вынуждены были пр* сабливаться и к гораздо более суровым уело жизни.

Резкие колебания климата Земли в ере и позднем (40—12 тыс. лет назад) палее (вюрмские оледенения и межледниковые г оды) и соответствующие изменения всей г& фической среды, ее растительных и живо ресурсов ускоряют эволюцию человека. В] вают и продолжают род не столько сшп ловкие и выносливые, сколько сообразител и изобретательные. На Земле начался пр( сапиентации — появление современного 6i гического вида человека — Homo sapiens О век разумный) — сначала в очагах в восто половине Средиземноморья и Юго-Запа Азии, а затем распространяясь на всю сушу рого Света. Ископаемые культуры этого nej (неоантропов) указывают на крупные про сивные сдвиги в жизни людей. На смену ст; му состоянию популяций приходит упоряд< ная родоплеменная организация, как npaei^ матерью-прародительницей во главе (мат] хат). Человек отрывается от пещер, науч быстро, коллективно строить жилища из ручного материала и обретает свободу пер жения, целенаправленно мигрирует за i охотничьей добычей и в поисках лучших вий жизни. К охоте добавляются рыболове промысел моллюсков, появляются лук и ст с каменными наконечниками, рыболовные i ки из кости, раковин и твердого дерева. Ю ные орудия шлифуются, высверливаются, ляются первая сшитая из шкур одежда, ук] ния, культовое и бытовое искусство.


Генезис и формирование региональных цивилизаций



 


Появление и развитие современного биоло­гического вида людей по мере его распростране­ния происходят в очень различных природных условиях. Многие тысячелетия естественного отбора при большой изоляции друг от друга процессов заселения различных природных ре­гионов приводят к складыванию устойчивых ге­нотипов людей, биологически адаптированных к среде обитания (рис. I. 1)1. Так на Земле фор­мируются расы — исторически сложившиеся ареальные совокупности близких по происхожде­нию популяций, обладающие единством наслед­ственных морфологических и физиологических признаков входящих в них людей.

Расы — следствие внутривидовых мутаций, никак не влияющих на физические или умст­венные способности людей, на уровень культу­ры народов, тем более не дающих никаких осно­ваний для расизма. Родители разных рас дают полноценное метисное потомство, а одинаковое воспитание и обучение детей, относящихся к разным расам, дают одинаковые результаты. «Чистых» рас, их «эталонных» популяций не су­ществует. Признаки расы складываются из раз­личных вариантов и сочетаний черт внешнего облика людей, истолкование которых нередко вызывает дискуссии. Однако изучение рас, их внутреннего ветвления и взаимовлияний дает немало важных данных для истории заселения Земли, этногенеза и этногеографии.

Современная антропология различает четыре первоначальные, «базовые», «большие расы». Две из них образовались в условиях тропическо­го климата. Негроиды, и теперь заселяющие Аф­рику южнее Сахары, приобрели защищающую от солнечных ожогов темную пигментацию ко­жи, плотную «шапку» жестких курчавых черных волос на голове и почти полное отсутствие их на лице. Другими их расовыми признаками стали несколько выдвинутые вперед челюсти (прогна­тизм), утолщенные губы, приплюснутый нос с широко открытыми поперечными ноздрями, что должно было способствовать лучшей вентиля­ции легких.

Австралоиды, чьей зоной формирования счи­тается Южная и Юго-Восточная Азия, также приобрели противосолнечную темную пигмен­тацию кожи, но у них, в отличие от негроидов,

1 Рисунки, помещенные на вклейке, имеют двой­ную нумерацию.


не только голова и лицо мужчин, но даже тело покрыто обильной мягкой и волнистой расти­тельностью.

Две другие «большие расы» сформировались в условиях умеренного климата и приобретали некоторые свои расовые черты по мере продви­жения в более высокие широты Евразии. Евро­пеоиды (кавказоиды или «белая» раса — по западным классификациям) обладают большим разнообразием типов в соответствии с особен­ностями природных зон — от смуглых карегла­зых брюнетов в Средиземноморье» Юго-Запад­ной и Южной Азии до серо- и голубоглазых крупных блондинов на севере Европы (так назы­ваемая «нордическая» раса). Монголоиды фор­мировались в степях и полупустынях Средней Азии и континентального Китая с сильными вет­рами и пыльными бурями. Явно адаптивное про­исхождение получили у них поэтому прикрытие слезного бугорка в углу глаза (эпикантус) и силь­ное развитие верхнего века. Характерны также желтоватая пигментация кожи, уплощенное лицо с выдающимися скулами и небольшим носом, черные прямые волосы на голове и очень слабое их развитие или полное отсутствие на лице.

Впрочем, упомянутые главные признаки рас вовсе не являются их абсолютной монополией. Схожие природные условия в далеко отстоящих друг от друга регионах порождали сходные чер­ты у популяций разных рас. У народов негро­идной расы — готтентотов и бушменов, сфор­мировавшихся в зонах пустынь и полупустынь Юго-Западной Африки, развились эпикантус и желтоватый оттенок темной кожи. Однозначно относимые антропологами к австралоидам ай­ны, самые волосатые люди Земли, осевшие на довольно холодном о. Хоккайдо (Япония) с его постоянными и сильными ветрами, также при­обрели эпикантус и потеряли темную пигмента­цию кожи. Одинаковую реакцию на влажные тропики также можно отметить у разных рас: рекордно малый рост и большая схожесть мор­фологии у пигмеев Центральной Африки и у не­гритосов Малакки и Филиппин.

Развитие и совершенствование материальной культуры неоантропов, повышение уровня обес­печенности их жизни привели к ускорению при­роста населения, к увеличению демографическо­го «давления» в главных очагах формирования народов и рас, к одному из первых зафиксиро­ванных археологией  «демографических взры-


22 Развитие цивилизаций и формирование социально-экономической макрогеографии мира


вов», который стал одним из главных факторов массовых миграций людей в позднем палеолите. Другим стимулирующим миграции фактором стало кочевье людей за стадами крупных живот­ных, искавших новые кормовые угодья и отсту­павших перед человеком. Так, на заре истории современного человечества, 35—8 тыс. лет на­зад, возникло крупнейшее переселение народов, приведшее к окончанию периода заселения Зем­ли человеком.

Заселение Австралии, Японии, Америки об­легчалось тем, что в позднем палеолите уровень Мирового океана был примерно на 130 м ниже современного и существовали обширные «мос­ты» между материками и островами. Естествен­но, в ходе переселений народы разных рас всту­пали в интенсивные контакты друг с другом, бо­ролись за жизненное пространство и природные богатства, акклиматизировались в новых усло­виях. Возникали смешанные, переходные расы, представители которых заселяют ныне Среднюю Азию (европеоидо-монголоиды), Юго-Восточ­ную Азию и Дальний Восток (монголоидо-авст-ралоиды).

Немало загадок еще таит в себе процесс засе­ления Америки. По ископаемым культурам ар-


хеология проследила путь переселенцев из Азии от Берингова перешейка до Огненной» Земли, и обычно коренное население Нового Света отно­сят к одной из ветвей монголоидной расы. Но все индейцы Америки имеют с монголоидами, пожалуй, только одну общую черту — полное отсутствие растительности на лицах мужчин. Эпикантус и желтоватую пигментацию имеют лишь немногие народы, а у многих внешний об­лик резко отличается от монголоидного. Майя, например, достигшие высшего развития культу­ры в Мезоамерике, — краснокожие, длинного­ловые, с крупным «орлиным» носом. К «красно­кожим» относятся и многие другие этносы рав­нин Северной и Южной Америки. Еще одна загадка состоит в том, что самая древняя стоян­ка человека, обнаруженная на северо-востоке Бразилии, старше по возрасту, чем самая ранняя стоянка на Аляске. А обнаруженные в этих мес­тах португальскими завоевателями XVI в. племе­на бороро и ботокудов явно относились к негро­идной расе. Все это, вероятно, свидетельствует о том, что не только через Берингов перешеек и не только монголоиды заселяли Новый Свет.


РАННИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ


Изучение ископаемых культур периода засе­ления Земли показывает, что люди в разных ре­гионах проходили в принципе одинаковые пути развития, которые отличались друг от друга лишь деталями и разновременностью достиже­ния сходных ступеней. Обилие дичи и плодов задерживало развитие орудий; относительная скудость пропитания заставляла двигаться в его поисках, совершенствовать орудия, приспосаб­ливаться к новым условиям жизни. Природа са­ма подсказывала человеку направления новатор­ской мысли.

Первой крупнейшей революцией в образе жизни людей стала аграрная революция: от охо­ты на животных и собирания плодов человек пе­решел к их выращиванию, к производству мате­риальных благ. Первым одомашненным живот­ным, зафиксированным историей, была собака, сопровождавшая кочевья людей в Средней, Вос­точной и Северо-Восточной Азии и перешедшая с ними в Америку. Первые выращенные челове-


ком культуры (пшеница, ячмень, чечевица, фи­никовая пальма) появились около 18, 5 тыс. лет назад в долине Нила, где охота и собирательство уже не могли прокормить выросшее здесь насе­ление. Появление других очагов растениеводства и животноводства было резко ускорено послед­ней планетарной катастрофой в истории Земли, приведшей к резкому изменению климата и вы­миранию крупных животных — главных объек­тов охоты — мамонтов, шерстистых носорогов, большерогих оленей, пещерных медведей.

Можно считать доказанной даже точную дату: по новейшим расчетам российских астрономов, хвост кометы Галлея прошел близ орбиты Земли в 11543 г. до н. э., и тогда болид диаметром в не­сколько километров врезался в Северную Атланти­ку. Эта расчетная дата подтверждается «свидетель­скими показаниями»: возрастом пояса тектитов (оплавленных метеоритных «капель») — хорошо прослеженного пути болида в атмосфере Земли от Австралии до Европы, и полностью совпадающим


Генезис и формирование региональных цивилизаций



 


с этой датой началом летосчисления в двух древ­нейших независимых календарях — ассирийском и египетском. Среди следствий гигантского взрыва были «парниковый эффект», быстрое таяние лед­ников и дошедший до нас в мифах Всемирный потоп — поднятие уровня океана на 130 м. Гипо­теза приписывает этому взрыву уничтожение Ат­лантиды, образование по краю ударного кратера цепи вулканов нынешних Азорских островов и да­же смещение оси вращения Земли. Периодичность самого опасного сближения орбит кометы Галлея и Земли составляет 177 оборотов кометы вокруг Солнца (около 13, 5 тыс. лет). Последнее ее сбли­жение в 1908 г. «подарило» Земле лишь сравни­тельно небольшой Тунгусский метеорит.

Современная наука выделяет 9 главных оча­гов окультуривания растений и животных, сфор­мировавшихся в основном в X—VI тысячелетиях до н. э. Хотя эти очаги складывались независи­мо друг от друга, а иногда находились и почти в полной изоляции от других (Америка, Китай), обращает на себя внимание большая общность закономерностей их формирования. И в поисках растений и животных для окультуривания, и в направлениях его развития человеческая мысль и опыт шли настолько параллельными путями, что это предопределило большое композицион­ное сходство сформировавшихся растениеводче-ско-животноводческих комплексов, не только функциональную, но даже родовую схожесть их состава (рис. 1. 2).

Конечно, первым необходимым условием для начала селекции и культивирования было мак­симально возможное обеспечение широты вы­бора «кандидатов». Именно поэтому, как дока­зал Н. И. Вавилов, внесший наибольший вклад в изучение происхождения культурных расте­ний, очаги одомашнивания формировались на базе пограничных биоценозов тропических и субтропических зон, преимущественно в гор­ных, предгорных и предлесных районах. При этом окультуривание становилось прямым про­должением тысячелетий собирательского опыта. Основу рационов людей стали составлять наибо­лее калорийные и урожайные и одновременно относительно легко хранимые зерновые и бобо­вые культуры. К ним везде добавлялись овощи, корнеплоды и клубни, требовавшие горячей об­работки или потреблявшиеся сырыми, а также источники растительных масел. В каждом очаге появлялись овощи и травы, придававшие пище более привлекательный вкус и аромат, свои сти-


мулянты и лечебные культуры, свой набор плодов и фруктов, доставлявших удовольствие. Почти везде появились и специфические волок­нистые культуры, на базе которых осуществлял­ся переход от одежды из мехов и кожи к тканям.

Вместе с тем именно на базе этих общих за­кономерностей параллельного развития очагов доместикации складывается уникальность каж­дого из возникших там сочетаний, закладывают­ся первые особенности и предпосылки форми­рования будущих цивилизационных макроре­гионов мира. Нередкое повторение культур в разных очагах на деле лишь подчеркивает уди­вительное совпадение оценок людьми различ­ных диких семейств и родов, но виды растений и животных, их сорта и породы, выведенные в культуру через многовековую селекцию и мно­гократные скрещивания, в разных очагах оказы­вались разными. Пшеницы в одном случае были твердыми, в другом — мягкими, в третьем — шарозерными; рис округлым и мучнистым на Дальнем Востоке, клейким в Индокитае и про­долговатым, стекловидным и рассыпчатым в Индии. Все четыре культуры хлопчатника из че­тырех очагов его первоначального распростра­нения принадлежали к четырем разным энде­мичным видам и отличались друг от друга по длине волокна, прочности и окраске, были од­нолетними или многолетними, с одновремен­ным сезонным или круглогодичным постепен­ным вызреванием коробочек.

Отличались друг от друга и одноименные по­роды одомашненных животных. Люди, напри­мер, и в Старом и в Новом Свете решили, что самые пригодные для одомашнивания в зоне степей и полупустынь — верблюдовые — наибо­лее выносливые, неприхотливые и многоцеле­вые в использовании. Но в эфиопском очаге стали выращивать одногорбого верблюда, на Среднем Востоке — двугорбого, а в зоне Анд единственными верблюдовыми были гораздо более слабые и изящные викунья и гуанако, из которых и были выведены лама и альпака.

Важнейшим следствием перехода к земледе­лию, да и к таким малоподвижным видам жи­вотноводства, как птицеводство, свиноводство, была оседлость. При этом население стало кон­центрироваться в долинах и поймах рек с плодо­родными аллювиальными почвами, с возмож­ностями орошения и речного транспорта, а за­тем и с выходом к морю во внешний мир. Но на


24 Развитие цивилизаций и формирование социально-экономической макрогеографии мира


ранних этапах развития привязка к земле усили­вает изоляцию очагов земледелия друг от друга. Независимость развития каждого из очагов про­является не только в различиях наборов культур и пород животных, но и в разных технологиях земледелия, что приводит к обострению неравно­мерности развития. Быстрота прогресса зависит, в частности, от сроков перехода от мотыжного земледелия к плужному, а успех последнего — от наличия и эффективности тяглового скота, от внедрения бронзовых лемехов и других сельско­хозяйственных орудий, а следовательно, от раз­вития металлургии и т. д.

Все это в разных очагах земледелия и живот­новодства происходит разновременно, отлича­ясь в деталях, но везде подчиняясь общим зако­номерностям в последовательности этапов, в появлении и взаимодействии инноваций в об­ласти и материальной культуры, и духовного развития и организации общества.

Неолитическая аграрная революция привела к разложению родового строя, появлению соб­ственности на землю и рабовладения. Усложне­ние стратификации раннеклассовых обществ происходит по мере развития ремесел, торговли, армии, аппарата управления, религии. На смену религиям тотемизма, анимизма и культа предков приходят политеистические культы, где каждый из богов «отвечает» за свою область жизни и де­ятельности людей, а непосредственное общение с богами переходит в руки профессиональных жрецов. Вероятно, именно жрецы создавали письменность и первые священные книги. Они же монополизируют развитие всех мировоззрен­ческих знаний, в том числе астрономии (от нее зависит расчет календаря и сроков разлива рек, посевов, поливов, уборки урожая и т. д. ), мате­матики" (она начиналась с обмера земельных владений и посевов, усложнялась через расчет движений светил, строительство дворцов и хра­мов), географии (первые планы и карты появи­лись еще до начала письменности, вместе с раз­делом и переделом земельных владений и про­кладыванием путей для дальнейшей торговли с соседними народами).

Военные вожди, а затем и появившиеся на­следственные монархи были одновременно и крупнейшими земле- и рабовладельцами. Рядом с их дворцами поселялась знать и возникали культовые центры, нередко с храмами несколь­ким разным богам, здесь же поселялись воины,


чуть дальше — ремесленники, joproeubi, ; круг, но под защитой создававшихся по г метру укреплений, — свободные крестьяне поля уходили за горизонт. Так возникли i да-государства, положившие начало древ шим цивилизациям Земли (рис. 1. 3).

Практически все автохтонные цивилиз возникли в пределах первоначальных о1 окультуривания растений, но ко времени г ления городов земледелие концентрирует наиболее благоприятных местах. Великие j рические реки Старого Света — Нил, Тигр Евфратом, Инд и Ганг, Хуанхэ — стали мощным фактором ускорения развития земледельче культур и созревания цивилизаций.

Первыми в IV тысячелетии до н. э. по лись города-царства в Египте и в Месопотг (Шумер). В III — возникли эгейско-эллин цивилизация и города-государства Хараппа и Мохенджо-Даро (долина Инда), во II тыс летии до н. э. — Царство Инь в долине Ху (см. рис. 1. 3).

Несомненно, в формировании древне» цивилизаций огромную роль играло их гее фическое положение. Первые три из них никли на стыке трех континентов, в очаге с ентации человека, на перекрестке главных г движений народов. Близость этих трех очаг отсутствие крупных природных барьеров mi ними способствовали преодолению изоля обмену инновациями и продуктами, ус коре развития. Египет, получивший с верховьев ла, из эфиопского очага земледелия и живо водства, вдобавок к своим культурам вербл пшеницу и хлопок, первым в истории челов ства перешел к плужному орошаемому земл лию на богатых аллювиальных почвах субтр< ческой долины одной из крупнейших рек м Контакты с Египтом и соперничество с имели большое значение для развития цив! заций Месопотамии. Расцвету критской кул ры — наиболее раннего очага эгейско-эл; ской цивилизации — способствовало как со ство (доступное для островных мореходо! Египтом и Месопотамией, так и защищен» от набегов кочевников (Крит был, пожа единственным местом древнего мира, где го| не были защищены стенами или другими ук] лениями). Хараппская цивилизация долины да, несмотря на то что она располагала болы выбором сельскохозяйственных культур, мощной


Генезис и формирование региональных цивилизаций



 


тягловой силой (буйволы, слоны) и довольно рано перешла к плужному земледелию, развива­лась все же довольно медленно из-за значитель­ной изоляции от внерегиональных цивилизаций. Установленное археологами время расцвета ха-раппской цивилизации совпадает с развитием парусного судоходства из дельты Инда в Пер­сидский залив.

Последней из субтропических цивилизаций Старого Света стали культуры Вейхе-Хуанхэ в Китае. Этот очаг был отрезан и от Среднего Востока и Средиземноморья, и от Индостана са­мыми непроходимыми на Земле горами и пус­тынями, а с севера ему постоянно угрожали на­беги монгольских и маньчжурских кочевников (от которых он пытался отгородиться Великой стеной). Развитие первых китайских цивилиза­ций ускорилось лишь после того, как они смог­ли получить из Бактрии мощного и выносливого верблюда и проложить караванные пути в Са­марканд, Бухару и Персию.

Из африканских очагов земледелия уровня цивилизации достигли лишь культуры Западной Африки — в излучине Нигера — во второй по­ловине I тысячелетия н. э. Этот очаг был отре­зан от Нила и Средиземноморья гигантской Са­харой, которую невозможно было преодолеть пешком, а транспортно-тягловых животных здесь не было. Не перешли здесь поэтому и к плужному земледелию. Развитие нигерской ци­вилизации ускорилось лишь после того, как она


была открыта арабами в VII—VIII вв., внедрила у себя верблюда и начала торговый обмен.

Культуры очагов земледелия в Новом Свете также развивались в условиях большой изоля­ции и отсутствия крупного тяглового скота. Первые раннеклассовые города-государства в Мезоамерике и в Центральном Перу сформиро­вались в первой половине I тысячелетия н. э. и достигли расцвета в VIII—XI вв.

Многие достижения этих цивилизаций повто­ряли или превосходили таковые в цивилизациях Старого Света: пирамиды майя, очень похожие на египетские, но с храмами на усеченных вер­шинах; тщательно спланированные города и до настоящего времени сохранившиеся крепости инков; непревзойденные ткани Паракаса (Перу) и вошедшие в мировую сокровищницу образцы самобытного искусства из обоих очагов; удиви­тельные достижения в математике, астрономии (самый точный календарь ацтеков в 365 дней! ), медицине (особенно в хирургии и фармакопее) и т. д.

Но в некоторых областях культуры американ­ские цивилизации отставали: оба очага не знали колеса; Мезоамерика, оставившая великолеп­ные образцы искусства из золота и серебра, не дошла до бронзы и достигла совершенства лишь в изготовлении орудий и оружия из вулканиче­ского стекла — обсидиана; древние перуанцы владели секретами использования многих спла­вов меди, но не имели письменности и дошли лишь до начальных стадий пиктографии.


РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЕ ИМПЕРИИ


Развитие древних циви

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...