Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Доля главных стран в населении 1 страница




2-3649


34 Развитие цивилизаций и формирование социально-экономической макрогеографии мира


рия Великих Моголов была самым крупным объединением народов субконтинента за всю его историю. И именно она в наибольшей степе­ни сформировала очень своеобразную, разно­язычную и многоконфессиональную южноази­атскую цивилизацию. Именно в это время сложились и стали действующими в регионе принципы мирного сосуществования и даже со­трудничества народов и религий, которые затем были разрушены европейским вторжением и ко­торые во второй половине XX в. трудно возвра­щаются в мировую цивилизацию под индий­ским именем «панчашила».

Мощным стимулом для преодоления внутри­региональных межэтнических и межрелигиоз­ных противостояний и объединения стала воз­никшая и быстро нараставшая угроза нового, самого страшного из всех, нашествия совсем чужой внерегиональной цивилизации людей, закованных в латы и вооруженных пушками. В 1510 г. португальцы после сокрушительной бомбардировки из пушек 20 кораблей захватили город Гоа с самой лучшей на западном берегу гаванью. А к середине века они «обложили» уже всю Индию от устья Инда до устья Ганга — обо­сновались в 18 городах. В 1600 г. англичане за­хватили Каликут на западном берегу, затем французы — Пондишери на восточном. Но по­началу все эти первые колонизаторы понимали, что никому из них (а тем более маленькой Пор­тугалии) не удастся «заглотить» такую уже тогда многомиллионную страну, как Индия. Все пер­вые колонии основывались под видом торговых факторий. И это сначала даже способствовало значительному расширению закупки в Индии ее изделий и продуктов и притоку золота, укрепле­нию империи Великих Моголов.

Индуистский политеизм не способствовал централизации, тогда как в сложившихся усло­виях приход к власти исламских падишахов оз­начал для индуистских феодалов не более чем прибавление еще одного бога, если ислам не станет преследовать их и их религии. В свою очередь мусульманские правители понимали, что фундаментализм и бескомпромиссность во­инствующего ислама могут лишь втянуть их в бесперспективные войны, на радость уже стоя­щим у порога внешним завоевателям, и потому приняли и стали проводить идеологию толерант­ности и совместимости. Именно такие позиции оказались для Индостана наиболее плодотвор-


ными. Двуединый язык хиндустани (хинди с i фавитом деванагари и урду с арабским алфач том) стал языком межнационального общений расцветшей в это время поэзии. Соединен мастерства и традиций обеих общин привело взлету ремесел, архитектуры, искусства. И годня в междуречье Ганга и Джамны, в главном очаге индуизма, отлично сохраняй уникальные памятники эпохи Великих Могол(| потрясающие своим совершенством: мавзол| Тадж-Махал — удивительная гармония величе венности и изящества, «застывший белый с< | над водой», и гробница в ««мертвом городе» Фа-техпур-Сикри, недоступное технологиям совр менных строителей беломраморное кружево ле кого павильона, рассчитанного на века, на фо| контраста могучих краснокаменных стен фор

Но это время и его многообещающие тендер ции довольно быстро прошли. Вторгшийся жеземный капитализм остановил их и noBep вспять, разделил религии и народы. А Индия и| настоящее время продолжает оставаться единен венной столь крупной страной мира, где господ ствуют политеизм, анимизм, тотемизм. И тру4 но сказать лучше, чем сказал Джавахарлал Hep об истории Индии «с ее чередованием славы разрушений и с ее великой способностью вби рать многие культуры, оставаясь самой собой»

Вклад эпохи феодализма в формировани макрорегиона Восточной Азии также весьм| своеобразен. Главная особенность состояла том, что здесь и в эту эпоху продолжалось разви| тие все той же цивилизации, очаг которой воз ник во II тысячелетии до н. э. Ни одному вторжений (а все они были внутрирегиональны-1 ми вторжениями соседей-монголоидов) не уда-1 лось ни уничтожить китайский народ, ни даже) сдвинуть его с традиционных мест обитания, ни навязать ему совершенно другую цивилизацию, ] язык, религию. Со своей стороны китайские им­перии также не проявили сколько-нибудь круп-1 ных внерегиональных завоевательных акций: их! армии не уходили дальше Кореи и Синьцзяна. 1 В менталитете китайцев надолго отложился фе-| номен Великой стены: народ, построивший око-! ло 5 тыс. км таких мощных укреплений, явно не I готовился отобрать лавры у Александра Маке­донского, Чингисхана и Тамерлана.

Образ жизни, сложившийся на Великой Ки­тайской равнине, накрепко привязывал человека к плодородной земле. Ее было мало, а плотность


Генезис и формирование региональных цивилизаций



 


населения уже тогда была высока; общины, а по­том семьи крестьян старались выжать из нее как можно больше. Из всех макрорегионов только в этом выросло интенсивное земледелие огородно­го типа, требовавшее тщательных, трудоемких и круглогодичных усилий всей семьи. И может быть, поэтому армии китайцев оказывались не­редко слабее, чем армии их завоевателей, хотя последние стояли на более низких ступенях культуры.

В Китае период феодальной раздроблен­ности, наступивший после распада рабовла­дельческой империи династии Хань (202 г. до н. э. — 220 г. н. э. ), закончился к концу VI в. Тридцатилетнее царствование династии Суй (589—618) оставило глубокий след: она разбила некитайские царства, изгнала кочевников и объединила снова весь Китай, а кроме того, успела построить Великий канал, соединивший все реки Великой равнины судоходной и ороси­тельной магистралью (1500 км), действующей и поныне. Следующие три века правления динас­тии Тан были периодом расцвета китайского абсолютизма, единственным за всю последую­щую историю вплоть до середины XX в. пери­одом полностью независимого развития. Это было время важных реформ (отмена многих привилегий сословной знати, закрепление на­делов за крестьянами и др. ), расцвета ремесел, торговли, наук, искусств, поэзии (Китай уже умел производить бумагу и имел книгопечата­ние).

Религии в Китае, в отличие от стран католи­цизма и ислама, никогда не имели решающего значения, хотя их борьба за влияние шла посто­янно. С VI в. до н. э. в Китае противостояли две религии: даосизм — со множеством богов, свя­тых, магических ритуалов и амулетов — и кон­фуцианство — религия этическо-философских правил, главным из которых был культ иерархи­ческого патернализма. В IV в. в Китай начал проникать буддизм — еще одна религия правил самосовершенствования, точнее — автономная ветвь этой религии — махайяна, к VII в. заво­евавшая уже большое и растущее влияние. Что­бы избежать межрелигиозной борьбы и раскола общества,, империя Тан была провозглашена Царством трех учений.

Этот процесс внес большой вклад в форми­рование всего макрорегиона. Из Китая началось


распространение его культуры в Корею, Япо­нию — письменности, буддизма, искусства.

Из последовавшего за концом империи Тан тысячелетия истории Китая более 700 лет стра­ной правили чужеземные захватчики: около 300 лет — тунгусский народ чжурдженей, пришед­ший из уссурийской тайги; примерно столетие — кочевники-монголы, предварительно уничто­жившие и государство чжурдженей; более трех веков (до 1911г. )— маньчжурская династия Цин. Конечно, иностранные нашествия затор­мозили развитие Китая, законсервировали его феодализм почти до XX в. Однако удивительно, что китайская цивилизация проявила большую жизнеспособность и в этих условиях. Чжурдже-ни, пришедшие в Китай со своей письменно­стью, религией, культурой, в конечном счете сменили их на китайские. А маньчжуры были полностью ассимилированы китайцами и ныне не существуют как отдельный народ.

Своими особенностями отличается регионо-формирование и в Юго-Восточной Азии. Ни в эпоху рабовладения, ни в феодальное время здесь не возникло крупных империй, которые распространили бы свою унифицирующую власть и влияние на все или почти все составные части региона. Вместе с тем надо признать, что ни в какой другой части света цивилизации в период феодализма, пожалуй, не оставили таких грандиозных по масштабам памятников, как здесь.

Достаточно упомянуть индуистский комп­лекс вокруг грандиозного храма Шиве на остро­ве Ява (VII в. ); или созданный там же не имеющий аналогов буддийский храм Борободур (VIII—IX вв., 1560 сюжетов — 5 км многофигур­ных барельефов из жизни Будды, настоящая энциклопедия буддизма и памятник творцам храма); или огромное заповедное поле руин го­рода Паган, древней столицы Бирмы, разрушен­ной вторжением монголов из Китая в XIII в.; или гигантский комплекс буддийских храмов и дворцов Ангкор в Кампучии, где только один храм Ангкор-Ват простерся на целый квадрат­ный километр (город был разрушен вторжением племен таи в начале XV в. ).

Но, во-первых, ни один из возникших в ре­гионе очагов цивилизации не успел вырасти из местных, княжеских или королевских, масшта­бов в региональные, имперские; во-вторых, что самое главное, ни один из этих очагов не был


2*


36 Развитие цивилизаций и формирование социально-экономической макрогеографии мира


результатом развития местной, автохтонной ци­вилизации. Даже сложившееся в веках название главной составной части региона — полуострова Индокитай — показывает его зависимость от двух соседних цивилизаций. Больше тысячи лет, начиная с раннего феодализма и кончая ев­ропейским вторжением в регион, здесь господ­ствовали прямое правление или решающее влияние соперничающих друг с другом индо-станской или китайской цивилизаций. Вместе со сменой империй, династий и религий у сю­зеренов происходила смена правителей и духо­венства и у вассалов. Грандиозность храмовых комплексов у вассалов во многом как раз и объ­ясняется тем, что из ядер империй и религий шло стремление превзойти все предыдущее во влиянии на периферию, а новые зависимые элиты последней стремились превзойти пред­шественников в изъявлении верности и предан­ности богам и их земным представителям. Про­блема состояла и в том, что регион очень долго испытывал вторжения «варваров», вытесненных экспансией китайской цивилизации из Южного Китая, и соответственно передвижения многих


народов в пределах всего азиатско-австралий-] ского «моста».

Нередко специалисты ставят вопрос о право-! мерности выделения самостоятельного макроре-1 гиона Юго-Восточной Азии, о необходимости] раздела его на очевидные зоны исторического! влияния Индостана и Китая и присоединения! их к соответствующим регионам. Однако много-] вековая борьба за независимость, аккумулиро-1 ванная и все более проявляющая себя энергия! самобытности народных обычаев и традиций — 1 это мощные факторы, объединяющие макроре-| гионы. Можно утверждать, что в эпоху феода-J лизма эти факторы регионоформирования еще не проявились здесь с достаточной силой. А на­ступившая затем эпоха европейского колони­ализма еще в большей мере подавляла стремлен ние народов к независимости и цивилизаци-; онной интеграции. Зато в настоящее время, | наверстывая упущенное в прошлые эпохи, стра-| ны региона стали мировыми пионерами борьбь за независимость, значительно опередили и по темпам, и по уровню развития и Индию, и Ки-1 тай и активно формируют ныне свою своеобраз-] ную региональную цивилизацию.


ГЛАВА 3

Развитие регионов от начала капитализма до наших дней

ИМПЕРИИ И РЕЛИГИИ ПРИ РАННЕМ КАПИТАЛИЗМЕ: ЭКСПАНСИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ


Зарождение элементов капитализма уходит своими корнями в эпоху рабовладельческих го­сударств, когда были открыты стабильная кра­сота и ценность золота и серебра, появились монеты как эквивалент стоимости и товар­но-денежные отношения, а затем и ростовщи­чество. Но резкое ускорение капиталистических тенденций в Европе, вероятно, следует датиро­вать временем вторжения восточных пряностей в европейскую кухню: именно они активизиро­вали торговлю с Востоком через арабов в VIII XII вв., и это привело к расцвету городов-рес­публик Северной Италии, к становлению тор­гового, купеческого капитализма. Здесь же в XIV в. было сделано и получило внедрение од­но из эпохальных изобретений на пути к ново­му социальному строю: двойная итальянская бухгалтерия, позволившая организовать тща­тельный учет большим деньгам и многим кли­ентам. Накопление капитала, раздвижение рамок рынка далеко за пределы не только го­сударства, но и региона вызвали к жизни и но­вый, капиталистический способ производства. Мануфактура, первый тип крупного предприя­тия, основанного на подетальном разделении ручного и частично механизированного труда, резко увеличила производительность труда, но­менклатуру и качество производимых товаров и в свою очередь потребовала новых рынков для своей продукции.

Изменения в материальной культуре сопро­вождались и глубокими переменами в духовной культуре. Эпоха Возрождения (Ренессанс) стала, с одной стороны, результатом расцвета феода­лизма, его перехода к абсолютизму (большинст­во великих произведений искусства появилось в это время благодаря заказам императоров, коро­лей, князей, пап и кардиналов), а с другой сто­роны, началом кризиса феодализма, мощным


выступлением нарождавшегося гуманизма про­тив средневековой схоластики и мракобесия ка­толицизма.

Все это выдвинуло именно Европу среди всех обособленно существовавших регионов на роль открывателя остального мира, именно здесь наз­рели и сошлись объективные потребности и ре­альные возможности Великих географических открытий1.

Неизбежность «открытия» европейцами Аме­рики и Индии была подготовлена всем ходом истории. Генуэзец на испанской службе Христо­фор Колумб и португалец Васко да Гама просто оказались первыми и наиболее настойчивыми в реализации давно назревавших идей. Более того, если бы европейцы задержались со своим «открытием», через какое-то время могли бы «открыть» Европу прекрасные моряки-китайцы или коренные американцы (инки и майя уже знали парус и совершали далекие плавания вдоль берегов).

Великие географические открытия ознамено­вали конец изолированного развития отдельных цивилизаций на Земле и открыли долгий и тер­нистый, но неизбежный и необходимый путь превращения разрозненных и противостоящих друг другу народов в общепланетарное человече­ство. Конечно, эти открытия были сделаны не для того, чтобы нанести новые страны на карту, а для того, чтобы завоевать эти земли, заставить их приносить доход любой ценой. Повивальной бабкой истории продолжало оставаться насилие, а его главным результатом и одновременно

1 Предпосылки Великих географических откры­тий, их развитие и следствия, вся эпоха прекрасно проанализированы в работе И. А. Витвера «Истори-ко-географическое введение в экономическую геогра­фию зарубежного мира» (см.: И. А. Витвер. Избран­ные сочинения. М.: Изд-во МГУ, 1998).


38 Развитие цивилизаций и формирование социально-экономической макрогеографии мира


орудием — новые империи. Но географические рамки и историческое содержание процессов, связанных с формированием, расцветом и кри­зисом империй при капитализме, существенно меняются.

Формирование и развитие докапиталистиче­ских империй проходили, как правило, в рамках одной региональной цивилизации, в которую они вносили свою лепту. Кризис империй рас­пространялся и на ядро, и еще больше на пери­ферию империй, которые становились жертвами очередных завоевателей.

В наступившую новую эпоху, казалось бы, объединенного мира процессы расчленяются и территориально, и цивилизационно, и форма-ционно. Первый ряд процессов связан с ядрами империй, Ядра всех империй, созданных до кон­ца XIX в., находятся в Европе и окружены не периферией собственных империй, а ядрами других, соперничающих империй. И между эти­ми ядрами идет борьба в рамках европейской цивилизации — за первенство в ней, за раздел Европы, за раздел остального мира. Эта борьба является и причиной, и следствием неравномер­ности развития и обусловливает перемещение центра и самой европейской цивилизации и все­го ставшего евроцентристским мира.

Второй ряд процессов протекает на перифе­рии империй, раздвинувшейся до размеров все­го мира. Но в каждом из макрорегионов мира силы и цивилизация европейского имперского ядра сталкиваются с местными особенностями, с которыми вынуждены считаться. Европейцы переносят на периферию империи обществен­ные отношения, религии, орудия производства, язык и культуру своей страны в меру уровня и этапа развития местной цивилизации, силы со­противления государства, народа и религии. На интенсивности ассимиляции колониальных на­родов европейскими сказывается также внут­реннее и внешнее положение последних в Евро­пе. В результате в каждом конкретном случае создается свой особый «сплав» факторов и ком­понентов. Но при прочих равных условиях про­цветание европейского ядра ставится в очень большую зависимость от масштабов ограбления колоний, а кризис ядра облегчает положение пе­риферии, повышает ее сопротивление колони­ализму.

Первыми всемирными раннекапиталистиче-скими образованиями были Испанская империя


и Португальская империя. Первая начала фор мироваться с того момента, как Колумб в 1492 1 ступил на берег одного из вест-индских ос вов и тут же объявил эту землю испанской, рая считает своим началом договор в Тордесиль! яс в 1494 г., заключенный при посредничес папы римского о разделе между двумя страна! » будущих захватов земель (рис. 1. 7).

Испания как единое государство сложилось толь во второй половине XV в. после многовеков борьбы против арабов и мусульманства. Отвоев ние территории полуострова — «реконкиста» ■ привело к поголовному вооружению и военной совершенствованию испанцев, приучило их к, шениям и завоеванию трофеев, ожесточило души| сделало их католицизм самым воинственным бескомпромиссным. Объединение Кастилии и, гона в 1479 г. начало интеграцию всей Испании! ускорило победу над последним оплотом мусул ман — Гранадским эмиратом (в январе 1492 г§ Окончание войны лишило привычного образа: ни тысячи идальго, готовых завоевывать для Исп нии новые земли, и тысячи воинов-крестьян, желавших возвращаться в кабалу. К этим фак рам, толкавшим Испанию на заморские ав ры, прибавлялось и ее экономическое положен^ Страна, разоренная длительными войнами, ла в европейский капитализм бедной, без ев мануфактурной промышленности, без ресурсов] средств для международной торговли. Золо единственного тогда платежного средства, не тало во всей Европе, так как у нее был нарас ший дефицит в торговле с Востоком. У Испании | золота не хватало даже для торговли с итальянец ми городами. Правившая королевская чета и куп Севильи и Арагона, согласившись финансиров экспедицию Колумба, потребовали от него с Щ вой окупить затраты. Как известно, три его экс диции разочаровали двор и купцов, особенно j фоне высадки португальцев на берегах настояи Индии. Колумб умер в бедности и опале. Но ког] уже после его смерти, испанцы обнаружили шие и богатые города Мексики и Перу, конк развернулась с новой силой.

Масштабы испанских завоеваний даже сег ня представляются грандиозными. Ни одн стране тогдашней Европы такое было не по лам. Голландские, французские и английа* завоевания фактически начались лишь более i ка спустя. К 70-м годам XVI в. в испанских дениях «никогда не заходит солнце», они ох тывают почти 1/4 земной суши. Испания вится богатейшей и самой могущественн страной Европы. По оценкам, ее доля в миро*


Развитие регионов от начала капитализма до наших дней



 


добыче драгоценных металлов на протяжении XVI в. увеличилась с 9 до 83%. Страна распола­гает самым крупным в мире флотом и сильней­шей армией, которая оккупирует чуть не поло­вину Западной Европы. Страна играет крайне реакционную роль: для борьбы с религиозными «ересями» в Европе и насаждения католицизма в заокеанских землях Испания вместе с Ватика­ном создает и финансирует орден иезуитов.

Но время господства Испании в Европе про­ходит довольно быстро. Приток дешевого золота из колоний в течение одного лишь XVI в. взвин­тил цены в стране более чем в пять раз, одно­временно породив вкус к красивой и праздной жизни и нежелание вкладывать деньги в произ­водство. Ремесло и зачатки промышленности сворачиваются, а поток золота стал направлять­ся транзитом в страны, где испанская знать мог­ла приобрести все желаемое и где интенсивно шло первоначальное накопление капитала, — в Англию, Нидерланды, Францию. Эти страны начали и напрямую выкачивать золото колоний, неуклонно расширяя контрабандную торговлю с ними и грабя испанские караваны судов с золо­том и серебром.

К 1580 г. северные провинции Нидерландов, входивших в состав Испанской империи (т. е. нынешние Нидерланды), с английской помощью добиваются фактической независимости. Испа­ния решила проучить «зарвавшихся еретиков» и утвердить свое господство в Европе. Она на­прягла свои возможности, построила и собрала вместе с Португалией «Непобедимую армаду» (130 судов с 25-тысячным экипажем и десантом) и двинула ее к берегам Англии. Почти на под­ступах к Англии армаду настигла страшная буря (к вопросу о роли случайностей в истории! ), а через день она встретила пережидавшую бурю в гаванях англо-нидерландскую эскадру (70 су­дов). Разгром «Непобедимой армады» (1588) стал датой конца испанского господства в Евро­пе и концом периода взрывоподобного расши­рения Испанской империи.

Начинается период колонизации, освоения и эксплуатации империи, длившийся около двух веков (см. главу «Латинская Америка»). Именно в этот период происходит интенсивный обмен инновациями между Старым и Новым Светом, внедряются испанский язык и смешанный с ев­ропейским капитализмом испанский феода­лизм, легко перешедший в рабовладение, воин-


ствующий католицизм (дело доходит даже до со­здания Иезуитского государства в Парагвае), создается тот сплав рас и народов — выживших после испанского нашествия местных этносов, колонизаторов и завезенных из Африки рабов, — который послужил затем фундаментом для со­здания латиноамериканских наций.

Португальская империя отличалась от испан­ской прежде всего значительно меньшими масш­табами и силами самой Португалии. Но эта часть Пиренейского полуострова первой стала незави­симым королевством (1139) и завершила свое ос­вобождение от господства арабов (1250). Геогра­фическое положение Португалии предопредели­ло исключительную направленность ее внешнеэкономического фронта на Атлантику: мимо ее побережья проходили торговые пути из Балтики и ганзейских городов в Средиземно­морье, в заокеанские дали были устремлены и все виды на будущее.

В 1418 г. принц Энрике Мореплаватель (Генрих — в английском варианте) создал в Сагрише, на юге - Португалии, первый в мире институт географии и мореходства, куда были приглашены ученые из многих стран и собрана самая полная библиотека всех известных тогда знаний о мире. Именно в нем (вопреки утверждению Аристотеля, подтвержден­ному Птолемеем, о том, что в районе экватора, так близко от Солнца, люди не могут жить, а море ки­пит) вызрела идея рискнуть направить португаль­скую экспансию на юг, вдоль берегов Африки. В 1420 г. португальцы создали свою крепость на Мадейре, в 1432 г. овладели Азорскими островами, в 1446 г. высадились на Зеленом Мысу и затем за­хватили лежащий напротив архипелаг, а в 1473 г. пересекли экватор и покорили о-ва Сан-Томе и Принсипи. Оказалось, что Экваториальная Африка покрыта пышной растительностью и густо заселе­на. Это пробудило имперские аппетиты Португа­лии.

Начало Португальской империи было положено за­воеванием многочисленных плацдармов на берегах Африки по мере прокладывания пути в Индию. Этот период надолго определил главное и наиболее позорное направление португальского, а затем и других европейских колониализмов в Африке: в 1444 г. с берегов Мавритании в метрополию была доставлена первая крупная партия рабов, и с тех пор почти четыре века продолжалась эпоха рабо­торговли.

Со времени открытия Васко да Гамой пути в Индию (1498) и Педру Кабралом берегов Бразилии (1500) расширение Португальской


40 Развитие цивилизаций и формирование социально-экономической макрогеографии мира


империи шло очень быстро. Португальские ук­репления и торговые фактории возникли на вос­точных берегах Африки, Персидского залива, Индии, Цейлона, Молуккских островах, Малак-ке и к 1516 г. дошли до Китая, где была осно­вана фактория Макао. К 1530 г. был «застолб­лен» и весь бразильский берег — от дельты Амазонки до входа в Лагоа-Мирин, но Бразилия поначалу не вызывала такого интереса, как Ин­дия, Китай и «Острова пряностей», и осваивалась \ медленнее.

В отличие от Испании, небольшая и бедная Португалия не могла позволить себе крупных фронтальных завоеваний больших территорий, тем более в густонаселенных странах Востока, где пришлось бы преодолевать сильное сопро­тивление. Особенностью Португальской импе­рии стало создание сети опорных пунктов при довольно слабой связи между ними, но с уста­новлением полного контроля на морских торго­вых путях блокированных стран.

Европейский кризис Португалии начался с ее присоединения более чем на полвека к Испании (1581 — 1640). В это время она потеряла почти все свои азиатские колонии (до XX в. дожили лишь несколько анклавов, в том числе Гоа, Ма­као) и значительную часть африканских. Ре­шающее воздействие португальской цивилиза­ции сказалось лишь на колониях-«долгожите-лях» в Африке — Анголе и Мозамбике, которым были привиты язык и религия метрополии, и на Бразилии, где на базе рабовладения и работор­говли развивалась португальская переселенче­ская колония.

Новый этап мировой экспансии европейской цивилизации начинается в условиях происходя­щих на континенте в XVI—XVII вв. крупных сдвигов,. выдвинувших в лидеры совершенно но­вые страны и районы. Турецкие завоевания пе­рекрыли старые торговые пути на Восток, сдела­ли Средиземное море тупиковым, привели к упадку раннекапиталистических мануфактур не­когда процветавших городов Северной Италии. Промышленно неразвитая Испания со свалив­шимся на нее богатством сама перенесла торго­вые пути в район Северного моря, где началось быстрое развитие мануфактур в Нидерландах, Северной Франции, Англии. Нараставшее в этих странах первоначальное накопление капи­тала, успехи меркантилизма, раздвигающиеся рамки мирового рынка — все это остро ставило


вопрос о ликвидации препятствий перед развм
тием капитализма.                     ф                  |

Революционные сдвиги начались с выступле! ний против того, что было в средневековой За| падной Европе самой сильной консервативно! уздой общественного развития — католицизма Силы протеста против феодального беспредел духовенства росли вместе с гуманизмом ВозрожЗ дения: в XIV в. получила распространение «ересь] профессора Оксфорда, переводчика Библии н| английский язык Дж. Уиклифа; в XV в. на нм сколько десятилетий взбудоражило Европу вы] ступление ректора пражского Карлова унивеш ситета Яна Гуса, заживо сожженного на костр! инквизицией; в XVI в. из движений, возглавлен! ных диссидентами католицизма М. Лютером (тоже переводчиком Библии — на немецкие язык), более радикальным Ж. Кальвином и дру| гими, родилась и стала набирать силу треть! крупная ветвь христианства — протестантизм. 1

Сущность религиозной Реформации XVI щ
сводилась прежде всего к признанию в качестве
единственного закона христианства лишь Свя!
щенного Писания и к отмене папской властш
захватов, поборов, индульгенций, к освобожде!
нию личности от диктаторских оков духовенства
и его пышных, дорогих, гипнотизирующих 1
обезволивающих обрядов, к освящению частно!
собственности не только знати, а любого чело!
века, который смог ее нажить, к поощрению бе|
режливости, трудолюбия, инициативы. Протес!
тантизм стал религией новой эпохи, религией
поощрения капитализма, этикой рождавшегося
нового общества. Религиозный раскол Европы и
пути становления протестантизма, его местные
особенности во многом определили дальнейшие
судьбы стран региона.                                 |

Италия, Испания, Португалия практически не бьн
ли затронуты Реформацией; неограниченная духов^
ная власть папства и инквизиции, феодальные noi
рядки дожили здесь до XIX в. Эти страны был|{
главными бастионами борьбы с протестантизмом \
остальной Европе.                                       '{

В континентальной Западной Европе протестам тизм пробивал себе дорогу путем непрерывных! продолжавшихся столетие войн, в которых на сто! роне католиков выступали, как правило, абсолют^ стские монархии и имперские силы, старая знать я духовенство, а на стороне протестантов — купцы Л бюргеры, новые дворяне и землевладельцы, анта абсолютистские князья и университеты. Войны обычно кончались компромиссами, в результат!


Развитие регионов от начала капитализма до наших дней



 


которых протестанты умеряли свой радикализм, а католики признавали равноправие протестантов. В Австрии, Венгрии, Польше отстоял свои позиции католицизм, в Германии установилась чересполо­сица, в Швейцарии одержали верх протестанты, во Франции неустойчивая победа досталась католи­кам (после того как Генрих Наваррский, возглав­лявший гугенотов, перешел в католичество и стал королем).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...