Доля главных стран в населении 1 страница
2-3649 34 Развитие цивилизаций и формирование социально-экономической макрогеографии мира рия Великих Моголов была самым крупным объединением народов субконтинента за всю его историю. И именно она в наибольшей степени сформировала очень своеобразную, разноязычную и многоконфессиональную южноазиатскую цивилизацию. Именно в это время сложились и стали действующими в регионе принципы мирного сосуществования и даже сотрудничества народов и религий, которые затем были разрушены европейским вторжением и которые во второй половине XX в. трудно возвращаются в мировую цивилизацию под индийским именем «панчашила». Мощным стимулом для преодоления внутрирегиональных межэтнических и межрелигиозных противостояний и объединения стала возникшая и быстро нараставшая угроза нового, самого страшного из всех, нашествия совсем чужой внерегиональной цивилизации людей, закованных в латы и вооруженных пушками. В 1510 г. португальцы после сокрушительной бомбардировки из пушек 20 кораблей захватили город Гоа с самой лучшей на западном берегу гаванью. А к середине века они «обложили» уже всю Индию от устья Инда до устья Ганга — обосновались в 18 городах. В 1600 г. англичане захватили Каликут на западном берегу, затем французы — Пондишери на восточном. Но поначалу все эти первые колонизаторы понимали, что никому из них (а тем более маленькой Португалии) не удастся «заглотить» такую уже тогда многомиллионную страну, как Индия. Все первые колонии основывались под видом торговых факторий. И это сначала даже способствовало значительному расширению закупки в Индии ее изделий и продуктов и притоку золота, укреплению империи Великих Моголов.
Индуистский политеизм не способствовал централизации, тогда как в сложившихся условиях приход к власти исламских падишахов означал для индуистских феодалов не более чем прибавление еще одного бога, если ислам не станет преследовать их и их религии. В свою очередь мусульманские правители понимали, что фундаментализм и бескомпромиссность воинствующего ислама могут лишь втянуть их в бесперспективные войны, на радость уже стоящим у порога внешним завоевателям, и потому приняли и стали проводить идеологию толерантности и совместимости. Именно такие позиции оказались для Индостана наиболее плодотвор- ными. Двуединый язык хиндустани (хинди с i фавитом деванагари и урду с арабским алфач том) стал языком межнационального общений расцветшей в это время поэзии. Соединен мастерства и традиций обеих общин привело взлету ремесел, архитектуры, искусства. И годня в междуречье Ганга и Джамны, в главном очаге индуизма, отлично сохраняй уникальные памятники эпохи Великих Могол(| потрясающие своим совершенством: мавзол| Тадж-Махал — удивительная гармония величе венности и изящества, «застывший белый с< | над водой», и гробница в ««мертвом городе» Фа-техпур-Сикри, недоступное технологиям совр менных строителей беломраморное кружево ле кого павильона, рассчитанного на века, на фо| контраста могучих краснокаменных стен фор Но это время и его многообещающие тендер ции довольно быстро прошли. Вторгшийся жеземный капитализм остановил их и noBep вспять, разделил религии и народы. А Индия и| настоящее время продолжает оставаться единен венной столь крупной страной мира, где господ ствуют политеизм, анимизм, тотемизм. И тру4 но сказать лучше, чем сказал Джавахарлал Hep об истории Индии «с ее чередованием славы разрушений и с ее великой способностью вби рать многие культуры, оставаясь самой собой» Вклад эпохи феодализма в формировани макрорегиона Восточной Азии также весьм| своеобразен. Главная особенность состояла том, что здесь и в эту эпоху продолжалось разви| тие все той же цивилизации, очаг которой воз ник во II тысячелетии до н. э. Ни одному вторжений (а все они были внутрирегиональны-1 ми вторжениями соседей-монголоидов) не уда-1 лось ни уничтожить китайский народ, ни даже) сдвинуть его с традиционных мест обитания, ни навязать ему совершенно другую цивилизацию, ] язык, религию. Со своей стороны китайские империи также не проявили сколько-нибудь круп-1 ных внерегиональных завоевательных акций: их! армии не уходили дальше Кореи и Синьцзяна. 1 В менталитете китайцев надолго отложился фе-| номен Великой стены: народ, построивший око-! ло 5 тыс. км таких мощных укреплений, явно не I готовился отобрать лавры у Александра Македонского, Чингисхана и Тамерлана.
Образ жизни, сложившийся на Великой Китайской равнине, накрепко привязывал человека к плодородной земле. Ее было мало, а плотность Генезис и формирование региональных цивилизаций
населения уже тогда была высока; общины, а потом семьи крестьян старались выжать из нее как можно больше. Из всех макрорегионов только в этом выросло интенсивное земледелие огородного типа, требовавшее тщательных, трудоемких и круглогодичных усилий всей семьи. И может быть, поэтому армии китайцев оказывались нередко слабее, чем армии их завоевателей, хотя последние стояли на более низких ступенях культуры. В Китае период феодальной раздробленности, наступивший после распада рабовладельческой империи династии Хань (202 г. до н. э. — 220 г. н. э. ), закончился к концу VI в. Тридцатилетнее царствование династии Суй (589—618) оставило глубокий след: она разбила некитайские царства, изгнала кочевников и объединила снова весь Китай, а кроме того, успела построить Великий канал, соединивший все реки Великой равнины судоходной и оросительной магистралью (1500 км), действующей и поныне. Следующие три века правления династии Тан были периодом расцвета китайского абсолютизма, единственным за всю последующую историю вплоть до середины XX в. периодом полностью независимого развития. Это было время важных реформ (отмена многих привилегий сословной знати, закрепление наделов за крестьянами и др. ), расцвета ремесел, торговли, наук, искусств, поэзии (Китай уже умел производить бумагу и имел книгопечатание).
Религии в Китае, в отличие от стран католицизма и ислама, никогда не имели решающего значения, хотя их борьба за влияние шла постоянно. С VI в. до н. э. в Китае противостояли две религии: даосизм — со множеством богов, святых, магических ритуалов и амулетов — и конфуцианство — религия этическо-философских правил, главным из которых был культ иерархического патернализма. В IV в. в Китай начал проникать буддизм — еще одна религия правил самосовершенствования, точнее — автономная ветвь этой религии — махайяна, к VII в. завоевавшая уже большое и растущее влияние. Чтобы избежать межрелигиозной борьбы и раскола общества,, империя Тан была провозглашена Царством трех учений. Этот процесс внес большой вклад в формирование всего макрорегиона. Из Китая началось распространение его культуры в Корею, Японию — письменности, буддизма, искусства. Из последовавшего за концом империи Тан тысячелетия истории Китая более 700 лет страной правили чужеземные захватчики: около 300 лет — тунгусский народ чжурдженей, пришедший из уссурийской тайги; примерно столетие — кочевники-монголы, предварительно уничтожившие и государство чжурдженей; более трех веков (до 1911г. )— маньчжурская династия Цин. Конечно, иностранные нашествия затормозили развитие Китая, законсервировали его феодализм почти до XX в. Однако удивительно, что китайская цивилизация проявила большую жизнеспособность и в этих условиях. Чжурдже-ни, пришедшие в Китай со своей письменностью, религией, культурой, в конечном счете сменили их на китайские. А маньчжуры были полностью ассимилированы китайцами и ныне не существуют как отдельный народ. Своими особенностями отличается регионо-формирование и в Юго-Восточной Азии. Ни в эпоху рабовладения, ни в феодальное время здесь не возникло крупных империй, которые распространили бы свою унифицирующую власть и влияние на все или почти все составные части региона. Вместе с тем надо признать, что ни в какой другой части света цивилизации в период феодализма, пожалуй, не оставили таких грандиозных по масштабам памятников, как здесь.
Достаточно упомянуть индуистский комплекс вокруг грандиозного храма Шиве на острове Ява (VII в. ); или созданный там же не имеющий аналогов буддийский храм Борободур (VIII—IX вв., 1560 сюжетов — 5 км многофигурных барельефов из жизни Будды, настоящая энциклопедия буддизма и памятник творцам храма); или огромное заповедное поле руин города Паган, древней столицы Бирмы, разрушенной вторжением монголов из Китая в XIII в.; или гигантский комплекс буддийских храмов и дворцов Ангкор в Кампучии, где только один храм Ангкор-Ват простерся на целый квадратный километр (город был разрушен вторжением племен таи в начале XV в. ). Но, во-первых, ни один из возникших в регионе очагов цивилизации не успел вырасти из местных, княжеских или королевских, масштабов в региональные, имперские; во-вторых, что самое главное, ни один из этих очагов не был 2* 36 Развитие цивилизаций и формирование социально-экономической макрогеографии мира результатом развития местной, автохтонной цивилизации. Даже сложившееся в веках название главной составной части региона — полуострова Индокитай — показывает его зависимость от двух соседних цивилизаций. Больше тысячи лет, начиная с раннего феодализма и кончая европейским вторжением в регион, здесь господствовали прямое правление или решающее влияние соперничающих друг с другом индо-станской или китайской цивилизаций. Вместе со сменой империй, династий и религий у сюзеренов происходила смена правителей и духовенства и у вассалов. Грандиозность храмовых комплексов у вассалов во многом как раз и объясняется тем, что из ядер империй и религий шло стремление превзойти все предыдущее во влиянии на периферию, а новые зависимые элиты последней стремились превзойти предшественников в изъявлении верности и преданности богам и их земным представителям. Проблема состояла и в том, что регион очень долго испытывал вторжения «варваров», вытесненных экспансией китайской цивилизации из Южного Китая, и соответственно передвижения многих народов в пределах всего азиатско-австралий-] ского «моста». Нередко специалисты ставят вопрос о право-! мерности выделения самостоятельного макроре-1 гиона Юго-Восточной Азии, о необходимости] раздела его на очевидные зоны исторического! влияния Индостана и Китая и присоединения! их к соответствующим регионам. Однако много-] вековая борьба за независимость, аккумулиро-1 ванная и все более проявляющая себя энергия! самобытности народных обычаев и традиций — 1 это мощные факторы, объединяющие макроре-| гионы. Можно утверждать, что в эпоху феода-J лизма эти факторы регионоформирования еще не проявились здесь с достаточной силой. А наступившая затем эпоха европейского колониализма еще в большей мере подавляла стремлен ние народов к независимости и цивилизаци-; онной интеграции. Зато в настоящее время, | наверстывая упущенное в прошлые эпохи, стра-| ны региона стали мировыми пионерами борьбь за независимость, значительно опередили и по темпам, и по уровню развития и Индию, и Ки-1 тай и активно формируют ныне свою своеобраз-] ную региональную цивилизацию.
ГЛАВА 3 Развитие регионов от начала капитализма до наших дней ИМПЕРИИ И РЕЛИГИИ ПРИ РАННЕМ КАПИТАЛИЗМЕ: ЭКСПАНСИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Зарождение элементов капитализма уходит своими корнями в эпоху рабовладельческих государств, когда были открыты стабильная красота и ценность золота и серебра, появились монеты как эквивалент стоимости и товарно-денежные отношения, а затем и ростовщичество. Но резкое ускорение капиталистических тенденций в Европе, вероятно, следует датировать временем вторжения восточных пряностей в европейскую кухню: именно они активизировали торговлю с Востоком через арабов в VIII — XII вв., и это привело к расцвету городов-республик Северной Италии, к становлению торгового, купеческого капитализма. Здесь же в XIV в. было сделано и получило внедрение одно из эпохальных изобретений на пути к новому социальному строю: двойная итальянская бухгалтерия, позволившая организовать тщательный учет большим деньгам и многим клиентам. Накопление капитала, раздвижение рамок рынка далеко за пределы не только государства, но и региона вызвали к жизни и новый, капиталистический способ производства. Мануфактура, первый тип крупного предприятия, основанного на подетальном разделении ручного и частично механизированного труда, резко увеличила производительность труда, номенклатуру и качество производимых товаров и в свою очередь потребовала новых рынков для своей продукции. Изменения в материальной культуре сопровождались и глубокими переменами в духовной культуре. Эпоха Возрождения (Ренессанс) стала, с одной стороны, результатом расцвета феодализма, его перехода к абсолютизму (большинство великих произведений искусства появилось в это время благодаря заказам императоров, королей, князей, пап и кардиналов), а с другой стороны, началом кризиса феодализма, мощным выступлением нарождавшегося гуманизма против средневековой схоластики и мракобесия католицизма. Все это выдвинуло именно Европу среди всех обособленно существовавших регионов на роль открывателя остального мира, именно здесь назрели и сошлись объективные потребности и реальные возможности Великих географических открытий1. Неизбежность «открытия» европейцами Америки и Индии была подготовлена всем ходом истории. Генуэзец на испанской службе Христофор Колумб и португалец Васко да Гама просто оказались первыми и наиболее настойчивыми в реализации давно назревавших идей. Более того, если бы европейцы задержались со своим «открытием», через какое-то время могли бы «открыть» Европу прекрасные моряки-китайцы или коренные американцы (инки и майя уже знали парус и совершали далекие плавания вдоль берегов). Великие географические открытия ознаменовали конец изолированного развития отдельных цивилизаций на Земле и открыли долгий и тернистый, но неизбежный и необходимый путь превращения разрозненных и противостоящих друг другу народов в общепланетарное человечество. Конечно, эти открытия были сделаны не для того, чтобы нанести новые страны на карту, а для того, чтобы завоевать эти земли, заставить их приносить доход любой ценой. Повивальной бабкой истории продолжало оставаться насилие, а его главным результатом и одновременно 1 Предпосылки Великих географических открытий, их развитие и следствия, вся эпоха прекрасно проанализированы в работе И. А. Витвера «Истори-ко-географическое введение в экономическую географию зарубежного мира» (см.: И. А. Витвер. Избранные сочинения. М.: Изд-во МГУ, 1998). 38 Развитие цивилизаций и формирование социально-экономической макрогеографии мира орудием — новые империи. Но географические рамки и историческое содержание процессов, связанных с формированием, расцветом и кризисом империй при капитализме, существенно меняются. Формирование и развитие докапиталистических империй проходили, как правило, в рамках одной региональной цивилизации, в которую они вносили свою лепту. Кризис империй распространялся и на ядро, и еще больше на периферию империй, которые становились жертвами очередных завоевателей. В наступившую новую эпоху, казалось бы, объединенного мира процессы расчленяются и территориально, и цивилизационно, и форма-ционно. Первый ряд процессов связан с ядрами империй, Ядра всех империй, созданных до конца XIX в., находятся в Европе и окружены не периферией собственных империй, а ядрами других, соперничающих империй. И между этими ядрами идет борьба в рамках европейской цивилизации — за первенство в ней, за раздел Европы, за раздел остального мира. Эта борьба является и причиной, и следствием неравномерности развития и обусловливает перемещение центра и самой европейской цивилизации и всего ставшего евроцентристским мира. Второй ряд процессов протекает на периферии империй, раздвинувшейся до размеров всего мира. Но в каждом из макрорегионов мира силы и цивилизация европейского имперского ядра сталкиваются с местными особенностями, с которыми вынуждены считаться. Европейцы переносят на периферию империи общественные отношения, религии, орудия производства, язык и культуру своей страны в меру уровня и этапа развития местной цивилизации, силы сопротивления государства, народа и религии. На интенсивности ассимиляции колониальных народов европейскими сказывается также внутреннее и внешнее положение последних в Европе. В результате в каждом конкретном случае создается свой особый «сплав» факторов и компонентов. Но при прочих равных условиях процветание европейского ядра ставится в очень большую зависимость от масштабов ограбления колоний, а кризис ядра облегчает положение периферии, повышает ее сопротивление колониализму. Первыми всемирными раннекапиталистиче-скими образованиями были Испанская империя и Португальская империя. Первая начала фор мироваться с того момента, как Колумб в 1492 1 ступил на берег одного из вест-индских ос вов и тут же объявил эту землю испанской, рая считает своим началом договор в Тордесиль! яс в 1494 г., заключенный при посредничес папы римского о разделе между двумя страна! » будущих захватов земель (рис. 1. 7). Испания как единое государство сложилось толь во второй половине XV в. после многовеков борьбы против арабов и мусульманства. Отвоев ние территории полуострова — «реконкиста» ■ привело к поголовному вооружению и военной совершенствованию испанцев, приучило их к, шениям и завоеванию трофеев, ожесточило души| сделало их католицизм самым воинственным бескомпромиссным. Объединение Кастилии и, гона в 1479 г. начало интеграцию всей Испании! ускорило победу над последним оплотом мусул ман — Гранадским эмиратом (в январе 1492 г§ Окончание войны лишило привычного образа: ни тысячи идальго, готовых завоевывать для Исп нии новые земли, и тысячи воинов-крестьян, желавших возвращаться в кабалу. К этим фак рам, толкавшим Испанию на заморские ав ры, прибавлялось и ее экономическое положен^ Страна, разоренная длительными войнами, ла в европейский капитализм бедной, без ев мануфактурной промышленности, без ресурсов] средств для международной торговли. Золо единственного тогда платежного средства, не тало во всей Европе, так как у нее был нарас ший дефицит в торговле с Востоком. У Испании | золота не хватало даже для торговли с итальянец ми городами. Правившая королевская чета и куп Севильи и Арагона, согласившись финансиров экспедицию Колумба, потребовали от него с Щ вой окупить затраты. Как известно, три его экс диции разочаровали двор и купцов, особенно j фоне высадки португальцев на берегах настояи Индии. Колумб умер в бедности и опале. Но ког] уже после его смерти, испанцы обнаружили шие и богатые города Мексики и Перу, конк развернулась с новой силой. Масштабы испанских завоеваний даже сег ня представляются грандиозными. Ни одн стране тогдашней Европы такое было не по лам. Голландские, французские и английа* завоевания фактически начались лишь более i ка спустя. К 70-м годам XVI в. в испанских дениях «никогда не заходит солнце», они ох тывают почти 1/4 земной суши. Испания вится богатейшей и самой могущественн страной Европы. По оценкам, ее доля в миро* Развитие регионов от начала капитализма до наших дней
добыче драгоценных металлов на протяжении XVI в. увеличилась с 9 до 83%. Страна располагает самым крупным в мире флотом и сильнейшей армией, которая оккупирует чуть не половину Западной Европы. Страна играет крайне реакционную роль: для борьбы с религиозными «ересями» в Европе и насаждения католицизма в заокеанских землях Испания вместе с Ватиканом создает и финансирует орден иезуитов. Но время господства Испании в Европе проходит довольно быстро. Приток дешевого золота из колоний в течение одного лишь XVI в. взвинтил цены в стране более чем в пять раз, одновременно породив вкус к красивой и праздной жизни и нежелание вкладывать деньги в производство. Ремесло и зачатки промышленности сворачиваются, а поток золота стал направляться транзитом в страны, где испанская знать могла приобрести все желаемое и где интенсивно шло первоначальное накопление капитала, — в Англию, Нидерланды, Францию. Эти страны начали и напрямую выкачивать золото колоний, неуклонно расширяя контрабандную торговлю с ними и грабя испанские караваны судов с золотом и серебром. К 1580 г. северные провинции Нидерландов, входивших в состав Испанской империи (т. е. нынешние Нидерланды), с английской помощью добиваются фактической независимости. Испания решила проучить «зарвавшихся еретиков» и утвердить свое господство в Европе. Она напрягла свои возможности, построила и собрала вместе с Португалией «Непобедимую армаду» (130 судов с 25-тысячным экипажем и десантом) и двинула ее к берегам Англии. Почти на подступах к Англии армаду настигла страшная буря (к вопросу о роли случайностей в истории! ), а через день она встретила пережидавшую бурю в гаванях англо-нидерландскую эскадру (70 судов). Разгром «Непобедимой армады» (1588) стал датой конца испанского господства в Европе и концом периода взрывоподобного расширения Испанской империи. Начинается период колонизации, освоения и эксплуатации империи, длившийся около двух веков (см. главу «Латинская Америка»). Именно в этот период происходит интенсивный обмен инновациями между Старым и Новым Светом, внедряются испанский язык и смешанный с европейским капитализмом испанский феодализм, легко перешедший в рабовладение, воин- ствующий католицизм (дело доходит даже до создания Иезуитского государства в Парагвае), создается тот сплав рас и народов — выживших после испанского нашествия местных этносов, колонизаторов и завезенных из Африки рабов, — который послужил затем фундаментом для создания латиноамериканских наций. Португальская империя отличалась от испанской прежде всего значительно меньшими масштабами и силами самой Португалии. Но эта часть Пиренейского полуострова первой стала независимым королевством (1139) и завершила свое освобождение от господства арабов (1250). Географическое положение Португалии предопределило исключительную направленность ее внешнеэкономического фронта на Атлантику: мимо ее побережья проходили торговые пути из Балтики и ганзейских городов в Средиземноморье, в заокеанские дали были устремлены и все виды на будущее. В 1418 г. принц Энрике Мореплаватель (Генрих — в английском варианте) создал в Сагрише, на юге - Португалии, первый в мире институт географии и мореходства, куда были приглашены ученые из многих стран и собрана самая полная библиотека всех известных тогда знаний о мире. Именно в нем (вопреки утверждению Аристотеля, подтвержденному Птолемеем, о том, что в районе экватора, так близко от Солнца, люди не могут жить, а море кипит) вызрела идея рискнуть направить португальскую экспансию на юг, вдоль берегов Африки. В 1420 г. португальцы создали свою крепость на Мадейре, в 1432 г. овладели Азорскими островами, в 1446 г. высадились на Зеленом Мысу и затем захватили лежащий напротив архипелаг, а в 1473 г. пересекли экватор и покорили о-ва Сан-Томе и Принсипи. Оказалось, что Экваториальная Африка покрыта пышной растительностью и густо заселена. Это пробудило имперские аппетиты Португалии. Начало Португальской империи было положено завоеванием многочисленных плацдармов на берегах Африки по мере прокладывания пути в Индию. Этот период надолго определил главное и наиболее позорное направление португальского, а затем и других европейских колониализмов в Африке: в 1444 г. с берегов Мавритании в метрополию была доставлена первая крупная партия рабов, и с тех пор почти четыре века продолжалась эпоха работорговли. Со времени открытия Васко да Гамой пути в Индию (1498) и Педру Кабралом берегов Бразилии (1500) расширение Португальской 40 Развитие цивилизаций и формирование социально-экономической макрогеографии мира империи шло очень быстро. Португальские укрепления и торговые фактории возникли на восточных берегах Африки, Персидского залива, Индии, Цейлона, Молуккских островах, Малак-ке и к 1516 г. дошли до Китая, где была основана фактория Макао. К 1530 г. был «застолблен» и весь бразильский берег — от дельты Амазонки до входа в Лагоа-Мирин, но Бразилия поначалу не вызывала такого интереса, как Индия, Китай и «Острова пряностей», и осваивалась \ медленнее. В отличие от Испании, небольшая и бедная Португалия не могла позволить себе крупных фронтальных завоеваний больших территорий, тем более в густонаселенных странах Востока, где пришлось бы преодолевать сильное сопротивление. Особенностью Португальской империи стало создание сети опорных пунктов при довольно слабой связи между ними, но с установлением полного контроля на морских торговых путях блокированных стран. Европейский кризис Португалии начался с ее присоединения более чем на полвека к Испании (1581 — 1640). В это время она потеряла почти все свои азиатские колонии (до XX в. дожили лишь несколько анклавов, в том числе Гоа, Макао) и значительную часть африканских. Решающее воздействие португальской цивилизации сказалось лишь на колониях-«долгожите-лях» в Африке — Анголе и Мозамбике, которым были привиты язык и религия метрополии, и на Бразилии, где на базе рабовладения и работорговли развивалась португальская переселенческая колония. Новый этап мировой экспансии европейской цивилизации начинается в условиях происходящих на континенте в XVI—XVII вв. крупных сдвигов,. выдвинувших в лидеры совершенно новые страны и районы. Турецкие завоевания перекрыли старые торговые пути на Восток, сделали Средиземное море тупиковым, привели к упадку раннекапиталистических мануфактур некогда процветавших городов Северной Италии. Промышленно неразвитая Испания со свалившимся на нее богатством сама перенесла торговые пути в район Северного моря, где началось быстрое развитие мануфактур в Нидерландах, Северной Франции, Англии. Нараставшее в этих странах первоначальное накопление капитала, успехи меркантилизма, раздвигающиеся рамки мирового рынка — все это остро ставило вопрос о ликвидации препятствий перед развм Революционные сдвиги начались с выступле! ний против того, что было в средневековой За| падной Европе самой сильной консервативно! уздой общественного развития — католицизма Силы протеста против феодального беспредел духовенства росли вместе с гуманизмом ВозрожЗ дения: в XIV в. получила распространение «ересь] профессора Оксфорда, переводчика Библии н| английский язык Дж. Уиклифа; в XV в. на нм сколько десятилетий взбудоражило Европу вы] ступление ректора пражского Карлова унивеш ситета Яна Гуса, заживо сожженного на костр! инквизицией; в XVI в. из движений, возглавлен! ных диссидентами католицизма М. Лютером (тоже переводчиком Библии — на немецкие язык), более радикальным Ж. Кальвином и дру| гими, родилась и стала набирать силу треть! крупная ветвь христианства — протестантизм. 1 Сущность религиозной Реформации XVI щ Италия, Испания, Португалия практически не бьн В континентальной Западной Европе протестам тизм пробивал себе дорогу путем непрерывных! продолжавшихся столетие войн, в которых на сто! роне католиков выступали, как правило, абсолют^ стские монархии и имперские силы, старая знать я духовенство, а на стороне протестантов — купцы Л бюргеры, новые дворяне и землевладельцы, анта абсолютистские князья и университеты. Войны обычно кончались компромиссами, в результат! Развитие регионов от начала капитализма до наших дней
которых протестанты умеряли свой радикализм, а католики признавали равноправие протестантов. В Австрии, Венгрии, Польше отстоял свои позиции католицизм, в Германии установилась чересполосица, в Швейцарии одержали верх протестанты, во Франции неустойчивая победа досталась католикам (после того как Генрих Наваррский, возглавлявший гугенотов, перешел в католичество и стал королем).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|