Систематичный подход к тренингу
Рис. 2.3. Проблемы исполнения и объекты тренинга На организационном уровне Когда одни и те же недостатки обнаруживаются в деятельности всех служб и подразделений. На уровне конкретной операции или должности Когда общие недостатки исполнения обнаруживаются у членов определенной группы, например у сотрудников отдела или функционального подразделения. На индивидуальном уровне Когда недостатки исполнения обнаруживаются у отдельных работников. Чтобы прояснить будущие упоминания об уровнях объекта и систематизировать идеи, касающиеся проблем исполнения и объектов тренинга, представим эту классификацию в виде таблицы (рис. 2.3). Считаем необходимым сразу же оговориться, что представленные категории используются главным образом для удобства разъяснения, — на практике не всегда возможно провести четкие границы между различными проблемами исполнения и объектами тренинга. Это станет очевидно из последующих глав, в которых рассказывается о путях идентификации тренинга в качестве наилучшего способа решения актуальных и потенциальных проблем исполнения.
ПУТЬ К ТРЕНИНГУ Тренинг может стать чрезвычайно дорогостоящим мероприятием, если он не является самой адекватной стратегией для преодоления недостатков исполнения. Мэйджер и Пайп (Mager, Pipe, 1970) подчеркивают: «Решение — это своего рода ключ к замку; если ключ не подходит, замок не отопрется, и точно так же проблема не будет решена, если выбрано неверное решение».
К сожалению, решение о проведении тренинга довольно часто принимается без достаточного предварительного анализа ситуации. Кроме того, не исключена возможность давления со стороны начальников отделов, предрасположенных решать любую проблему исполнения с помощью тренинга. Во многих случаях они склонны искать причину проблемы в людях, действующих внутри системы, нежели относить проблему к самой системе или средовым и организационным факторам. Точно так же предчувствие будущих минусов и пробелов в исполнении чаще всего связывается с персональными факторами. В такой ситуации очень важно, чтобы тренер участвовал в выяснении природы проблемы, в определении ее причин и оценке возможных путей решения. Для выполнения этой функции тренер должен знать, какие вопросы и пункты требуют первоочередного рассмотрения при анали- Реактивный путь к тренингу
Рис. 3.1. Модель индивидуального исполнения зе проблем исполнения, — такой анализ, по определению Ромицовского (Romisowski, 1981), должен быть «краеугольным камнем процесса проектирования обучающей программы, чтобы избежать возможности применения тренинга там, где не нужен тренинг». Земке и Крамлингер (Zemke, Kramlinger, 1982) рекомендуют приступать к анализу проблем исполнения лишь после построения модели индивидуального исполнения. По их мнению, правильно построенная модель исполнения, соответствующая типу организации, помогает выбрать факторы, подлежащие исследованию, и методы исследования. Кроме того, она задает структуру анализа и отчета тренера перед руководством. Модель, представленная на рис. 3.1, построена на основе работ Земке и Крамлингера (Zemke, Kramlinger, 1982) и работы Кэмпбелла (Campbell et al., 1970)
Основные факторы, вызывающие недостатки в исполнении и негативные последствия для организации, можно разделить на следующие четыре группы. Глава 3 Характеристики исполнителя • Способности, умения, склонности. • Установки, ценности, потребности, мотивы. • Знания. • Личностные характеристики. • Телосложение и здоровье. • Пол. • Особенности восприятия. Локальные средовые факторы • Физические: освещение, отопление, размеры и расположение рабочего места. • Технические: оборудование, процедуры, ресурсы, операции, стандарты выполнения операций, описание операций. • Социально-психологические: поддержка, руководство, ожидания, система вознаграждений и наказаний, цели, ролевые модели. Фактор обратной связи • Подтверждение: осведомленность о результатах. Климат организации • История. • Миссия. • Цели. • Стратегия. • Тактика. • Планы. Предложенная модель подчеркивает очевидную мысль, что минусы исполнения не обязательно вызваны недостатками самого исполнителя. Она также наводит на предположение, по крайней мере теоретическое, что один фактор сам по себе может негативно сказаться на исполнении. Впрочем, на практике чаще приходится иметь дело не с одним, а с множеством взаимодействующих внутрииндивидуальных и средовых факторов. Бойдел (Boydell, 1976) демонстрирует, сколь сложной может быть причинная обусловленность проблемы, на простейшем Реактивный путь к тренингу
Умение
Рис. 3.2. Взаимозависимость индивидуальных факторов (Boydell, 1976) примере взаимозависимости таких индивидуальных факторов, как здоровье, стремления и уровень умений работника (рис. 3.2). Связь «здоровье—умение» очевидна. Здоровье человека и его самочувствие либо прямо, либо косвенно, через мотивацию, могут повлиять на его способность применять требуемые умения. Возможна также обратная связь — «умение—здоровье», ибо недостаточная квалификация может посредством психосоматических механизмов вызвать ухудшение здоровья. Те же психологические причины обусловливают позитивное или негативное воздействие стремлений на здоровье. И наконец, человек с высоким уровнем стремлений, как правило, старается приобрести новые умения, и наоборот. С другой стороны, реалистичная оценка собственных умений, оценка, основанная на реальных достижениях, на прошлом опыте и т. п., несомненно, влияет на будущие устремления работника.
Чаще всего анализ модели индивидуального исполнения позволяет отделить причины от следствий и симптомов и выработать потенциальные пути решения проблемы. Однако в ряде случаев применение модели исполнения оказывается недостаточным при исследовании проблемы, и для принятия решения о необходимости тренинга требуются иные формы анализа. В тех случаях, когда недостатки исполнения должны быть устранены немедленно, приходится ограничиваться довольно грубым анализом. Если же обстоятельства позволяют выделить достаточно времени на анализ проблемы или сам характер проблемы требует того, то проводится более детальное исследование с последовательным применением различных видов анализа, в ходе которого постепенно от- Глава 3
Протяженность и глубина информации и анализа Рис. 3.3. Поиск решения в процессе фильтрования проблемы фильтровываются аспекты проблемы, подлежащие решению посредством тренинга (рис. 3.3). В целом ряде случаев тренинг является очевидным решением проблемы исполнения, и тренеру не составляет труда быстро установить и подтвердить это. В таких случаях нет необходимости в тщательном фильтровании проблемы. Тренер должен быть готов действовать быстро и расторопно. Рабское следование предписанным процедурам и проведение ненужного анализа может привести к так называемому «аналитическому параличу», который в свою очередь усугубляет негативное отношение к тренингу, бытующее среди линейных руководителей. Однако, даже помня об этой опасности, тренер должен стремиться как можно более тщательно исследовать проблему, если она заслуживает того. Такое исследование может включать в себя ряд последовательных стадий (рис. 3.4).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|