Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Систематичный подход к тренингу






 

  Проблема исполнения / Объект тренинга
Время/Реакция Уровень Настоящее/Реактивная Будущее/Проактивная
Общеорганизацион­ный    
Операционно-должностной    
Индивидуальный    

Рис. 2.3. Проблемы исполнения и объекты тренинга

На организационном уровне

Когда одни и те же недостатки обнаруживаются в деятельности всех служб и подразделений.

На уровне конкретной операции или должности

Когда общие недостатки исполнения обнаруживаются у членов определенной группы, например у сотрудников отдела или функци­онального подразделения.

На индивидуальном уровне

Когда недостатки исполнения обнаруживаются у отдельных ра­ботников.

Чтобы прояснить будущие упоминания об уровнях объекта и сис­тематизировать идеи, касающиеся проблем исполнения и объектов тренинга, представим эту классификацию в виде таблицы (рис. 2.3).

Считаем необходимым сразу же оговориться, что представленные категории используются главным образом для удобства разъясне­ния, — на практике не всегда возможно провести четкие границы между различными проблемами исполнения и объектами тренинга. Это станет очевидно из последующих глав, в которых рассказывает­ся о путях идентификации тренинга в качестве наилучшего способа решения актуальных и потенциальных проблем исполнения.


 

Глава 3

РЕАКТИВНЫЙ

ПУТЬ К ТРЕНИНГУ


Тренинг может стать чрезвычайно дорогостоящим мероприятием, если он не является самой адекватной стратегией для преодоления недостатков исполнения. Мэйджер и Пайп (Mager, Pipe, 1970) под­черкивают:

«Решение — это своего рода ключ к замку; если ключ не подходит, замок не отопрется, и точно так же проблема не будет решена, если выбрано неверное решение».

К сожалению, решение о проведении тренинга довольно часто принимается без достаточного предварительного анализа ситуации. Кроме того, не исключена возможность давления со стороны началь­ников отделов, предрасположенных решать любую проблему испол­нения с помощью тренинга. Во многих случаях они склонны искать причину проблемы в людях, действующих внутри системы, нежели относить проблему к самой системе или средовым и организацион­ным факторам.

Точно так же предчувствие будущих минусов и пробелов в испол­нении чаще всего связывается с персональными факторами. В такой ситуации очень важно, чтобы тренер участвовал в выяснении приро­ды проблемы, в определении ее причин и оценке возможных путей решения.

Для выполнения этой функции тренер должен знать, какие во­просы и пункты требуют первоочередного рассмотрения при анали-


Реактивный путь к тренингу



 


 

Климат организации

Обратная связь

Последствия для организа­ции

Поведение на рабочем месте / исполнение

Локальная среда

 


Рис. 3.1. Модель индивидуального исполнения

зе проблем исполнения, — такой анализ, по определению Ромицов­ского (Romisowski, 1981), должен быть «краеугольным камнем про­цесса проектирования обучающей программы, чтобы избежать воз­можности применения тренинга там, где не нужен тренинг».

Земке и Крамлингер (Zemke, Kramlinger, 1982) рекомендуют при­ступать к анализу проблем исполнения лишь после построения мо­дели индивидуального исполнения. По их мнению, правильно по­строенная модель исполнения, соответствующая типу организации, помогает выбрать факторы, подлежащие исследованию, и методы исследования. Кроме того, она задает структуру анализа и отчета тре­нера перед руководством. Модель, представленная на рис. 3.1, по­строена на основе работ Земке и Крамлингера (Zemke, Kramlinger, 1982) и работы Кэмпбелла (Campbell et al., 1970)

Основные факторы, вызывающие недостатки в исполнении и не­гативные последствия для организации, можно разделить на следую­щие четыре группы.



Глава 3


Характеристики исполнителя

• Способности, умения, склонности.

• Установки, ценности, потребности, мотивы.

• Знания.

• Личностные характеристики.

• Телосложение и здоровье.

• Пол.

• Особенности восприятия.

Локальные средовые факторы

• Физические: освещение, отопление, размеры и расположение рабочего места.

• Технические: оборудование, процедуры, ресурсы, операции, стандарты выполнения операций, описание операций.

• Социально-психологические: поддержка, руководство, ожида­ния, система вознаграждений и наказаний, цели, ролевые модели.

Фактор обратной связи

• Подтверждение: осведомленность о результатах. Климат организации

• История.

• Миссия.

• Цели.

• Стратегия.

• Тактика.

• Планы.

Предложенная модель подчеркивает очевидную мысль, что мину­сы исполнения не обязательно вызваны недостатками самого испол­нителя. Она также наводит на предположение, по крайней мере тео­ретическое, что один фактор сам по себе может негативно сказаться на исполнении.

Впрочем, на практике чаще приходится иметь дело не с одним, а с множеством взаимодействующих внутрииндивидуальных и средо­вых факторов. Бойдел (Boydell, 1976) демонстрирует, сколь сложной может быть причинная обусловленность проблемы, на простейшем


Реактивный путь к тренингу


 


Умение


 

Здоровье

Устремления

 


Рис. 3.2. Взаимозависимость индивидуальных факторов (Boydell, 1976)

примере взаимозависимости таких индивидуальных факторов, как здоровье, стремления и уровень умений работника (рис. 3.2).

Связь «здоровье—умение» очевидна. Здоровье человека и его самочувствие либо прямо, либо косвенно, через мотивацию, могут повлиять на его способность применять требуемые умения. Возмож­на также обратная связь — «умение—здоровье», ибо недостаточная квалификация может посредством психосоматических механизмов вызвать ухудшение здоровья. Те же психологические причины об­условливают позитивное или негативное воздействие стремлений на здоровье. И наконец, человек с высоким уровнем стремлений, как правило, старается приобрести новые умения, и наоборот. С другой стороны, реалистичная оценка собственных умений, оценка, основан­ная на реальных достижениях, на прошлом опыте и т. п., несомненно, влияет на будущие устремления работника.

Чаще всего анализ модели индивидуального исполнения позволя­ет отделить причины от следствий и симптомов и выработать потен­циальные пути решения проблемы.

Однако в ряде случаев применение модели исполнения оказыва­ется недостаточным при исследовании проблемы, и для принятия решения о необходимости тренинга требуются иные формы анализа. В тех случаях, когда недостатки исполнения должны быть устране­ны немедленно, приходится ограничиваться довольно грубым анали­зом. Если же обстоятельства позволяют выделить достаточно време­ни на анализ проблемы или сам характер проблемы требует того, то проводится более детальное исследование с последовательным при­менением различных видов анализа, в ходе которого постепенно от-



Глава 3


 

Актуальная или потенциальная проблема исполнения

Другие решения

Тренинг Диапазон возможных решений

Протяженность

и глубина информации

и анализа


Рис. 3.3. Поиск решения в процессе фильтрования проблемы

фильтровываются аспекты проблемы, подлежащие решению посред­ством тренинга (рис. 3.3).

В целом ряде случаев тренинг является очевидным решением про­блемы исполнения, и тренеру не составляет труда быстро установить и подтвердить это. В таких случаях нет необходимости в тщательном фильтровании проблемы. Тренер должен быть готов действовать быстро и расторопно. Рабское следование предписанным процедурам и проведение ненужного анализа может привести к так называемому «аналитическому параличу», который в свою очередь усугубляет не­гативное отношение к тренингу, бытующее среди линейных руково­дителей. Однако, даже помня об этой опасности, тренер должен стре­миться как можно более тщательно исследовать проблему, если она заслуживает того. Такое исследование может включать в себя ряд последовательных стадий (рис. 3.4).





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.