Тренинг и внутренняя среда организации
Еще в недавнем прошлом тренингу и запланированному опыту нередко отводилась второстепенная роль. Но настало время оценить по достоинству эти формы обучения и выявить преимущества каждой в общем процессе научения и развития. Грамотно проведенный тренинг позволяет человеку быстро приобрести и выработать конкретные знания, умения и установки, необходимые для выполнения определенной работы. Обучение, если оно проводится в форме свободного исследования, расширяет кругозор сотрудников и вооружает их инструментами анализа, которые могут помочь им и их организации справиться с текущими и будущими проблемами. Запланированный опыт не только помогает интегрировать приобретенные посредством тренинга и обучения умения, техники, идеи и т. п., но также выполняет функции катализатора и «испытательного полигона». Польза тренинга Обращаясь теперь непосредственно к теме нашего обсуждения, прежде всего отметим, что правильно спланированная и эффективно реализованная учебная программа способна принести много пользы и отдельному человеку и организации в целом. Люди могут извлечь из тренинга целый ряд выгод. Человек может начать получать большее внутреннее и внешнее удовлетворение от своей должности. Внутреннее удовлетворение возникает у человека от хорошего выполнения своего дела и расширения репертуара умений. Источником внешнего удовлетворения являются дополнительные доходы, вызванные более качественным исполнением обязанностей, продвижение по службе и расширение карьерных перспектив как внутри, так и за пределами организации, к которой принадлежит человек. Преимущества тренинга для организации — это повышение качества и продуктивности работы персонала; сравнительно небольшие временные затраты на обучение, что позволяет сэкономить средства и довольно быстро добиться того, чтобы работники были «на уровне»; сокращение потерь; снижение травматизма; сокращение прогулов; снижение текучести кадров; повышение удовлетворенности покупателей и клиентов.
Из сказанного следует, что тренинг, подготавливая человека к более эффективному выполнению конкретной работы, может внести вклад в выполнение текущих задач организации. Однако он может также способствовать, прямо или косвенно, достижению долгосроч- 20
Глава 1 ных, стратегических целей. Непосредственная роль тренинга в долгосрочной перспективе организации связана с содержанием конкретных учебных программ. В этом случае тренинг ставит своей целью не просто развитие индивидуальных умений, но работает с явлениями более общего порядка, такими как лидерство, групповые и организационные процессы. Франк и Маржерисон (Frank, Margerison, 1978) подчеркивают, что люди, занимающиеся тренингом, постепенно идут к тому, чтобы обеспечивать обучающее вмешательство не только в сфере развития индивидуальных навыков и умений, но и на уровне решения организационных проблем. Этот подход получил название «развитие организации» (Organization Development — OD). Основываясь на определениях, предложенных Бекхардом (Beckhard, 1969), Френчем и Беллом (French, Bell, 1984), развитие организации можно понимать как долгосрочную, спланированную систему мер, осуществляемых на всех организационных уровнях и направленных на укрепление здоровья организации, ее способности к решению различных проблем и способности к обновлению. Эта цель достигается, в частности, путем повышения культуры формальных рабочих групп и посредством использования теоретических и технологических достижений в прикладных науках о поведении.
Косвенное воздействие тренинга на организационную культуру Однако, по сравнению с вышеозначенными прямыми и косвенными эффектами, в определенном смысле более важным можно считать то влияние, которое способны оказать содержание и процесс тренинга на отношение работников к обучению и развитию. В результате подобных изменений может сложиться так называемая «обучающаяся организация» (learning organization), способная гибко и чутко pea- Тренинг и внутренняя среда организации гировать на актуальные и потенциальные требования внутренней и внешней среды. Обучающаяся организация Из множества наработок в теории развития организаций, наверное, наибольший восторг вызвал тезис об обучающейся организации. Но он породил также вопрос о том, что такое обучающаяся организация, и сомнения в возможности существования таковой. Сложно найти точное определение для этого понятия; наиболее адекватным и точным можно, пожалуй, считать определение, предложенное Педлером, Бойделлом и Бергойном (Pedler, Boydell, Burgoyne, 1991), — «организация, которая поощряет обучение своих сотрудников и постоянно трансформируется». Способность организации и ее членов к научению выступает как необходимое условие выживания и развития организации. По мнению Сенжа (Senge, 1990), обучающаяся организация «постоянно развивает в себе способность творить свое будущее». Исходя из этих определений, мы можем нарисовать ориентировочный «профиль» обучающейся организации. Организация, которая называет себя «обучающейся», понимает необходимость изменений и активно стремится к их проведению. Эта позиция находит отражение в корпоративном видении и бизнес-целях, которые разъясняются членам организации и разделяются сотрудниками всех уровней. Чтобы выполнить бизнес-цели — а значит, действовать в русле корпоративного видения, — руководство верхнего звена должно демонстрировать свою приверженность концепций обучающейся организации, умело используя различные стратегии и возможности для обучения сотрудников и предоставляя им необходимые ресурсы, как то: соответствующие вознаграждения за освоение новых умений, учебные материалы, время и моральную поддержку.
Для реализации данной концепции многим сотрудникам потребуется пересмотреть отношение к собственной работе и статусу, перестроить отношения с коллегами и быть более открытыми. Короче говоря, им придется измениться, чтобы соответствовать новой культуре организации. В этой новой культуре каждый работник должен будет взять на себя большую долю ответственности за собственное развитие — теперь он сам должен выявлять свои слабые стороны, ставить себе цели Глава 1 по обучению и прилагать все силы к их достижению. Руководители должны побуждать подчиненных к постоянному и энергичному самосовершенствованию на рабочем месте и поиску возможностей для приобретения нового опыта за пределами рабочего места. Такое научение подкрепляется регулярными обсуждениями с начальниками отделов, руководителями рабочих групп и наставниками, — последние отслеживают, как работают и развиваются подчиненные, обеспечивают их обратной связью и помогают им определить и спланировать пути дальнейшего совершенствования. Для полного внедрения концепции обучающейся организации необходимо наладить между сотрудниками и отделами взаимообмен релевантными знаниями и наработками. Это легко сделать, используя современные коммуникационные технологии, если преодолен психологический барьер и люди готовы делиться друг с другом информацией.
Что касается обучения самой организации, то здесь представления отдельных индивидуумов об их собственной роли и роли их отделов, а также их знания об организации в целом, сведенные воедино, могут внести существенный вклад в корпоративное видение, корпоративные цели и стратегии. Можно привести много примеров того, как работники хозяйственно-производственных уровней находили пути усовершенствования тех или иных процессов и процедур, что позволило организации сэкономить деньги и материалы, сократить временные затраты или повысить качество своих товаров или услуг. Чтобы использовать этот ценный источник идей и инициативы, организация должна побуждать своих работников подвергать сомнению традиционные способы работы и должна быть открыта для предложений и инноваций, поддающихся реализации. Дух открытости создает дополнительные возможности в деле формулирования политики и стратегии организации. Для поддержания и развития такого подхода необходим постоянный и открытый диалог между различными подразделениями и отделами организации, в ходе которого они могли бы обмениваться информацией, идеями и обратной связью относительно полученных друг от друга товаров и услуг. Описанный подход будет успешным только тогда, когда устранены все невидимые барьеры и налажено доверие и взаимопонимание между подразделениями организации. Из всего сказанного очевидно, что обучающаяся организация должна функционировать как открытая система (во всех смыслах этого понятия) по отношению к факторам внутренней и внешней среды. По
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|