Проактивный путь к тренингу
Но здесь нужно сразу оговориться, что в сложных системах данные, собранные об отдельных людях, обычно сводятся воедино и либо прямо, либо посредством регулярно обновляемых кадровых показателей питают процесс планирования трудовых ресурсов. К числу обычных кадровых процедур относятся оценка исполнения, планирование карьерного роста, развитие управления, планирование преемственности, испытательный срок, интервью при увольнении, тренинг и инструктаж на рабочем месте и аттестация. Оценка исполнения. Система оценки исполнения придает официальный статус естественным по своей природе регулярным встречам начальника с подчиненным для откровенного обсуждения достижений подчиненного за истекший период и определения задач на будущий период. В результате такого обсуждения может быть принят план действий по исправлению/сохранению показателей исполнения или по развитию подчиненного. Планы по исправлению и развитию обычно предполагают проведение тренинга. В первом случае тренинг должен помочь работнику привести свои трудовые показатели в соответствие с текущими требованиями и стандартами. Во втором случае тренинг является одним из способов обеспечения работника новыми знаниями и умениями, необходимыми для выполнения новых заданий, требований, обязанностей и т. п. Последние могут быть возложены на работника в связи с попытками руководства провести реорганизацию труда с углублением содержания выполняемых работ или в рамках планов по карьерному росту работника, а также планов по развитию управления. Планирование карьеры и общее развитие. В большинстве серьезных организаций руководство постоянно ищет пути наилучшего использования рабочей силы. Именно с этой целью в некоторых организациях были разработаны системы планирования карьеры и развития работников, предполагающие проведение «инвентаризационных» мероприятий на определенных стадиях карьеры индивидуума. Задачи этой инвентаризации таковы:
• очертить круг компетенций, способностей, умений и знаний работника; • выяснить его желания и стремления; • оценить его прошлый опыт и уровень исполнения на прежнем месте работы; • определить круг возможных перемещений и новых обязанностей;
Глава 4 • подготовить программу развития или программу самосовершенствования, которая может предусматривать тренинг и обучение посредством опыта. Информация по вышеперечисленным вопросам может быть получена в ходе беседы с сотрудником отдела персонала или специалистом по планированию карьеры. Однако многие организации сделали следующий шаг в данном направлении и создали специальные центры развития карьеры, где процесс инвентаризации может занимать два-три дня. Результатом такой инвентаризации является разработка планов личного развития, увязанных с оценкой исполнения и предполагающих ведение учебного дневника, широкое использование системы наставничества и пропаганду концепции «непрерывного обучения». Развитие управления (management development) имеет ряд аспектов, роднящих его с планированием карьеры. Любая организация заинтересована в том, чтобы иметь знающих, компетентных менеджеров, и для этой цели организации разрабатывают последовательные планы по совершенствованию исполнения и повышению потенциала менеджеров с помощью тренинга, обучения и смоделированных ситуаций. Объекты тренинга в сфере управления обычно устанавливают посредством таких процедур, как оценка исполнения, а в последнее время — путем использования ассесмент-центров.
Термин «ассесмент-центр» употребляется скорее для описания метода или процесса, нежели для обозначения места. Ассесмент-центр — это серия индивидуальных и групповых видов деятельности, позволяющих выявить сильные и слабые стороны участников, как в личностном плане, так и в сфере управления. Как правило, в ассесмент-центр входят психологические тесты, интервью, ролевые игры, групповые обсуждения, деловые игры, изучение поведения в реальных рабочих ситуациях и т. п. Полученная информация доводится до сведения участников и используется для разработки индивидуальных программ развития умений. Планирование преемственности тесно связано со всеми вышеописанными процедурами. Его основная цель — выявление и подготовка людей, способных выполнять ту или иную работу или занимать ту или иную должность в будущем. Вакансии образуются как вполне предсказуемо, в результате организационных изменений или выхода работников на пенсию, так и менее предсказуемо — вследствие болез- Проактивный путь к тренингу
89 ни, смерти или увольнения. Для планирования преемственности нужно знать, какого рода опыт и «послужной список» требуются для выполнения работы или выдвижения на должность. Кроме того, необходимы данные о текущем уровне исполнения и оценка потенциала возможных кандидатов на должность. Обладая такой информацией, можно рекомендовать конкретные учебные программы, курсы, задания, перемещения, назначения и т. п. для развития тех, кто вошел в круг «преемников». Разумеется, эти программы развития должны корректироваться с учетом непредвиденных изменений и неожиданно открывшихся возможностей. Испытательный срок. Во многих организациях для занятия определенных должностей или зачисления в штат работники должны пройти испытательный срок. В течение испытательного срока руководители отслеживают уровень исполнения новых работников, и если он не соответствует установленным стандартам, то может быть принято решение о проведении тренинга. Но даже по окончании испытательного срока, когда признается, что человек отвечает основным требованиям работы или должности, ему может быть рекомендовано дальнейшее обучение, призванное сгладить шероховатости исполнения, обнаруженные во время испытательного срока.
Интервью при увольнении. Чуткие организации всегда стремятся выяснить, что побуждает их работников искать другую работу. Именно этой цели служит опрос увольняющихся. И очень часто такое интервью помогает высветить объекты тренинга. Результатом таких интервью может быть целый ряд честных, а то и резких высказываний, касающихся условий труда, стиля руководства или неудовлетворенных потребностей работников, высказываний, на которые редко решаются те, кто продолжает работать в организации. Тренинг и инструктаж на рабочем месте. Иногда объекты тренинга конкретных исполнителей обнаруживаются во время инструктажа или разбора исполнения, который проводят начальники отделов, супервайзеры и наставники со своими подчиненными и подопечными. Аттестация. Процедура аттестации установлена для оценки знаний и квалификации исполнителей. Она полезна, в частности, потому, что позволяет выявить тех работников, которые не нуждаются в тренинге, но она же может указать и на будущие сферы приложения тренинга. Обычно работникам предлагают выполнить ряд тестовых заданий, отражающих реальные аспекты их работы. Иногда тестом Глава 4 является выполнение самой работы, например вождение автомобиля, оказание первой помощи, стрельба, управление оборудованием и т. п. Представителям целого ряда профессий приходится периодически подтверждать свою компетентность, чтобы получать доплату за квалификацию. Компетенциональный подход Сформировавшийся в Англии подход, основанный на оценке компетенций, с самого начала вызывал споры; полемика разгорелась с новой силой после 1986 г., когда подход получил официальное признак ние правительства. Предметом споров являются и само понятие «компетенция», и сферы его приложения и применения. Сомнения в практической значимости данного подхода привели к непрекращающимся дебатам относительно возможности его применения в деле обучения и тренинга.
Замешательство выбывает прежде всего само слово «компетенция» (competency). Как пишет Вудраф (Woodruff, 1991), оно сделалось популярным благодаря Бояцису (Boyatzis, 1982), хотя немногие понимали его значение, и некоторые специалисты видят в теории компетенций своего рода минное поле. Понятие «компетенция» используется как для описания требуемых результатов (компетентность), так и в отношении желательных вложений (умения, способности). Во втором случае, по мнению Бояциса (Boyatzis, 1982), а также Спенсера, Мак-Кледанда и Спенса (Spencer, McClelland, Spence, 1992), компетенцией является «любая индивидуальная характеристика, поддающаяся достоверному измерению и подсчету, характеристика, которая отличает лучших исполнителей от средних...» и которая может включать в себя умения, ценности и установки. Вудраф (Woodruff, 1993) рассматривает компетенцию как набор, параметры или репертуар поведенческих проявлений, лежащий в основе компетентного исполнения, например уверенность в себе. По его мнению, требуемые результаты, или сферы компетентности, связаны с ключевыми аспектами работы исполнителя. Так например, управление персоналом — это одна из компетенций, по которой оценивается работа большинства менеджеров. Рис. 4.3, в значительной степени основанный на идеях Вудрафа, представляет попытку изобразить взаимосвязи между различными значениями понятия «компетенция». Проактивный путь к тренингу
Личностные характеристики: ценности, установки, мотивы, «образ мыслей» и т. п. Критерии исполнения/ Результаты
Первичные/ основные интеллектуальные и межлич- Рис. 4.3. Взаимосвязи между разными значениями понятия «компетенция» Многие организации за годы своего существования разработали модели компетенций, которые помогают интегрировать разнообразные процессы в сфере человеческих ресурсов. Эти модели могут содержать и требуемые показатели компетентности и сами компетенции, однако, как указывают Виддет и Холлифорд (Whiddett, Hollyforde, 1999), в основу большинства описаний положены все же поведенческие проявления, а не только требуемые показатели исполнения. Поведенческие проявления, составляющие ту или иную компетенцию, нередко сгруппированы по уровням, что позволяет охватить разнообразные виды работ, предъявляющих разные требования к исполнителям. По мнению Виддета и Холлифорда, установление единого набора компетенций выгодно по двум причинам. Во-первых, единая терминология обеспечивает взаимопонимание между разными службами и разными уровнями организации. Во-вторых, она открывает возможность для более последовательной и согласованной оценки исполнения, проводимой с целью отбора, аттестации или тренинга сотрудников.
92
Глава 4 В рамках процесса управления исполнением модель компетенций помогает установить объекты тренинга. В результате анализа ключевых заданий и требований, которые приходится выполнять работникам, занимающим ту или иную должность, составляется профиль компетенций для данной должности, и затем организация оценивает, насколько исполнение работников соответствует профилю. Кроме того, необходимо учитывать новые требования, возникающие вследствие изменения приоритетов организации или новых инициатив, предусмотренных бизнес-планами. Заключение Как было показано в данной главе, есть два основных пути, ведущих к тренингу, — реактивный и проактивный. В рамках каждого из них существует ряд методов, средств и процедур, посредством которых тренер может исследовать проблемы исполнения и установить объекты тренинга и развития. Если на рис. 2.3 мы задали общее направление для классификации подходов, то на рис. 4.4 представлена более подробная классификация методов, средств и процедур, используемых в рамках реактивного и проактивного подходов. Следует помнить, что эта классификация достаточно условна, поскольку некоторые методы применяются как на одном уровне организации, так и на другом, — все зависит от характера проблемы/объекта тренинга и размеров организации. Впрочем, независимо от того, каким путем организация приходит к решению о необходимости тренинга, объекты тренинга должны быть увязаны с корпоративными целями. К сожалению, для многих организаций масштабное видение проблемы представляет слишком сложную задачу. Тем не менее, приняв на вооружение хотя бы некоторые из вышеописанных принципов и подходов, тренеры, даже не имея прямой информации о корпоративной миссии и целях, могут внести позитивный вклад в дело повышения эффективности организации. В случае возникновения непредвиденных или стесняющих обстоятельств, которые делают невозможным полноценное изучение проблем исполнения, тренер вынужден ограничиться самыми базовыми методами и серией кратких расследований. Во многих случаях для выявления болевых точек и установления объектов тренинга не требуется ничего иного, кроме серии лаконичных, профессионально проведенных интервью. Успешная реализа-
Проактивный
Рис. 4.4. Объекты тренинга: подходы, методы, средства и процедуры Глава 4 ция краткосрочного проекта может принести тренеру почет и уважение, которые пригодятся ему, когда он будет просить о предоставлении времени и ресурсов для осуществления других проектов. Однако тренер не может постоянно руководствоваться принципом «проворной небрежности». При любом исходе тренингового проекта тренер отвечает за него от начала до конца; начальство быстро забывает об успехах тренеров, но с готовностью винит их во всех ошибках. Поэтому тренеру стоит взять на себя труд ознакомить старших руководителей организации с орудиями своего ремесла. Глава 5
ВИДЫАНАЛИЗА ДЛЯ ТРЕНИНГА В идеале решение о тренинге как о средстве преодоления текущих или ожидаемых проблем исполнения должно приниматься после совместного изучения тренера с клиентом результатов реактивного или проактивного исследования. В этом случае у тренера появляется возможность осмыслить три важнейших, основополагающих вопроса: • Каким должно быть содержание тренинга? • Как организовать и провести тренинг? • Как оценить эффективность проведенного тренинга? В данной главе мы сконцентрируемся на рассмотрении первого вопроса — вопроса о специфическом содержании тренинга. Это в свою очередь заложит основы для ответа на третий вопрос — о способах оценки эффективности тренинга. Описанный выше систематичный подход показывает, что задача определения содержания тренинга (стадии 2-5) обычно требует выполнения серии аналитических процедур в добавление к анализу, уже проведенному на ранних стадиях исследования. Эти аналитические процедуры призваны обеспечить соответствие тренинга проблеме и исключить возможность избыточных затрат. Как пишет Дэйвис (Davies, 1971), слишком высокая стоимость тренинга может быть вызвана следующими причинами: • избыточным содержанием тренинга; • излишней продолжительностью учебных курсов и программ;
Глава 5 • использованием большего количества инструкторов и оборудования, чем необходимо; • чрезмерной теоретической направленностью тренинга в ущерб практической стороне, вследствие чего работники, вполне компетентные в своем деле, могут оказаться «плохими» учениками; • использованием неадекватных критериев при отборе учеников, в результате чего работники, действительно нуждающиеся в обучении, могут не получить его; • у работника может возникнуть неудовлетворенность, если в результате тренинга он оказывается подготовленным к работе более высокого уровня, но продолжает выполнять прежнюю работу, что, в свою очередь, может привести к высокой текучести кадров, снижению трудовых показателей и т. п. Разумеется, при решении вопроса о диапазоне и глубине дальнейшего исследования тренер должен взвесить свои временные и финансовые возможности. В отношении диапазона анализа Кении и Рейд (Kenny, Reid, 1986) предлагают три подхода, особенно уместных в организационном тренинге, а именно: всесторонний анализ, анализ ключевых заданий и анализ проблемы. Всесторонний анализ. Как явствует из названия, данный подход предполагает тщательное изучение всех аспектов работы. Продуктом изучения является всеобъемлющий и детальный перечень составляющих работу заданий и подзаданий, а также перечень знаний, умений и установок, необходимых для эффективного выполнения этих заданий и подзаданий. Поскольку для такого исследования требуется немало времени и средств, важно установить определенные критерии для выбора данной формы анализа. Кении и Рейд предлагают следующие критерии. • Задания незнакомы ученикам, являются слишком сложными; цена неудачи или ошибки слишком велика и с точки зрения временных/финансовых затрат, и с точки зрения человеческих усилий. • Наличие ресурсов для осуществления данного анализа. • Учебная программа, которая явится результатом такого анализа, будет часто использоваться организацией и будет рентабельной. • Задания, из которых состоит работа, изложены детально и компактно; существуют четко установленные способы выполнения данных заданий, и работники должны придерживаться именно этих способов. Виды анализа для тренинга • Руководство организации понимает и принимает необходимость Данная разновидность анализа оправдана в следующих обстоятельствах и ситуациях. • Установка нового оборудования, введение новых технологий и процедур, порождающих совершенно новые виды труда или требующих от работников новых знаний и умений. • Потребность в новой учебной программе для конкретной функциональной области, где тренинг «пущен на самотек» и общий уровень исполнения снижен. • Создание новой должности вследствие изменившейся ситуации на рынке. • При проведении планового обучения в отдельно взятом функциональном подразделении, где тренинг прежде не проводился, но где возникла необходимость в нем в связи с изменением технических требований к персоналу. Анализ ключевых заданий. Эта форма анализа направлена на выявление и детальное изучение ключевых, или основных, заданий в рамках конкретной работы. Она особенно уместна в тех случаях, когда речь идет о менеджерах или супервайзерах, — на них возложено множество обязанностей, но не все из этих обязанностей являются критическими для эффективной работы. Данная форма анализа приложима и к тем видам труда, которые претерпевают изменения с точки зрения акцентов или содержания, вследствие чего возникает необходимость выделить приоритеты в заданиях и соответствующих им знаниях и умениях, а также установить приемлемые стандарты исполнения. Кении и Рейд подчеркивают, что по-настоящему всесторонний анализ работы руководителя или супервайзера — это слишком трудоемкое и дорогостоящее занятие. Обычно на основе анализа ключевых заданий составляется должностная инструкция, в которой перечисляют только основные, важнейшие обязанности работника и в общих чертах обозначают, какие знания, умения и установки требуются для выполнения работы. Анализ проблемы. Эта форма анализа представляет логическое продолжение реактивного подхода, о котором мы говорили в главе 3. Здесь объектом внимания является не вся работа и даже не сами по себе критические, или ключевые, задания, а лишь те аспекты исполнения, которые не отвечают установленным требованиям. В подоб- 98
Глава 5 ных случаях решение о проведении тренинга как наиболее эффективном способе преодоления выявленной проблемы, вероятно, уже принято, и необходимость в более глубоком анализе отпадает сама собой, поскольку другие аспекты исполнения работников не вызывают беспокойства. Определившись с диапазоном исследования, тренер должен выбрать специфичную разновидность анализа и связанные с нею аналитические методы и приемы. На рис. 5.1 в схематичном виде представлена возможная последовательность шагов при определении содержания тренинга. Стрелки на схеме показывают, что различные формы и разновидности анализа не являются чем-то взаимоисключающим, а, напротив, связаны друг с другом, и что данные, собранные на ранней стадии, могут ограничить или даже исключить необходимость последующего анализа. Так, например, при реактивном подходе тренер может обойтись без тщательного анализа содержания работы. В свою очередь всеобъемлющая и детальная квалификационная характеристика, полученная в результате глубокого анализа содержания работы, может снять необходимость в дополнительных видах анализа. Итак, обратимся к подробному рассмотрению разновидностей анализа, представленных на рис. 5.1, и связанных с ними аналитических методов и приемов. Анализ содержания работы Анализ содержания работы проводится в различных целях, и в том числе для отбора персонала, для оценки труда и в целях тренинга. Согласно Glossary of Training Terms (Department of Employment, 1978), анализ содержания работы — это: Процесс подробного исследования работы с целью установления составляющих ее заданий. Детали и подходы могут варьироваться в зависимости от цели анализа (обучение, проектирование оборудования, организация труда и т. д). Анализ работы может помочь и в установлении проблем исполнения, и поэтому в том или ином виде он может быть проведен в процессе фильтрования проблемы, описанном выше (см. рис. 3.3). Многие люди представляют процесс анализа работы как хронометраж и считают его долгим, скучным и даже нудным занятием. Виды анализа для тренинга
Рис. 5.1. Стадии (шаги) для определения объектов/содержания тренинга У работников он вызывает подозрение, как и любая другая форма анализа, — им кажется, что руководство организации вынашивает тайные планы, угрожающие материальному благополучию персонала. Некоторые путают анализ работы с анализом объектов тренинга, в результате чего у них складывается ложное впечатление, что любой анализ объектов тренинга — это крайне долгая процедура и что должно пройти немало времени, прежде чем состоится собственно тренинг. В идеале анализ содержания работы должен проводиться лишь один раз за время существования данной работы. Различные схемы 100
Глава 5 систематичного подхода к тренингу показывают, что анализ содержания работы составляет одну из первых стадий процесса проектирования тренинга. Такого рода системы спроектированы как саморегулирующиеся; это значит, что данные о любых изменениях в рабочих процедурах или рабочем оборудовании должны быть незамедлительно введены в систему, чтобы тренер мог оперировать самой свежей информацией. Но это в теории. На практике столь разумный логичный процесс — большая редкость. Обычным результатом анализа содержания работы является должностная инструкция или более подробная квалификационная характеристика, и именно эти документы тренеру нужно изучить в первую очередь. Нередки случаи, когда должностная инструкция оказывается устаревшей, имеет скудное содержание, а то и вовсе отсутствует, тогда как в некоторых организациях отдел человеческих ресурсов ежегодно пересматривает должностные инструкции и указывает, что они «проверены» или «исправлены» с учетом текущих рабочих требований. Это существенно облегчает работу тренера. В тех случаях, когда требуется анализ содержания работы, тренер может сделать это с помощью уже описанных нами средств, таких как структурированное интервью, наблюдение, опросники и т. д. Вместо анализа содержания может быть проведен анализ задания или анализ умений; эти формы анализа являются взаимозаменяемыми. Задача тренера — «докопаться» до сути работы, получить как можно более полное представление об обязанностях и заданиях, фигурирующих в должностной инструкции, чтобы разработать адекватную программу тренинга. Glossary of Training Terms определяет анализ задания как: Систематический анализ действий, необходимых для выполнения задания, с целью выявления трудных моментов и подбора адекватных учебных методов и пособий, обеспечивающих успешное обучение. Как видно из определения, анализ задания более тесно связан с тренингом, чем должностная инструкция. Перн и Кандола (Pearn, Candola, 1988) сознательно избегают термина «анализ работы», считая, что он увековечивает бытующее представление о процедуре как о чем-то нудном и малоинтересном. Они отдают предпочтение термину JTR-анализ («анализ работы, задания и роли»), видя в нем более практичный и более приемлемый для менеджеров исследовательский инструмент. Виды анализа для тренинга Для того чтобы получить детальное описание работы, необходимое для составления квалификационной характеристики, может понадобиться провести дополнительный анализ; и здесь тренер волен воспользоваться одним или несколькими методами из обозначенных на рис. 5.1, которые обеспечивают более полное представление о рабочих задачах и умениях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|