Синтез и перспективный анализ труда
Холл (Hall, 1986) обсуждает понятие перспективного анализа труда в связи с вопросом о планировании преемственности для исполнительных руководителей. Процесс перспективного анализа начинается с изучения корпоративных целей и стратегий организации. Такое изучение позволяет определить будущие обязанности исполнительных руководителей и умения, необходимые для выполнения этих обязанностей. Холл подчеркивает, что «обдуманная связь между основными целями организации и будущими требованиями к административным должностям составляет суть стратегического планирования преемственности» и должна быть положена в основу определения планов по обучению и развитию будущих высших руководителей. Аналитический метод неприменим для составления должностной инструкции или квалификационной характеристики в том случае, если работа является новой, претерпела большие изменения или пополнилась новыми заданиями. Неверно было бы обязать работников освоить новые обязанности и лишь затем приступать к анализу их работы. Конечный результат окажется слишком дорогостоящим для организации. Впрочем, это не означает, что процесс освоения нового вида труда не может быть сопряжен с некоторыми трудностями и ошибками. Синтез труда — это именно тот метод, который позволяет изучить новую работу или задание, чтобы затем составить для нее квалификационную характеристику и разработать адекватную программу обучения исполнителей. Как правило, целый ряд людей вовлечен в процесс развития новой работы/задания, и именно эти люди могут помочь тренеру определить содержание работы. На содержание работы указывает прежде всего конечный продукт, или результат труда; это может быть новая деталь, новый способ
Глава 5 приготовления пищи, новая услуга. Возможно, новая работа является родственницей давно существующих в организации видов труда, и исполнители последних могут внести существенный вклад в определение структуры новой работы/задания. В противном случае можно обратиться к опыту работников других организаций или нанять новых людей, имеющих соответствующий рабочий опыт. В крупных организациях, где имеется отдел организации труда, большая часть работы методом проб и ошибок будет проделана им. В этом случае важно, чтобы тренер с самого начала принял участие в процессе. В последующем окажется полезным участие менеджеров и супервайзеров; технические конференции и рабочие обсуждения с исполнителями помогут составить картину знаний и умений, необходимых для выполнения работы, и определиться с алгоритмом действий и заданий. Следует помнить, что составленная таким образом первая квалификационная характеристика может оказаться несовершенной, и поэтому программа тренинга, разработанная посредством синтеза труда, требует постоянного мониторинга и коррекции. Первые реальные результаты синтеза и анализа труда, имеющие отношение к тренингу, — должностная инструкция и квалификационная характеристика. Должностная инструкция представляет собой краткое изложение основных задач, функций и обязанностей исполнителя конкретной работы. Ниже представлена схема должностной инструкции типичного формата, сопровождаемая нашими пояснениями. 1. Название должности. Вообще говоря, название должно быть кратким и как можно более точно отражать характер работы. 2. Подразделение/Отдел/Служба. Эта информация показывает, как «встроена» должность в структуру организации. 3. Местоположение работы. Указывается, где находится рабочее место исполнителя. Если работа связана с выездами, перемещениями и т. п., это может быть отмечено здесь же.
4. Основная задача. Краткое изложение основной задачи или главной цели работы позволяет понять значение данной работы для достижения общих целей отдела, службы, подразделения. 5. Обязанности/Задания. Обязанности — это основные направления и сферы деятельности работника. В рамках каждого направления должны быть перечислены конкретные задания. Например: Виды анализа для тренинга Должность: Менеджер по персоналу Обязанности: Набор и отбор конторских служащих Задание 1.1. Проверяет и при необходимости вносит коррективы в должностные инструкции и квалификационные характеристики после их обсуждения с работниками. Задание 1.2. Составляет объявления о наборе конторского персонала для размещения в местной прессе. Общая рекомендация: описание заданий должно быть кратким и должно начинаться с глагола в настоящем времени. 6. Подотчетность. В этом пункте указывается, кто является непосредственным руководителем работника (название должности). Иногда здесь же указывают порядок и периодичность отчетности работника перед руководителем. Унгерсон (Ungerson, 1983) пишет, что «даже в этом крошечном кусочке протокольных данных можно порой разглядеть симптом фундаментальной слабости или беспорядка в организации». 7. Связи. 8. Решения. 9. Материальные условия труда.
10. Социальные условия труда. 11. Экономические условия труда. 12. Перспективы и текущее обучение/ Возможности для развития. 13. Трудности/ Приятные и неприятные моменты в работе. 14. Возможные причины неудовлетворительного исполнения. В пунктах 7—14 можно осветить вопросы, приведенные в главе 3. Даже в тех случаях, когда анализ охватывает только проблемные области, может возникнуть необходимость во всестороннем описании анализируемой работы. Такое описание позволит тренеру увидеть проблему в более широком контексте, что в свою очередь способствует лучшему пониманию объектов тренинга. Более того, когда появление новой должности или работы легитимировано генеральными целями организации, краткое описание работы (должностная инструкция) предотвращает непродуктивную трату времени и сил на исследование второстепенных или не имеющих отношения к делу
Глава 5 вопросов. Описание физических, психологических и социальных условий труда исполнителя может иметь непосредственное значение для разработки программы тренинга. Квалификационная характеристика — это подробное описание физических и интеллектуальных действий, а также знаний, необходимых для выполнения заданий в рамках определенной должности/ работы. Она может включать следующие пункты: Обязанность и задание/элемент задания Задание/элемент задания — это конкретное действие, являющееся частью обязанности. Знание/понимание Здесь указывается, что должен понимать и знать исполнитель, чтобы выполнять работу на должном уровне. Этот пункт охватывает: Знание организации/компании. Знание продукта, организационной структуры, политики, процедур, системы оплаты труда и т. п. Знание/понимание задания. «Работа головой», необходимая для успешного исполнения; теория, применяемая на практике; используемые материалы и оборудование, метод работы, стандарты качества, техника безопасности, умение работать в команде и т. п. Умения/способности Последовательность поведения или действий, подлежащих отработотке на практике для удовлетворительного выполнения задания. Это могут быть психомоторные (физические), социальные/межличностные или интеллектуальные умения и способности. Установки В данном контексте под установками имеются в виду чувства или эмоциональная реакция исполнителя по отношению к чему-либо или кому-либо, которые могут позитивно или негативно отразиться на его работе. Пример квалификационной характеристики, включающей вышеобозначенные пункты, приведен на рис. 5.2.
Функция:
Повышать прибыльные продажи продукции компании потенциальным клиентам в регионе.
|
Подотчетность:
Руководитель группы специалистов по
продажам.
|
Обязанности:
1. Планировать работу.
2. Совершать продажи.
3. Отправлять заказы.
4. Искать новых клиентов.
5. Оценивать деятельность конкурентов.
6. Выполнять различные аналитические исследования.
7. Устанавливать и поддерживать связь с сотрудниками компании.
8. Помогать в поставках.
9. Решать некоторые финансовые вопросы.
10. Реагировать на жалобы и запросы.
11. Посещать различные собрания и курсы.
12. Быть в курсе достижений и соответ ствовать современным требованиям.
|
Рис. 5.2. Выдержка из квалификационной характеристики, разработанной Учебным центром предприятий химической и перерабатывающей промышленности Глава 5 Применительно к тренингу составление предварительной квалификационной характеристики имеет следующие преимущества: • обеспечивает адекватность тренинга реальным потребностям работников; • дает тренеру четкую картину всех возможных объектов тренинга, включая те, что прежде ускользали от его внимания; • может быть использована как лист наблюдений и оценки при определении индивидуальных потребностей в обучении; • может быть хорошим подспорьем при поиске адекватного метода обучения в отношении конкретного задания/элемента задания. Непросто вычленить из всего многообразия знаний, умений и установок те, которые имеют первостепенное значение для эффективного выполнения конкретного задания или элемента задания. Оставляя в стороне формальные требования к знаниям и умениям, скажем, что тренеру часто приходится выводить их путем логических умозаключений, опираясь на один или несколько источников данных, к каковым относятся:
• Характер существующей работы или описание работы, полученное посредством методики синтеза или почерпнутое из технического руководства. • Физические, социальные и психологические условия выполнения задания/элемента задания. • Рекомендации, сделанные на основании той или иной формы исследования в рамках реактивного или проактивного подходов к тренингу. • Сообщения работников и их непосредственных начальников о трудностях и неприятных моментах, связанных с выполнением задания/элемента задания. • Данные, полученные посредством кадровых процедур, таких как оценка исполнения, интервью при увольнении и т. п., которые показывают, какие элементы исследуемого задания вызывают у работников чувство неудовлетворенности или кажутся трудновыполнимыми. При составлении квалификационной характеристики можно также провести анализ релевантных должности компетенций, чтобы понять, из каких знаний, умений и установок складывается каждая компетенция. Виды анализа для тренинга
107 Функциональный анализ Ллойд и Кук (Lloyd, Cook, 1993) определяют функциональный анализ как «метод составления иерархии функций, дающей масштабную картину профессиональной сферы, от ее общей цели до индивидуального вклада каждого работника, необходимого для достижения этой цели». Такая иерархия сводит воедино интеракции, происходящие между работой, работниками и организацией. Для того чтобы каждая работа и каждое задание в рамках работы соотносились с конечной целью или функцией организации в целом, необходимы участие и вклад работников всех уровней. Функциональный анализ может применяться для составления должностной инструкции. В сущности, эта форма анализа представляет собой движение «сверху вниз»; она начинается с определения функции или ключевой цели организации. К примеру, ключевую цель компании-производителя бытовых электроприборов мы сформулируем следующим образом: «Обеспечивать ассортимент электробытового кухонного оборудования, удовлетворяющий актуальные и потенциальные запросы потребителей». На следующей стадии анализа мы определяем, какие службы или отделы существуют в рамках данной компании. Это могут быть отделы продаж, производства, дистрибуции, послепродажного обслуживания и т. д. Ключевую цель отдела можно определить так: «Координировать и планировать доставку продукции в розничную сеть, оперативно реагируя на запросы покупателей». Затем, спускаясь по вертикали, мы определим ключевую цель для каждого работника в соответствии с его ключевой ролью или функцией. К примеру, ключевая цель упаковщика в отделе дистрибуции сводится к тому, чтобы «предохранять электротовары от повреждения в процессе транспортировки с помощью специальных полистироловых протекторов». По мере анализа каждой функции или работы мы выделяем так называемые блоки, которые затем могут быть разбиты на элементы. После установления структуры ключевых функций можно пойти дальше и определить круг конкретных заданий для каждого работника. Описание заданий включает перечень условий, которые необходимо соблюдать при их выполнении. Например, вышеупомянутому упаковщику, возможно, приходится применять разные виды предохранительных материалов при упаковке разных видов продукции — тостеров, микроволновых печей, стиральных машин и т. п. Чтобы 108
Глава 5
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|