Работа, или Основное задание
Уровень 1 Уровень 2 Уровень 3 Уровень 4 И т. д. Рис. 5.3. «Генеалогическое древо» или иерархия заданий обеспечить компетентное исполнение работы, нужно установить критерии выполнения каждого задания. Опять же в случае с упаковщиком необходимо указать, какие материалы он должен использовать при упаковке конкретного электроприбора, должен ли он помещать предохранительный материал внутрь прибора или обкладывать им прибор, и т. п. Зачастую для разложения ключевой функции на компоненты требуется применить не одну, а несколько аналитических техник. На начальной стадии анализа можно провести мозговой штурм, чтобы определить ключевые цели. В дальнейшем для более детального изучения работы можно воспользоваться такими методами, как иерархический анализ заданий и процедурный анализ. Эти техники обсуждаются ниже. Несмотря на то что функциональный анализ принято связывать главным образом с квалификационными характеристиками, следует отметить, что он годится для всякой организации, где исполнение сотрудников оценивается с помощью моделей компетенций. Иерархический анализ заданий. Аннетт и Дункан (Annett, Duncan, 1967) разработали технику иерархического анализа заданий, которая приложима к очень широкому кругу работ и представляет Виды анализа для тренинга
109 последовательный процесс разбивки заданий на операции и подоперации. В результате такого анализа мы получаем нечто вроде генеалогического древа, в котором работа или основное задание расчленены на составляющие их обязанности, задания и подзадания (рис. 5.3). Не обязательно придерживаться той же терминологии, которая используется на рис. 5.3. Гораздо важнее — понять сам принцип поуровневой разбивки заданий, с тем чтобы четко описать составляющие их операции. Пример на рис. 5.4 подтверждает, что данная аналитическая техника допускает гибкое применение и потому является ценным подспорьем для тренера.
Примечательно, что операции на каждом уровне иерархии описаны «поведенческими» словами, которые дают нам не просто общее название операции, а сообщают, что делает оператор. Формулировка «Поменять масло в моторе» гораздо конкретнее и полезнее, чем формулировка «Моторное масло». Разумеется, в последнем случае мы можем догадаться, что требуется от оператора, но лучше все-таки использовать глаголы, чтобы не возникло путаницы. Нижеприведенный пример анализа канцелярской работы показывает, что отсутствие глаголов может породить много неясностей.
Входящая почта Фотокопия Ежедневник Что делает клерк с этой самой «входящей почтой»? Открывает ее? Сортирует? Регистрирует? Должен ли он ответить на письмо или подготовить набросок ответа? Что он делает с «фотокопией»? Снимает ее? Отправляет? Проверяет? и т. д. Легко представить, сколько недоразумений возникнет в команде тренеров, если один из них проанализирует работу подобным образом. Другая особенность иерархии заданий состоит в том, что она позволяет обозначить, если это необходимо, последовательность действий. Очевидно, что такая операция, как замена масла в двигателе (рис. 5.4), подразумевает вполне определенную последовательность действий. Таким образом, ценность иерархического анализа для тренера определяется возможностью представить работу во всей ее полноте, получить четкую картину заданий с указанием простых и сложных моментов, выявить общие черты разных видов работ и заданий (например, для выполнения некоторых работ и целого ряда заданий
Глава 5 требуется умение управлять копировальной машиной), а также тем, что расписанная последовательность действий может определить последовательность подачи учебного материала. Главное при использовании данной техники — понять, когда прекратить анализ. Замечено, что задание можно разбивать на уровни почти до бесконечности. Во многих случаях момент, когда следует остановиться, очевиден; для некоторых заданий достаточно обозначить уровень подзаданий, тогда как другие требуют более глубокого анализа. В последнем случае важно вовремя «подвести черту», каким-то образом показать, что анализ завершен, чтобы в дальнейшем не возвращаться к этому вопросу. Весьма вероятно, что в процессе такого анализа у тренера появятся какие-то дополнительные замечания и наблюдения по поводу анализируемых заданий. Чтобы не перегружать диаграмму множеством деталей, которые неизбежно создадут путаницу, советуем оформлять заметки как отдельные документы, присваивая им номера или буквы и указывая последние в диаграмме. Диаграмма может отсылать к различного рода руководствам, законодательству, рабочим средствам, результатам других аналитических техник и т. д. Аннетт и Дункан предлагают руководствоваться двумя критериями при определении необходимой степени глубины анализа. Критерии сформулированы в виде вопросов: • Какова вероятность неадекватного исполнения задания/элемента задания без тренинга? • Во что обойдется системе неадекватное исполнение конкретного задания/элемента задания? Обозначим вероятность плохого исполнения конкретного задания или операции буквой В, а издержки, связанные с плохим исполнением, — буквой Ц (цена). Решение должно приниматься исходя из произведения В х Ц. Если результат неприемлем, то следует продолжить анализ. Процедурный анализ. В предыдущем разделе было показано, как посредством иерархического анализа можно расписать последовательность выполнения заданий и подзаданий. Однако не все задания характеризуются строго определенной последовательностью действий, и случается, что при анализе некоторых операций в иерархии задания тренеру приходится применять другую аналитическую технику. Такая необходимость возникает, когда не существует жесткой последо-
Виды анализа для тренинга
Глава 5 Операционист по обслуживанию счетов — Платеж получен Сокращения: ВО — выписка об остатке на расчетном счете, СК — сумма кредита, PC — расчетный счет, АО — акт об ошибке
3. Вернуть чек клиенту, составив АО
1. Получает чек и ВО 2. Чек подписан, указана цифрами и прописью? ДА
5. Ввести номер PC клиента в компьютер и просмотреть детали
9. СК на РС клиентов
11. Отметить недоплату на ВО
НЕТ 8. СК соответствует разнице или больше? ДА
6. Чек выписан на сумму, указанную в ВО? ДА
10. СК на PC клиентов 12. Оплачено в теч. 15 дней с момента выписки накладной? ДА 14. Передать ВО и чек начальнику Рис. 5.5. Пример алгоритма, или дерева решений вательности действий и исполнитель должен действовать в зависимости от обстоятельств, т. е. принимать решения. В этом случае полезно составить алгоритм, или дерево решений. Эта техника проиллюстрирована конкретным примером на рис. 5.5. Виды анализа для тренинга
Счет-фактура на сумму более 1000 фунтов? НЕТ
Сверить с накладной
ДА Передать начальнику Счет-фактура от уполномоченного поставщика? НЕТ
Проверить полномочия по оригиналу договора Сверить с накладной
И т. д.
И т. д. И т. д. Рис. 5.6. Пример алгоритма/дерева решений, показывающий связь между работами Данная форма анализа приложима и к тем процедурам, где участвуют несколько человек. Например, в процессе производства продукт проходит через руки целого ряда операторов, включая отделочников, контролеров и др., прежде чем обретает свою окончательную форму. Процедура работы с документами также может предполагать участие множества людей. Дерево решений — это наглядное изображение связей между действиями различных операторов, и оно нередко помогает выявить проблемные моменты в анализируемой процедуре. Например, может оказаться, что причина проблемы не в исполнении отдельных работников, а в чрезмерном количестве связей в цепочке. Выдержка из дерева решений, приведенная на рис. 5.6, показывает возможные связи между операциями.
Анализ ключевых моментов. Эта форма анализа подходит для простых работ и заданий, которые не требуют долгого обучения. Результатом такого анализа может быть какое-нибудь несложное рабочее пособие для работника или руководство для потребителя наподобие тех, что прилагаются к товарам, требующим сборки. В фокусе анализа три основных аспекта задания: последовательность действий, или стадий, при выполнении задания, инструкции по выполнению задания и ключевые моменты, на которые должен обратить внимание исполнитель, чтобы правильно выполнить задание. Эта информация Может быть представлена в виде таблицы, как показано на рис. 5.7. Анализ ошибок может быть проведен в рамках другой, более детальной, формы анализа или же может применяться в качестве независимой аналитической методики при реактивном исследовании актуальных проблем исполнения, засвидетельствованных службой контроля качества, жалобами клиентов и т. п. 114
Глава 5
Рис. 5.7. Пример анализа ключевых моментов В первом случае перед тренером обычно стоит задача определить потенциально проблемные области, выявить причины и последствия возможных недостатков исполнения и наметить пути их предотвращения. В этом смысле действия тренера являются проактивными; впоследствии он сможет оснастить любую работу такими пособиями, инструкциями или руководствами, которые будут заранее предупреждать исполнителей о возможных проблемах и их симптомах, а также рассказывать им, что нужно сделать для устранения или предотвращения проблемы. Спецификация ошибок может быть представлена в форме таблицы, алгоритма или дерева решений; в том или ином виде она содержится, например, в руководствах для автомобилистов (рис. 5.8).
DIF-анализ (анализ трудности, важности, частоты) задания. Эта разновидность анализа полезна при определении содержания тренинга, когда тренеру приходится отделять то, что «надо знать», от Виды анализа для тренинга та
Рис. 5.8. Пример спецификации ошибок того, что «хорошо бы знать». Простейшая форма (рис. 5.9) DIF-ана-лиза помогает тренеру решить, насколько глубоким должен быть иерархический анализ задания. Из диаграммы видно, что решение о необходимости тренинга принимается на основании трех критериев — степени трудности, важности и частоты выполнения задания. Если задание является трудным, важным и его нужно часто выполнять, то тренинг необходим. Если же задание не трудное, не важное и редкое, то тренинг не нужен, — такое задание можно освоить в рабочем порядке. Отдельного разговора заслуживает трудное и важное, но редко выполняемое задание. Как показывает диаграмма, в этом случае необходим наиболее тщательный тренинг. «Тщательный» не значит «избыточный», как может показаться некоторым. Именно в силу редкости задания учеников следует тренировать так, чтобы они могли в любой момент применить полученные знания и умения. К такой категории заданий относится порядок действий в аварийных ситуациях. Естественно, не всякое задание требует такого анализа. Во многих случаях ответ на вопрос «Тренировать или не тренировать?» очевиден. DIF-анализ полезен, когда тренеру трудно принять решение, и являет собой скорее подход, нежели жесткий набор правил. Технику DIF-анализа можно расширить, введя различные степени трудности, важности и частоты заданий, а также разные уровни тренинга, которые указывают на степень приоритетности тренинга и стандарт обучения. Рис. 5.10 дает пример развития базовой модели DIF-анализа. 116
Глава 5 Уровни тренинга на рис. 5.10 проранжированы по шкале от 1 до 5. Уровень 1 указывает на крайне высокую степень приоритетности Уровень 2 устанавливает высокую степень приоритетности тренинга и высокий стандарт компетентности, который обеспечивает выполнение задания без дальнейшего обучения исполнителей. Уровень 3, являясь срединной точкой шкалы, устанавливает среднюю степень приоритетности и средний стандарт обучения, обеспечивающий эффективное выполнение задания. Для совершенствования исполнения потребуется дальнейшее обучение или практика. Уровень 4 подразумевает низкую степень приоритетности тренинга и такой стандарт обучения, который обеспечивает работников только базовыми знаниями и умениями для последующего обучения и практики на рабочем месте. Уровень 5 указывает на то, что формальный тренинг не нужен и что задание можно освоить в рабочем порядке. Одна из проблем, с которой сталкивается тренер при использовании данной формы DIF-анализа, — это определение степени трудности и важности задания. Замечено, что исполнители и их начальники склонны по-разному оценивать работу и что исполнители всегда считают свою работу очень важной. Степень важности работы или задания следует оценивать по специальным критериям, в числе каковых могут быть опасность для жизни, убытки, которые понесет организация в случае плохого исполнения, и т. п. Следует с осторожностью подходить и к оценке трудности задания, так как опытный, квалифицированный оператор может просто не помнить о трудностях, с которыми он сталкивался при освоении задания. Нередко исполнители не желают признаться в том, что испытывают трудности, опасаясь, что это будет воспринято Как свидетельство их неумелости или некомпетентности. Поэтому, чтобы правильно оценить уровень сложности задания, тренеру при формулировании вопросов приходится проявлять изобретательность и прибегать к вопросам типа «Что в данной работе может оказаться сложным для новичка?». Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о том, по какой шкале проводить оценку трудности, важности и частоты. Не существует единой шкалы, пригодной для всех ситуаций. Виды анализа для тренинга
Да Тренинг Тщательный тренинг
Задание трудное? Задание важное?
Да Нет
Нет Да
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|