Часто ли надо выполнять задание?
Часто ли надо выполнять задание? Тренинг Тренинг не нужен Тренинг Тренинг Задание важное?
Часто ли надо выполнять задание? Тренинг не нужен Тренинг не нужен Рис. 5.9. Пример DIF-анализа (анализ трудности, важности, частоты) Рис. 5.9 показывает, что трудность задания можно оценить по системе «да—нет»: задание либо трудное, либо нетрудное. Но в некоторых случаях тренеру, возможно, захочется указать, что задание «очень трудное», «умеренно трудное» или «не представляет трудности». При описании частоты выполнения задания используется трехуровневая шкала: «очень часто», «не очень часто», «редко». Но эту же переменную можно описать в таких категориях, как «ежедневно», «еженедельно» и «реже, чем...». Данные, необходимые для завершения DIF-анализа, получают путем опроса работников, бывших учеников и супервайзеров. Часть этой информации может быть получена на ранних стадиях исследования. Располагая такой информацией, тренер может более уверенно принимать решения о том, какими должны быть содержание и программа тренинга и как лучше распределить ресурсы с учетом приоритетов и стандартов тренинга. 118
Глава 5
Задание трудное? Задание важное?
Да Нет
Задание важное? Очень Умеренно Нет Очень Умеренно Нет Уровень тренинга Очень часто 2 Не очень часто 1 Редко 1 Очень часто 2 Не очень часто 2 Редко 1 Очень часто 3 Не очень часто 3 Редко 2 Очень часто 4 Не очень часто 3
Редко 2 Очень часто 4 Не очень часто 3 Редко 3 Очень часто 4 Не очень часто 5 Редко 5 Рис. 5.10. Пример DIF-анализа с определением уровней тренинга Итак, в первой части данной главы мы обсудили разновидности анализа, позволяющие описать структуру работы и составляющих ее заданий. Ниже мы поговорим о формах анализа, посредством которых можно определить конкретные знания, умения и установки, необходимые для выполнения заданий, и содержание последующего тренинга. Техника критичного инцидента по сути представляет собой методику сбора информации и может быть применена в рамках большинства вышеописанных форм анализа. Эта процедура была разработана Фланаганом (Flanagan, 1954) для сбора информации об инцидентах, которые оказались критичными для эффективного выполнения работы, т. е. непосредственно влияли на успех или неудачу. Данная Виды анализа для тренинга
119 методика служит полезным подспорьем при проведении DIF-анали-за, когда возникает необходимость разделить множество заданий, каждое из которых представляется исполнителям чрезвычайно важным. Ее значение особенно велико, когда недостаток времени вынуждает тренера сконцентрироваться на жизненно важных, критичных аспектах работы, а также в случае изучения редко выполняемых заданий, таких как порядок действия в аварийных ситуациях, и заданий, которые в силу физических ограничений или отсутствия доступа к рабочему месту исполнителя (например, при работе в замкнутом пространстве) не поддаются прямому наблюдению. Сбор информации лучше всего осуществлять посредством индивидуальных и групповых интервью. Для регистрации данных можно использовать заранее подготовленные бланки ответов, однако последние вряд ли применимы, если тренер плохо знает исследуемую работу. Поэтому самый простой и надежный способ регистрации данных — запись ответов опрашиваемых исполнителей на диктофон, что гарантирует сохранность информации и отсутствие искажений при регистрации. Участников просят вспомнить случаи успешного выполнения рабочих заданий и случаи, когда они не справились с поставленными задачами. Участники должны поместить эти эпизоды в общий контекст работы и дать подробный отчет о действиях, приведших к позитивному или негативному результату. Например, руководитель при проведении дисциплинарной беседы должен опросить подчиненных, чтобы разобраться в конфликтной ситуации, — неумение или нежелание сделать это может привести к ухудшению производственных отношений. Точно так же игнорирование требования о проверке номера запчасти может вызвать поломку оборудования. С другой стороны, готовность разобраться в конфликте и проверку номера запчасти можно считать критичными для успешного исполнения. Ясно, что не все участники захотят «признаться» в допущенных ошибках перед группой или интервьюером; такое сопротивление вполне естественно и, чтобы преодолеть его, нужно гарантировать участникам конфиденциальность результатов.
После сбора и классификации информации можно приступить к составлению листа наблюдений и оценки для дальнейшего исследования. Однако следует помнить о том, что при классификации данных, основанных только на воспоминаниях людей, всегда существует опасность субъективизма; поэтому тренеры должны придер- Глава 5 живаться единого подхода и единой системы регистрации и классификации данных, тем более что им придется рассмотреть множество инцидентов, чтобы составить ясную картину изучаемой работы. Техника репертуарных решеток. Эта форма анализа похожа на технику критического инцидента тем, что исследует и сравнивает хорошее и плохое исполнение. Технику репертуарных решеток можно применять в различных целях. К ним относятся: • определение объектов тренинга; • оценка эффективности учебных курсов; • изучение мнения руководства о функции тренинга; • исследование рынка учебных продуктов и услуг. В основу техники положена система изучения так называемых индивидуально-личностных конструктов, или способов мировосприятия. Техника репертуарных решеток представляет собой метод выявления этих конструктов. Как и в технике критического инцидента, главным средством получения информации, необходимой для построения решетки, служит интервью. Однако в данном случае интервью должно быть гораздо более структурированным, и интервьюеры должны иметь хорошую подготовку, чтобы избежать предвзятости при истолковании полученных ответов. Эта техника особенно полезна при исследовании межличностных взаимодействий и, в отличие от других аналитических методик, позволяет получить большое количество информации от небольшого числа людей.
Участников просят подумать о тех или иных аспектах работы, именуемых элементами. При выборе элементов следует руководствоваться прежде всего целью исследования или проекта. Однако кроме этого общего критерия при выборе конкретных элементов необходимо учесть следующие требования. • Используя в качестве элементов предметы, события, людей и действия, старайтесь сделать их как можно более дискретными. • Не смешивайте элементы разных классов; предметы, события, люди и действия должны быть представлены по отдельности. • Нельзя представлять элемент как часть или субэлемент другого элемента; например, чай — это один элемент, а дарджилинг1 — другой. 1 Сорт чая. — Примеч. перев. Виды анализа для тренинга
121 • Избегайте элементов, которые несут в себе или допускают оценочное истолкование (например, «заинтересованность», «самоконтроль» и т. п.). • Избегайте абстрактных понятий (например, «прекрасный начальник»). Для руководителя отдела тренинга в качестве элементов могут выступать подотчетные ему тренеры или инструкторы. Исследовать природу хорошего и плохого исполнения инструктора можно с помощью следующих процедур. • Напишите на карточках имена всех инструкторов и разделите карточки на две стопки. В одной стопке должны быть карточки с именами тех, кто хорошо справляется со своей работой, в другой — имена тех, чья работа оставляет желать лучшего.
• Возьмите две карточки из «хорошей» стопки и одну из «плохой». Сначала сравните между собой «хороших» инструкторов, чтобы выявить общие черты хорошего исполнения. Затем сравните их исполнение с «плохим» исполнением, стараясь выявить различия между первым и последним. • После установления различий переходите к следующей стадии исследования, называемой «ладдеринг»1. Она подразумевает детальный опрос тренеров и инструкторов с целью выявления тех форм поведения, которые, по их мнению, являются существенными для данной работы. Это поможет определить ключевые поведенческие проявления, способствующие хорошему исполнению. Данная стадия чрезвычайно важна, ибо позволяет уйти от расплывчатых заявлений, не имеющих практической ценности. Зондирующий опрос может строиться по следующей схеме. Предположим, вы обнаружили, что одно из различий между хорошим и плохим исполнением связано со способностью инструктора решать проблемы, возникающие при обучении конкретных учеников. Получив подобный ответ, вы можете задать серию уточняющих вопросов, например: как вы определите, что они хорошо справляются с такого рода проблемами? Применяют ли они такой же подход при решении других проблем? и т. д. • Положите выбранные карточки в соответствующие стопки и по 1 От англ. ladder — лестница. - Примеч. перев. 122
Глава 5 Выявленные различия между сильными и слабыми исполнителями могут быть предметом обсуждения с менеджером по обучению, что поможет понять, каким образом и почему они возникли. Анализ знаний и предмета В своей простейшей форме анализ знаний подразумевает более подробное описание знаний, перечисленных в квалификационной характеристике. Эта дополнительная информация может быть представлена в письменном виде, в форме диаграмм, карт, фотографий, образцов, описанием процедурных последовательностей и т. д. Более сложная форма анализа знаний — это анализ предмета, который охватывает не только фактическую информацию, но и интеллектуальные умения. Одна из разновидностей такого анализа описана Дэйвисом (Davies, 1971). Предмет разбивается на составные части, или элементы, которые затем расставляются в виде иерархии. Важно при этом четко определить границы предмета и постараться представить его как можно более самостоятельным. Дэйвис называет составляющие предмет элементы «правилами». Правило — это «постулирование общности, определение, фактор, единица информации». Чтобы определить правила, из которых складывается предмет, аналитику необходимо ответить на следующие вопросы:
• Что должен делать ученик, чтобы продемонстрировать, что он усвоил предмет? • На какие вопросы должен уметь отвечать ученик? • Какие задания и процедуры должен уметь выполнять ученик и какой уровень исполнения ожидается от него? • Какие различия должен научиться проводить ученик? • Как должно измениться поведение ученика в целом и каким образом можно зарегистрировать и измерить эти изменения? Дэйвис указывает, что эти правила должны быть тщательно прописаны и согласованы между собой и должны удовлетворять следующим требованиям: • Они должны охватывать только один фактор или одну идею. Виды анализа для тренинга • Каждое последующее правило должно быть составлено на том же уровне общности, что и предыдущее. • Правила должны быть сформулированы в форме простых предложений. • Они не должны содержать отрицательных оборотов, оговорок и союзов. • В правиле не может быть больше одного глагола в действительной форме. • Правила должны говорить о том, что является критичным и существенным для выполнения задания. Очень важно обеспечить логичную и понятную последовательность правил, каждое последующее правило должно естественным образом вытекать из предыдущего. Дэйвис подчеркивает, что при этом необходимо руководствоваться общепринятыми «законами» научения и двигаться • от известного к неизвестному; • от простого к сложному; • от конкретного к абстрактному; • от наблюдения к размышлению; • от общего к частному и обратно к общему. При составлении иерархии правил нужно стремиться к преемственности: «слово, тема или понятие, заявленные в одном правиле, становятся опорной точкой или получают развитие в следующем правиле». Более детальное описание анализа предмета можно найти у Ромицовского (Romiszowsky, 1981). Он развивает идею категоризации и аранжировки элементов, ссылаясь на работы Блума (Bloom, 1956) и Гане (Gagne, 1965). Первый дал систематику учебных целей в когнитивной сфере, которая начинается с чисто познавательных задач (например, знание терминов, фактов, базовых положений и т. д.), охватывает собой понимание, применение, анализ и синтез и заканчивается оценкой (например, умение оценить обоснованность выводов). О таксономии Блума мы поговорим в главе 6, когда будем рассматривать цели тренинга. Идея иерархии учебных задач и понятие учебных предпосылок, о которых пишет Гане, также имеют отношение к анализу предмета. 124
Глава 5
Рис. 5.11. Пять основных категорий «выученных» способностей, включая разновидности и примеры каждой (Gagne, 1977) Начнем с того, что Гане выделяет пять классов умений, которые могут быть приобретены посредством научения (рис. 5.11). По мнению Гане, четкое описание и категоризация результата научения (способности) открывают возможность для такой формы учебного анализа, которая позволяет установить «необходимые предпосылки для обучения умениям, представленным в описании задания». Под предпосылками Гане имеет в виду «способности, приобретенные в ходе прошлого научения, которые могут стать отправной точкой для последующего обучения». Так, например, для изучения теоремы Пифагора от ученика требуется знание и понимание базовых понятий и правил (знание о прямом угле, квадратном корне и т. д.). Если говорить об интеллектуальных способностях в целом, то здесь полное освоение темы или предмета невозможно без соответствующей предварительной подготовки. Другими словами, для того чтобы Виды анализа для тренинга
125 овладеть тем или иным предметом, требуется усвоить иерархию базовых знаний, связанных с данным предметом. И наконец, нужно подчеркнуть следующее. Поскольку анализ предмета отнимает очень много времени, знания и интеллектуальные умения, перечисленные в квалификационной характеристике, вряд ли требуют столь тщательного исследования. На практике данная форма анализа чаще всего проводится после того, как выявлены пробелы в знаниях целевой аудитории. В этом случае анализ предмета является продолжением анализа целевой аудитории; он позволяет определить объекты и содержание тренинга и отсечь те элементы задания или информации, которые не являются существенными для выполнения задания. Анализ физических умений Эта форма анализа используется для изучения заданий, требующих физической сноровки и точности восприятия. Она имеет широкую сферу применения и может быть полезна при изучении умений, необходимых, например, токарю, оператору текстового процессора или людям, занимающимся различными ремеслами, такими как ткачество, гончарное дело и т. п. При анализе таких умений аналитик наблюдает и регистрирует движения рук, пальцев, глаз и работу других органов чувств. Дегустатор, пробующий на вкус вино, музыкант, прослушивающий музыку, кондитер, на ощупь определяющий густоту теста, — все они полагаются на свои ощущения. Сноровка может включать не только ловкость рук, но и ловкость ног. Оператору гусеничного крана при выполнении определенных маневров, например при управлении стрелой, приходится задействовать как руки, так и ноги. Кроме того, он должен обладать хорошим глазомером, чтобы точно направить стрелу и оценить положение ковша или крючьев, должен иметь хорошее зрение и слух, чтобы распознать посылаемые ему сигналы и слышать «подсказки» двигателя. Эти движения и сенсорные функции можно запротоколировать и представить в виде таблицы; формат последней будет зависеть от подлежащих анализу умений. Анализ плотницких умений, представленный на рис. 5.12, иллюстрирует применение данной техники. Глава 5
Рис. 5.12. Пример анализа физических умений Виды анализа для тренинга
127 Анализ социальных умений При исследовании межличностных, или социальных, умений может возникнуть необходимость в проведении той или иной формы поведенческого анализа, который подразумевает классификацию текущих социальных взаимодействий по дискретным вербальным и невербальным блокам или элементам. Эта разновидность анализа позволяет установить, какие формы поведения являются эффективными в конкретной ситуации, а какие препятствуют эффективному исполнению. Рэкхам и Морган (Rackham, Morgan, 1977) описывают методологию выявления этих критичных форм поведения. Применение их методологии начинается с разработки системы анализа поведения, соответствующей изучаемой социальной ситуации. Типичный набор категорий, лежащий в основе подобных систем, приведен на рис. 5.13. Следует, однако, заметить, что Рэкхам и Морган не включили в свой перечень невербальные формы поведения. После разработки системы анализа необходимо выработать критерии, по которым будет оцениваться исполнение индивидуумов и которые позволят выявить сильных и слабых исполнителей. Приведенная схема анализа поведения может быть использована как для регистрации частоты, так и для описания различных поведенческих проявлений двух групп исполнителей, в результате чего будут выявлены те параметры поведения, которые отличают сильных исполнителей от слабых. Рэкхам и Карлисл (Rackham, Carlisle, 1978), например, установили, что для умелых «переговорщиков» характерны следующие приемы: маркировка поведения, проверка понимания, суммирование, поиск информации, вербализация чувств и т. п. И напротив, менее умелые переговорщики часто прибегают к возражениям, контрзаявлениям, защитному и атакующему поведению. Вышеописанная разновидность анализа применима и к ситуациям, где взаимодействуют два человека, и к ситуациям группового взаимодействия, таким как интервьюирование при приеме на работу, беседа руководителя с подчиненным, обучение и тренинг (включая телефонные продажи), поиск решения в группе, межгрупповые переговоры, ведение собраний. Глава 5
Виды анализа для тренинга
Рис. 5.13. Поведенческие категории (по Rackham, Morgan, 1977 и Argyle, 1969). Анализ целевой аудитории Эта форма анализа складывается из трех основополагающих стадий. 1. На 1-й стадии принимается решение о том, кто составит целевую аудиторию (это могут быть люди, уже работающие в организации или вновь набранные). 2. Затем определятся уровень знаний и умений, а также установки целевой аудитории до ее участия в тренинге. 3. На 3-й стадии определяются те характеристики целевой аудитории (например, возраст, опыт, уровень образования и т. п.), которые могут иметь отношение к форме и методам проведения тренинга. В этом разделе мы сосредоточимся на 1-й и 2-й стадиях. О 3-й стадии уместнее поговорить в главе 7, посвященной рассмотрению принципов и условий научения. Стадия 1 вполне естественным образом вытекает из проактивного или реактивного подхода к тренингу. Как правило, она начинается Глава 5 после завершения анализа/синтеза работы и до выполнения более глубоких форм анализа, таких как DIF-анализ, анализ умений и анализ предмета. В основе критериев, используемых для отбора целевой аудитории, должны лежать четко обозначенные факторы. Например, если люди приходят на тренинг в результате отбора, перевода на другую должность или повышения по службе, они должны соответствовать должностным требованиям. Документ «Должностные требования» представляет собой квинтэссенцию информации, изложенной в должностной инструкции и квалификационной характеристике, а также информации, полученной посредством анализа или синтеза работы и/или дополнительных данных о персонале. Ориентируясь на должностные требования, можно выявить людей, которые после соответствующего обучения смогут выполнять определенную работу или задания. Дополнительные данные о персонале могут быть почерпнуты из текущих отчетов отделов персонала и тренинга, из результатов специально проведенных внутренних исследований или из отчетов ранее осуществленных исследований по вопросам обучения персонала. Обычно в должностных требованиях указывают, какие качества, установки, опыт, знания и навыки являются «обязательными», а какие — «желательными». И нужно ли говорить, что перечисленные под рубрикой «обязательные» действительно являются таковыми! Если кандидат не отвечает хотя бы одному из обязательных требований, он будет отвергнут. Взаимосвязь между анализом/синтезом работы, должностной инструкцией, квалификационной характеристикой, должностными требованиями и другими данными о персонале показана на рис. 5.14. Следует отметить, что далеко не всегда есть необходимость в детальном изложении всех требований к исполнителю, в некоторых ситуациях детализация может даже принести вред. Тем не менее там, где вводятся новые формы тренинга, лица, ответственные за отбор целевой аудитории, должны четко представлять себе тот минимум первичных требований, который предъявляется к кандидатам в отношении уровня образования, прошлых достижений, опыта, умений, базовых способностей и т. п.; в противном случае усилия, затраченные на организацию и проведение тренинга, не оправдают себя. Завершая рассмотрение этого первого аспекта 1-й стадии, нужно отметить следующее. Очень важно, чтобы люди, проходящие тренинг, понимали, что должностные требования не есть нечто застывшее и неизменное; набор первичных требований может меняться в зависи- Виды анализа для тренинга
мости от спроса и предложения на внутреннем и внешнем рынке рабочей силы. При «скудном» выборе на рынке рабочей силы претендентам, очевидно, потребуется обширный тренинг, чтобы довести их качества до установленных стандартов. С другой стороны, при более благоприятных условиях роль тренинга может быть невелика, поскольку исполнители заданий уже обладают некоторыми, если не всеми, необходимыми умениями. Этот пример взаимодействия между тренингом и другими организационными процессами подтверждает высказанную в главе 2 идею о необходимости системного мышления при осуществлении систематичного подхода к тренингу. Тренер должен уметь подвергнуть сомнению свои предположения об исходном уровне целевой аудитории, ориентируясь на внезапные внутриорганизационные или внешние изменения. Другой аспект 1 -й стадии связан с оценкой потенциальных учеников в соответствии с ранее установленными критериями. Диапазон методов очень широк, он включает в себя как самые общие методы, подобные тем, что используются, например, при оценке исполнения, так и более объективные процедуры асессмента, например психометрические тесты специальных способностей (пространственные, механические, арифметические и т. п.), которые применяются при отборе учеников на технические специальности, или специальные методики асессмента, по результатам которых принимается решение о продвижении человека по службе. Для некоторых видов работ, особенно тех, что требуют физических навыков и визуально-моторной координации, может оказаться полезным проверить претендентов на обучаемость. Валидизированный тест на обучаемость помогает оценить, способен ли претендент в результате обучения достичь установленного стандарта исполнения. Как правило, подобные тесты проводятся по следующей схеме. Претендент получает короткий инструктаж, после чего его просят выполнить какое-нибудь короткое задание; это может быть изготовление несложного продукта, управление машиной или выполнение части рабочего процесса. Однако, как подчеркивает Даунс (Downs, 1985), в задании должны быть представлены те критические аспекты работы и элементы, которые являются наиболее трудными в освоении. Если претендент показывает хорошие результаты в тесте, можно вполне обоснованно предполагать, что он осилит и программу тренинга. Переходя к рассмотрению 2-й стадии, сразу же заметим, что оценка подлежащего восполнению дефицита — это в какой-то степени 132
Глава 5
Рис. 5.14. Взаимосвязь между должностными требованиями и другими процессами, документами и источниками сопоставление требований, изложенных в квалификационной характеристике, с актуальными знаниями и умениями целевой аудитории. Чуткий тренер наверняка имеет хотя бы общие представления о реальном уровне компетентности потенциальных учеников. Ибо, как пишет Ромицовский (Romiszowsky, 1981), на протяжении всего процесса подготовки тренинга тренер ни на секунду не должен забывать об ученике. Он подчеркивает, что анализ характеристик, потребностей, свойств, знаний или умений следует начинать как можно раньше. Результаты этого предварительного анализа могут быть дополнены или скорректированы информацией о знаниях, умениях и установках целевой аудитории, полученной на 1-й стадии, чему в немалой степени помогает четкое изложение требований к исходному уровню претендентов. Однако в некоторых ситуациях тренеру может потребоваться дополнительная информация общего характера о потенциальных учениках. Ее можно получить посредством выборочного опроса и интер- Виды анализа для тренинга вьюирования целевой аудитории, а для внутренних кандидатов — путем бесед с их непосредственными начальниками или менеджерами и путем изучения личных характеристик и учебных карточек работников.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|