Принципы и условия научения
• Условия научения. Тренер должен знать, как происходит процесс научения и какие условия помогают научению. В частности, он должен понимать, как влияют структура учебного материала и различные действия тренера и ученика на эффективность усвоения различных предметов. Следует также определить условия, облегчающие перенос знаний из теоретической плоскости в практическую и снижающие вероятность забывания материала или утраты умения. • Влияние материала. Условия научения должны быть организованы с учетом конкретного материала, подлежащего усвоению. • Индивидуальные различия. Существует целый ряд индивидуальных факторов, оказывающих большое влияние на процесс научения. Наряду с очевидными факторами, такими как уровень интеллекта, способности, возраст и уровень образования учеников, в последние годы были установлены другие факторы, способные существенным образом повлиять на легкость научения. К ним относятся личностные характеристики и индивидуальный стиль научения. Последовательность подачи материала Основополагающим моментом при составлении программы тренинга является последовательность подачи материала. Правильная последовательность облегчает процесс научения и делает его более эффективным. И здесь за основу могут быть взяты общие «правила» подачи учебного материала (переход от легкого к трудному, от простого к сложному, от известному к новому и т. п.). Кроме того, логичная и разумная последовательность в последующем помогает ученикам вспомнить материал. Однако для определения последовательности, наиболее соответствующей конкретной ситуации, тренеру, возможно, придется провести дополнительные наблюдения и анализ, которые позволят отделить опытных исполнителей от новичков, с последующей эмпирической проверкой разных последовательностей. Формы анализа, которые могут быть использованы для этой цели, описаны в главе 5. Например, иерархический анализ заданий или анализ алгоритмов обеспечивает тренера информацией о последовательности выполне-
164
Глава 7 ния процедур. В когнитивной сфере (знания, понимание, интеллектуальные умения) может быть применен анализ предмета, позволяющий построить иерархию учебного материала, установить необходимые предпосылки научения и тем самым определить последовательность подачи учебного материала. Анализ комплексных моторных или физических умений может выявить, что для овладения комплексным умением требуется овладеть некими более простыми умениями, которые могут или должны быть усвоены в определенной последовательности, задающей «естественную» и логичную последовательность подачи учебного материала. В сфере межличностного взаимодействия некоторым базовым навыкам, например умению слушать собеседника и задавать вопросы и соответствующему невербальному поведению следует обучать одновременно. Опыт тренерской работы, да и просто здравый смысл подсказывают, что обучение более тонким социальным умениям, в частности, тем, которые связаны с консультированием, должно производиться лишь после того, как сформированы базовые умения. Готовность ученика Готовность ученика к приобретению новых знаний и умений можно исследовать с разных сторон. Ученик должен быть готов интеллектуально, эмоционально и физически, кроме того, он должен иметь соответствующую установку и мотивацию. Хотя мы рассматриваем эти компоненты по отдельности, в действительности они часто переплетаются и взаимодействуют друг с другом, обусловливая успешность обучения.
Если говорить об интеллектуальной готовности, то к настоящему моменту тренер уже должен иметь ясное представление об исходном уровне знаний и умений учеников, их потенциальной способности к обучению и специальных способностях, необходимых для усвоения предполагаемого содержания тренинга. Эта информация может быть получена в ходе изучения образовательного и профессионального опыта учеников, а также с помощью диагностических или психологических тестов. Например, для обучения инженерно-механическим умениям требуется наличие механических и пространственно-визуальных способностей, тогда как для коммерсантов важнее вербальные, канцелярские и арифметические умения. Принципы и условия научения
Рис. 7.1. Некоторые «нужно» и «нельзя» тренерской работы (Downs, Perry, 1984)
Глава 7 Впрочем, интеллектуальная готовность ученика не ограничивается только наличием общей способности к обучению или специальных способностей к усвоению специфического материала. Вполне возможно, что в процессе ранее пройденного тренинга и обучения человек «научился учиться», т. е, выработал определенные стратегии обучения, которые облегчают задачу усвоения нового материала и развития новых умения. Существует ряд исследований, посвященных поиску путей совершенствования процесса обучения. Даунс и Перри (Downs, Perry, 1982, 1984) разработали краткие тренинговые курсы, задачей которых было научить ученика учиться. Например, одна из программ предусматривала специальные упражнения, направленные на развитие общей способности ученика к запоминанию и пониманию. В другой программе, рассчитанной на супервайзеров, ответственных за проведение тренинга на рабочем месте, использовался специально разработанный чек-лист, содержащий примеры поведения, которые должно и нельзя демонстрировать тренеру, чтобы научить ученика учиться. Таблица на рис. 7.1, в которой приводятся некоторые «нужно» и «нельзя», помогает понять идею Даунса и Перри. В общем и целом можно сказать, что ученики, которые «научились учиться» — это более активные ученики, готовые взять на себя ответственность за свое обучение и имеющие навык научения. Они более сосредоточены и более открыты для нового опыта, и поэтому им легче воспринять и усвоить содержание тренинга. Если говорить о тренинге менеджеров, то здесь, по мнению Мамфорда (Mumford, 1986), «обучение научению» имеет следующие позитивные эффекты. • Рост обучаемости учеников. • Снижение фрустрации от вынужденного участия в неэффективных учебных процедурах. • Рост мотивации к обучению. • Понимание того, что неспособность ученика к научению конкретному виду деятельности не означает, что он не готов или не способен к обучению вообще. • Снижение зависимости от преподавателя. • Возможность применения и развития «формальных» знаний и умений на практике. Даунс и Перри (Downs, Perry, 1985) обращают внимание на еще одно преимущество, сопряженное с «обучением научению». Оно со-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|