Принципы и условия научения.
171 Описанная техника постановки цели, задействующая мотивацию учеников, служит также повышению эффективности тренинга. Лок и другие ученые, проведя многочисленные лабораторные и полевые исследования ситуаций, не связанных с тренингом, доказали, что данная техника работает при следующих условиях/ 1. Цели должны быть реалистичными, т. е. должны учитывать реальные возможности индивидуума. 2. Индивидуум должен быть внутренне согласен с поставленной целью. 3. Индивидуум должен получать своевременную обратную связь о том, насколько его исполнение соответствует цели. 4. Цели должны быть конкретными и труднодостижимыми; нельзя ставить легкие цели, которые не требуют усилий со стороны исполнителя, или просто побуждать исполнителя «сделать все от него зависящее». Лок и Латам (Locke, Latham, 1984) приводят следующие резоны для постановки целей/ 1. Конкретные цели, в отличие от общих, расплывчатых и неясных, направляют деятельность индивидуума в нужное русло. 2. Наличие конкретной цели и, соответственно, ясное представление об ожидаемом результате оказывают мобилизующее воздействие. 3. Труднодостижимые цели, если индивидуум согласен с ними, обладают большим мотивирующим эффектом. 4. Труднодостижимые цели побуждают исполнителя к упорству и настойчивости. Уэксли, Немерофф и Косентино (Wexley, Nemeroff, 1975; Nemeroff, Cosentino, 1979) показали возможность успешного применения техники постановки целей в тренинге по развитию управления. Все это убеждает нас в том, что тренеры могут использовать данную технику в определенных ситуациях, особенно когда делается упор на личных достижениях и темпах научения или подбирается сравнительно однородная группа учеников.
В любом случае, независимо от подхода или конкретной процедуры, выбранной для мотивации учеников, важно не переусердствовать с заливкой мотивационного «насоса». Слишком высокий уровень возбуждения или мотивации может снизить продуктивность обуче- Глава 7
Рис. 7.4. Связь между продуктивностью обучения, уровнем мотивации и степенью трудности задания. ния, особенно если задание представляет объективную сложность для учеников. Разумеется, верно и обратное, когда задание слишком простое. Диаграмма на рис. 7.4 показывает связь между продуктивностью обучения, уровнем мотивации и степенью трудности задания. В случае трудного задания более высокая продуктивность обучения достигается при более низком уровне мотивации, тогда как для успешного освоения легких заданий требуется высокий уровень мотивации учеников. Задания умеренно трудные требуют среднего уровня мотивации. Если мы переусердствуем, стимулируя мотивацию ученика в начале тренинга, если слишком «накачаем» его, это может усугубить его тревогу и опасения, что станет препятствием при освоении трудных заданий. Многие люди перед началом тренинга испытывают опасения, вызванные негативным опытом прошлого обучения. Однако и сам тренер своей манерой поведения может невольно породить эти эмоции у ученика в процессе подготовки к тренингу. Поэтому тренер должен всегда просчитывать, какое воздействие могут оказать его слова и прошлый опыт учеников на их установки и чувства по отно- Принципы и условия научения
173 шению к предстоящему учебному событию. Восприимчивость тренера, манера и стиль его поведения на протяжении всего учебного процесса, и тем более на подготовительной стадии, имеют огромное значение для устранения и смягчения эмоциональных преград, препятствующих обучению. Если беспокойство и тревога ученика вызваны внешними факторами, например семейными или супружескими проблемами, то в этом случае можно посоветовать ученику проконсультироваться у специалиста или пройти тренинг позже.
Итак, мы обсудили интеллектуальный, мотивационный и эмоциональный компоненты готовности ученика. Но не менее важное значение имеет физическая готовность. Отчасти этот вопрос может быть решен на стадии отбора учеников. В документе «Должностные требования», которым надлежит руководствоваться при отборе учеников на тренинг, должно быть четко изложено, каким основным физическим требованиям должны отвечать люди, чтобы их признали годными к выполнению данной работы. Однако физическая готовность определяется также рядом дополнительных факторов, таких как состояние здоровья, наличие физических увечий, усталость и др., — последние могут обусловить необходимость исключения претендента из тренинговой программы. Еще один физический фактор, подлежащий учету при работе с определенным контингентом людей, — это так называемый «суточный ритм активности», который обусловливает суточные колебания физиологических процессов. Этот фактор особенно важен, когда на тренинг приходят люди, привыкшие к посменному режиму работы. Им требуются время и помощь, чтобы перестроить свой суточный ритм и войти в «нормальный» режим обучения (Folkard, 1987). О возможном влиянии «суточных эффектов» на продуктивность научения мы поговорим в разделах «Общие условия» и «Индивидуальные различия». Способы научения Данная глава призвана ответить на вопросы: «Почему люди учатся?» и «Как они учатся?». Последний вопрос отчасти проясняется рассмотрением физических и умственных активностей, способных вызвать относительно устойчивые изменения в поведении людей. Продолжая линию рассуждений Басса и Вохэна (Bass, Vaughan, 1966), мы предполагаем, что существует по меньшей мере пять базовых разно- Глава 7 видностей подобных активностей, ассоциированных с процессами видения, слушания, мышления и с моторными реакциями. Ниже приводится их краткое описание.
Экспериментирование, или метод проб и ошибок. Это, наверное, самая простая форма научения. Ученик совершает некие действия или демонстрирует некое поведение, желая добиться определенного результата. Каждое действие, приближающее ученика к цели, получает подкрепление, и поэтому, при прочих равных условиях, он будет повторять эти действия. Если какое-то действие или поведение оказывается безуспешным или вызывает неблагоприятные последствия, вероятность его повторения крайне мала — скорее всего, ученик попробует альтернативное действие. Таким образом, путем активного экспериментирования или методом проб и ошибок ученик в конце концов «находит» правильную последовательность действий. Перцептивная организация. Ученик воспринимает стимульную ситуацию целиком — сигналы, условия, вознаграждения и т. п. — и затем определенным образом организует ее, получая доступную его пониманию «перцептивную карту», которая будет направлять его поведение. Моделирование поведения. Человек научается тому или иному поведению, сначала наблюдая за тем, как ведут себя другие люди и как их поведение получает вознаграждение или наказание, и впоследствии пытаясь сымитировать правильные или наиболее уместные в конкретной ситуации модели поведения. Опосредование. Огромная доля человеческого научения опосредуется языком и речью, как устной, так и письменной. Коммуникация происходит не только с помощью слов, но также посредством символов, диаграмм и цифр. Рефлексия. Этот способ научения тесно связан с перцептивной организацией и нередко следует за экспериментированием, поведенческим моделированием или языковой коммуникацией. Как указывают Бут и Боксер (Boot, Boxer, 1980), это «процесс обдумывания, умственной проработки или осмысления прошлого опыта»; или, как пишут другие авторы (Boud, Keogh, Walker, 1985), «активный процесс исследования и обнаружения», предполагающий «тихое раздумье и осмысление опыта». Тренинг в промышленности, торговле и общественном секторе использует все перечисленные формы научения. Они могут взаимодействовать и дополнять друг друга, способствуя развитию знаний,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|