Принципы и условия научения.
запоминания: «... суммирование, задавание вопросов, делание заметок, перечитывание, повторение, следование инструкциям тренера — все это примеры ориентирующих заданий, призванных подтолкнуть ученика к выработке правильных стратегий научения». Ниже следует краткое описание трех общеизвестных ориентирующих заданий, о которых говорит Патрик. Вопросы могут использоваться на различных стадиях тренинга, чтобы стимулировать ученика к более эффективным обработке и запоминанию нового материала. При этом тренер, вместо того чтобы самому задавать вопросы, может побуждать учеников генерировать собственные вопросы. Аналогии могут применяться тренером в качестве моста, связывающего новый материал с тем, что уже известно ученикам. Однако, как указывает Патрик, существует риск выбора неправильной аналогии, и поэтому тренер должен выбирать такую аналогию, которая «... максимально подчеркивает сходства между старыми и новыми заданиями, ситуациями, идеями и т. п.». Мнемоника широко используется в качестве вспомогательного средства для запоминания процедур и специфической информации. Суть мнемотехнических приемов состоит в образовании искусственных ассоциаций между новым материалом и знакомыми фактами или образами. Например, можно сложить из начальных букв каждого элемента нового знания знакомое слово или фразу, которые затем помогут вспомнить эти элементы. В некоторых случаях бывает полезно позволить ученикам выработать собственные мнемотехнические приемы. Обратная связь, знание о результатах и подкрепление. Чтобы учиться эффективно и улучшать свои показатели, ученики должны знать, насколько хорошо они успевают на каждой стадии тренинга. Знание о результатах выполняет как информационную, так и мотивационную функцию (Goldstein, 1986) и достигается посредством внешней и внутренней обратной связи. Внешняя обратная связь исходит из внешних источников, например от тренера, других учеников или от механических приборов, которые сообщают ученику, насколько хорошо он выполняет конкретное задание или каких результатов он достиг. Источник внутренней обратной связи заключен в самом задании. Например, обучаясь играть на музыкальном инструменте, ученик может слышать или чувствовать, насколько хорошо его исполнение. Эффективная тренинговая стратегия заключается в том,
Глава 7 чтобы, используя внешнюю обратную связь, сконцентрировать внимание ученика на внутренних сигналах. Более того, как предлагают Стаммерс и Патрик, в определенный момент практических занятий может быть разумным полностью лишить ученика внешней обратной связи, чтобы он оценивал свое исполнение, ориентируясь только на внутренние сигналы. Отдельно от проблемы соотношения внутренних и внешних сигналов тренер должен решить два других, не менее важных вопроса, а именно вопросы о том, в каком объеме следует предоставлять обратную связь ученику и насколько специфичной она должна быть. Большой объем обратной связи на ранних стадиях тренинга не всегда вызывает ожидаемый эффект. Ученик может быть «перегружен» детальной информацией, которая только собьет его с толку, а чрезмерное информирование о неудачах, как подчеркивает Йинкс Ginks, 1979), может негативно отразиться на мотивации. Однако по мере того как ученик становится все более компетентным в выполнении задания, специфичная обратная связь, предоставляемая в полном объеме, скорее всего, благотворно скажется на его исполнении. Таким образом, общая рекомендация по предоставлению обратной связи в тренинге такова: минимум обратной связи на начальных стадиях, все более специфичная и полная обратная связь с ростом компетентности ученика и затем, по мере упрочения приобретенных навыков, постепенное уменьшение объема внешней обратной связи до ее полного исключения. Безусловно, форма предоставления обратной связи должна соответствовать заданию, тренинговой программе и возможностям учеников.
Если информационная обратная связь ясно привязана к промежуточным целям, она будет в какой-то степени удовлетворять мотивационные потребности ученика. Но тренер должен понимать, что для поддержания желания ученика учиться успешное выполнение части задания или целого задания должно сопровождаться той или иной формой эмоционального вознаграждения (например, «молодец!»). Опять же, как и в случае с информационной обратной связью, здесь важно соблюдать меру; в противном случае ученик может усомниться в искренности тренера или станет зависеть от его эмоциональной поддержки и утратит уверенность в себе, что в последующем, когда эта поддержка будет исключена, неблагоприятно отразится на его исполнении. Принципы и условия научения
В определенных обстоятельствах оказывается полезным постоянное эмоциональное подкрепление. Иногда следует похвалить ученика за достижение промежуточных целей или подбодрить, если в его исполнении не обнаруживается прогресса. Действия ученика. Сколь бы банально это ни звучало, но истина состоит в том, что в конечном итоге ученик учится сам. Тренер своими действиями только облегчает процесс научения и создает такие условия — физические, социальные, психологические, — которые благоприятствуют обучению. Обучение — двусторонний процесс, и ученик — активный участник этого процесса. Некоторые важные действия, которые совершает ученик под воздействием и руководством тренера, чтобы приобрести новые знания, умения и установки, обсуждаются ниже. Упражнение и повторение. «Навык мастера ставит» — так гласит народная мудрость. Однако задача приобретения и сохранения навыка не сводится к многократному воспроизведению составляющих его элементов. Есть два условия, которые играют немаловажную роль в «становлении мастера». Прежде всего, это желание ученика достичь совершенства и, во-вторых, наличие обратной связи на протяжении и/или по завершении практики.
Точно так же повторение вербального материала будет способствовать его сохранению лишь в том случае, если ученик активно восстанавливает его в памяти и проверяет точность воспроизведения. Басс и Вохэн (Bass, Vaughan, 1966) обосновывают важность этой формы деятельности в вербальном научении следующими соображениями. • Повторение требует активного участия ученика, и это способствует поддержанию внимания и интереса. • Активное воскрешение в памяти дает ученику возможность практического освоения материала. • Проверка точности воспроизведения обеспечивает ученика информацией о том, что он знает и чего не знает, и это помогает ему направить свои усилия в нужное русло и правильно распределить время. Воображение и обдумывание. Данные многочисленных исследований подтверждают, что человек легче обучается моторным умениям, если мысленно практикует их. Процедура ментальных упражнений начинается с того, что ученику демонстрируют умение, после чего Глава 7 просят мысленно проделать необходимые движения. Декер (Decker, 1982) доказал, что подобная процедура эффективна и при обучении некоторым социальным умениям, в частности тем, которые необходимы руководителю при работе с жалобами и при разборе исполнения подчиненных (coaching situations). Обдумывание, как одна из форм ментального воспроизведения, может заставить ученика задаться вопросами о содержании тренинга; ответы на эти вопросы, полученные от тренера или из других источников, могут ускорить процесс последующего научения. Распределение практики. Как распределить практические занятия по времени? Должна ли практика быть «массированной» (все сразу) или «рассредоточенной» (разбитой на несколько тренинговых сессий)? К сожалению, исследования не дают однозначного или универсального ответа на этот вопрос. Однако следует иметь в виду следующие соображения:
• При обучении физическим умениям рассредоточенная практика обычно оказывается более эффективной, чем массированная, — и с точки зрения приобретения умения, и с точки зрения его сохранения. • Перерыв между практическими сессиями и продолжительность самой сессии должны устанавливаться с учетом возраста учеников, их личностных характеристик, образовательного опыта и т. п., а также исходя из характера задания или умения, подлежащего освоению. Слишком большой перерыв между практическими сессиями порождает проблему забывания и необходимость повторного обучения или «разогревочного» периода, что влечет за собой увеличение общей продолжительности тренинга. С другой стороны, слишком короткий перерыв не позволяет ученикам восстановить свои силы, и их может одолеть скука, вызванная умственной и физической усталостью. • В отношении вербального материала массированная практика более предпочтительна для приобретения знаний, но уступает рассредоточенной практике, если речь идет о сохранении знаний. • Чем менее значимым является материал, подлежащий изучению, тем труднее его усвоить посредством массированной практики; в данном случае более эффективной будет серия кратких практических занятий. • Бэлдуин и Форд (Baldwin, Ford, 1988), ссылаясь на Холдинга (Holding, 1965), утверждают, что «по некоторым данным, процесс
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|