Принципы и условия научения. Кении и Рейд (Kenny, Reid, 1986), ссылаясь на Флейшмана и Хемпеля (Fleishman
ученик каждый раз сталкивается с новыми трудностями, но в конце концов преодолевает их, и тогда кривая научения идет вверх. 3. По ряду причин (скука, усталость и т. п.) у учеников несколько раз на протяжении курса падает мотивация. 4. Плато имеет место в период, когда все усилия направлены на то, чтобы «очистить» исполнение ученика от закрепившихся неправильных действий. Кении и Рейд (Kenny, Reid, 1986), ссылаясь на Флейшмана и Хемпеля (Fleishman, Hempel, 1955), предлагают еще одно объяснение, которое перекликается с первыми двумя гипотезами. Возможно, утверждают они, специфические способности имеют разное значение на разных этапах освоения умения. Первоначальный прогресс в обучении может быть вызван наличием одной способности; однако дальнейший прогресс зависит, вероятно, от другой способности, и на ее развитие ученику требуется время. Очевидно, что тренер должен бдительно следить за продвижением учеников, чтобы не пропустить начало плато. С наступлением оного тренер должен постараться выявить его причины и затем соответствующим образом модифицировать текущую или будущую программу тренинга. В связи с перечисленными выше причинами, объясняющими феномен плато, возможны следующие модификации. • Объяснения 1 и 2: тренеру следует рассмотреть возможность замены целостного освоения задания почленным. • Объяснение 3: можно ввести какой-нибудь дополнительный стимул к обучению или временно занять учеников другим видом деятельности. • Объяснение 4: своевременное предоставление точной и детальной обратной связи поможет быстрее исключить ошибки и неверные действия. Тренеры могут извлечь ряд фундаментальных уроков из дискуссии, посвященной кривым научения. Самый общий вывод состоит в том, что от тренера требуются наблюдательность, терпение, чуткость иумение анализировать текущую ситуацию. Он должен быть готов разнообразить или модифицировать программу тренинга, используя различные принципы и условия обучения, в соответствии с неожиданно изменившимися обстоятельствами.
Забывание, утрата и перенос умения. Из многочисленных эффектов тренинга можно выделить три, в которых особенно заинте-
Глава 7 ресованы тренеры, и эти эффекты сопряжены со следующими вопросами. • Насколько эффективно шло обучение? • Смог ли ученик сохранить новое знание? • Насколько легко он «перенес» новое знание из тренинговой ситуации в рабочую? До сих пор предметом нашего обсуждения были принципы и условия обучения, имеющие отношение к первому вопросу. Два других вопроса затрагивались только косвенно, и теперь настало время исследовать их поглубже. Сохранение и забывание. Забывание, или частичная утрата нового знания или умения, — вполне обычное явление. Однако в некоторых ситуациях забывание может повлечь за собой весьма серьезные, даже гибельные, последствия. Поэтому очень важно создать все условия для того, чтобы ученик сохранил полученное знание или умение и мог в полной мере применить их на работе. Эту задачу трудно выполнить, если тренинг не предполагает отработки нового умения или применения знания в реальной рабочей ситуации. Однако существует целый ряд способов, с помощью которых тренер может предотвратить или минимизировать проблему забывания. • Обеспечить ученика каким-нибудь рабочим документом, помогающим запомнить материал; в последующем, по окончании тренинга, он будет играть роль памятной записки. (Этот печатный документ должен храниться на рабочем месте, чтобы его можно было использовать в качестве памятки или процедурного руководства при выполнении трудных, комплексных или редких заданий.)
• Отказаться от массированной практики и использовать рассредоточенную. • Тренировать ученика до тех пор, пока его исполнение не превысит требуемого стандарта. • Побуждать ученика к мысленным упражнениям или повторению пройденного материала на рабочем месте. • Стараться сделать учебный материал как можно более значимым, связывая его с прошлыми знаниями и опытом ученика, организуя таким образом и подавая в такой последовательности, чтобы облегчить обучение. Принципы и условия научения
Тренинговая ситуация Рабочая ситуация
Рис. 7.9. Теория идентичных элементов и теория принципиального переноса • Постоянно мотивировать учеников и стимулировать их интерес, чтобы опыт обучения стал ярким, запоминающимся событием. Перенос знаний и умений. Проблема переноса иногда сопряжена с проблемой забывания и утраты умения. Это случается, когда ранее приобретенные навыки и умения влияют на формирование или применение нового навыка или умения. В тренинге говорят о позитивном переносе в том случае, если ученику не составляет большого труда применить на работе то, чему его обучали на тренинге, или если он достаточно быстро научается выполнять новое задание, используя ранее приобретенные знания и умения. Негативный перенос отмечается тогда, когда прежние знания и умения мешают выполнению работы или тормозят процесс освоения нового задания. Смена обычного автомобиля на автомобиль с автоматической коробкой передач может послужить примером такого рода проблемы. В этой ситуации ряд умений, усвоенных при обучении езде на обычном автомобиле, такие, например, как управление при помощи руля, чувство дороги и т. п., с большой долей вероятности окажутся полезными при управлении автомобилем с автоматической коробкой передач, т. е. будут иметь место позитивный перенос. Тогда как прежде выученные навыки переключения скоростей и управления педалями окажутся неуместными и ненужными, т. е. будет иметь место негативный перенос.
Глава 7 Существуют две теории, объясняющие феномен переноса, и обе имеют свои импликации для тренинга, а именно теория идентичных элементов и теория принципиального переноса (рис. 7.9). Теория идентичных элементов утверждает, что характер переноса зависит от степени схожести, или идентичности, стимульных и реактивных элементов тренинговой и рабочей ситуаций. Если стимульные условия (СТ/СР) и необходимые реакции (РТ/ РР) в тренинговой ситуации идентичны тем, что приняты в реальной рабочей ситуации, то будет иметь место позитивный перенос. Некоторые формы тренинга на рабочем месте почти полностью отвечают данному условию, и именно этим, по всей видимости, объясняется их высокая эффективность. В противоположном случае, если тренинговая ситуация совершенно отлична от реальной рабочей ситуации, никакого переноса не будет. Однако вероятность подобного сценария ничтожно мала; если он все-таки наличествует, мы имеем все основания для того, чтобы усомниться в компетентности тренера, аналитиков и разработчиков программы. Аналогичные сомнения порождает и негативный перенос, который обычно имеет место при схожести стимульных условий и взаимном несоответствии реакций. Используемое в тренинге оборудование может быть похожим на то, что применяется в рабочей ситуации, однако даже самые незначительные модификации и изменения, ускользнувшие от внимания тренера, могут породить существенные расхождения в реакциях. Последнее негативно отразится на будущих рабочих показателях учеников и на работе подразделения в целом, — ученикам придется потратить время на то, чтобы привести полученные умения в соответствие с реальными требованиями. И наконец, что происходит, когда СТ и СР отличаются друг от друга, а РТ и РР идентичны друг другу? Похоже, ответом на этот вопрос будет пресловутое «когда как». Если СТ и СР совершенно различны, переноса не произойдет, так как ученик не сможет ассоциировать СР с РР, которые идентичны РТ, и поэтому не отреагирует соответствующим образом на СР. Однако по мере сближения СТ и СР, при условии общности их критических элементов, должен наблюдаться позитивный перенос.
Подходить к проблеме переноса с позиций теории идентичных элементов разумно в тех случаях, когда стимульные условия и необходимые реакции являются предсказуемыми и поддаются четкому и детальному определению. Весь «фокус» заключается в том, чтобы Принципы и условия научения выявить критические элементы стимульных условий и результирующих реакций путем тщательного анализа работы и по возможности включить их в программу тренинга. Это отнюдь не простая задача, как кажется на первый взгляд. Бэлдуин и Форд (Boldwin, Ford, 1988) подчеркивают, что не так-то просто определить, воспроизведение каких параметров рабочей ситуации в тренинге наиболее способствует обучению, запоминанию и переносу. Они считают, что понятие схожести имеет два аспекта: физический, т. е. насколько тренинговые условия (задание, оборудование, среда и т. п.) схожи с реальными рабочими условиями, и психологический, или, иначе говоря, воспринимает ли ученик условия и задачи тренинга как задачи и условия реальной работы. По мнению авторов, эти нюансы не получают должного освещения в литературе по индустриальному тренингу. Второй подход к проблеме переноса подчеркивает важность усвоения учеником концептуальных и поведенческих принципов с их последующей генерализацией и гибким применением в разных, хотя и однотипных, ситуациях. Например, тренинг по консультированию должен скорее помочь ученикам усвоить общие принципы работы с клиентом, нежели обеспечивать их готовым набором поведенческих реакций для ограниченного набора ситуаций. Эта теория придает меньшее значение физической идентичности условий, ставя во главу угла психологический аспект, и перекликается с идеей о том, что учебная программа должна быть сфокусирована на «развитии дискриминационных способностей учеников» (Bass, Vaughan, 1966). Впрочем, названные теории не являются чем-то взаимоисключающим — скорее, их следует рассматривать как части одного гардероба. Там, где характер работы диктует совершенно определенные условия и требования к выполнению задания, разумно применение теории идентичности элементов. С другой стороны, при невозможности точного предвидения или предсказания стимульных условий и требуемых реакций может оказаться полезной теория принципиального переноса. За рамками обсуждения остается ряд частных вопросов, связанных с проблемой переноса; мы ограничимся общими рекомендациями, которые помогут тренерам справиться с этой проблемой.
• По возможности в тренинговой ситуации должны быть установлены те же стимульные условия и результирующие реакции, что и в реальной рабочей ситуации. Глава 7 • При необходимости следует показать ученикам общие принципы и стратегии и возможность их применения в различных ситуациях. • Предоставить ученикам достаточную возможность для практики и повторения задания/умения. • Подвергать учеников воздействию разнообразных стимульных условий в целях освоения и практики соответствующих умений. Это позволит им быстрее адаптироваться к реальным рабочим условиям и облегчит применение новых знаний и умений в рабочей ситуации. • Обращать внимание учеников на критические стимульные условия работы, чтобы они научились отличать их от второстепенных. • Избегать механического заучивания и зубрежки, так как последние препятствуют переносу. • Стараться сделать учебный материал значимым для учеников, «определяя место индивидуального умения или знания.., в сложной сети соотнесенных с ним вопросов» (Annett, Sparrow, 1985). • По возможности и при необходимости включать в программу тренинга занятия, предполагающие исследовательский тип обучения, и занятия по «обучению учению». • Стимулировать мотивацию учеников, показывая значение тренинга для их будущей работы. Ученик, понимающий ценность тренинга и настроенный на учебу, скорее всего, будет так же позитивно относиться к работе, что в свою очередь будет способствовать переносу. • По окончании тренинга определить ближайшие цели для учеников и своевременно предоставлять им обратную связь. • Стараться создать в организации климат, способствующий позитивному переносу; поддерживать постоянный контакт с бывшими учениками и их руководителями, обсуждать с ними их ожидания и возможные способы сохранения и укрепления приобретенных знаний, умений и установок в рабочей ситуации. Бэлдуин и Форд (Boldwin, Ford, 1988) предлагают еще два способа для облегчения переноса, а именно учреждение «систем взаимопомощи» и так называемых «бустерных сессий» (от англ. booster — побудитель, усилитель). Система взаимопомощи предполагает, что после тренинга бывшие ученики работают парами, оказывая поддержку друг другу, обмениваясь советами и замечаниями и предупреждая друг друга о наблюдаемых признаках регресса. Бустерные сессии по
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|