Абстрактная концептуализация
Рис. 7.11. Цикл научения (по Kolb) • когда содержание материала кажется им оторванным от реальности; • когда у них возникает ощущение хождения по кругу; • когда прохождение тренинга не сулит им никаких выгод, вознаграждений или если они предчувствуют невозможность внедрения на практике новых знаний, умений и подходов, вызванную политическими, административными или личностными соображениями. Хони и Мамфорд воздают должное идеям Колба, но при всей внешней схожести их идей мы можем выделить ряд различий. Колб пишет о приобретении новых знаний, умений и установок как о процессе «конфронтации с четырьмя модусами эмпирического научения». Из этих четырех модусов, к каковым относятся конкретный Опыт (КО), рефлективное наблюдение (РН), абстрактная концепту- Глава 7 ализация (АК) и активное экспериментирование (АЭ), складывается цикличный процесс научения (рис. 7.11). Колб считает, что для эффективного научения ученику необходимы определенные способности, связанные с четырьмя модусами научения. Способность к конкретному опыту (КО) — ученик должен быть свободен от предубеждений и открыт для нового опыта. Способность к рефлективному наблюдению (РН) — ученик должен быть способен к саморефлексии и созерцанию собственного опыта с разных точек зрения. Способность к абстрактной концептуализации (АК) — ученик должен уметь инкорпорировать свои наблюдения в надежные и рационально обоснованные теории. Способность к активному экспериментированию (АЭ) — разработанные теории должны помогать ученику в принятии решений и разрешении проблем. По мнению Колба, процесс научения может быть описан с помощью двух биполярных измерений, включающих вышеназванные модусы научения. На противоположных полюсах одного измерения находятся конкретный опыт и абстрактная концептуализация, а другое измерение представлено активным экспериментированием и рефлективным наблюдением. Научение — это переход от одного полюса к противоположному. Колб считает, что выбранный опыт влияет на выраженность модусов и выработку стратегии научения. Стратегия научения представляет комбинацию базовых модусов научения, например КО/РН, РН/АК, АЭ/КО/РН и т. д. Колб полагает, что именно комбинация всех четырех элементарных модусов приводит к самому высокому уровню научения. Описанные им стили научения соотносятся с парными комбинациями базовых модусов или способностей.
• Конвергентный стиль — у индивида наиболее выражены способности к абстрактной концептуализации и активному экспериментированию; он силен в практическом применении идей и решении проблем. • Дивергентный стиль — характерен для людей с выраженными способностями к конкретному опыту и рефлективному наблюдению. Эти люди одарены богатым воображением и могут посмотреть на вещи с разных точек зрения. • Ассимиляционный стиль — у индивида доминируют способности к абстрактной концептуализации и рефлективному наблюдению. Принципы и условия научения Индуктивная логика и умение объединить разнородные наблюдения является наиболее сильной чертой этих людей. • Аккомодационный стиль — акцентированы способности к конк Колб рассматривает стили научения не как устойчивые личностные характеристики, а как адаптивные ориентации, зависящие от психологического склада личности, образования, карьеры, настоящей работы и специфики текущего задания/проблемы.
И Колб, и Хони, и Мамфорд много говорят о роли опыта в научении. Однако Кэйпл и Мартин (Caple, Martin, 1994) высказали в отношении их идей целый ряд критических замечаний и вопросов, которые ставят под сомнение возможность применения этих идей в деле тренинга. Что подразумевается под «опытом» в моделях Хони—Мамфорда и Колба? Хони и Мамфорд и их последователи утверждают, что опыт — критическое условие эффективного научения. Но что подразумевается под «опытом» и что составляет опыт они не уточняют. Колб (Kolb, 1984) высказывается чуть более определенно на этот счет. Он пишет, что эмпирическое научение — это «процесс сотворения знания через трансформацию опыта... учащийся непосредственно соприкасается с изучаемой реальностью, а не просто думает о встрече или размышляет о возможности "что-то сделать с ней"». Однако даже это пространное определение эмпирического научения порождает ряд вопросов. • Являются ли одни формы опыта более ценными и поучительными, чем другие, и если да, то какие? • Чему именно можно научиться посредством опыта? • В одинаковой ли мере умения, знания и желаемое поведение/установки могут быть приобретены посредством эмпирического научения? • Следует ли считать активности, обычно ассоциируемые со стилями научения Мыслителя и Теоретика (например, наблюдение за процессом или событием, чтение книги и т. п.), значимым опытом, как его понимает Колб, или же опыт обязательно должен быть конкретным? 210
Глава 7 Эти вопросы — не семантические придирки; они имеют фундаментальное значение для определения достоинств эмпирического научения. В конце концов, если у нас нет ясного представления о том, что такое опыт и чему можно научиться опытным путем, почему мы должны считать его средством достижения учебных целей? Насколько точно модель Хони отражает реальный процесс эмпирического научения? Ранее в данной главе было высказано предположение, что люди учатся посредством пяти базовых активностей, а именно путем экспериментирования (методом проб и ошибок), перцептивной организации, моделирования поведения, опосредования и рефлексии.
Огромная доля человеческого научения, в том числе и эмпирического научения, происходит благодаря использованию в разных комбинациях вышеназванных активностей. Хони (Honey, 1984) придерживается более механистичной точки зрения, полагая, что процесс научения опытом всегда складывается из четырех стадий: 1. Приобретение опыта. 2. Рассмотрение и анализ опыта. 3. Выводы из опыта. 4. Планирование следующих шагов. И сама последовательность, и утвердившаяся схема цикла научения вызывают большие сомнения. Если мы рассматриваем опыт как отправную точку научения, мы должны признать, что опыт не зависит от желания или стремлений человека, что он «случается» сам по себе, тогда как в реальности мы чаще сами выбираем для себя разновидность опыта, исходя из своих ожиданий или своего понимания; например, человек решает заняться чем-то, полагая, что извлечет какую-то пользу из этого занятия. Даже в такой учебной ситуации, как тренинг восприимчивости, где ученики находятся в непосредственном соприкосновении со «здесь-и-сейчас», их опыт в значительной степени обусловлен наблюдениями и размышлениями ведущих, которые исходят из определенных теоретических принципов. Более обоснованной нам представляется модель цикла научения, приведенная на рис. 7.12. Эта модель служит более точным отражением, в частности, процесса приобретения научного знания. Ибо, как указывает Чалмерс
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|