Роль тренера и ее трансформация в современных условиях
Экономические, технологические, социальные и политические условия существования организаций постоянно изменяются. Для того чтобы выжить и успешно функционировать, организации должны соответствующим образом адаптироваться к изменениям. И помочь им в этом может концепция «Обучающейся Организации» (Garrett, 1987). Если тренеры ставят перед собой задачу внести хоть сколько-нибудь существенный вклад в этот процесс, если они желают способствовать этой грандиозной трансформации, им следует пересмотреть 308
Глава 11 собственные взгляды на характер и степень своего участия в жизни организации. Тренерам необходимо: • отказаться от пассивной роли исполнителя конкретных функций, принимать более активное участие в разъяснении выгод и демонстрации преимуществ обучения сотрудников; • перейти от реактивного к проактивному образу действий в отношении проблем исполнения; • решительно и без колебаний отстаивать значимость процессов обучения и служб обучения в структуре и жизни организации, их главенствующую роль в деле достижения целей организации; • перейти от технологичного мышления к стратегическому, направлять работу службы обучения и формулировать политику в области обучения персонала. Иначе говоря, тренеры должны шире понимать свою роль в деле развития человеческих ресурсов. По мнению Беннетта (Bennett, 1988), существующие классификации позволяют говорить о пяти ключевых направлениях тренерской работы. Рис. 11.3 иллюстрирует взаимосвязи между этими направлениями. • Тренер занят главным образом самим процессом обучения; он оказывает непосредственную помощь ученику в учебе, обеспечивает обратную связь и т. п., используя целый ряд методов — от индивидуального инструктажа до работы над проектом.
• Проводник идей. Ключевыми функциями этой роли являются создание, обновление, поддержание и проведение учебных программ. Прямо говоря, тренер анализирует потребность в обучении, формулирует цели тренинга и, возможно, готовит и обучает тренеров. • Консультант. В рамках этой роли тренер должен уметь провести анализ проблем организаций и найти способы их решения, одним из которых может быть тренинг. При этом тренер должен работать в тесном контакте с линейными начальниками, а также с менеджерами отдела обучения, разъясняя последним цели и задачи тренинга. • Новатор. Эта роль предполагает оказание поддержки и помощи организации в проведении эффективных изменений и решении проблем исполнения. Тренер обсуждает с руководителями среднего и верхнего уровней возможные изменения, организует семинары и мастер-классы, направленные на осознание необходимости изменений, нацеливает отдел обучения на участие в процессах изменений. Роль тренера
309
Рис. 11.3. Роли тренера (Bennett, 1988) • Руководитель (менеджер). В этой роли тренер занимается вопросами планирования, организации, управления и развития службы обучения. Он определяет цели, формулирует политику и планы в области обучения; поддерживает связь с другими отделами, показывая им, каким образом тренинг может повысить качество исполнения персонала; обеспечивает и контролирует разработку, проведение и оценку учебных мероприятий; подбирает и готовит обучающий персонал; сверяет учебные мероприятия с общим учебным планом и бюджетом. На практике, в реальной работе любого тренера присутствуют элементы нескольких ролей, и роль менеджера — как центрирующий элемент ролевой структуры — можно рассматривать как своего рода общий знаменатель деятельности тренера. Еще не так давно, а во многих организациях и по сей день, за тренерами признавались или признаются только функции тренера и провайдера. Чтобы укрепить свое влияние, играть более заметную роль в жизни организации и в полной мере реализовать свой потенциал, тренеры обязаны принять на себя функции новатора и консультанта.
310
Глава 11 Управление практическими результатами обучения Ежегодно огромные деньги вкладываются тем или иным образом в обучение и развитие персонала. И поэтому отсутствие отдачи от этих вложений может стать серьезной проблемой как для организаций, так и для тренеров-профессионалов. В опросе, проведенном Роджерсом и Вудфордом (Rogers, Woodford, 1999), из более чем 2500 конечных потребителей только треть опрошенных отметили, что тренинг каким-то образом повлиял на качество их работы, а четверть респондентов заявили, что пройденное ими обучение не отвечало в полной мере их потребностям. Еще более настораживает то, что менее половины респондентов согласились с утверждением, что их непосредственные начальники каким-то образом помогли им применить на рабочем месте новые знания и навыки. Эти данные подтверждают Броад и Ньюстром (Broad, Newstrom, 1992), рисующие еще более безотрадную картину. Они заявляют, что, согласно некоторым данным, 80 % средств, расходуемых на обучение и подготовку персонала, тратится неэффективно лишь потому, что ученики, возвращаясь на рабочие места, не могут должным образом применить знания и умения, приобретенные в ходе тренинга. По мнению авторов, проблемы применения новых знаний и умений вызваны прежде всего недостаточной заинтересованностью непосредственных руководителей и отсутствием необходимого практического закрепления. Таким образом, сам собой напрашивается вывод о необходимости эффективного управления практическим применением усваиваемых знаний на всех этапах процесса обучения — до, в ходе и по завершении тренинга. Как непосредственные руководители обучаемых, так и сами ученики должны проявлять большую активность в этом процессе. Требует пересмотра и роль тренера, которая обязательным образом должна включать в себя обеспечение практического применения обучаемыми приобретенных знаний и умений.
Броад и Ньюстром подчеркивают, что решение о проведении тренинга с целью совершенствования работы персонала должно быть результатом консультаций и согласований между линейным руководителем, будущим учеником и тренером, — оно не может быть прерогативой или обязанностью какой-то одной из сторон. Более того, авторы считают, что взаимопонимание между руководителем, учени- Роль тренера
311 ком и тренером должно быть налажено еще до начала проведения учебной программы. В общих чертах стратегии обеспечения практического применения усвоенных навыков и знаний для каждой из сторон приведены ниже. Руководитель
Ученик
312
Глава 11
Тренер
Роль тренера
313 Тренер как консультант Говоря об изменении роли тренера и его развитии, любопытным кажется осветить участие тренера в консультационной деятельности. Для того чтобы эффективно работать в качестве консультанта, тренер должен знать об основных стадиях консультирования и обладать определенными знаниями, умениями и установками, соответствующими каждой стадии. На рис. 11.4 представлена модель тренинг-консультирования, состоящая из девяти стадий. • Поиск повода для контакта с клиентом. В тех организациях, где служба тренинг-консультирования существует давно и занимает прочное положение, потенциальные клиенты нередко сами «выходят на связь». Но если этих служб на предприятии не существует или они находятся в зачаточном состоянии, то тренеру следует взять инициативу в свои руки. Существует ряд поводов для контактов с руководителями различных уровней, такие, например, как проверка компетентности бывших учеников, проведение специальных маркетинговых мероприятий и т. п. На этой стадии основная задача консультанта — установить контакт и доверительные отношения с потенциальным клиентом.
• Выявление и определение проблемы. Тренинг-консультант должен помочь клиенту ясно сформулировать проблему, а также помочь отделить симптомы проблемы от ее вероятных причин. Возможно, консультанту надо будет подтолкнуть клиента к мысли о том, что для дальнейшего обсуждения проблемы необходимо провести дополнительное исследование с целью получения более надежной базы данных. • Подписание контракта. На этой стадии тренинг-косультант и клиент договариваются о том, какие обязательства берет на себя каждая сторона в рамках всего проекта или отдельной задачи, сформулированной с учетом данных, обнаруженных на предыдущем этапе. Пределы ответственности, условия, сроки, ожидаемый результат и мера участия клиента — таков перечень вопросов, подлежащих рассмотрению и согласованию при подписании контракта. • Исследование. Эта стадия сопряжена с разработкой и внедрением методологии сбора информации о проблеме. Предпринимается попытка найти корни проблемы. В идеале консультант совместно с клиентом должны найти и оценить способы решения проблемы. • Согласование с клиентом. Консультант представляет клиенту, в устной или письменной форме, полученные данные, выводы, 314
Глава 11 интерпретации и рекомендации. При этом консультант должен проявлять известную напористость в отстаивании своей точки зрения. Однако очень важно поддерживать интерес клиента к проблеме, оставляя за ним его долю ответственности за все последующие решения и действия. • Определение образа действий и планирование последующей деятельности. Консультанту необходимо проанализировать, каким образом тренинг или иные инициативы в сфере обучения могут помочь в решении проблемы. В случае если возникает необходимость в организации тренинга, следует подписать новый контракт. В рамках этого контракта необходимо согласовать с клиентом критерии оценки успешности обучения. • Разработка плана учебных мероприятий и методов обучения. Тренинг-консультант обязан рассматривать возможность применения нетрадиционных методов обучения, таких как участие работников в различных проектах, создание групп саморазвития и самообучения. • Условия и ресурсы. Консультант обсуждает с клиентом, какие условия и ресурсы необходимы для реализации избранной учебной стратегии. Возможно, они придут к выводу, что тренинг-консультант должен организовать работу имеющихся на предприятии, в подразделении или отделе образовательных служб. В этом случае следует дополнительно согласовать ряд моментов. В частности, если признано целесообразным проведение обучающих мероприятий непосредственно на рабочих местах, тренер-консультант должен быть готов к адаптации учебного плана к новым условиям. • Оценка. Эффективность учебной стратегии следует оценивать как с точки зрения успешности научения работников, так и с учетом выгод для организации. Клиент и «ученики» должны быть с самого начала вовлечены в процесс оценки. Кроме того, тренеру, возможно, будет полезно оценить собственную работу в качестве консультанта, с тем чтобы извлечь уроки и сделать выводы на будущее (разумеется, консультант в каждое мгновение работы должен быть в контакте с клиентом, оценивая его текущие реакции и нужды). Как указывают Холдуэй и Сондерс (Holdaway, Saunders, 1992), использование этой модели означает, что тренер перестает быть «поставщиком и проводником» тренинга, но начинает участвовать в диагностике и решении проблем клиента. В качестве консультанта тренеру придется: Роль тренера • общаться на равных и сотрудничать с руководителем-заказчиком; • предоставлять тренинг, учитывающий специфические потребности клиента, не ограничиваясь застывшим набором учебных курсов или программ; • помогать ученикам приобретать навыки самостоятельного обучения, воспитывать у них чувство ответственности за собственное образование и развитие; • быть готовым работать непосредственно на рабочих местах или «внутри» организации; • обучать и развивать линейных начальников, с тем чтобы они могли обучать и развивать своих подчиненных. Все это указывает на то, что у тренера есть потенциальная возможность перерасти роль тренинг-консультанта с ее акцентом на тренинге как основном способе обучения и, как предлагают Филлипс и Шо (Phillips, Shaw, 1989), выступать в качестве консультанта по обучению. Консультант по обучению не должен быть рабом традиционной технологии тренинга, потому что такого рода приверженность может помешать ему понять проблемы организации и найти им адекватное решение на языке образовательных целей. Задача консультанта заключается не только и не столько в том, чтобы «натаскать» работников, а в том, чтобы научить их учиться, и справиться с этой задачей он может только понимая, что тренинг — лишь один из возможных способов развития знаний, умений и установок. В последнее время самообучение выходит на первые роли, вынуждая традиционные тренинговые методы уступать свои позиции, все большее признание получает тот факт, что люди могут учиться «непринужденно», занимаясь «посторонними» делами или в процессе выполнения той или иной работы. Поэтому тренеры, действуя в рамках той или иной учебной стратегии, должны гибко и творчески подходить к использованию различных методов и видов деятельности. Примерами менее традиционного подхода могут служить следующие учебные стратегии, методы и виды деятельности, реализуемые непосредственно на рабочем месте. • Планирование действий — регулярные консультации и практические занятия, проводимые по окончании учебного курса с участием представителей курса и «боссов». • Обучение в группе или «в кругу» — групповое занятие для менеджеров, проводимое под руководством тренинг-консультанта для обсуждения проблем каждого члена группы. 316
Глава 11
Рис. 11.4. Модель тренинг-консультирования Роль тренера
317 • Группы саморазвития — групповое занятие, проводимое не столько с целью решения конкретных проблем членов группы, сколько для обсуждения их потребностей в развитии. • Индивидуальный тренинг, наставничество — тренинг-консультант обучает «учеников» непосредственно на рабочем месте или обучает этим формам работы менеджеров. • Работа над проектом — выбор проекта, работа над ним, оценка этой работы и надзор за ней являются необходимыми дополнениями теоретического курса, нацеленными на успешное практическое применение приобретенных учениками знаний и умений. • «Рабочая семья» — тренинговые мероприятия, проводимые с коллективом сотрудников, направленные на сплочение коллектива и развитие методов работы в стиле «единой команды». • Определение роли. Учитывая тот факт, что ролевая принадлежность является одной из главных детерминант обучения, тренинг-консультант должен всемерно помогать руководителям и их подчиненным четко осознавать свои роли. Эти мероприятия будут особенно уместны в рамках мероприятий по оценке исполнения. • Поручения, командировки и т. п. Эти вопросы также могут входить в сферу компетенции консультанта по обучению. Используя вышеназванные тактики как часть учебной стратегии, тренинг-консультант должен обеспечить живое участие клиентов и реципиентов в определении и достижении целей тренинга, в частности участие менеджеров в мероприятиях по проверке и оценке результатов обучения. Эта вовлеченность крайне необходима, ибо способствует более личному восприятию и более глубокому осознанию используемых стратегий и тактик обучения. Маркетинг тренинга Не секрет, что в некоторых организациях служба обучения персонала находится не на первых ролях. Чаще всего объяснение такому положению вещей заключается в емкой фразе «так сложилось». Впрочем, по мере изменения роли тренера, повышения квалификации и готовности тренеров соответствовать новой роли служба обучения становится все более значимым ресурсом, неотъемлемым элементом успеха всей организации. Однако, несмотря на то что необходимость существования службы обучения на предприятии уже давно не подвергается сомнению, Глава 11 тренерам приходится отстаивать значимость своей работы, подчеркивать свои успехи и постоянно сталкиваться с противодействием сотрудников, игнорирующих службу обучения или признающих за ней право на существование только на словах. Не раз бывало, что знания и опыт отдела обучения оказывались незаслуженно недооцененными, например в случае таких начинаний, как передача властных полномочий сверху вниз, позволивших руководителям низшего звена самостоятельно принимать решения о том, чему и как обучать работников. Совершенно очевидно, что не все руководители низшего звена обладают необходимыми умениями и опытом для того, чтобы безошибочно определить потребности подчиненных в обучении, или необходимыми знаниями для выбора наиболее адекватной формы обучения или наиболее подходящего тренера. Все эти обстоятельства вынуждают тренеров самостоятельно заниматься маркетингом обучения, «продвигать» свои знания и предлагаемые ими услуги. Как уже упоминалось в главе 9, реакция учеников на обучение начинается с того момента, когда они узнают о предстоящем участии в учебном мероприятии. Их первое впечатление складывается под влиянием самых различных вещей; на него могут повлиять дизайн и качество информационных материалов о будущем курсе, оперативность и вразумительность ответов на возникающие вопросы, обстановка в учебных помещениях и, наконец, эффективность тренеров. Умение создать впечатление, учет реакции учеников — необходимый элемент эффективного маркетинга. Каждый сотрудник отдела обучения в той или иной степени вовлечен в продвижение предлагаемой отделом услуги и должен понимать свою долю ответственности за общее дело. Однако я этого недостаточно. Стюарт и Лонг (Stuart, Long, 1985) предлагают тренерам оценивать свою деятельность с точки зрения маркетинговой успешности. Маркетинг они определяют как «продвижение правильного продукта по правильной цене в правильном месте и в правильное время». Маркетинговый взгляд на тренинг предполагает нацеленность тренера на реальные потребности клиента. Тренер должен прикладывать максимум усилий для достижения соответствия между потребностями клиента и возможностями, предоставляемыми его службой. Успех этого дела совершенно определенно зависит от ориентации тренера на заказчика/клиента и предполагает, что тренеру, по всей видимости, придется: Роль тренера
319 • инициировать исследование возникающих проблем; • доказывать представителям других служб предприятия необходимость учета человеческого фактора при разработке планов и внедрении различных инициатив; • проводить исследования перспективных технологий, систем и т. п. на предмет требований, предъявляемых ими к работникам. Такого рода исследования помогут другим службам оценить в перспективе потребности в обучении их сотрудников; • работать по принципу «искусство возможного», постоянно стремясь к оптимальному соответствию между возможностями службы обучения и потребностями клиентов; своевременно информировать клиента о необходимости привлечь дополнительные — внутренние или внешние — ресурсы для удовлетворения его потребностей; • быть готовым быстро и точно удовлетворить любой запрос клиента, однако ни в коем случае не в ущерб качеству продукта; • предоставлять «предпродажные» и «послепродажные» услуги, такие как предварительные опросы, инструктаж и дебрифы; • быть гибким при выборе стратегий и тактик обучения, помогая клиентам увидеть в тренинге новую возможность, а не угрозу или помеху в работе. Стюарт и Лонг считают, что маркетинговый взгляд на тренинг в некоторых случаях оказывается гораздо более предпочтительным, чем пристальное внимание к вопросам производства, продаж, стоимости или «потребностей людей». О последних разновидностях отношения к тренингу авторы отзываются весьма скептически. Приведем краткое описание перечисленных точек зрения. • Тренинг как продукт. Стремление видеть в тренинге только добротный продукт приводит к непрестанной работе над качеством тренинга. Чрезмерно пристальное внимание к деталям, бесконечные усовершенствования и озабоченность ценой разработки — вот типичные характеристики этого подхода. • Ориентация на продажи. Суть этой точки зрения на тренинг составляет стремление к продажам услуги любой ценой. При этом на первый план выходит внешняя сторона работы, в то время как качество тренинга, его необходимость и полезность отходят на задний план. • Стоимостной подход. В этом случае цена тренинга становится главным основанием для принятия решения о целесообразности 320
Глава 11 проведения обучения; вопрос об эффективности мероприятия даже не поднимается. Забавно, но озабоченность ценой не обязательно означает стремление к удешевлению, иногда срабатывает обратная логика. Находятся тренеры, полагающие, что свидетельством добротности тренинга является его дороговизна, или хотя бы внешние признаки роскоши. Причем высказывания вроде «Сумеешь шикануть — не будешь год лямку тянуть» могут свидетельствовать как о стоимостном подходе, так и об ориентации на продажи. • Ориентация на «потребности людей». Такого рода подход зачастую служит прикрытием для удовлетворения собственных потребностей тренеров. При этом тренеры разрабатывают учебные программы, исходя скорее из своих интересов, нежели интересов и потребностей клиентов. Эти интересы могут быть весьма эзотерическими и «прогрессивными», но чаще всего они никак не связаны с повседневной действительностью. Не надо обладать большим воображением, чтобы представить, какую репутацию в конце концов заслужит отдел обучения, если какой-то из вышеперечисленных подходов возобладает в мышлении и установках обучающего персонала.
По прочтении этой книги может сложиться впечатление, что тренинг — это безумно сложное дело, сопряженное с постоянным преодолением разного рода ограничений и многочисленными фрустрациями. Многие тренеры именно так и полагают. Но если в организации сложилось верное отношение к тренингу, если тренинг используется как инструмент достижения корпоративных целей, то и тренер сможет получить удовлетворение от своей работы, и организация сторицей вернет затраты на обучение персонала.
СБОРА ИНФОРМАЦИИ О ПРОБЛЕМАХ ИСПОЛНЕНИЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|