Стадия 5: Опрос потребителя
Вопросы бывшим ученикам • Насколько эффективен оказался для вас данный курс? • Насколько он отвечает вашим потребностям? • Разъяснили вам цели и задачи курса? • Была ли вам предоставлена возможность по завершении обучения высказать свои впечатления и соображения о проведенном курсе? Если да, в какой форме? Вопросы линейному руководителю • Насколько полезным оказалось обучение для ваших подчиненных? • Как изменились трудовые показатели/поведение подчиненных после обучения? • Как происходит выдвижение кандидатов для прохождения обучения? • Смогли ли ваши подчиненные в полной мере применить полученные знания и умения? Если нет, почему? • Интересовался ли организатор/руководитель курса результатами обучения? Если да, какая форма обратной связи предусмотрена? Стадия 6. Представление отчета. Собранные в процессе аудита данные, оценки и комментарии участников должны быть сведены в отчете. Стиль и метод презентации данных будут определяться тем, какие задачи были поставлены перед аудитором и какая форма отчетности предусмотрена в организации.
Глава 10 Однако прежде чем приступать к написанию отчета, необходимо консолидировать полученную информацию. Аудитор должен оценить разнородные данные, прояснить все неоднозначные моменты и сделать какие-то заключения. Представляя отчет, следует позаботиться о том, чтобы документ был внятным, легко читаемым и мог быть использован теми, кому положено по долгу службы реагировать на содержащиеся в нем выводы и рекомендации. Поэтому для простоты и понятности, следует избегать употребления технических и специальных терминов. Стадия 7. Действия по результатам аудита. Инициатор аудита должен отреагировать на представленные в отчете выводы и рекомендации, поручив соответствующим лицам принять необходимые меры реактивного или проактивного характера. Поручения могут быть даны работникам службы персонала, менеджерам производственного подразделения, в котором проводилось обучение, руководителям курса и обучающему персоналу, специалистам по тренингу и т. д.
Аудит тренинга на функциональном уровне На данном уровне аудит призван оценить степень профессиональной компетентности отдела/службы обучения, иными словами, должен выяснить, насколько эффективно служба обучения справляется со своими задачами, каков ее коэффициент полезного действия. Вопросы, которые могут быть подняты при проведении такого аудита, следуют ниже. Аудит на функциональном уровне • Ознакомлен ли отдел обучения с политикой организации, ее корпоративными целями, стратегиями и ресурсами? • Как работает служба обучения — реактивно или проактивно? Действует ли она как простой исполнитель или выступает в качестве инициатора изменений? • Какие виды учебных программ разрабатываются и реализуются? • Какими методами производится диагностика потребностей в обучении? • Поддерживает ли служба обучения связь с линейными руководителями и участвуют ли последние в диагностике индивидуальных потребностей Аудит тренинга
289 в обучении и потребностей отдела? Если да, какую форму принимает это сотрудничество? • Какими статистическими данными пользуется служба обучения для оценки текущего состояния дел в сфере обучения и подготовки персонала? • Что делает отдел обучения для того, чтобы бывшие ученики смогли применить полученные знания и умения на рабочих местах? • Как производятся валидизация и оценка эффективности тренинга? Используется ли полученная информация для пересмотра объектов тренинга и учебных стратегий, тактик и подходов?
• Какое обучение и подготовку проходит обучающий персонал? Аудит тренинга на организационном уровне Служба обучения не может быть самодостаточным подразделением. Чтобы работать эффективно, она должна планировать свои мероприятия заблаговременно, сообразуясь с общими целями, планами и стратегиями организации. Планы по подготовке и обучению персонала должны формироваться при непосредственном участии высшего руководства компании, в обязанности которого также входят оценка и управление деятельностью отдела обучения. Как говорилось в главе 1, служба обучения должна функционировать как открытая система, учитывающая разнообразные влияния внутренней и внешней среды. Там, где исповедуется философия открытости, отдел обучения может не только быстро реагировать на изменения и новые потребности организации, но и активно участвовать в их формировании. Ответы на следующие вопросы позволят проверить, так ли это на самом деле. Аудит на организационном уровне • Какое участие принимает отдел обучения в формулировании целей и стратегий организации в сфере людских ресурсов? • Соотносятся ли планы по обучению персонала с общими целями и планами организации? • Каковы основные критерии эффективной работы организации? В какой мере отдела обучения сообразует свою деятельность с этими критериями? Глава 10 • Представлена ли служба обучения в правлении компании? Если да, какую роль играет ее представитель в решении различных вопросов, в частности вопросов планирования людских ресурсов? • Какое представление о службе обучения сложилось в организации? Как оценивается ее нынешний имидж? • Какой вклад вносит служба обучения в формирование и развитие концепции «обучающейся организации»? • По каким каналам и под чьим руководством осуществляется взаимодействие между службой обучения и другими отделами организации? • Рекламирует ли отдел обучения свои услуги внутри организации? Если да, какие формы принимает реклама? Тренинг-аудитор В заключение нам надлежит поговорить о том, какие знания и умения требуются аудитору для сбора информации в рамках описанной модели аудита.
Несомненно, тренинг-аудитор должен быть хорошо знаком с технологией тренинга и должен владеть рядом технических навыков, связанных с разработкой инструментов для сбора данных, диагностикой и каузальным анализом проблемы, оценкой методов и техник обучения, а также навыками письменной коммуникации. Для проведения интервью, зондирующих опросов, консультаций, индивидуального обучения и предоставления обратной связи аудитору необходимы определенные навыки межличностного общения. Однако аудит тренинга в организационном контексте — это не просто оценка качества проведенного обучения. Об этом со всей очевидностью свидетельствует характер выводов, к которым может прийти аудитор в результате вышеописанного исследования. В идеале аудитор должен очень хорошо знать структуру и проблемы организации и возможности службы обучения. Требуется также определенная степень осведомленности в теории организаций, особенно в вопросах коммуникации. Кроме того, аудитор должен тщательно продумать, в каком качестве ему целесообразнее выступать при общении с клиентом или координатором программы. У аудитора есть несколько возможных ролей Аудит тренинга Помощник «Позвольте, я возьму это на себя». «Положитесь на меня». Контролер «Вы сделали это?» «Когда это произойдет?» «Давайте посмотрим, как у вас получается». Инспектор «Где...?» «Почему?» «Покажите». «Если вы не сделаете...» Специалист/эксперт «Я покажу, как это делается». «Это значит, что...» Мотиватор «Отлично». «Вы выполнили все требования...» «Теперь можно перейти к...» Консультант «Скажите, в чем, по вашему мнению, состоит проблема». «Какими возможностями вы располагаете?» «Как вам видится проблема в развитии?» При выборе роли или ролей аудитор должен учитывать обстоятельства и условия, сложившиеся внутри организации. К последним относятся управленческий климат, планируемые или ожидаемые изменения в организации, степень зрелости обучающего персонала, сложившиеся взаимосвязи, проактивные/реактивные инициативы в сфере обучения и т. п.
Все это означает чрезвычайно высокий уровень мастерства, выходящего за рамки уже упомянутых технических и межличностных навыков и состоящего в умении диагностировать ситуацию и выбирать соответствующую роль. Избранная аудитором роль (или роли) будет зависеть, в частности, от «состояния здоровья» организации, ее текущих потребностей и характера выпускаемой ею продукции. Ясно, что далеко не все организации в состоянии содержать аудиторский отдел или даже единственного аудитора. В не очень крупных организациях функцию аудитора может исполнять руководитель отдела обучения, или же организации могут привлекать для проведения этой работы консультантов извне, точно так же как они прибегают к услугам финансовых аудиторов. В обоих случаях не помешает доля предусмотрительности. Тренинг-менеджер/аудитор должен позаботиться о том, чтобы аудит оставался совершенно отдельным мероприятием и не растворился 292
Глава 10 в общей массе управленческих функций. При привлечении консультанта извне нужно убедиться, что он в полной мере понимает задачи тренинг-аудита и обладает знаниями и опытом, необходимыми для его проведения. В данном случае разумно предоставить ему некоторое время на то, чтобы он как следует познакомился с организацией и понял особенности ее функционирования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|