Стадия 3. Аудит программы.
Анализ объектов тренинга • Проводился ли анализ объектов тренинга? Если да, то когда? • Ознакомлен ли обучающий персонал с отчетом? Цели курса
• Имеет ли преподавательский состав/руководитель курса доступ к документу или копию документа, в котором представлены цели настоящего курса? • Вносились ли какие-либо поправки в документ после последнего аудита? • Если да, то какие и почему? • Удовлетворяют ли формулировки всем требованиям к написанию целей? • Насколько сбалансирован курс в плане методов обучения (упражнения, решение проблемных ситуаций и т. п.) • Насколько данный баланс соответствует степени важности различных целей? Методы и средства • Соответствуют ли методы и средства обучения целям в свете характеристик целевой аудитории? • Каково качество раздаточных материалов, инструкций и других учебных пособий? Подготовка обучающего персонала • Какие критерии и методы были использованы при отборе обучающего персонала? • Какая программа (внутри организации или за ее пределами) предусмотрена для подготовки и повышения квалификации обучающего персонала в плане развития:
— программа общих навыков преподавания; — профессиональных и технических умений? Сведения об учениках
• Сколько человек прошло данный курс обучения за последние два года? • Изменился ли профиль целевой аудитории? • Насколько профиль нынешнего ученика соответствует профилю заявленной целевой аудитории? Внутренняя валидизация • На каких этапах применялись тесты и упражнения? Глава 10 • С какой целью они применялись (в целях подтверждения результатов, для практической отработки навыков, с целью оценки или др.)?
• Как организованы эти тесты и упражнения (в формате объективных тестов, в форме In-Basket, самооценочных опросников или др.)? Какова степень их надежности и валидности? • Какие меры были предприняты для удовлетворения потребностей учеников, выявленных посредством тестов и упражнений (например, коррекционная работа)? • Каким образом регистрировались результаты упражнений и оценки по тестам и как они были использованы (для сравнения курсов, для пересмотра тестов или др.)? • Предлагалось ли ученикам заполнить опросник в конце курса? Правильно ли составлен опросник? • Проводилось ли обсуждение с учениками в конце курса? • Проводилось ли обсуждение с преподавателями в конце курса? • Как часто пишутся отчеты о проведенных курсах? • Кому они адресованы и как используются? • Налажена ли система внешней валидизации? Как она работает? На Каналы коммуникации между обучающим и техническим персоналами • По каким каналам обучающий персонал получает информацию об изме Ограничения • Были ли стеснены организаторы тренинга/обучающий персонал каки Стадия 4. Опрос организатора/ведущего программы. Организатор/ведущий программы — это ключевая фигура тренингового процесса. Через него проходят все каналы коммуникации, и он координирует работу обучающего персонала. Успех или провал учебной программы в огромной степени определяются тем, как организатор/ ведущий играет свою роль. Как и при инициации тренинга, здесь возможны два подхода — реактивный и проактивный. В первом случае ведущий исполняет чисто административные функции, не беря на себя ответственность за развитие программы. Свою главную обязанность он видит в техническом обслуживанием процесса. Пусть дру-
Аудит тренинга
285 гие ищут пути совершенствования программы и вносят предложения по ее модификации, его дело — отреагировать на чужую заявку, ответить на поступивший запрос. При такой модели его личный авторитет и организационное влияние невелики. Ведущий, занимающий проактивную позицию, потенциально может сыграть решающую роль в совершенствовании учебной программы и обеспечении ее адекватности. Он считает своей обязанностью налаживать и укреплять каналы коммуникации с клиентом и потребителями, постоянно расширять границы профессиональной компетентности своих подчиненных, участвующих в реализации программы. Действуя динамично и проактивно, он, по сути, определяет направление и качество тренинга. Эти различия должен учитывать тренинг-аудитор, беседуя с ведущим программы, ибо именно от них будут зависеть глубина и характер вопросов. Наряду с выяснением конкретных деталей, о которых говорилось в предыдущем разделе, аудитору нужно выяснить, как оценивает ведущий эффективность программы и реакцию потребителей, в какой мере он сам и обучающий персонал удовлетворены проведенной работой. Следует также обсудить проблемы и ограничения, с которыми он столкнулся или которые предвидит в будущем. И наконец, нужно предоставить ведущему возможность высказать свои соображения относительно совершенствования программы. Ниже, представлены ключевые вопросы. Стадия 4. Опрос организатора/ведущего программы Общие впечатления • Как вы оцениваете степень эффективности программы? • Ваши впечатления о работе учеников? Насколько интересным было для них обучение? • Как реагировали ученики на те или иные методы обучения, на тесты, упражнения и т. п.? • Насколько содержание программы соответствовало потребностям учеников? • Отвечали ли методы и средства обучения потребностям обучаемых? • Сбалансирована ли учебная программа с точки зрения времени, отведенного на теоретические и практические занятия? 286
Глава 10 • Какие положительные и отрицательные моменты вы можете отметить Только менеджерам отдела обучения
• Как вы оцениваете степень подготовленности обучающего персонала? • Как вы оцениваете компетентность тренеров? • Какие моменты, по вашему мнению, следует доработать или исправить? • Что вы лично собираетесь предпринять в плане дальнейшего развития и совершенствования системы обучения? Проблемы и ограничения • С какими проблемами вы столкнулись при подготовке и проведении программы? • Какие проблемы могут возникнуть в будущем? • Какие факторы затрудняли вашу работу (лимит времени, личностные особенности учеников, характеристики целевой аудитории)? Предложения • Есть ли у вас предложения по совершенствованию: — системы обучения в целом? — отдельных упражнений, конспектов, наглядных пособий и т. п.? — организационных и административных моментов? • Каким образом можно решить или предотвратить обозначенные вами Стадия 5. Опрос потребителя. Как и валидизация, аудит должен проводиться с учетом интересов «потребителей». Потребителями тренинга являются работники, проходящие обучение, и их непосредственные начальники. Прежде всего необходимо удостовериться в том, что была осуществлена внешняя валидизация программы и что бывшие ученики и их начальники имели возможность поделиться своими замечаниями и соображениями. Аудитор должен противостоять соблазну проведения повторной валидизации, которая не является его основной задачей, однако если обнаружится, что валидизация не проводилась, возможно, имеет смысл восполнить этот пробел в процессе аудита. Главная часть дискуссии с бывшими учениками — это обсуждение их потребностей. Аудитору нужно выяснить, как происходит продвижение работников по службе и насколько программа и сроки обучения учитывают карьерные потребности работников. Аудит тренинга
287 Ожидания учеников в отношении тренинга зависят от качества разъяснительной работы, проводимой линейными руководителями перед началом и по завершении курса обучения. Аудитор должен постараться выяснить, какими возможностями для проактивных и реактивных действий располагают линейные начальники при планировании карьеры подчиненных. Нередко бывает так, что работники не могут пройти необходимого обучения из-за отсутствия на предприятии соответствующих курсов.
Таким образом, даже проактивные руководители бывают вынуждены действовать реактивно и исходить из имеющихся возможностей и ограничений. Последние также должны быть изучены аудитором для получения наиболее полного представления о системе обучения и подготовки персонала. Некоторые вопросы, которые могут интересовать аудитора на этой стадии, приведены ниже.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|