И содержании работы/задания
Структурированное интервью Описание. Собеседование, в ходе которого интервьюер, ориентируясь на заранее подготовленный чек-лист, задает интервьюируемому ряд вопросов (как правило, открытые вопросы чередуются с закрытыми — ранжированными или типа «да—нет» — и вопросами на решение проблем). Интервью может проводиться и на рабочем месте и за его пределами, и с одним человеком и с небольшой группой, располагающей релевантной информацией. Это могут быть исполнители работы, супервайзеры, руководители более высокого ранга и, в некоторых случаях, заказчики. Цель. Исследовать, чем вызвана неудовлетворительная работа отдельных индивидов или подразделений организации или собрать информацию о содержании работ/заданий. Для этого нужно выяснить точки зрения, мнения, соображения и установки лиц, имеющих непосредственное отношение к изучаемой работе/заданию. При исследовании поведенческих проблем может быть полезно привлечь работников из числа персонала среднего звена, чтобы выяснить их мнения о характере и степени важности проблемы. Регистрация информации. Интервьюер может регистрировать информацию на специальных бланках (они могут содержать заранее кодированные ответы) либо в ходе интервью, либо по его окончании, сверяясь с черновыми заметками. В некоторых случаях возможна запись интервью на пленку с последующей категоризацией и анализом содержания. Методы сбора информации о проблемах исполнения... Уровень и характер исследования. Обычно к интервью прибегают при исследовании объектов тренинга на индивидуальном и операционно-должностном уровнях независимо от того, является исследование реактивным или проактивным. Интервью может также служить дополнительным инструментом при изучении общеорганизационных проблем.
Достоинства • Возможность задавать уточняющие вопросы с целью более детального изучения фактов и субъективных мнений. • Может применяться для изучения работ и с коротким и с продолжительным циклом. • Гибкость с точки зрения времени, уделяемого каждому интервьюируемому. • Полезно для изучения психологически насыщенных работ/заданий. • Очевидная валидность. Недостатки • Может требовать больших временных затрат. Иногда на одно интервью уходит 2-3 часа. • Самый медленный способ получения информации. Иногда очень много времени занимает сам процесс подготовки интервью. • Интервьюируемый может искажать факты, отвечать неискренне или иметь трудности с вербализацией собственных чувств и соображений. • Высокие требования к квалификации интервьюера, что обусловливает необходимость тщательного и, возможно, дорогостоящего тренинга. • В ситуации группового интервью некоторые члены группы могут чувствовать себя скованно из-за присутствия лиц более высокого ранга или доминантных личностей, что может помешать им поделиться важной информацией. Наблюдение Описание. Период времени, в течение которого наблюдатель следит за тем, как работник выполняет различные операции и задания, из которых складывается данная работа. Наблюдатель может следить за действиями индивида или группы людей, выполняющих одну и ту же 324
Приложение 1 работу. Наблюдение может быть сопряжёно с интервьюированием работников на рабочих местах. Цель. Получить ясную картину и понимание работы/задания в контексте средовых, социальных и психологических факторов. Наблюдатель имеет возможность сравнить манеру исполнения и навыки различных работников, а также сопоставить их с требованиями должностных инструкций, нормативных документов и т. п. При сочетании с первым методом (интервью) информация, полученная в ходе наблюдения, может подсказать интервьюеру направление уточняющих вопросов.
Регистрация информации. Результаты наблюдения фиксируются на специальных бланках или заносятся в таблицу либо в процессе наблюдения, либо по его окончании. Уровень и характер исследования. Метод наблюдения наиболее целесообразно использовать при исследовании объектов тренинга на индивидуальном и операционно-должностном уровнях независимо от того, является исследование реактивным или проактивным. Достоинства • Возможность получить ясное представление о всей совокупности условий труда. • Наблюдение не нарушает трудовой процесс. • Гибкость с точки зрения временных затрат. • Полезно для изучения работ с коротким циклом. • При сочетании с методом интервью обеспечивает качественный сбор информации. • Достоверность информации. Недостатки • Требует больших временных затрат при исследовании работ с продолжительным циклом. • Метод непригоден для изучения редко выполняемых заданий. • Присутствие наблюдателя может возмущать исполнителя, вызывать у него скованность и послужить причиной нехарактерных действий с его стороны. • Трудность нахождения удобной формы регистрации данных. • Наблюдатель должен иметь определенные знания о работе/задании, чтобы «понять смысл» наблюдаемых действий. Методы сбора информации о проблемах исполнения... Опросник Описание. Документ, задания которого представлены в виде вопросов (или утверждений) — открытых, закрытых, вопросов, предполагающих выбор одного или нескольких ответов и др. Цель. Собрать информацию о работе/задании и отношении исполнителей к различным аспектам работы. Опросники позволяют выяснить, как исполнители оценивают уровень сложности и степень важности заданий или как часто им приходится выполнять эти задания. Целью опросника может быть обнаружение тех аспектов работы, которые вызывают неприязнь у исполнителей, или измерение профессионального и образовательного уровня работников, а также их мотивации.
Регистрация информации. Формат опросника сам по себе задает форму регистрации данных. Однако необходимо также подготовить формы для обработки и сопоставления результатов (например, для сравнения ответов разных категорий персонала). Ответы на открытые вопросы должны быть подвергнуты сканированию для выявления общих тем с последующей типовой регистрацией. Уровень и характер исследования. Опросники применяются для изучения объектов тренинга на организационном и операционно-должностном уровнях в рамках реактивного или проактивного исследования. Достоинства • Производство и применение опросника не требуют больших затрат. • Возможность охвата большого числа респондентов при условии разработки адекватной методики сопоставления результатов. • Может быть использован на удаленных друг от друга подразделениях предприятия. • Конструктивное оформление опросника обеспечивает удобство и быстроту работы респондента. • Данные, полученные с помощью опросника, могут быть положены в основу интервью или серии интервью. • Простота применения. • Стандартный формат сбора данных. Недостатки • Невысокий процент заполняемости. Приложение 1 • Нет гарантии, что вопросы охватывают все аспекты исследуемой работы. • Вопросы могут быть сформулированы неоднозначно или быть неверно поняты респондентом. • Данный инструмент не допускает гибкого применения. • Ответы на открытые вопросы плохо поддаются стандартизации и количественному определению. • Анализ результатов может требовать больших временных затрат. • Для разработки валидного и надежного опросника необходимы специальные умения. • Низкий процент заполняемости может вызвать искажение данных и выводов. Прямое участие Описание. Период времени, в течение которого исследователь выполняет задания и обязанности, возлагаемые на исполнителя работы. Цель. Получить более ясное представление об изучаемой работе, особенно о тех заданиях, которые исполнитель не может объяснить на словах, и в тех случаях, когда вводятся новые процедуры, новое оборудование и т. п. и никто из исполнителей не имеет соответствующей квалификации или опыта работы.
Регистрация информации. Обстоятельства, в которых применяется техника прямого участия, зачастую делают невозможной заблаговременную разработку сколько-нибудь определенной схемы регистрации информации. Более-менее определенная форма чек-листа может быть подготовлена, только если объектом исследования является уже существующий вид работы. В отношении новых заданий и процедур анализ и регистрация информации могут производиться по ходу или после выполнения работы. Уровень и характер исследования. Техника прямого участия используется главным образом на индивидуальном и операционно-должностном уровнях в рамках реактивного или проактивного исследования. Достоинства • Позволяет прочувствовать физические, социальные и психологи
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|