Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И содержании работы/задания





Структурированное интервью

Описание. Собеседование, в ходе которого интервьюер, ориентиру­ясь на заранее подготовленный чек-лист, задает интервьюируемому ряд вопросов (как правило, открытые вопросы чередуются с закры­тыми — ранжированными или типа «да—нет» — и вопросами на ре­шение проблем). Интервью может проводиться и на рабочем месте и за его пределами, и с одним человеком и с небольшой группой, рас­полагающей релевантной информацией. Это могут быть исполните­ли работы, супервайзеры, руководители более высокого ранга и, в не­которых случаях, заказчики.

Цель. Исследовать, чем вызвана неудовлетворительная работа отдельных индивидов или подразделений организации или собрать информацию о содержании работ/заданий. Для этого нужно выяс­нить точки зрения, мнения, соображения и установки лиц, имеющих непосредственное отношение к изучаемой работе/заданию. При ис­следовании поведенческих проблем может быть полезно привлечь работников из числа персонала среднего звена, чтобы выяснить их мнения о характере и степени важности проблемы.

Регистрация информации. Интервьюер может регистрировать информацию на специальных бланках (они могут содержать заранее кодированные ответы) либо в ходе интервью, либо по его окончании, сверяясь с черновыми заметками. В некоторых случаях возможна за­пись интервью на пленку с последующей категоризацией и анализом содержания.


Методы сбора информации о проблемах исполнения...



Уровень и характер исследования. Обычно к интервью прибе­гают при исследовании объектов тренинга на индивидуальном и опе­рационно-должностном уровнях независимо от того, является ис­следование реактивным или проактивным. Интервью может также служить дополнительным инструментом при изучении общеоргани­зационных проблем.

Достоинства

• Возможность задавать уточняющие вопросы с целью более деталь­ного изучения фактов и субъективных мнений.

• Может применяться для изучения работ и с коротким и с продол­жительным циклом.

• Гибкость с точки зрения времени, уделяемого каждому интервью­ируемому.

• Полезно для изучения психологически насыщенных работ/зада­ний.

• Очевидная валидность.

Недостатки

• Может требовать больших временных затрат. Иногда на одно ин­тервью уходит 2-3 часа.

• Самый медленный способ получения информации. Иногда очень много времени занимает сам процесс подготовки интервью.

• Интервьюируемый может искажать факты, отвечать неискренне или иметь трудности с вербализацией собственных чувств и сооб­ражений.

• Высокие требования к квалификации интервьюера, что обуслов­ливает необходимость тщательного и, возможно, дорогостоящего тренинга.

• В ситуации группового интервью некоторые члены группы могут чувствовать себя скованно из-за присутствия лиц более высокого ранга или доминантных личностей, что может помешать им поде­литься важной информацией.

Наблюдение

Описание. Период времени, в течение которого наблюдатель следит за тем, как работник выполняет различные операции и задания, из ко­торых складывается данная работа. Наблюдатель может следить за действиями индивида или группы людей, выполняющих одну и ту же


324


 

Приложение 1


работу. Наблюдение может быть сопряжёно с интервьюированием ра­ботников на рабочих местах.

Цель. Получить ясную картину и понимание работы/задания в контексте средовых, социальных и психологических факторов. На­блюдатель имеет возможность сравнить манеру исполнения и навы­ки различных работников, а также сопоставить их с требованиями должностных инструкций, нормативных документов и т. п. При со­четании с первым методом (интервью) информация, полученная в ходе наблюдения, может подсказать интервьюеру направление уточ­няющих вопросов.

Регистрация информации. Результаты наблюдения фиксируют­ся на специальных бланках или заносятся в таблицу либо в процессе наблюдения, либо по его окончании.

Уровень и характер исследования. Метод наблюдения наиболее целесообразно использовать при исследовании объектов тренинга на индивидуальном и операционно-должностном уровнях независимо от того, является исследование реактивным или проактивным.

Достоинства

• Возможность получить ясное представление о всей совокупности условий труда.

• Наблюдение не нарушает трудовой процесс.

• Гибкость с точки зрения временных затрат.

• Полезно для изучения работ с коротким циклом.

• При сочетании с методом интервью обеспечивает качественный сбор информации.

• Достоверность информации.

Недостатки

• Требует больших временных затрат при исследовании работ с про­должительным циклом.

• Метод непригоден для изучения редко выполняемых заданий.

• Присутствие наблюдателя может возмущать исполнителя, вызы­вать у него скованность и послужить причиной нехарактерных действий с его стороны.

• Трудность нахождения удобной формы регистрации данных.

• Наблюдатель должен иметь определенные знания о работе/зада­нии, чтобы «понять смысл» наблюдаемых действий.


Методы сбора информации о проблемах исполнения...



Опросник

Описание. Документ, задания которого представлены в виде вопро­сов (или утверждений) — открытых, закрытых, вопросов, предпола­гающих выбор одного или нескольких ответов и др.

Цель. Собрать информацию о работе/задании и отношении ис­полнителей к различным аспектам работы. Опросники позволяют выяснить, как исполнители оценивают уровень сложности и степень важности заданий или как часто им приходится выполнять эти зада­ния. Целью опросника может быть обнаружение тех аспектов рабо­ты, которые вызывают неприязнь у исполнителей, или измерение профессионального и образовательного уровня работников, а также их мотивации.

Регистрация информации. Формат опросника сам по себе задает форму регистрации данных. Однако необходимо также подготовить формы для обработки и сопоставления результатов (например, для сравнения ответов разных категорий персонала). Ответы на откры­тые вопросы должны быть подвергнуты сканированию для выявле­ния общих тем с последующей типовой регистрацией.

Уровень и характер исследования. Опросники применяются для изучения объектов тренинга на организационном и операционно-должностном уровнях в рамках реактивного или проактивного иссле­дования.

Достоинства

• Производство и применение опросника не требуют больших затрат.

• Возможность охвата большого числа респондентов при условии разработки адекватной методики сопоставления результатов.

• Может быть использован на удаленных друг от друга подразделе­ниях предприятия.

• Конструктивное оформление опросника обеспечивает удобство и быстроту работы респондента.

• Данные, полученные с помощью опросника, могут быть положе­ны в основу интервью или серии интервью.

• Простота применения.

• Стандартный формат сбора данных.

Недостатки

• Невысокий процент заполняемости.



Приложение 1


• Нет гарантии, что вопросы охватывают все аспекты исследуемой работы.

• Вопросы могут быть сформулированы неоднозначно или быть неверно поняты респондентом.

• Данный инструмент не допускает гибкого применения.

• Ответы на открытые вопросы плохо поддаются стандартизации и количественному определению.

• Анализ результатов может требовать больших временных затрат.

• Для разработки валидного и надежного опросника необходимы специальные умения.

• Низкий процент заполняемости может вызвать искажение данных и выводов.

Прямое участие

Описание. Период времени, в течение которого исследователь вы­полняет задания и обязанности, возлагаемые на исполнителя работы.

Цель. Получить более ясное представление об изучаемой работе, особенно о тех заданиях, которые исполнитель не может объяснить на словах, и в тех случаях, когда вводятся новые процедуры, новое оборудование и т. п. и никто из исполнителей не имеет соответству­ющей квалификации или опыта работы.

Регистрация информации. Обстоятельства, в которых применя­ется техника прямого участия, зачастую делают невозможной за­благовременную разработку сколько-нибудь определенной схемы ре­гистрации информации. Более-менее определенная форма чек-листа может быть подготовлена, только если объектом исследования явля­ется уже существующий вид работы. В отношении новых заданий и процедур анализ и регистрация информации могут производиться по ходу или после выполнения работы.

Уровень и характер исследования. Техника прямого участия ис­пользуется главным образом на индивидуальном и операционно-должностном уровнях в рамках реактивного или проактивного иссле­дования.

Достоинства

• Позволяет прочувствовать физические, социальные и психологи­
ческие условия труда.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...