Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационные технологии и связи с общественностью в государственном управлении




 

Информация, циркулирующая в аппарате власти федерального и регионального уровней, - это совокупность сложных и многообразных документов. Она огромна по объему, разнообразна по содержанию и характеризуется изменчивостью в динамике. Значительная часть ее связана с формированием и реализацией управленческих воздействий. Другая, не менее значимая, выражает взаимосвязи государственного аппарата с потребностями и интересами миллионов граждан. Управленческая информация циркулирует в виде информационных потоков, образующих контуры внутренних и внешних организационно-управленческих связей. С управленческой информацией связаны такие категории, как информационный поток, информационные связи, информационные процессы, информационное пространство.

Информационный поток - это совокупность сообщений с одинаковыми или близкими свойствами. Для органов государственной власти поток управленческой информации - это законы, указы, постановления, сводки, предписания, санкции и другие документы. Проблема упорядочивания и совершенствования информационных потоков решается в соответствии с целями, задачами, функциями государственных структур и требованиями внешней среды. Все информационные потоки, включенные в управленческий коммуникационный процесс, можно разделить на три группы:

) информация, циркулирующая внутри органа государственной власти;

) информационные потоки, связывающие органы управления разного уровня;

) информационные потоки между органами управления и объектами управления во внешней информационной среде.

Между субъектом и объектом государственного управления устанавливаются информационные связи, которые представляют собой сложнейшие информационные схемы коммуникативного типа, структурно отображающие существующие совокупности взаимосвязей как внутри, так и вне органа управления. От уровня и качества информационных связей напрямую зависит организационное совершенствование системы информационного обеспечения государственного управления. К сожалению, очень часто информационные связи в государственных структурах не упорядочены, запутаны, носят формальный характер и дублируют друг друга. Совершенствование информационных связей направлено на то, чтобы их сделать оптимальными, гибкими, подвижными. Они должны соответствовать уровню компетенции государственного органа, информационным интересам других самоуправляемых образований, их подсистем и элементов, быть адаптированными к изменению условий правового регулирования, опыта управления, удобными для быстрого прохождения потоков информации. Управленческие связи в системе информационного обеспечения государственного управления реализуются через информационные каналы прямой и обратной связи, которые формируются по принципу единой коммуникативной среды, включая телекоммуникативные, модемные и другие системы связи. Одним из инструментов создания обратной связи являются избирательные технологии, направленные на информирование общественности, исследование и формирование общественного мнения избирателей, вовлечение граждан в процесс принятия решений.

Следующим элементом информационной структуры государственного управления можно назвать информационные массивы или банки информации - совокупность документов, сведений, данных, фактов. Как правило, они сосредоточены в архивах, библиотеках, службах делопроизводства, информационно-поисковых системах и других видах информационных ресурсов.

Информационные ресурсы - это синтетическая организационная форма представления информации, основанная на концентрации, индивидуализации документированной информации функционального назначения. Информационные ресурсы, собранные в архивах, библиотечных фондах, музеях, текущих делопроизводственных системах, системах научно-технической информации, являются источником накопления знаний и формой хранения информации. Государственные информационные ресурсы представлены различными массивами информации, на основе деятельности центральных, региональных и местных органов власти. К ним относятся ресурсы, создаваемые для обеспечения деятельности органов государственной власти, а также массивы данных, создаваемые негосударственными организациями по заказам и в интересах властных структур. В частности, социологические исследования относительно проводимых реформ и отношения к ним населения.

Для эффективного информационного взаимодействия государственной власти с гражданским обществом значимыми являются информационные ресурсы в области статистики, финансов, налогов и сборов, преступности; документы, содержащие экологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую информацию; сведения об использовании бюджетных средств и других ресурсов страны, информация о состоянии экономического развития и потребностях населения. Ресурсы специализированной информации формируются Федеральной службой безопасности, службой Внешней разведки, Главным разведывательным управлением, МВД, МИД и Министерством обороны Российской Федерации. Основой для формирования информационных ресурсов служат информационно-аналитические службы управления, информационно-справочные службы, бюро и центры по связям с прессой, информационно-поисковые системы, информационные агентства, комитеты по статистике и др. Они располагают развитыми инфраструктурами, ориентированными на сбор информации по всей территории страны и ее обработку в интересах федеральных и региональных органов государственной власти. Это могут быть структурные подразделения внутри и вне органов государственного управления. Они обеспечивают мониторинговую деятельность, собирают информацию для разработки моделей и вариантов управленческих решений.

В информационном обеспечении государственной власти огромная роль принадлежит информационно-аналитическим службам. Аналитическая деятельность «встроена» в процесс управления. Здесь решаются организационные, технические, кадровые вопросы. Именно аналитические службы выявляют и формулируют информационные потребности руководства для управления. От работы информационно-аналитических центров зависит наиболее точный и полный охват функций, закрепленных за органом власти или отдельным работником, учет специфики кодов информации, свойственной отдельным звеньям управления, основания и виды ответственности работников аппарата за предоставление и обработку информации. Особенно усиливается роль различных видов экспертизы - правовой, макроэкономической, международной, научно-технической, криминалистической и др. Таким образом, реализована идея широкого привлечения профессионалов в различных областях деятельности к аналитической работе по совершенствованию управленческих решений.

К аналитической деятельности большинство экспертов федеральных аналитических служб относят те процессы и процедуры интеллектуальной деятельности, которые имеют признаки творчества, позволяющего создавать новую информацию, выявлять скрытые проблемы или их аспекты, предлагать нетрадиционные способы их решения. Все это позволяет сократить перебор управленческих решений и время их принятия.

Все современные информационно-аналитические службы можно разделить на три класса:

.   Службы первого класса занимаются упорядочением информационных ресурсов и создают для этого соответствующие справочные массивы (правовая информация, письма жителей региона, различные справки и документы по ситуации, подготовленные традиционными методами).

.   Службы второго класса создают региональные и муниципальные информационные системы, используют базы данных прессы, статистику, информационно-коммуникативные технологии, оказывают помощь при проведении избирательных кампаний.

.   Службы третьего класса разрабатывают аналитические и экспериментальные технологии, обслуживающие чрезвычайные или кризисные ситуации, а также социогенные и техногенные катастрофы.

В задачи информационно-аналитических центров входит:

·   информационно-аналитический мониторинг экономической, социально-политической, экологической, криминогенной, террористической ситуации в стране и регионах;

·   анализ, диагностика, моделирование и прогнозирование управленческого процесса;

·   поиск и обнаружение проблемных областей в сфере федерального и регионального управления, а также методов их решения;

·   экспертиза важнейших управленческих решений, инвестиционных проектов;

·   разработка на основе информации альтернатив управляющих решений для лица, принимающего решение и их обоснование;

·   подготовка прогнозов, аналитических обзоров и ретроспективных справок.

Термин «информационные технологии» - один из новейших в политологической науке, означающий совокупность приемов и методов, направленных на сбор, переработку, трансформацию, накопление и переработку информации. Информационные технологии играют все более заметную роль в современном мире - без них невозможно принятие надежных обоснованных решений в политике, бизнесе, науке и других сферах жизни как государства в целом, так и отдельных людей. Информационное обеспечение бизнеса позволяет осуществлять международную интеграцию рынков товаров и услуг, труда, инвестиций и финансов. Развитие информационных технологий создает уникальные возможности для активизации и эффективного развития демократии, политики, государства и гражданского общества. Информационные технологии становятся важнейшими механизмами ускорения темпов развития. Информация становится решающим фактором эффективного функционирования управленческой системы, социального состояния общества, темпов экономического развития. Информационное обеспечение процесса управления приобретает все более превалирующее значение в сравнении с обеспечением общества энергией и капиталами.

Управленческий аспект информации связан с тем, что всякое управление любой системы является информационным процессом и заключается в сборе, передаче, переработке и использовании информации. В новом тысячелетии конфигурация мировой и российской информационных систем претерпела радикальную трансформацию. В единую технологическую цепь сложились такие элементы, как компьютер, телефон, радио, телевидение, космическая связь. Распространение локальных и глобальных информационных сетей создает принципиально новое качество трансграничного информационного обмена. Все это влияет непосредственным образом на политику, международные отношения, национальную и международную безопасность. В условиях перехода социально-политической системы к новому состоянию встает проблема обеспечения информационной безопасности общества, государства, личности в условиях становления российской государственности на принципах демократии, законности, открытости информации. В настоящее время при решении проблем национальной безопасности - политической, экономической, военной, экологической и др. - вес информационных факторов непрерывно растет. Значение информации и обеспечение оперативного доступа к ней в политической борьбе всегда было бесценным и решающим на любых уровнях как внутри государства, так и на международной арене.

Информационные технологии управленческого процесса - это средства организации управленческого труда, направленные на упорядочивание системы процессов и действий должностных лиц по получению, переработке, использованию и распространению информации. Это механизм регулирования информационных потоков в органах государственной власти, между органами управления и объектами управления и внешней информационной средой.

Государственное управление предполагает эффективное использование информационно-технологических приемов и методов. Речь идет о создании механизмов рационального управления развитием и функционированием политики, умело и органично сочетающей в себе централизацию с самоуправлением в условиях демократии.

Информационные технологии позволяют обеспечить информационные потребности государственного управления основных ветвей власти на функциональном, отраслевом и территориальном уровнях.

Использование информационных технологий на уровне федерации и других ступеней организации управленческого процесса (в республиках, краях, областях, городах, районах) связано с решением проблем информатизации и компьютеризации, организацией прямых и обратных связей, обеспечением доступа деловых кругов и населения к государственной информации. В данном случае они выполняют информационную, трансформационную и управляющую функции. Информационные технологии способствуют качеству управленческих решений и связаны с качественной стороной использования информационных ресурсов. Информационные технологии управленческого процесса представляют собой автоматизированную поддержку технологии управления и включают в себя информационные потоки, базы данных, алгоритм поиска, оценку и принятие решения.

В органах государственной власти и управления происходят существенные изменения обработки управленческой информации. Внедряются автоматизированные технологии по экспертизе и аналитическим процедурам. Создаются новые системы связи на национальном уровне. Разрабатываются корпоративные информационные системы, ведомственные системы закрытого типа и ограниченного доступа. Наиболее эффективно развиваются информационно-аналитические системы в администрациях субъектов Российской Федерации, инициированные соответствующими управлениями Администрации Президента, а также аналитическими службами Государственной Думы и Совета Федерации России. Информационные технологии стали важнейшим фактором повышения эффективности управления практически во всех сферах общественной деятельности. Они перестали выполнять просто вспомогательные функция в деятельности государственных учреждений, а стали их необходимым и важнейшим элементом.

Институт связей с общественностью стал органическим компонентом государственного управления в России с начала 90-х годов XX в., чтобы обеспечить устойчивую и репрезентативную информационную деятельность, определяющую эффективность всего управленческого процесса. Институт связей с общественностью государственной системы управления отличается функциональной спецификой, связанной с постепенным формированием коммуникационной системы, специальных средств информационного обмена. Созданные информационно-организационные структуры направлены на установление и поддержание постоянных информационно-коммуникативных связей между различными субъектами социальной жизни: производителями и потребителями, собственниками и менеджерами, депутатами и избирателями, органами государственной власти и гражданами. В целом деятельность института по связям с общественностью направлена на поиск механизмов эффективного управления социальной системой в ее согласованном, регулируемом и прогрессивном развитии. Связи с общественностью в сфере управления строятся на принципах консенсуса и персонализма, что проявляется в постановке целей, выборе партнеров, технологиях сотрудничества. Эту деятельность можно рассматривать через модели взаимодействия государства и гражданского общества, отражающие партнерские отношения между субъектом и объектом властвования в режиме диалога.

На федеральном уровне деятельность по управлению общественными связями направлена на согласование государственных, общественных, корпоративных и частных интересов. Акцент делается на взаимодействии с прессой, аналитической, прогностической и экспертной деятельности. На региональном уровне главной целью является повышение открытости муниципального управления и приближение его к интересам граждан, здесь важны системность, открытость и постоянство связей власти с общественностью.

Конкретные направления взаимодействия с общественностью в органах государственной власти определяются в зависимости от реальной политической ситуации и уровня социальной напряженности. К ним можно отнести:

·   формирование и изучение общественного мнения;

·   установление, поддержание и расширение контактов с общественностью;

·   создание благоприятного имиджа органа государственной власти и их руководителей;

·   анализ общественной реакции на принимаемые решения с их последующей коррекцией;

·   прогнозирование кризисных и конфликтных ситуаций и их предотвращение.

В современной России трехуровневая структура управления соответствует трехуровневой организации связей с общественностью - федеральный, субъектный и местный уровни. Службы федерального уровня обладают широкими функциями и полномочиями. Службы субъектов федерации обладают меньшим масштабом деятельности, но большим влиянием на информационные процессы и коммуникативную политику. На муниципальном уровне связи с общественностью чаще всего выполняются руководителями администрации или их заместителями. Общее, что объединяет информационно-коммуникативные структуры власти по связям с общественностью, касается двойственной, противоречивой природы их целей и задач. С одной стороны, они призваны проводить информационную политику с учетом интересов государственного управления, а с другой - предоставлять информацию, соответствующую интересам гражданского общества.

Специфика связей с общественностью во многом определяется взаимодействием органов государственного управления с целевыми аудиториями в сфере экономики, культуры, социальной жизни. Специалисты «паблик рилейшнз» модифицируют традиционные и инновационные технологии в зависимости от того, кто является их партнером: предпринимательские или финансовые круги, политические партии или профсоюзы, молодежные или женские общественно-политические движения. Каждодневная кропотливая работа по установлению разнообразных общественных связей способствует процессу персонификации государственного управления. Как результат деятельности диалоговой коммуникации власти с общественностью развивается новый способ организации и ориентации общества, новый способ управления политическими процессами и событиями.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...