Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использование современных информационных технологий в КЭРППиТ




Деятельность КЭРППиТ напрямую связана с активным использованием информационных технологий (ИТ). В настоящий момент в организации официально зарегистрировано 18 крупных информационных систем (ИС), внесенных в общегородской Реестр информационных ресурсов и информационных систем.

Набор ключевых функций Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга (КЭРППиТ) очень обширен, круг его задач касается различных экономических, политических и торговых областей - от организации государственного заказа в северной столице до развития внешнеэкономической деятельности и поддержки работ по оказанию ритуальных услуг. Все эти функции комитета так или иначе трансформируются в информационную область. В настоящий момент в КЭРППиТ официально зарегистрировано 16 крупных ИС (то есть они внесены в общегородской Реестр информационных ресурсов и информационных систем, который ведет Комитет по информатизации и связи). Такие универсальные системы, как электронный документооборот, кадровый и бухгалтерский учет, обеспечивают общее функционирование комитета. При этом развиваются они по-разному. Часть систем являются зрелыми с точки зрения жизненного цикла и по типу относятся к общегородским, в то время как некоторые функции исполнительного органа государственной власти пока находятся на стадии проектирования или вообще не автоматизированы.

ИС основывается на широком использовании распространенных общепользовательских и специализированных программных продуктов. Информатизация этого вида деятельности должна обеспечивать:

ü работу должностных лиц с нормативно-справочной информацией;

ü ведение учета и отчетности технических, материальных, финансовых и других ресурсов;

ü осуществление планирования и контроля выполнения планов;

ü применение в процессе деятельности должностных лиц расчетных задач и моделирования ситуаций;

ü осуществление проектирования и макетирования документации;

ü статистическую обработку данных;

ü ведение служебной переписки, оформление нормативно-распорядительной и финансовой документации.

Для реализации административных функций аппарат управления оснащается специализированными рабочими местами, его сотрудникам обеспечен доступ к постоянно актуализируемым базам данных, охватывающим практически все направления решаемых функциональных задач.

Информатизация административной деятельности руководящих работников КЭРППиТ предусматривает внедрение и использование справочно-правовых систем, безбумажных технологий делопроизводства, электронного документооборота, а также ряда других реализованных фирмами-разработчиками офисных и административных программных средств и имеющегося на рынке программного обеспечения.

В их числе широко применяемые программные средства обще-пользовательских приложений, систем обработки документов, электронной почты. В качестве примеров можно привести программные средства для ведения делопроизводства, позволяющие осуществлять регистрацию и контроль исполнения выпускаемых нормативно-распорядительных документов, проверку исполнения нормативно-правовых актов вышестоящих органов власти; осуществлять информационно-аналитическое и программное сопровождение деятельности КЭРППиТ; обеспечивать информационное взаимодействие с подотчётными структурами; вести сбор и обработку информации о социально-экономических, политических и правовых процессах, происходящих в городе и области.

Автоматизированные рабочие места руководителей и специалистов органов власти и управления оснащаются справочной правовой системой «Консультант плюс», которая содержит документы органов государственной власти и включает документы региональных органов власти. Система позволяет оперативно осуществлять поиск необходимых документов по разным критериям: тематике, виду документа, принявшему его органу, названию документа, его номеру, дате принятия, тексту и ключевым словам.

В КЭРППиТ для организации электронного документооборота, ведения электронных копий журналов регистрации, передачи документов по сети, контроля за выполнением распоряжений и постановлений создается подсистема «Документооборот», а для регистрации входящих писем, контроля за их прохождением, учета и контроля исходящей корреспонденции создаются автоматизированные подсистемы «Входящие письма» и «Исходящие письма». Создаются локальные базы данных с полными текстами распоряжений и постановлений. Для записи населения на прием к руководству АРМ общественной приемной оснащается не только подсистемами для регистрации входящей и исходящей корреспонденции, но и базой данных «Прием» и т.п.

ИТ - инфраструктура КЭРППиТ включает в себя несколько десятков серверов, расположенных на трех территориально распределенных по городу площадках. Общее число пользователей в настоящий момент составляет порядка 350 человек. Наиболее востребованными в работе являются информационные системы государственного заказа, мониторинга социально - экономического развития и потребительского рынка, электронного документооборота, кадрового и бухгалтерского учета. Поддержка и развитие ИТ - инфраструктуры осуществляется сотрудниками отдела ИТ.

В 2007 году руководством Комитета перед отделом ИТ была поставлена задача повышения уровня доступности контролируемых ИС, их отказоустойчивости, надежности функционирования ИТ - инфраструктуры в целом, а также повышения эффективности работы отдела ИС без увеличения штата и изменения состава сотрудников. Для достижения поставленных целей было принято решение о создании централизованной системы управления ИТ - инфраструктурой и реорганизации работы отдела ИТ с учетом лучшего мирового опыта.

Среди факторов, влияющих на выбор решения, были определены следующие:

·   требовательное отношение пользователей к ИТ, обусловленное активным использованием сотрудниками Комитета информационных систем и высокими требованиями, предъявляемыми к качеству предоставляемых ИТ - услуг и своевременности оказания технической и консультационной поддержки;

·   разнообразие парка ПК, программного обеспечения, установленного в подразделениях Комитета;

·   жестко ограниченный бюджет ИТ.

Для решения поставленных задач и организации работ по внедрению, руководством Комитета было принято решение о привлечении стороннего консультанта. Результатом проведенного в 2009 году конкурса стало сотрудничество с компанией» Инфосистемы Джет», перед специалистами которой были поставлены следующие задачи:

·   автоматизировать основные операции по контролю и управлению ИТ - ресурсами;

·   обеспечить возможность проактивного обнаружения и локализации проблемных ситуаций;

·   реализовать сервисный подход в управлении ИТ - инфраструктурой.

Специалисты компании Инфосистемы Джет провели обследование существующей ИТ - инфраструктуры, изучили подходы к эксплуатации системы. Были определены основные объекты мониторинга: сервера, активное сетевое оборудование, системы обеспечения бесперебойного электропитания, а также ОС, СУБД, приложения (Lotus Notes, Citrix и др.).

В составе системы управления ИТ были выделены подсистемы, решающие следующие задачи:

·   мониторинга активного сетевого оборудования;

·   мониторинга серверов и приложений;

·   управления рабочими местами.

Доступ к информации мониторинга осуществляется с единой консоли оператора.

Для построения централизованной системы мониторинга специалистами КЭРППиТ и компании» Инфосистемы Джет» было выбрано программное обеспечение компаний Hewlett - Packard и Microsoft.

В настоящий момент мониторинг ИТ - инфраструктуры КЭРППиТ осуществляется круглосуточно. Организован контроль сети передачи данных, серверного оборудования, ПО и программных комплексов, развернутых на удаленных площадках. Автоматизирована подготовка ежедневных отчетов, в которых отражаются данные о работе оборудования, в частности, сведения о недоступности тех или иных сервисов и сбоях в работе подсистем. Данные отчетов хранятся на сервере системы и доступны за любой период времени с начала ее функционирования. Система регулярно формирует отчеты о составе оборудования и ПО, что необходимо при планировании изменений, модернизации оборудования и внедрении новых ИТ - услуг.

Работа была рассчитана на шесть месяцев, но заинтересованность руководителей и ИТ - специалистов КЭРППиТ в результатах проекта и активное участие в его реализации позволили завершить проект на два месяца раньше запланированного срока.

Особое внимание было уделено обучению специалистов отдела ИТ Комитета. Оно осуществлялось в два этапа. На первом, по рекомендации компании «Инфосистемы Джет», сотрудники отдела прошли обучение на специализированных курсах производителей ПО. А на втором - специалисты компании «Инфосистемы Джет», осуществлявшие установку программных продуктов, в ходе проекта организовали практическое обучение основным способам и методам работы с системой.

Система управления ИТ обеспечивает выполнение следующих функций:

·   контроль работоспособности и производительности активного сетевого оборудования:

·   выявление нештатных ситуаций в сетевой инфраструктуре;

·   обеспечение возможности графического отображения топологии сети;

·   сбор и агрегация данных о значениях контролируемых параметров активного сетевого оборудования;

·   учет и инвентаризация активного оборудования;

·   контроль серверов и приложений:

·   контроль доступности и производительности серверного оборудования, ОС, СУБД и приложений;

·   корреляционная обработка параметров мониторинга на уровне программных агентов (для серверов), с целью исключения незначащей, дублирующей информации;

·   выполнение автоматических корректирующих действий, включая запуск программ, на объекте управления;

·   графическое отображение дерева сервисов в виде карты взаимосвязанных объектов всех элементов ИТ среды (сеть, серверы, приложения, базы данных), обеспечивающие функционирование заданной ИТ услуги (т.е. оценка доступности ИТ услуг и приоритезация работ в зависимости от степени влияния проблемы на ИТ услугу);

·   генерирование отчетов о работе ИТ инфраструктуры, которые представлены в виде собственно отчетов (в форме таблиц или текстов) либо в форме графов (графическое представление показателей функционирования объектов мониторинга).

·   В контур системы управления серверами и приложениями включены все основные ИС.

·   управление серверами и рабочими местами:

·   учет (инвентаризация) аппаратных и программных ресурсов ИТ инфраструктуры;

·   контроль удаленных установки и инсталляции ПО;

·   удаленное управление компьютерами (функция Remote Control).

Работы по настройке и апробации системы проводились специалистами ИТ - отдела одновременно. Это дало возможность оперативно вносить необходимые изменения на всех этапах работ, и, следовательно, сократить время внедрения решения.

В результате проекта заказчик получил эффективную систему управления ИТ, которая позволяет контролировать и наглядно оценивать текущее состояние и работу всех элементов ИТ - инфраструктуры организации. Ее внедрение позволило достичь следующих результатов:

·   повысить устойчивость работы информационных систем организации;

·   автоматизировать деятельность персонала отдела ИТ по мониторингу и управлению конфигурацией ИТ - инфраструктуры;

·   сократить время локализации и устранения проблемных ситуаций;

·   получать консолидированные отчеты о функционировании системы и обеспечить сохранность этой информации в течение длительного времени;

·   осуществлять обоснованную приоритезацию выполняемых работ;

·   обеспечить руководство отдела ИТ оперативной и статистической информацией о работе ИТ - инфраструктуры.

В рамках проекта была решена задача повышения защищенности рабочих мест пользователей ИТ за счет централизованного распространения разрешенного программного обеспечения и предназначенных для него пакетов обновлений. Это позволило значительно снизить нагрузку на персонал отдела ИТ.

После завершения проекта специалисты компании «Инфосистемы Джет» осуществляли сервисную поддержку системы управления ИТ КЭРППиТ: выполнялись работы по проверке, оценке функционирования, а также по запросам заказчика, донастройке развернутой системы.

Специалистами компании «Инфосистемы Джет» было проведено обследование организации деятельности по управлению и эксплуатации ИТ - инфраструктуры КЭРППиТ. В результате была дана оценка текущего уровня зрелости процессов деятельности в соответствии со стандартом CobIT, определены основные направления дальнейшего развития в рамках внедрения сервисного подхода к управлению ИТ. В частности, было дано заключение о том, какие процессы управления ИТ являются основными, критичными для работы Комитета и требуют внимания и поддержки. Было определено, какие из процессов и в каком объеме необходимо внедрять и детализировать для обеспечения функционирования ИС в условиях развития системы, изменения нагрузки, повышения уровня требований пользователей к качеству ее работы.

Таким образом, рассмотренные методические и практические стороны информатизации управленческой деятельности КЭРППиТ позволяют сделать некоторые обобщения по применению информационных технологий для автоматизации решения функциональных задач.

.   Информационно-технологическую основу информационной системы КЭРППиТ составляют АРМ специалистов, решающих задачи по конкретным направлениям деятельности отдельных управлений и комитетов, реализующих узкоориентированные оперативно-тактические цели функционирования.

.   Центральным звеном функционирующей информационной системы, объединяющей основные сегменты информационных ресурсов, на основе которой построен информационный взаимообмен, является локальная вычислительная сеть КЭРППиТ.

.   Объединенные каналами связи многоуровневые открытые инфopмaциoннo-вычиcлитeльныe сети не только обеспечивают необходимое информационное взаимодействие между уровнями управления, но и позволяют организовать для каждого пользователя удобный интерфейс как со справочно-аналитический частью информационной системы КЭРППиТ, так и с корпоративной сетью, составляющей программно-технологическую базу решения функциональных задач.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...