Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нормативно-правовая база информационного обеспечения государственного управления




 

января 2010 г. в Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Принятие данного закона имеет важное значение для создания в России условий, при которых органы власти должны стать более открытыми и доступными для граждан, а значит, подотчетными обществу.

Еще в таких документах, как «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации» от 9 сентября 2000 г. и «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» от 7 февраля 2008 г. № Пр-2123, утвержденных Президентом Российской Федерации, отмечалось, что сложившееся в стране положение дел требует безотлагательного решения такой задачи, как совершенствование нормативной правовой базы, включая механизмы реализации прав граждан на получение информации и доступ к ней. Таким образом, обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации было обозначено как одна из важнейших задач государства.

Указанные обстоятельства послужили почвой для принятия Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», который впервые закрепил подробный механизм реализации гражданами своего права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Стоит отметить, что до появления данного закона правовое регулирование вопросов доступа к информации о деятельности органов власти носило общий характер: основу правового регулирования доступа к информации о деятельности органов власти составляли ст. 24 и 29 Конституции Российской Федерации и отдельные нормы Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», закрепляющие лишь общие аспекты права на доступ к информации. Такое положение вещей негативным образом отражалось на практике реализации гражданами указанного права.

Новый Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» не только закрепляет подробный механизм обеспечения гражданам доступа к информации о деятельности органов власти, но и устанавливает новые возможности по получению от органов власти информации, которые ранее не были закреплены в законодательстве. Так, названный закон впервые на уровне федерального законодательства установил обязанность органов власти размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет (п. 2 ст. 6, ст. 10 закона) и, более того, закрепил минимальный перечень информации, обязательной для размещения органами власти в данной сети (ст. 13 и 14 закона). Также указанный закон предусмотрел такой новый способ обеспечения доступа пользователей к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, как присутствие лиц на заседаниях коллегиальных государственных органов (органов местного самоуправления) и коллегиальных органов государственных органов (органов местного самоуправления).

Одним из самых главных положительных моментов названного закона является то, что в нем впервые получило закрепление юридическое определение понятия «информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» - объекта регулирования данного закона. Данное понятие является ключевым для этого закона, поскольку именно от его содержания зависит определение объема тех правоотношений, на которые распространяет свое действие данный федеральный закон и все закрепленные в нем правовые гарантии обеспечения доступа к информации.

Согласно п. 1 ст. 1 указанного федерального закона, «информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» - это «информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (подведомственные организации), либо поступившая в указанны» органы и организации».

Анализируя сформулированное законодателем определение понятия «информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», можно выделить два основных критерия, по которому сведения или документы могут относиться к данному виду информации: информация должна быть либо создана самими государственными органами, их территориальными органами, организациями, подведомственными государственным органам, либо она должна поступить в государственные органы, их территориальные органы, организации, подведомственные государственным органам, в пределах их полномочий.

С учетом этого можно сделать вывод, что практически любая информация, имеющаяся у органа власти (созданная им самим или поступившая из внешних источников), будет относиться к «информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Это означает, что любой документ, находящийся в органе власти в пределах его полномочий, либо информация в иных видах (в том числе в виде видеозаписи, аудиозаписи, фотографии и др.) попадает под регулирование данного закона. При этом орган власти имеет право ограничить доступ к информации лишь в том случае, если данная информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну (ст. 5 закона).

Таким образом, в законе дается весьма широкое понятие «информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», что, несомненно, отвечает целям создания наиболее благоприятных условий обеспечения доступа граждан и иных лиц к этой информации.

Реализуемая в современной России концепция осуществления государственного управления, характерная для информационного общества, - концепция электронного государства - базируется на возможностях информационно-телекоммуникационных технологий и ценностях открытого гражданского общества.

Предполагается, что «электронное государство» в своей основе является и конституционным, и правовым, и социальным. При этом пример России, где в силу исторических особенностей поступательного развития конституционного государства не сложилось, показывает трудность одновременного построения и конституционного, и правового, и социального, и «электронного государства». Отсутствие предшествующего социального опыта и проработанной модели конституционного государства затрудняет и тормозит развитие электронного государства, для которого необходимы не только развитая система информационно-коммуникационных технологий, но и высокий уровень правового развития. Усложнение социальных отношений (как следствие развития ИКТ) требует их дальнейшей юридизации, однако именно правовая основа электронного государства вырабатывается с наибольшим трудом.

Итак, электронное правительство - это «деятельность» или «использование» потенциала ИКТ в сфере государственного управления. При этом нельзя забывать, что речь идет о структурах на разных уровнях систем управления: федеральном, региональном, территориальном, а внутри каждого уровня - об электронном правительстве отрасли, города, организации.

Обеспечение информационных прав и свобод человека в информационной сфере, обеспечение информационной безопасности является важнейшей функцией государства.

Обеспечение права каждого человека на свободу поиска, получения, использования, создания, распространения и хранения информации любыми законными способами и средствами возлагается на органы государственной власти и местного самоуправления.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, юридические лица обязаны предоставлять информацию по запросу субъектов информационных отношений и информационно-инфраструктурных отношений, за исключением информации, доступ к которой ограничен законом.

Необходимо подчеркнуть, что современная Россия переживает один из наиболее сложных этапов информатизации - процесс адаптации и коренной перестройки государства на пути к его «электронной версии». И в этом процессе далеко не последняя роль должна отводиться полноценному обеспечению прав и свобод человека и гражданина. К сожалению, практически «во всех подходах к понятию электронного государства прослеживается его негативная черта - ориентация на общеуниверсальное представление о личности и человеке, отсутствие индивидуальных особенностей при совершении каких-либо юридических действий. Кроме того, развитые информационно-коммуникационные технологии могут явиться мощным инструментом подавления населения и стать предпосылкой возникновения антидемократического режима. Поэтому законодательство становящегося электронного государства должно содержать гарантии пресечения противоправного вмешательства в жизнь и сознание людей в определенных интересах, а также быть готово к информационным изменениям и отражать основные вопросы его функционирования».

Сегодня, в условиях формирующегося электронного государства, задача полноценного обеспечения информационных прав и свобод человека и гражданина не только не теряет своей актуальности, а, напротив, становится все более значимой.

Во главу угла, безусловно, следует отнести само право на информацию - под данным институтом понимают совокупность правовых актов и отдельных норм, определяющих порядок реализации прав субъектов информационного права в области производства (создания) информации, поиска и получения (доступа) информации, сбора, хранения, передачи, использования, распространения информации в целях, не противоречащих свободам, правам и интересам человека, государства, общества и обеспечивающих создание информационных ресурсов, необходимых для реализации других прав и обязанностей субъектов права, предусмотренных и гарантированных законодательством РФ и нормами между-народного права.

Однако, несмотря на установленный в Федеральном законе Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», принцип открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами, действительность кардинально отличается от продекларированного законодателем.

Электронное государство - прежде всего, социальное государство, в свою очередь, социальное государство - в определенной части является сервисным государством. При этом нужно иметь в виду, что только сервисные задачи и работа в этом направлении не исчерпывают функций государственных и муниципальных органов в области социальной сферы. Это, пожалуй, конечный итог каждой социальной функции - предоставить условия для граждан и организаций реализовать свои социальные и иные права.

Для этого необходимо неуклонное выполнение базовых государственных функций. Конституционной основой социальности Российского государства является глава вторая Конституции Российской Федерации о правах и обязанностях человека и гражданина, где содержится основной перечень социальных прав каждого находящегося под юрисдикцией России. Социальность государства обеспечивается, прежде всего, федеральными законами, актами Президента и Правительства, деятельностью федеральных и региональных органов исполнительной власти, актами органов местного самоуправления.

То есть «законодательство по существу должно обеспечивать социальность всей государственно-управленческой деятельности через функции органов исполнительной власти по обеспечению материальной основы и других условий реализации прав граждан».

В числе интересов личности в информационном обществе - полноценный процесс интерактивного взаимодействия граждан с государственными органами власти при оказании последними государственных услуг. При этом нерешенных проблем пока немало, что подчеркивается государственной программой от 20 октября 2010 г. № 1815-р «Информационное общество (2011-2020 годы): до настоящего времени в России законодательно не утвержден даже перечень государственных и муниципальных услуг, оказываемых в электронном виде соответственно органами государственной власти и органами местного самоуправления. Не решен вопрос о признании на законодательном уровне электронного документа эквивалентом бумажного документа.

Второй немаловажный аспект - это обеспечение равного доступа граждан к информационным технологиям. Согласно «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации», к 2015 г. не менее 80% населенных пунктов должны получить доступ к открытым государственным ресурсам. Сегодня же в рейтинговой оценке российских регионов по их готовности к информационному обществу индекс лидера в 22 раза превышает показатель региона-аутсайдера.

Наряду с правом на информацию, правом на использование информационных технологий, правом на развитую инфраструктуру информационного общества, правом на качественное и своевременное предоставление государственных и муниципальных услуг, правом на «цифровое равенство» человек и гражданин современной России должен обрести и право на информационную безопасность. И это приоритетно, поскольку в электронном государстве категория «безопасность», безусловно, приобретает новое звучание.

Понятие «информационная безопасность» актуализируется сегодня наряду с такими понятиями, как «безопасность», «национальная безопасность», «информационная безопасность». И эта проблема требует своего решения как никогда. В современных условиях эта проблема выдвигается на уровень общенациональной. Решение проблем обеспечения информационной безопасности личности сегодня - это и актуально, и своевременно, поскольку Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 7 февраля 2008 г. подчеркивается, что в настоящее время в Российской Федерации сформировались необходимые условия для перехода к информационному обществу, одним из важнейших проявлений которого является обеспечение национальной безопасности в сфере информатизации, а также обеспечение реализации прав граждан, организаций в условиях информатизации.

Анализ основных правомочий человека и гражданина электронного государства позволяет утверждать о приоритетности решения вопроса информационной безопасности личности.

Неслучайно Модельный информационный кодекс для государств - участников СНГ в ст. 1 в числе основных целей информационного законодательства называет в том числе - обеспечение и защиту конституционных прав и свобод человека в информационной сфере; обеспечение информационной безопасности человека, общества и государства; создание правовых условий для эффективного информационного обеспечения физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления. При этом информатизация общества и проблема информационной безопасности личности тесно взаимосвязаны.

Формирующееся глобальное информационное пространство, в котором циркулируют информационные потоки, создаваемые всей человеческой цивилизацией, ставит на повестку дня решение не только технических, но и нравственных проблем, порождаемых самим фактом существования этого пространства. Активизация и глобализация информационных взаимодействий в современном обществе предъявляют все более высокие требования к обеспечению информационной безопасности личности.

Для обеспечения допустимого уровня безопасности жизни и деятельности человека в таком государстве. Данный комплекс должен включать мониторинг всех аспектов электронного государства, осуществляемый в режиме реального времени с целью своевременного выявления существующих и возникающих в нем информационных угроз, их предотвращения и нейтрализации, а также ликвидации негативных последствий этих угроз. Такой мониторинг станет возможным, если основная масса субъектов электронного государства станет сознательно в нем участвовать и возьмет на себя долю ответственности за безопасность этого государства. Это означает, что должна быть соответствующая этика - этика электронного государства, которой будут следовать субъекты данного государства и без которой безопасность человека в информационном обществе будет практически недостижима.

При этом, безусловно, должен соблюдаться определенный баланс интересов личности, интересов общества в целом и интересов самого электронного государства.

Таким образом, реалии сегодня таковы, что информационные права человека и гражданина «электронной России» приобретают новое звучание и вопрос их полноценного обеспечения должен стать одной из приоритетных задач государства.

 


Глава 2. Особенности организации информационного обеспечения органов государственного управления Санкт-Петербурга на примере Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...