Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы, выявленные в организации информационного обеспечения КЭРППиТ и пути их устранения




 

В силу таких факторов, как обширный набор задач КЭРППиТ и в то же время небольшого размера в структуре Комитета структурной единицы, ответственной за осуществление информационного обеспечения наиболее приемлемым вариантом выступает ИТ-аутсорсинг (ITO)

Он предполагает делегирование внешней специализированной компании решение вопросов связанных с разработкой, внедрением и сопровождением информационных систем как целиком на уровне инфраструктуры предприятия (сопровождение оборудования или ПО), так и объёмов работ, связанных с развитием и/или поддержкой функционирования отдельных участков системы (программирование, хостинг, тестирование и т. д.).

Развитие корпоративных информационных систем привело к возможности их аутсорсинга. До 90-х годов некоторые типы аутсорсинга (например, оффшорный аутсорсинг колл-центров) технически было чрезвычайно трудно реализовать.

Часто под аутсорсингом информационных процессов понимается аутсорсинг ИТ-процессов организаций, не связанных с ИТ-отраслью непосредственно. В западных странах распространен комплексный ИТ-аутсорсинг, в рамках которого подрядчику передается вся ИТ-инфраструктура заказчика. В России такой подход используется крайне редко, компании предпочитают использовать его ограниченные варианты, такие как хостинг приложений или поддержка корпоративных сайтов. На данный момент основными поставщиками аутсорсинговых ИТ-услуг в России являются системные интеграторы, однако за последние 2-3 года появился ряд крупных российских игроков, для которых аутсорсинг является основным видом деятельности. Вместе с тем, на российский рынок активно выходят крупнейшие мировые игроки: IBM и HP. Модель SaaS так же можно рассматривать как вариант аутсорсинга в области эксплуатации программного обеспечения.

Аутсорсинг в сфере ИТ - передача стороннему подрядчику ряда внутренних услуг и (или) внутренних сервисов компании-заказчика, в том числе на основе использования (например, аренды) его программных продуктов, приложений, технических средств и фрагментов инфраструктуры. Простейшим вариантом подобной практики является хостинг сайта компании. Многие современные организации пользуются услугами аутсорсинга, что говорит о его популярности и выгодности для конечного потребителя. Аутсорсинг может рассматриваться как сервис, организованный определенной компанией, где несколько услуг предоставляются комплексно для полного охвата потребностей клиента. На практике, обычно акцент ставится на одну из конкретных услуг.

Основными факторами, которые обуславливают потребность в использовании аутсорсинга в государственном секторе, являются:

·   жестко ограниченный бюджет ИТ, который утверждается на три года и должен исполняться соответственно с этим утверждением (трёхгодичное бюджетное планирование было введено с 2007 года);

·   низкая мотивация штатных ИТ-сотрудников, являющихся государственными служащими, поэтому логично привлекать квалифицированных специалистов посредством аутсорсинга, оплачивая их труд не из фонда заработной платы исполнительного органа власти, а из средств, выделенных ему непосредственно на информатизацию;

·   требовательное отношение к ИТ пользователей, поскольку государственные служащие активно применяют в работе информационные технологии и имеют высокие требования к качеству этих услуг и своевременности оказания им технической и консультационной поддержки;

·   разнообразие парка ПК и офисных задач.

Направления аутсорсинга, которые применяются в данный момент, связаны с разработкой и сопровождением на уровне приложений, а также с администрированием на инфраструктурном уровне. На аутсорсинг отдано обслуживание рабочих мест, начиная от замены картриджей в принтерах и заканчивая настройкой офисных приложений. На инфраструктурном уровне аутсорсингом обеспечиваются процедуры администрирования баз данных, ЛВС и почтовых серверов.

Когда речь идет о разработке крупной информационной системы, то ни в ИТ-службе, ни в структурных подразделениях комитета, являющихся бизнес-заказчиками, не бывает достаточно ресурсов (а зачастую и квалификации) для грамотной подготовки технического задания, которое после проведения его через конкурсную процедуру в результате позволило бы создать реально работающий информационный проект высокого качества. Поэтому такие этапы, как подготовка технического задания, разработка и внедрение прикладного программного обеспечения, развитие его функционала и поддержка, нами вынесены на аутсорсинг.

Но основная проблема в области приложений - это сопровождение жизненного цикла уже разработанной системы силами компании, которая формально победила в конкурсной процедуре, не являясь разработчиком системы и даже не имея адекватной компетенции. Такое, к сожалению, бывает. А закон о государственных закупках 94-ФЗ запрещает включать требования по квалификации участников в состав конкурсной документации.

Аутсорсинг каждой из вышеперечисленных процедур осуществляется по отдельному техническому заданию и, как правило, разными исполнителями, при этом между ними границы зачастую обозначены весьма нечетко. К примеру, администрирование баз данных связано с сопровождением того программного обеспечения, которое эту базу использует. А администрирование сети связано с администрированием рабочих мест в отношении сетевых интерфейсов и взаимодействия пользователей с сетевой средой. Дополнительной задачей, возникающей на этапе аутсорсинга, является координация исполнителей между процедурами в таких нечетких границах. Для реализации указанных задач было принято решение внедрить систему централизованного управления ИТ-инфраструктурой на базе HP OpenView. Внедрение данной системы помогло снять каждодневную нагрузку сотрудников отдела по оперативному мониторингу сетевого, серверного оборудования и парка ПК. За счет своевременного обнаружения и локализации проблем система позволила снизить время простоя оборудования, а значит, в конечном итоге повысить доступность работы приложений для пользователей.

Компаний, предоставляющих аутсорсинговые услуги комитету, немало. Все они выбраны одним-единственным способом -через торги. Среди них и хорошо известные, такие как «Сибинтек», «Verysell Проекты», Концерн информационных технологий, «Инфосистемы Джет», «КС Акрополис». Но есть и небольшие фирмы, не имеющие громкого имени на рынке, поскольку одной из задач КЭРППиТ является поощрение и развитие малого предпринимательства в регионе.

В настоящий момент в КЭРППиТ существует несколько серьезных проблем, связанных с аутсорсингом. В первую очередь это участие (зачастую сознательное) в конкурсных процедурах некомпетентных исполнителей. К сожалению, надо признать, что исполнителями являются не только высококвалифицированные системные интеграторы, но и множество коммерческих и некоммерческих структур, которым руководство навязывает участие в конкурсных процедурах, не обеспечивая их компетенцией для исполнения выигранных контрактов.

Другой проблемой являются трехсторонние контракты на аутсорсинг. Дело в том, что в Санкт-Петербурге существует специальный Комитет по информатизации и связи, который осуществляет централизованную политику в области информационных технологий для всех исполнительных органов государственной власти города. Основные его функции - экспертиза проектов и программ, которые проводят другие исполнительные органы, а также формирование городского бюджета по проектам информатизации и связи. Кроме того, с начала 2007 года этот комитет осуществляет централизованные закупки вычислительной техники, программного обеспечения и проводит консолидированные конкурсы на обслуживание локальных сетей и телекоммуникационного оборудования для исполнительных органов власти. Подобные контракты на аутсорсинг заключает непосредственно Комитет по информатизации и связи, а другие государственные структуры (и КЭРППиТ в том числе) являются получателями этих услуг. Такая схема работает первый год, и проблема здесь состоит в том, что на практике очень сложно регулировать и контролировать деятельность трех сторон одним государственным контрактом.

Существенные проблемы заключаются также в постоянной смене аутсорсинговых компаний, требующей много времени на адаптационный период, в отсутствии сквозной системы учета и контроля работ по всем контрактам на оказание услуг и в непредсказуемости изменений в правилах проведения процедур торгов, препятствующей даже краткосрочному планированию. Механизмы же финансового давления на недобросовестную компанию-аутсорсера малоразвиты, что при необходимости своевременного исполнения государственным органом бюджетных обязательств также несёт с собой немало сложностей.

Основными направлениями решения этих проблем являются следующие.

.   Увеличение удельного веса неценовых критериев оценки участников торгов, повышение критерия по продолжительности предоставления гарантии (но не более пяти лет в зависимости от предмета торга), требование предоставлять бесплатное обслуживание после внедрения программного продукта хотя бы в течение одного года.

.   Внедрение централизованной системы управления ИТ-инфраструктурой, что позволит собрать вместе контроль над отдельными аутсорсерами и на единой платформе осуществлять мониторинг их деятельности.

.   Повышение степени формализации деятельности ИТ-службы (вплоть до уровня сертификации по признанным международным стандартам)

 


Заключение

 

Обобщим основные исследовательские выводы:

.Информационные технологии в новом тысячелетии не только пронизывают все сферы социальной жизни, но и активно влияют на ее преобразование. Информационная инфраструктура создает технологическую основу объединения интеллектуальных способностей и духовных сил страны, выступает одним из определяющий факторов становления «информационного общества». Благодаря широкому применению информационных технологий в государственном управлении, созданию специализированных информационно-организационных структур усиливается интенсификация информационных потоков в обществе, резко возрастает роль информации в управлении и политических процессах. Бурное развитие информационных технологий открыло новые возможности для специалистов по управлению общественными связями, деятельность которых определяется государственной информационной политикой.

Система информационного обеспечения включает в себя информационные ресурсы, организационно-функциональное, программное, техническое, технологическое, правовое, кадровое и финансовое обеспечение и предназначена для сбора, накопления, обработки, хранения и выдачи информации пользователям. Информационное обеспечение государственного управления - это система концепций, методов и средств, предназначенных для обеспечения органов государственной власти информацией, необходимой для осуществления деятельности органов власти и управления в сферах, определенных актами законодательства или иными нормативными правовыми актами. Особая сложность состоит в детализации понятия информационного обеспечения для конкретного того или иного органа государственной власти и определении составляющих его процессов, процедур.

Для исполнительных органов государственной власти вопрос эффективности использования современных информационных технологий в управлении является одним из самых актуальных. Открытый доступ к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления осуществляется через Интернет-порталы органов государственной власти. Вместе с тем существует ряд проблем в реализации разработанного механизма - отсутствие общей координации, проблема отсутствия стандартов в области обмена данными в электронном виде на межведомственном уровне, а также с населением и организациями, ряд законодательных проблем, низкая компьютерная грамотность населения, для улучшения качества жизни которого и разрабатываются все нововведения.

2.ИС КЭРППиТ основывается на широком использовании распространенных обще-пользовательских и специализированных программных продуктов. Информатизация этого вида деятельности должна обеспечивать:

ü работу должностных лиц с нормативно-справочной информацией;

ü ведение учета и отчетности технических, материальных, финансовых и других ресурсов;

ü осуществление планирования и контроля выполнения планов;

ü применение в процессе деятельности должностных лиц расчетных задач и моделирования ситуаций;

ü осуществление проектирования и макетирования документации;

ü статистическую обработку данных;

ü ведение служебной переписки, оформление нормативно-распорядительной и финансовой документации.

Информатизация административной деятельности руководящих работников КЭРППиТ предусматривает внедрение и использование справочно-правовых систем, безбумажных технологий делопроизводства, электронного документооборота, а также ряда других реализованных фирмами-разработчиками офисных и административных программных средств и имеющегося на рынке программного обеспечения.

Для построения централизованной системы мониторинга специалистами КЭРППиТ и компании» Инфосистемы Джет» было выбрано программное обеспечение компаний Hewlett - Packard и Microsoft.

В настоящий момент мониторинг ИТ - инфраструктуры КЭРППиТ осуществляется круглосуточно. Организован контроль сети передачи данных, серверного оборудования, ПО и программных комплексов, развернутых на удаленных площадках. Автоматизирована подготовка ежедневных отчетов, в которых отражаются данные о работе оборудования, в частности, сведения о недоступности тех или иных сервисов и сбоях в работе подсистем. Данные отчетов хранятся на сервере системы и доступны за любой период времени с начала ее функционирования. Система регулярно формирует отчеты о составе оборудования и ПО, что необходимо при планировании изменений, модернизации оборудования и внедрении новых ИТ - услуг.

.Система управления ИТ обеспечивает выполнение следующих функций: контроль работоспособности и производительности активного сетевого оборудования: выявление нештатных ситуаций в сетевой инфраструктуре; обеспечение возможности графического отображения топологии сети; сбор и агрегация данных о значениях контролируемых параметров активного сетевого оборудования; учет и инвентаризация активного оборудования; контроль серверов и приложений; контроль доступности и производительности серверного оборудования, ОС, СУБД и приложений; корреляционная обработка параметров мониторинга на уровне программных агентов (для серверов), с целью исключения незначащей, дублирующей информации; выполнение автоматических корректирующих действий, включая запуск программ, на объекте управления; графическое отображение дерева сервисов в виде карты взаимосвязанных объектов всех элементов ИТ среды; генерирование отчетов о работе ИТ инфраструктуры.

.В настоящий момент в КЭРППиТ существует несколько серьезных проблем, связанных с аутсорсингом.

·   участие в конкурсных процедурах некомпетентных исполнителей.

·   трехсторонние контракты на аутсорсинг.

·   в постоянной смене аутсорсинговых компаний.

Основными направлениями решения этих проблем являются следующие:

·   увеличение удельного веса неценовых критериев оценки участников торгов, повышение критерия по продолжительности предоставления гарантии (но не более пяти лет в зависимости от предмета торга), требование предоставлять бесплатное обслуживание после внедрения программного продукта хотя бы в течение одного года.

·   внедрение централизованной системы управления ИТ-инфраструктурой, что позволит собрать вместе контроль над отдельными аутсорсерами и на единой платформе осуществлять мониторинг их деятельности.

·   повышение степени формализации деятельности ИТ-службы (вплоть до уровня сертификации по признанным международным стандартам).

 


Список использованной литературы

 

1. Декларация Комитета министров о правах человека и верховенстве права в информационном обществе (принята в г. Страсбурге 13 мая 2005 г.).

.   Модельный информационный кодекс для государств - участников СНГ. Часть первая (Санкт-Петербург, 3 апреля 2008 г.) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств. 2008. № 42. С. 223-251.

.   Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Российская газета, 2009. № 4849

.   Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

.   Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 07.02.2008 г. № Пр-212) //Российская газета. 16.02.2009. № 34.

.   Закон Санкт-Петербурга от 27.10.2010 № 582-139 «О государственном регулировании торговой деятельности в Санкт-Петербурге»,

.   Постановление Правительства Санкт-Петербурга «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2007 № 1659» (внесены изменения в задачи социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2008-2011 годы и стандарты проживания в Санкт-Петербурге на указанный период)

.   Постановление Правительства Санкт-Петербурга «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20.06.2008 № 737» (внесены изменения в Положение о мониторинге социально-экономического развития районов Санкт-Петербурга и оценки эффективности деятельности администраций районов Санкт-Петербурга на 2008-2011 годы в части изменения перечней показателей мониторинга).

.   Постановление Правительства Санкт-Петербурга 02.02.2010 № 79 «О Правилах размещения аттракционного оборудования на территории Санкт-Петербурга».

.   Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 05.05.2010 № 554 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О предоставлении земельных участков для размещения временных (некапитальных) объектов потребительского рынка».

.   Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 07.12.2010 № 1615 «О Программе развития конкуренции в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы». Постановление Правительства Санкт- Петербурга от 22.04.2010 № 419 «О Концепции создания фармацевтического кластера в Санкт-Петербурге».

.   Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20.10.2010 № 1435 «Об организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по подготовке решений о бюджетных инвестициях в объекты государственной собственности Санкт-Петербурга и порядке формирования и реализации Адресной инвестиционной программы».

.   Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 27.07.2010 № 948 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 10.02.2004 № 177».

.   Правительства Санкт-Петербурга от 20.01.2011 № 63 «О Порядке формирования государственных заданий и финансового обеспечения выполнения государственных заданий».

.   Бачило И.Л. Государство социальное или сервисное? (информационно-правовой аспект) //Право. Журнал высшей школы экономики. 2010. № 1.

.   Бачило И.Л. Информационное право. М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011.

.   Васькова М.Г. Электронное государство: проблемы правового регулирования// Информационное право. 2009. № 4.

18. Интеграция государственных информационных систем и организация межведомственного взаимодействия // Информационный бюллетень Microsoft. 65 c. <http://www.microsoft.com/rus/government/newsletters/>.

.   Инфокоммуникации - человеку, бизнесу, обществу // Информационное общество. - 2003. - №2.

.   Концепция управления государственными информационными ресурсами <http://www.minsvyaz.ru/>

.   Коротков А. В. Реализация Федеральной целевой программы «Электронная Россия» // Информационное общество. - 2003. - №2.

.   Никитов В. А. и др. Информационное обеспечение государственного управления / Под ред. Ю. В. Гуляева. - М.: Славянский диалог, 2000.

23. Право на доступ к информации. Доступ к открытой информации /отв. ред. И.Ю. Богдановская. М.: ЗАО «Юстицинформ», 2009.

.   Право на доступ к информации. Доступ к открытой информации /отв. ред. И.Ю. Богдановская. М.: ЗАО «Юстицинформ», 2009.

.   Рассолов И.М. Информационное право М.: Юрайт, 2011.

26. Реализация проектов электронного правительства. Мировой и отечественный опыт // Информационный бюллетень Microsoft. 67 c. <http://www.microsoft.com/rus/government/newsletters/>.

.   Саак А. Э., Пахомов Е. В., Тюшняков В. Н. Информационные технологии управления: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2008.

.   Систер В. Г. Информационные технологии на службе города //Информационное общество. - 2003. - №1.

29. Совершенствование государственного управления на основе его реорганизации и информатизации. Мировой опыт / под ред. В.И. Дрожжинова. М.: Эко-Трендз, 2002.

.   Устинович Е.С. Информационная деятельность как функция федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации //Российская юстиция. 2010. № 4.

.   Черешкин Д. С., Цыгичко В. Н., Смолян Г. Л. Система информационно-маркетинговых центров - базовый элемент информационной инфраструктуры электронной торговли //Информационное общество. - 2003. - №2.

.   Шубинин А. В., Есипов М. А., Кристальный Б. В. Единая государственная система управления и передачи данных (TUCEGL) и её законодательное обеспечение («Электронная Россия (2002 -2010 годы)») // Информационные ресурсы России. - 2002. - №7.

.   Атаманчук Г.В. Государственное управление: организационно-функциональные вопросы. - М.: Экономика, 2006, 302 с.

.   Атоян А. Информационная культура в условиях информатизации общества. - М.: ИЦ Владос, 2008, 390 с.

.   Воронин А.Г. Основы управления муниципальным хозяйством. - М.: Дело, 2006, 128 с.

.   Глазунова Н.И. Система государственного управления. - М.: ЮНИТИ, 2004, 551 с.

.   Ивасенко А.Г. Информационные технологии в экономике и управлении. - М.: КноРус, 2005, 266 с.

.   Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. - М.: ИНФРА-М, 2008, 328 с.

.   Корнеев И.К. Информационные технологии в управлении. - М.: ИНФРА-М, 2005, 158 с.

.   Пикулькин А.В. Система государственного управления. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007, 399 с.

.   Радугин А.А. Муниципальный менеджмент. Социология организаций и управления. - М.: ИНФРА-М, 2005, 754 с.

.   Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами. - М.: ИНФРА-М, 2008, 384 с.

.   Трофимов В.В. Информационные системы и технологии в экономике и управлении. - М.: Высшее образование, 2006, 480 с.

.   Шамхалов Ф.И. Государство и экономика: основы взаимодействия. - М.: Экономика, 2005, 382 с.

45. Сервер органов государственной власти России «Официальная России» - www.gov.ru <http://www.gov.ru>

.   Официальный портал Института развития свободы информации - www.svobodainfo.org <http://www.svobodainfo.org>

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...