Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовка к проведению проверки




 

Тщательная подготовка к проведению проверки является важ-ным условием достижения ее целей и состоит из нескольких эта-пов. Вначале руководитель соответствующего подразделения ор-ганов прокуратуры принимает решение о проведении проверки, для чего необходимо установить наличие оснований и опреде-лить объект, цели и задачи проверки, точно обозначить предмет проверки, указать ее объем и глубину, выделить из числа подчи-ненных сотрудников персональный состав исполнителей, наме-тить реальные сроки проведения. Объектом проверки являются конкретные оперативные подразделения органов, осуществляю-щих оперативно-розыскную деятельность, указанных в ст. 13 Фе-дерального закона об ОРД.

 

Уполномоченные прокуроры, назначенные исполнителями проверки, изучают действующее законодательство, регламенти-рующее деятельность оперативно-розыскного органа, а также соответствующие приказы и указания Генерального прокурора Российской Федерации, совместные нормативные правовые и организационно-методические акты органов прокуратуры и опе-ративно-розыскных органов.

 

Затем анализируются исходные данные, относящиеся к пред-мету и объекту предстоящей проверки:

 

о состоянии, характере и динамике преступности на террито-рии, обслуживаемой проверяемым органом;

 

результатах изучения материалов уголовных дел о нераскры-тых преступлениях;

качестве исполнения поручений органов предварительного расследования по уголовным делам и материалам проверки со-общения о преступлении;

 

качестве исполнения решений суда по уголовным делам, находящимся в их производстве;

 

качестве исполнения требований уполномоченного прокурора; состоянии законности в конкретном проверяемом направле-

нии ОРД в период, предшествующий проверке; результатах предыдущей подобной проверки;


 


другие необходимые сведения.

Завершается подготовка к проверке направлением запросов о предоставлении требуемых материалов, документов, статистиче-ской информации, повестки должностным лицам и гражданам, у которых предполагается получить объяснения. Уполномоченный прокурор сам определяет, какие правовые средства прокурорско-го надзора должны быть использованы в каждом конкретном случае. Порядок и очередность их применения вырабатывается практикой.

 

При подготовке к проведению проверки оперативных под-разделений в органах внутренних дел следует изучить положенияФедерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ, нормативно-правовых актов, составляющих правовую основу опе-ративно-розыскной деятельности ОВД и касающихся прокурор-ского надзора в указанной сфере1, а также иных ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих организацию и тактику осуществления оперативно-розыскной деятельности, в том

 

1 Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 авгу-ста 1995 г. № 144-ФЗ; Положение о Министерстве внутренних дел Российской

 

Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248; Типовое положение о территориальном органе Мини-стерства Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвер-жденное Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 249; приказ МВД России «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России» от 19 июня 2012 г. № 608; указание Генерального прокурора Российской Федерации № 215/69 и МВД Рос-сии № 1/7818 «О порядке представления органами внутренних дел оперативно-служебных документов с целью осуществления прокурорами надзора за испол-нением Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”» от 29 сентября 2008 г.; указание Генерального прокурора Российской Федерации «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований законода-тельства об оперативно-розыскной деятельности при проведении органами внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия “обследование зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств”» от 31 янва-ря 2013 г. № 49/69; информационное письмо Генеральной прокуратуры Россий-ской Федерации «О применении части первой статьи 61 и части первой статьи 62 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и обстоятель-ствах, исключающих участие в процессуальной деятельности должностных лиц органов, осуществляющих дознание и оперативно-розыскную деятельность» от 25 марта 2013 г. № 36-11-2013; Инструкция о порядке проведения сотрудника-ми органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участ-ков местности и транспортных средств, утвержденную Приказом МВД России от 1 апреля 2014 г. № 199, и др.


 


числе содержащих сведения, относящиеся к государственной тайне либо предназначенные для служебного пользования.

 

При подготовке к проведению проверки в органах ФСБ Рос-сии следует изучить положения Федерального закона «О феде-ральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ, нор-мативно-правовых актов, составляющих правовую основу опера-тивно-розыскной деятельности ФСБ и касающихся прокурорско-го надзора в указанной сфере1, а также иных ведомственных нор-мативных правовых актов, регламентирующих организацию и тактику осуществления оперативно-розыскной деятельности, в том числе содержащих сведения, относящиеся к государственной тайне либо предназначенные для служебного пользования.

 

При подготовке к проведению проверки в оперативных под-разделениях органов ФТС России следует ознакомиться с поло-жениями Таможенного кодекса Таможенного союза (ТКТС), принятого Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного сою-за) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17, и норма-тивно-правовыми актами, составляющими правовую основу опе-ративно-розыскной деятельности ФТС2.

 

При подготовке к проведению проверки в оперативно-розыскных подразделениях ФСИН России следует изучить по-

 

1 Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»; указ Прези-дента Российской Федерации «Об упорядочении организации и проведения опе-ративно-розыскных мероприятий с использованием технических средств» от 1 сентября 1995 г. № 891; указание Генерального прокурора Российской Федера-ции и ФСБ России «О порядке осуществления прокурорского надзора за исполне-нием Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” органами федеральной службы безопасности» от 18 апреля 2002 г. № 20-27/10 и др.

2 Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»; Положе-ние о Федеральной таможенной службе, утвержденное Постановлением Прави-тельства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 459; Типовое положение об оперативно-розыскном подразделении таможни, утвержденное Приказом ФТС России от 27 ноября 2006 г. № 1227; Типовое положение о подразделении по борьбе с особо опасными видами контрабанды таможни, утвержденное При-казом ФТС России от 27 ноября 2006 г. № 1227; Типовое положение о подраз-делении по борьбе с контрабандой наркотиков таможни, утверждено Приказом ФТС России от 27 ноября 2006 г. № 1227; Положение об управлении по проти-водействию коррупции, утвержденное Приказом ФТС России от 22 августа 2011 г. № 1708; Положение о Главном управлении по борьбе с контрабандой, утвержденное Приказом ФТС России от 23 апреля 2013 г. № 797; Перечень оперативных подразделений таможенных органов Российской Федерации, пра-вомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, и их полномочия по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, утвержденные Прика-зом ФТС России от 17 апреля 2012 г. № 715.


 


ложения Уголовно-исполнительного кодекса Российской Феде-рации, Федерального закона «О содержании под стражей подо-зреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ и нормативно-правовых актов, составля-ющих правовую основу оперативно-розыскной деятельности ФСИН и прокурорского надзора в этой сфере1, закрытых норма-тивных правовых актов, регламентирующих организацию и так-тику проведения оперативно-розыскных мероприятий.

 

При подготовке к проведению проверки в органах ФСКН России уполномоченный прокурор должен ознакомиться с поло-жениями Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ и изучить нормативно-правовые акты, составляющие правовую основу опе-ративно-розыскной деятельности ФСКН России и прокурорского надзора в этой сфере2, закрытые нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и тактику проведения опера-тивно-розыскных мероприятий.

 

Вопросы, подлежащие выяснению

При проведении проверки

 

При осуществлении надзора за законностью производства по делам оперативного учета уполномоченный прокурор обязан изучить соответствующие нормативные акты органов, осуществ-ляющих оперативно-розыскную деятельность, и проверить:

 

1 Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»; указ Пре-зидента Российской Федерации «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» от 13 октября 2004 г. № 1314; Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Минюста России от 3 ноября 2005 г. № 205; приказ Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учрежде-ний и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении пре-ступлений» от 16 января 2014 г. № 6.

2 Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»; Положе-ние о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, утвержденное указом Президента Российской Федерации «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом нарко-тиков» от 28 июля 2004 г. № 976; постановление Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации «О совер-шенствовании взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков» от 12 ноября 2004 г.; ин-формационное письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации «О состоянии прокурорского надзора за исполнением законодательства о проти-водействии незаконному обороту наркотиков» от 19 апреля 2006 г. № 29-5-2006.



какие виды ДОУ имеет право заводить проверяемый ОРО;

с какой целью заводится тот или иной вид ДОУ; какие документы составляются для заведения ДОУ;

 

в каких случаях запрещается заведение определенных ви-

дов ДОУ;

 

в каких учетных системах и при помощи каких книг и журна-лов регистрируются заведенные ДОУ;

каков срок ведения того или иного вида ДОУ, что является ос-нованием для продления срока ведения ДОУ;

по каким основаниям и в каком порядке осуществляется пере-сылка ДОУ из одного ОРО в другой;

 

по каким основаниям и в каком порядке прекращаются ДОУ. Ведомственные инструкции, содержащие информацию о пе-

речне дел оперативного учета и порядке их ведения, хранятся в специальных подразделениях ОРО и могут быть представлены уполномоченному прокурору для изучения. Кроме того, указан-ные инструкции должны иметься в отделах особого делопроиз-водства прокуратур субъектов Российской Федерации.

 

Применение специальной методики прокурорского надзора предполагает потребность определить последовательность дей-ствий уполномоченного прокурора и круг выясняемых им вопро-сов для установления законности либо незаконности проведения

 

и документирования ОРМ. Уполномоченный прокурор должен установить, во-первых, законно ли проведены и документирова-ны оперативно-розыскные мероприятия, во-вторых, законно ли представлены результаты оперативно-розыскной деятельности в органы расследования.

 

Законность получения и документирования результатов ОРД оценивается уполномоченным прокурором исходя из следующих обстоятельств производства ОРМ:

 

оперативно-розыскным органом проведено ОРМ, предусмот-ренное ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной де-ятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (далее — Федераль-ного закона об ОРД);

 

результаты ОРМ документированы надлежащим образом (ст.ст. 10, 12 Федерального закона об ОРД), положения Инструк-ции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд1 (далее —

 

 

1 Утверждена Приказом МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России

№ 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27 сен-тября 2013 г.



Инструкция от 27 сентября 2013 г.), положения ведомственных актов);

проведенное ОРМ соответствует общим целям и задачам ОРД (ст.ст. 1 и 2 Федерального закона об ОРД);

 

при проведении ОРМ соблюдены принципы ОРД (ст. 4 Феде-рального закона об ОРД);

 

ОРМ проведено уполномоченным органом (уполномоченным подразделением и должностным лицом этого органа), нарушения компетенции не установлено (ст. 13 Федерального закона об ОРД, положения иных федеральных законов и подзаконных актов);

 

для производства данного ОРМ имелись основания, преду-смотренные ст. 7 Федерального закона об ОРД;

 

оперативно-розыскным органом полностью соблюдены усло-вия производства конкретного ОРМ (ст. 8 Федерального закона об ОРД);

 

порядок проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, полностью соблюден (ст.ст. 23, 25 и ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 8 и 9 Федерального закона об ОРД);

 

оперативно-розыскным органом обеспечены гарантии непри-косновенности отдельных категорий лиц (положения федераль-ных законов, регламентирующих действие специальных имму-нитетов и особой процедуры);

 

оперативными сотрудниками не допущены провокационные действия (ст. 304 УК РФ, ст. 5 Федерального закона об ОРД).

 

Существуют также некоторые особенности проверки законно-сти проведения так называемых оперативно-технических меро-приятий и иных ОРМ, ограничивающих конституционные права

 

и свободы граждан. При проведении такой проверки уполномо-ченный прокурор должен обращать внимание на следующие об-стоятельства:

 

наличие постановления о возбуждении ходатайства перед су-дом о даче разрешения на проведение ОРМ, которое вынесено надлежащим должностным лицом оперативно-розыскного органа (ч. 2 ст. 9 Федерального закона об ОРД);

наличие законных оснований для вынесения такого постанов-ления у оперативно-розыскного органа (ст.ст. 7 и 8 Федерального закона об ОРД);

 

наличие вынесенного судьей постановления, разрешающего проведение ОРМ (ч. 4 ст. 9 Федерального закона об ОРД);

 

наличие в постановлении судьи установленного срока прове-дения такого ОРМ (ч. 5 ст. 9 Федерального закона об ОРД);


 

 


соблюдение оперативно-розыскным органом указанного в по-становлении судьи срока проведения ОРМ (ч. 5 ст. 9 Федерально-го закона об ОРД);

 

при проведении ОРМ свыше шести месяцев — наличие реше-ния судьи о продлении срока осуществления этого ОРМ (ч. 5 ст. 9 Федерального закона об ОРД);

 

соблюдение порядка проведения ОРМ в случаях, не терпящих отлагательства, и процедуры уведомления суда об этом (чч. 3 и 6 ст. 8 Федерального закона об ОРД);

 

соблюдение срока уведомления суда о проведении ОРМ в слу-чае, не терпящем отлагательства (чч. 3 и 6 ст. 8 Федерального закона об ОРД).

 

При проверке законности проведения ОРМ по поручениям следователя, руководителя следственного органа прокурору в соответствии со ст.ст. 2, 10, 14 Федерального закона об ОРД необходимо обращать внимание:

на полноту выполнения поручения;

 

законность использования всех предусмотренных законом средств ОРД;

 

правильность документального оформления хода и результа-тов осуществленных ОРМ;

 

своевременность выполнения поручения и направления ин-формации следователю.

 

Оценка уполномоченным прокурором законности представ-ления результатов ОРД в органы расследования предполагает установление наличия в уголовном деле, а при необходимо-сти — в делах оперативного учета (номенклатурных делах) опе-

 

ративно-розыскных органов составленных оперативно-служебных документов, свидетельствующих о законности до-кументирования ОРМ:

 

рапорта об обнаружении признаков преступления (пп. 6 и 7 Инструкции от 27 сентября 2013 г.) либо сообщения о результа-тах ОРД, подписанного руководителем оперативно-розыскного органа, которым представлены материалы ОРД (п. 6 Инструкции от 27 сентября 2013 г., приложение № 1 к Инструкции от 27 сен-тября 2013 г.);

 

постановления о представлении результатов ОРД, а в соответ-ствующем деле оперативного учета (номенклатурном деле) — его копии (ч. 3 ст. 11 Федерального закона об ОРД, п. 9 Инструкции от 27 сентября 2013 г., приложение № 2 к Инструкции от 27 сен-тября 2013 г.);

 

постановления о проведении конкретного ОРМ (например, оперативного внедрения, оперативного эксперимента), а в соот-


 


ветствующем деле оперативного учета (номенклатурном деле) — его копии (ч. 7 ст. 8 Федерального закона об ОРД, п. 10 Инструк-ции от 27 сентября 2013 г.);

 

копии судебного постановления о проведении конкретного ОРМ, ограничивающего конституционные права граждан, а в со-ответствующем деле оперативного учета (номенклатурном де-ле) — его подлинника (ч. 2 ст. 8 Федерального закона об ОРД, п. 12 Инструкции от 27 сентября 2013 г.);

 

постановления о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей (при необходимости рас-секречивания сведений, содержащихся в материалах, отражаю-щих результаты ОРД), а в соответствующем деле оперативного учета (номенклатурном деле) — его второго экземпляра (п. 14 Инструкции от 27 сентября 2013 г., приложение № 3 к Инструк-ции от 27 сентября 2013 г.);

 

документов и предметов, полученных при проведении ОРМ (аудиокассеты, видеокассеты, фотопленки и т. п.), оперативно-служебных документов, отражающих получение документов и предметов (акты, рапорты, справки и др.) (пп. 16, 17 Инструкции от 27 сентября 2013 г.).

 

Особенности методики прокурорского надзора в этой сфере обусловлены наличием не одного объекта, а ряда оперативно-розыскных органов, чьи функции, задачи и полномочия имеют определенные различия, что влияет на осуществление прокурор-ского надзора в отношении каждого из них.

 

Специфика применения методики прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности в отношении различных органов определяется рядом факторов, в том числе:

 

нормативными правовыми актами, регламентирующими опе-ративно-розыскную деятельность отдельных ОРО;

 

нормативными правовыми актами, регламентирующими во-просы организации прокурорского надзора за исполнением зако-нов в оперативно-розыскной деятельности в целом и за деятель-ностью отдельных ОРО в частности;

 

специфическими задачами ОРД, т. е. задачами, которые стоят только перед определенным ОРО либо являются для него основ-ными, доминирующими;

различной компетенцией ОРО;

структурой ОРО.

 

Так, Федеральный закон об ОРД регламентирует цели и зада-чи оперативно-розыскных органов, их перечень и общие полно-мочия, в то время как образование, структура и компетенция каждого ОРО устанавливается соответствующими федеральными


 


законами1 или подзаконными актами, которые также определяют специфику прокурорского надзора. Кроме того, требования Фе-дерального закона об ОРД находят свое развитие во внутриве-домственных нормативных актах отдельных ОРО, которые ре-гламентируют организацию, тактику, методы и средства осу-ществления ОРД в зависимости от функционального предназна-чения того или иного ОРО либо входящих в них специализиро-ванных подразделений. Такие внутриведомственные акты, как правило, содержат сведения, относящиеся к государственной тайне, и носят закрытый характер, что обусловливает необходи-мость оформления для уполномоченных прокуроров допуска к работе с секретными и совершенно секретными документами2.

 

Участие ОРО в решении указанных в ст. 2 Федерального зако-на об ОРД задач обусловливается видом оперативно-розыскного органа, что, в свою очередь, оказывает влияние на организацию прокурорского надзора, выбор средств и методов надзорных про-верок. Так, основными задачами оперативно-розыскных подраз-делений органов внутренних дел как полифункционального пра-воохранительного органа являются борьба с преступностью и розыск лиц различных категорий. В связи с чем способы органи-зации и методы прокурорского надзора за исполнением законов оперативными подразделениями органов внутренних дел (ОВД) имеют общий, базовый характер и могут быть применимы к ор-ганизации и осуществлению надзора за исполнением законов иными ОРО. Отраслевые ОРО также участвуют в противодей-ствии преступности, но характеризуются более узким направле-нием деятельности. Оперативно-розыскные подразделения Фе-деральной службы Российской Федерации по контролю за обо-ротом наркотиков (ФСКН России) специализируются на выяв-лении и раскрытии преступлений, связанных с незаконным обо-ротом наркотиков, оперативные подразделения Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) — преступле-ний, как правило, связанных с нарушением правопорядка в учреждениях пенитенциарной системы, либо с разработкой со-держащихся под стражей лиц на причастность к иным преступ-лениям, оперативные подразделения Федеральной таможенной

 

 

1 Например, Федеральные законы «О полиции», «О федеральной службе безопасности» и др.

 

2 Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне: утв. постановлением Правительства Рос. Федерации от 6 февр. 2010 г. № 63.



службы (ФТС России) — таможенных преступлений. Наконец, органы Федеральной службы безопасности Российской Федера-ции (ФСБ России) в равной мере сочетают деятельность, направленную на борьбу с преступностью (по выявлению и рас-крытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контра-банды, представляющих угрозу безопасности Российской Феде-рации и др.), с деятельностью по добыванию информации о со-бытиях или действиях (бездействии), создающих угрозу госу-дарственной, военной, экономической или экологической без-опасности Российской Федерации. В свою очередь, Федеральная службы охраны Российской Федерации (ФСО России) и Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России) пре-имущественно концентрируют свои усилия на решении задач по добыванию информации о событиях или действиях (бездей-ствии), создающих угрозу государственной, военной, экономи-ческой или экологической безопасности Российской Федерации,

 

а оперативное подразделение органа внешней разведки Мини-стерства обороны Российской Федерации проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасно-сти указанного органа внешней разведки и в случае, если прове-дение этих мероприятий не затрагивает полномочий иных опе-ративно-розыскных органов1.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...