Особенности проведения проверки
При проведении проверок следует иметь в виду, что суще-ствуют особенности их проведения в различных органах,осу-ществляющих ОРД. В оперативных подразделениях органов внутренних дел вцелях систематизации, накопления и проверки оперативных све-дений при выявлении, пресечении, раскрытии и предупреждении преступлений, расследование которых отнесено к компетенции органов МВД России и Следственного комитета Российской Фе-
дерации, в ходе розыскной, профилактической и административ-но-проверочной работы осуществляется производство по делам оперативного учета и делам накопительно-наблюдательного про-изводства, другим оперативным материалам.
Компетенция оперативных подразделений ОВД в сфере про-тиводействия преступности ограничена подследственностью, установленной УПК РФ. В ОВД выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, могут осуществлять как оперативные подразделения, так и подразделения, таковыми не являющиеся. Ведущая роль в оперативно-розыскной работе ОВД возлагается на подразделения уголовного розыска, подразделения по экономической безопасности и противодействия коррупции.
Осуществляя оперативно-розыскную деятельность по выявле-нию, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, уполномоченные на то оперативные подразделения ОВД могут принимать следующие решения:
о проведении предварительной оперативной проверки по ма-териалам (МПОП); заведении ДОУ (по документированию предварительных опе-ративных проверок и оперативных разработок); производстве оперативно-розыскных мероприятий; прекращении (приостановлении, возобновлении) производства
по ДОУ; реализации оперативных материалов. При этом принятие каждого из перечисленных видов решений, на практике может сопровождаться нарушением норм Федераль-ного закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и ведом-ственных инструкций, регламентирующих основания и порядок их принятия. При проверке законности и обоснованности таких решений необходимо обращать внимание: на оперативно-служебную документацию о заведении МПОП или ДОУ, утверждено ли данное решение руководством ОРО; наличие регистрации конкретного ДОУ в специальном журна-ле регистраций с присвоением номера; наличие регистрации оперативно-служебных документов строгой отчетности (номерных) в специальном журнале; соответствие дат и порядковых номеров при осуществлении перечисленных регистраций; оперативно-служебные документы, свидетельствующие о за-конности документирования ОРМ (в том числе постановления ру-ководителя ОРО о проведении оперативно-розыскных мероприя-
тий, судебные решения о проведении оперативно-розыскных ме-роприятий, ограничивающих конституционные права граждан); наличие в материалах ДОУ оперативно-служебных докумен-тов о его прекращении;
обоснованность прекращения (приостановления, возобновле-ния) ДОУ, т. е. наличие доводов, излагаемых в оперативно-служебном документе о прекращении (приостановлении, возоб-новлении) ДОУ;
направление в ведомственные информационно-аналитические подразделения оперативно-служебных документов с целью снятия ДОУ и разработанных по ним лиц с оперативного учета (прекра-щенные ДОУ сдаются в архив информационно-аналитических подразделений, где хранятся в течение срока, установленного нор-мативными правовыми актами, носящими закрытый характер);
оперативно-служебные документы, свидетельствующие о за-конности представления результатов ОРД в органы расследова-ния (рапорта об обнаружении признаков преступления, сообще-ния о результатах ОРД, постановления о представлении результа-тов ОРД, постановления о рассекречивании сведений, составля-ющих государственную тайну, и их носителей и т. д.).
Помимо выявления и раскрытия преступлений оперативные подразделения ОВД осуществляют оперативно-розыскную про-филактику. Документирование этого вида деятельности осу-ществляется в рамках как ДОУ, так и дел, используемых как до-полнительные накопители информации, которые могут быть изу-чены уполномоченным прокурором.
При проведении проверок законности осуществления ОРД по розыску различных категорий лиц необходимо учитывать,чторозыскные дела заводятся с целью установления местонахожде-ния лиц, скрывшихся от уголовного преследования, а также с це-лью установления местонахождения лиц, пропавших без вести, или лиц, утративших родственные связи.
При осуществлении надзора в этой сфере уполномоченный прокурор должен истребовать сведения обо всех приостановлен-ных за проверяемый период в связи с розыском подозреваемых, обвиняемых и подсудимых уголовных делах ОД, СУ УВД, СО района СУ СК субъекта Российской Федерации и районного суда. Указанные сведения должны содержать номер и дату возбуждения уголовного дела, дату и основание его приостановления, дату направления постановления об объявлении в розыск лица. При по-лучении этих сведений необходимо организовать проведение сверки заведенных розыскных дел с приостановленными уголов-
ными делами и направленными органами дознания, следствия и судом постановлениями о розыске. В ходе сверки в обязательном порядке следует изучать материалы розыскных дел данной катего-рии. Помимо розыска преступников ОВД осуществляют розыск без вести пропавших граждан. Розыск могут осуществлять сотрудни-ки не только оперативных подразделений органов внутренних дел, но и других служб. В территориальных органах внутренних дел розыскную работу выполняют подразделения полиции. Ве-дущая роль в розыскной работе ОВД возлагается на аппараты уголовного розыска. В соответствии с внутриведомственными требованиями1 все мероприятия местного розыска осуществля-ются ОВД по розыскным делам, которые ведут подразделения полиции, при этом заводятся розыскные дела о без вести пропав-ших гражданах. Прокурорский надзор за исполнением закона при выполнении оперативно-розыскных мероприятий по розыску пропавших без вести лиц осуществляется посредством изучения уполномоченным прокурором оперативно-розыскных материалов
и розыскных дел. Определенные сведения по розыску содержатся также в суточной информации о происшествиях, в справке о про-деланной работе нарядом дежурной части по факту заявления о пропавшем без вести. Аналогичным образом розыск лиц, утра-тивших родственные связи, осуществляется подразделениями ОРО в системе органов внутренних дел. Порядок ведения ро-зыскных дел об утрате родственных связей в целом совпадает с порядком ведения розыскных дел о без вести пропавших лицах, но имеет при этом некоторые особенности.
Согласно указанию Генерального прокурора Российской Фе-дерации и ФСБ России «О порядке осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” органами федеральной службы без-опасности» от 18 апреля 2002 г. № 20-27/10 проверки исполне-
ния законов при осуществлении ОРД в органах ФСБ России могут проводиться только:
1 См.: совместный приказ Генерального прокурора Российской Федерации № 70 и МВД России № 122 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотре-ния заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшестви-ях, связанных с безвестным исчезновением граждан» от 27 февраля 2010 г. и соответствующие инструкции об основах организации розыскной работы орга-нов внутренних дел.
по обращениям граждан и должностных лиц; по результатам изучения материалов уголовных дел о нерас-крытых преступлениях, в связи с отсутствием положительных результатов при раскрытии преступлений, розыске подозревае-мых или обвиняемых по уголовным делам;
при поступлении информации о ненадлежащем исполнении поручения следователя, органа дознания, определения суда по находящимся в их производстве уголовным делам, а также указа-ния прокурора;
в соответствии с планом работы или по указанию прокурора, имеющего право давать такие указания.
Проверки могут проводиться только теми прокурорами, на ко-торых возложено непосредственное осуществление надзорных функций. Копии (выписки) приказов с перечнем уполномочен-ных прокуроров и лиц, ответственных за ведение делопроизвод-ства по документам оперативно-розыскной деятельности, долж-ны быть направлены для сведения соответствующим начальни-кам органов федеральной службы безопасности.
Оперативно-служебные материалы и иные документы долж-ны изучаться в установленном нормативными актами порядке ведения секретного делопроизводства, как правило, в помеще-ниях органов федеральной службы безопасности, отвечающих требованиям режима секретности. Истребование таких материа-лов в прокуратуру может производиться только в исключитель-ных случаях. При проведении проверки в органах ФСБ прокурор изучает дела оперативного учета и иные оперативно-служебные докумен-ты. Все ДОУ, заводимые ФСБ, условно подразделяются на две основные категории: ДОУ № 1 — дела, в рамках которых осу-ществляется оперативная проверка конкретных лиц (или группы лиц), в отношении которых имеются достоверные данные, свиде-тельствующие об их участии в подготовке и (или) осуществлении преступной деятельности; ДОУ № 2 — дела, в рамках которых осуществляется оперативный розыск. Данные дела могут заво-диться в отношении конкретного лица (группы лиц), совершив-шего преступление и скрывшегося от уголовного преследования (включая и стадию расследования) в том случае, когда органам безопасности доподлинно известны установочные данные ука-занного лица (лиц). Розыскные дела также могут заводиться по факту совершения преступления, когда лицо (лица), совершив-шее это преступление, неизвестно. Например, это может быть
факт обнаружения или подрыва самодельного взрывного устрой-ства неустановленным лицом.
Дела обеих групп могут заводиться вне зависимости от возбуж-дения уголовного дела. Однако если ДОУ ведется параллельно с уголовным делом, оперативно-розыскные мероприятия по нему могут осуществляться только на основании следственных поруче-ний, за исключением случаев неустановления лиц, совершивших преступление. Из оперативно-розыскной практики ФСБ видно, что отдельные ОРМ, требующие значительных организационных уси-лий (например, оперативный эксперимент и др.), проводятся, как правило, в рамках дел оперативного учета, а такие, как прослуши-вания телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, — только в рамках дела оперативного учета. Другие ОРМ (опрос, наблюдение, отожествление личности) могут служить средством получения информации, содержащей основа-ния для заведения дела оперативного учета.
В необходимых случаях органы ФСБ России проводят предва-рительную оперативную проверку, которая направлена на уста-новление достоверности первичной оперативной информации о признаках подготовки и совершения преступления, в случае под-тверждения которой и при необходимости более детального вы-яснения всех, имеющих значение для дальнейшего уголовно-процессуального доказывания обстоятельств, заводится ДОУ. При этом ДОУ может быть заведено без предварительной опера-тивной проверки только в случае, если достоверность первичной информации не вызывает никаких сомнений. Прокурор изучает заведенные ДОУ, содержащие как различные сообщения лиц, сотрудничающих с органами, так и справки, рапорты сотрудни-ков о проведенных ОРМ и получении оперативно значимой ин-формации о ранее неизвестных преступлениях.
В Федеральной службе безопасности в рамках ДОУ-2 осу-ществляется два вида розыска. Первый — это розыск неизвест-ных лиц, совершивших или совершающих латентные преступле-ния, способные нанести ущерб безопасности и обороноспособно-сти России. Например, розыск (поиск) источника информации иностранной спецслужбы на оборонном объекте, с которого, по имеющимся достоверным данным, за рубеж «утекает» важная охраняемая информация, содержащая сведения, составляющие государственную тайну. В оперативном плане организация рабо-ты по делам такой категории сводится к выдвижению на основе
имеющейся информации оперативных версий, выделению круга лиц для их последующей проверки на предмет возможной при-частности к совершаемому преступлению. Второй вид розыска — это розыск конкретных установленных лиц, совершивших преступление и скрывшихся от органов до-знания, следствия, суда и исполнения приговора. Как правило, здесь в компетенцию органов ФСБ входит розыск лиц, прове-рявшихся органами государственной безопасности в рамках ДОУ-1 и скрывшихся в процессе проверки. Розыск этой катего-рии лиц, часто скрывающихся за границей, ведется с использова-нием возможностей загранаппаратов ФСБ и СВР России, а также официальных рабочих контактов Федеральной службы безопас-ности Российской Федерации с зарубежными спецслужбами по линии борьбы с терроризмом, наркотрафиком, контрабандой, международной организованной преступностью, распростране-нием ядерных материалов и т. д. При необходимости органами ФСБ задействуется общая система розыска, осуществляемая ор-ганами внутренних дел. С учетом изложенного методика и такти-ка проведения прокурорских проверок по таким делам совпадает с описанной выше.
Прокурорская проверка исполнения оперативно-розыскногозаконодательства органами ФТС России проводится в опера-тивно-розыскном подразделении соответствующего таможенного органа и других подразделениях, наделенных правом осуществ-ления ОРД. К самым распространенным нарушениям в сфере де-ятельности таможенных органов относятся формализм при пла-нировании ОРД, отсутствие ведомственного системного кон-троля, как со стороны непосредственных руководителей, так и вышестоящих структур, и т. п.1 Нередко борьба с таможенными преступлениями средствами ОРД не нацелена на наиболее обще-ственно опасные из них, совершенные с участием руководителей таможенных органов, на выявление организаторов контрабанды, получателей и отправителей контрабандных товаров. В основном борьба ведется с преступлениями одиночек2. Предварительная проверка, разработка, анализ и накопление оперативной инфор-
1 Прокурорский надзор за исполнением законодательства на транспорте и в таможенной сфере: сб. метод. материалов / под общ. ред. первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации А. Э. Буксмана; Генеральная прокуратура Российской Федерации; Академия Генеральной прокуратуры Рос-сийской Федерации. М., 2011. С. 310—312. 2 Там же. мации оперативными подразделениями органов ФТС России производится в рамках подборок оперативных материалов и дел оперативного учета. При проведении проверки в органах ФТС России прокурор изучает дела оперативного учета и иные опера-тивно-служебные документы. При наличии оснований, преду-смотренных ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыск-ной деятельности», в целях собирания и систематизации сведе-ний, проверки и оценки результатов ОРД, а также принятия на их основе соответствующих решений в органах ФТС заводятся дела оперативного учета с целью выявления, предупреждения и пре-сечения преступлений (ДОУ-1), с целью раскрытия зарегистриро-ванных в установленном порядке преступлений, по возбужден-ным уголовным делам (ДОУ-2).
Помимо изучения ДОУ оперативных подразделений ФТС в определенных случаях рекомендуется ознакомиться с различны-ми книгами, журналами и документами ведомственной отчетно-сти. Например, при проверке законности реализации оператив-ных материалов целесообразно изучение книги учета сообщений
о преступлениях (КУСП) таможенного органа, формы 2-ГУТРД (содержит сведения о количестве решений о возбуждении уго-ловных дел, принятых по рапортам об обнаружении признаков преступления оперативных подразделений; об отказе в возбужде-нии уголовных дел), формы 5-ГУТРД «Отчет о применении кри-миналистических средств и методов в правоохранительной дея-тельности таможенных органов» (о применении таких средств при проведении ОРМ (строка 4 раздела 1)) и другие формы. Исходя из специфики ОРД, осуществляемой органами ФТС, особое внимание при осуществлении проверок уполномоченные прокуроры должны уделять законности проведения таких ОРМ, как контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент 1. Указанные ОРМ проводятся на основании постановления, утвержденного руково-дителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную дея-тельность. В остальном методика проведения проверок сходна с методикой надзора за законностью в оперативно-розыскной дея-тельности ОВД.
1 См.: информационное письмо Генеральной прокуратуры Российской Фе-дерации «О практике рассмотрения Европейским Судом по правам человека жалоб о нарушении прав граждан при проведении оперативно-розыскных меро-приятий “проверочная закупка” и “оперативный эксперимент”» от 25 апреля 2011 г. № 69-12-2011. Специфика осуществления прокурорского надзора за испол-нением законов оперативными подразделениями ФСИН Рос-сии обусловливается особенностями оперативно-розыскной дея-тельности подразделений системы исполнения наказаний. К ос-новным направлениям деятельности оперативно-розыскных под-разделений ФСИН относятся: пресечение и предотвращение про-тиводействия администрациям исправительных учреждений; оперативное обслуживание отделов охраны исполнительных учреждений; обеспечение безопасности спецконтингента; борьба
с незаконным оборотом наркотиков в учреждениях ФСИН; пре-дупреждение и пресечение преступлений коррупционной направ-ленности; предотвращение побегов из мест изоляции; борьба с организованной преступностью в исправительных учреждениях; взаимодействие с ОВД и ФСКН по предупреждению и раскры-тию преступлений. В органах ФСИН заводятся дела оперативного учета с целью выявления, предупреждения и пресечения преступлений (ДОУ-1), с целью раскрытия зарегистрированных в установленном порядке преступлений, по возбужденным уголовным делам (ДОУ-2), с целью осуществления оперативно-розыскной профилактики (ДОУ-3). К типичным нарушениям, выявляемым при осуществ-лении надзорных проверок в органах ФСИН России, относятся незаконное заведение и прекращение дел оперативного учета, заводимых с целью выявления преступлений. Так, в ДОУ могут отсутствовать оперативно-служебные документы, обосновываю-щие необходимость осуществления оперативной проверки или разработки, что свидетельствует о их заведении по надуманным основаниям с целью увеличения отчетных показателей. Также выявляются факты необоснованного прекращения ДОУ, несмот-ря на то что весь комплекс ОРМ, направленный на установление причастности разрабатываемых лиц (т. е. лиц, содержащихся под стражей, либо сотрудников ФСИН) к противоправной деятельно-сти, не проводился.
Помимо ДОУ уполномоченным прокурорам рекомендуется изучить различные книги и журналы учета: сообщений о пре-ступлениях (КУСП); обращений родственников лиц, содержа-щихся в учреждениях, несчастных случаев на производстве и т. д. Также имеет смысл ознакомиться с актами инспектирования про-веряемого учреждения, если оно ранее проводилось в соответ-ствии с Приказом ФСИН от 6 февраля 2006 г. № 38.
Кроме того, для выявления возможных нарушений прокурор должен сверить информацию, содержащуюся в ДОУ, с инфор-мацией, содержащейся в следующих документах: книга учета
сообщений о преступлениях; личное дело лица, содержащегося под стражей (в деле имеются анкетные данные лица, все его за-явления и обращения, а также решения следственных органов и суда); учетная карточка, содержащая краткую информацию из личного дела; камерная карточка, заводимая на одно лицо, с указанием его данных, периода нахождения в камерах с указа-нием их номера и даты, а также чем данное лицо было обеспе-чено из личных вещей; переводной талон (выписывается опера-тивным уполномоченным с целью перевода содержащегося под стражей лица из одной камеры в другую и подписывается начальником пенитенциарного учреждения); журнал приема и передачи дежурств (содержит информацию о количестве содер-жащихся в камерах, о выводе их на прогулку, о принятии от них обращений); временные покамерные списки лиц, составляемые дежурными; различные формы отчетности (например, формы Н-1; формы № 1-ОР и др.).
Предварительная проверка, разработка, анализ и накопление оперативной информации оперативными подразделениями ор-ганов ФСКН России производится в рамках подборок оператив-ных материалов и дел оперативного учета. При проведении про-верки в органах ФСКН прокурор изучает дела оперативного уче-та и иные оперативно-служебные документы. При наличии осно-ваний, предусмотренных ст. 7 Федерального закона «Об опера-тивно -розыскной деятельности», в целях собирания и системати-зации сведений, проверки и оценки результатов ОРД, а также принятия на их основе соответствующих решений в органах ФСКН заводятся дела оперативного учета с целью выявления, предупреждения и пресечения преступлений (ДОУ-1), с целью раскрытия зарегистрированных в установленном порядке пре-ступлений, по возбужденным уголовным делам (ДОУ-2), с целью осуществления оперативно-розыскной профилактики (ДОУ-3).
При проверке состояния регистрации и учета оперативно-служебной документации в органах ФСКН России уполномочен-ный прокурор должен:
установить наличие и провести сверку оперативно-розыскных материалов, дел оперативного учета с учетно-регистрационной документацией;
проверить наличие и правильное оформление в подразделени-ях РАФ и у ответственных за учетно-регистрационную докумен-тацию должностных лиц территориальных органов ФСКН, а так-же произвести их сверку с документами, содержащимися в ДОУ, путем ознакомления со следующими материалами: журналы ре-гистрации ДОУ; электронные базы данных учетно-регистра-ционной информации; мотивированные постановления о заведе- нии ДОУ (дубликаты ДОУ); мотивированные постановления о выделении материалов ДОУ в отдельное производство (если имеются достаточные данные о том, что преступная деятельность одного из проверяемых лиц имеет самостоятельный характер); информационные карты; регистрационные листки о постановке на оперативный учет нового лица.
В целях осуществления своевременного прокурорского надзо-ра за законностью прекращения ДОУ, надзирающим прокурорам на местах рекомендуется организовать изучение прекращенных ДОУ непосредственно после принятия решения об их прекраще-нии межрайонными и городскими отделами органов ФСКН, до отправки прекращенных дел в подразделение РАФ территори-ального органа.
Исходя из специфики ОРД, осуществляемой органами ФСКН, особое внимание при осуществлении проверок уполномоченные прокуроры должны уделять законности проведения таких ОРМ, как проверочная закупка и контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен. Указанные ОРМ проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. При проверке законности осуществления проверочной закупки и кон-тролируемой поставки уполномоченный прокурор должен уста-новить наличие:
рапорта оперативного сотрудника о необходимости проведе-ния ОРМ; постановления о проведении ОРМ; заявление лиц, оказывающих содействие ОРО, о добровольно-сти участия в ОРМ;
документов согласования с таможенными органами переме-щения веществ и предметов; акта о результатах проведения ОРМ; сводки или рапорта сотрудников оперативно-технических и поисковых подразделений, принимавших участие в ОРМ; иных документов (справки, объяснения граждан, агентурные сообщения и записки, доверенности и прочие нотариально заве-ренные документы, приходно-расходные документы, аудио- и видеозаписи, кино- и фотоматериалы и т. д.), подтверждающих совершение разрабатываемым лицом преступных действий, а также установленный порядок хранения приобретенных (изъ-ятых) предметов, веществ и продукции.
Все эти документы должны быть проанализированы прокуро-ром с точки зрения их законности и обоснованности. Кроме то-го, при проведении проверки прокурор должен уделить внимание вопросам использования технических и иных средств при осу-ществлении ОРМ.
При оценке законности проведения проверочной закупки уполномоченный прокурор должен обязательно проверить пра-вомерность действий оперативных сотрудников и установить, что ими не были допущены провокационные действия. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (ч. 8 ст. 5) за-прещает ОРО фальсифицировать результаты ОРД и провоциро-вать граждан при проведении ОРМ. Под провокацией понимают-ся действия оперативных сотрудников и лиц, действующих по их поручению, которые подстрекают, склоняют, побуждают в пря-мой или косвенной форме к совершению противоправных дей-ствий. Проводимое в отношении гражданина ОРМ должно при-знаваться совершенным правомерно в том случае, когда собран-ные надлежащим образом материалы свидетельствуют о наличии
у лица умысла на совершение преступления, сформировавшегося вне зависимости от деятельности оперативных сотрудников, а также о проведении гражданином всех подготовительных дей-ствий, необходимых для реализации противоправного деяния1. При проведении проверочной закупки инициатива на совершение преступления должна исходить только от объекта ОРМ, а не от должностных лиц оперативного подразделения органа, осу-ществляющего ОРД. В противном случае побуждение к преступ-ным действиям или вовлечение лица в совершение преступления с целью его дальнейшего разоблачения, если у такого лица отсут-ствовал умысел на совершение данного конкретного преступле-ния, могут быть признаны провокацией преступления2.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|