Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Знание основных источников информации о нарушениях законности в деятельности природоохранных органов и при-




родопользователей позволит выявить не только сами правона-рушения, но и причины и условия, им способствующие. Важ-ным источником информации о нарушениях являются сведения

 

о нарушениях законодательства, поступающие в прокуратуру из государственных органов власти, органов местного самоуправ-ления, уполномоченных государственных органов контроля и надзора, общественных организаций, юридических лиц. Неред-ко прокуроры получают сведения о нарушениях законодатель-ства из средств массовой информации. Информация о состоянии окружающей среды и законности в области ее охраны имеется в ежегодных государственных докладах «О состоянии окружаю-щей среды в Российской Федерации » и в аналогичных докладах субъектов Российской Федерации, а также в ежегодных государ-ственных докладах «О санитарно-эпидемиологическом благопо-лучии населения ».

 

Информация о деятельности контролирующих органов, при-чиненном ущербе, количестве обследованных предприятий, сум-ме штрафов, числе привлеченных к административной ответ-ственности должностных лиц и граждан, взысканных по искам суммах, может быть получена в Минприроды России и Роспо-требнадзоре.

 

 

МЕТОДИКА И ТАКТИКА ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ

ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОВ О ТРУДЕ

 

Одним из приоритетных направлений в деятельности органов прокуратуры является надзор за соблюдением трудовых прав граждан. Наличие новых экономических реалий, глобальный экономический кризис привели к падению промышленного про-


 


изводства, снижению спроса на продукцию, увеличению деби-торской и кредиторской задолженности предприятий. Выплаты заработной платы «в конвертах» не уходят в прошлое. В докри-зисный период наметилась положительная тенденция на «обеле-ние» оплаты труда, однако в прошлом году данная тенденция по-степенно сошла на нет, а в связи с возможным увеличением нало-га на доходы физических лиц вполне вероятно ожидать ухудше-ния положения.

 

С учетом указанных обстоятельств правозащитная функция органов прокуратуры становится наиболее значимой, прежде все-го в целях устранения нарушений прав граждан Российской Фе-дерации в сфере оплаты труда.

 

Подготовка к проведению проверки

 

Перед началом проверки необходимо изучить нормативную правовую базу, регламентирующую трудовые отношения в сфере оплаты труда, ознакомиться с практикой прокурорского надзора в сфере соблюдения прав граждан на оплату труда, изложенную в информационных письмах, обзорах Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры области, проанализировать информацию, поступившую в органы прокуратуры о нарушениях трудовых прав граждан из контролирующих органов, обращений граждан, средств массовой информации, материалов администра-тивных, гражданских, арбитражных и уголовных дел.

 

Целесообразно систематически истребовать в органах Пенси-онного фонда, Фонда социального страхования, налоговых орга-нах информацию об организациях, предприятиях, имеющих за-долженность по перечислению страховых взносов и налогов, ин-формацию об организациях, выплачивающих заработную плату ниже среднеотраслевого уровня.

 

В целях обеспечения наибольшей эффективности выявления нарушений закона в сфере рынка труда прокурорам необходимо организовать на постоянной основе ежемесячное получение ин-формации из органов социальной защиты о лицах (местах работы данных лиц), обращающихся за предоставлением мер социальной поддержки в виде субсидий на оплату жилья.

 

При подготовке к проверке в организации следует выяснить, привлекался ли ранее к административной ответственности за нарушения трудового законодательства руководитель предприя-тия, на котором имеется задолженность, ознакомиться с материа-лами проверок. В ходе проверки необходимо обратить внимание на устранение руководителем предприятия-должника ранее вы-явленных нарушений закона.


 


С учетом полученных данных о состоянии законности в рас-сматриваемой сфере определяют объект проверки, характер про-верки, перечень подлежащих выяснению основных вопросов, ре-шают вопрос о привлечении к проверке соответствующих специа-листов, прежде всего государственных инспекторов труда, сотруд-ников налоговых, финансовых и других контролирующих органов, представителей профессиональных союзов и общественности.

 

В целях эффективности проведения проверок исполнения за-конов юридическими лицами и индивидуальными предпринима-телями при заключении трудовых договоров, выплате заработной платы, в том числе ниже минимального размера оплаты труда, уплате налогов и страховых платежей («серый» рынок труда) необходимо оценивать всю финансово-хозяйственную деятель-ность организации, так как выплачиваемые «в конвертах» деньги выводятся из оборота организации путем проведения недосто-верных финансовых операций, в том числе и по обналичиванию денежных средств.

 

Вопросы, подлежащие выяснению

При проведении проверки

 

1. В сфере общей организации работы по охране труда:

наличие службы охраны труда, распорядительного документа

 

(приказа) о назначении специалиста по охране труда или договора на проведение работы по охране труда сторонним специалистом.

 

Согласно ч. 2 ст. 217 ТК РФ у каждого работодателя, осу-ществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт рабо-ты в этой области;

 

наличие распорядительного документа, возлагающего на ли-цо из числа руководящего состава предприятия ответственность за организацию работы по охране труда либо договора с аккре-дитованной организацией, оказывающей услуги в области охра-ны труда.

 

Согласно ч. 3 ст. 217 ТК РФ при отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный пред-приниматель (лично), руководитель организации, другой уполно-моченный работодателем работник либо организация или специа-лист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. При этом ор-ганизации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат


 


обязательной аккредитации. Таким образом, в случае отсутствия в организации службы специалиста по охране труда либо назначен-ного приказом лица, ответственного за организацию работы по охране труда, вся ответственность возлагается на руководителя предприятия либо индивидуального предпринимателя;

 

наличие коллективного договора и соглашения по охране тру-да, их эффективность, полнота и выполняемость;

 

Так, коллективным договором могут быть установлены: допол-нительные компенсации, для работников, занятых на тяжелых ра-ботах, работах с вредными и опасными условиями труда; пони-женные нормы выработки для работников моложе 18 лет; сокра-щенная продолжительность рабочего времени отдельных катего-рий работников, повышенная оплата труда в очное время. При этом необходимо обращать внимание, чтобы закрепленные в кол-лективном договоре положения не ухудшали положение работни-ков по сравнению с действующим законодательством. Так, подле-жат изменению коллективные договоры, предусматривающие обя-занность работника возместитель остаточную стоимость спец-одежды в случае увольнения до истечения срока ее амортизации;

 

наличие комплекта нормативной документации по охране труда.

 

В соответствии со ст. 212 ТК РФ в обязанности работодателя входит обеспечение предприятия наличием комплекта норматив-ных правовых актов, содержащих требования охраны труда в со-ответствии со спецификой своей деятельности;

наличие правил внутреннего трудового распорядка, утвер-жденных работодателем.

Правила внутреннего трудового распорядка являются основ-ным документом, устанавливающим время, в течение которого работник должен исполнять трудовые обязанности, продолжи-тельность рабочей недели, продолжительность ежедневной ра-боты (смены), время начала и окончания работы, время переры-вов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нера-бочих дней.

 

Содержание правил внутреннего трудового распорядка необ-ходимо оценить с точки зрения соответствия действующему тру-довому законодательству;

проводятся ли работы в ночное время, сверхурочно и в выход-ные дни, не привлекались ли к ним работники в случаях, не предусмотренных законом.

 

В целях выявления возможных нарушений законов необходи-мо проверять приказы и распоряжения администрации, на осно-вании которых работники могли привлекаться к работе сверх


 


установленной нормы, в выходные, праздничные нерабочие дни. Путем сверки полученных сведений с данными профсоюзного органа можно выявить факты применения названных работ без согласия выборного профсоюзного органа.

 

Проверив табели рабочего времени можно установить, ведет ли работодатель точный учет рабочего времени, в том числе сверхурочных работ, работ в выходные и праздничные дни (ст.ст. 91, 99 ТК РФ).

2. В сфере обучения и инструктирования:

обучение и проверка знаний по охране труда руководителей

 

и специалистов организации; наличие графиков и протоколов проверки знаний по охране труда, удостоверений о проверке знаний требований охраны труда и соответствующей професси-ональной подготовки.

 

Во всех организациях любой организационно-правовой формы за счет работодателя должно проводиться обучение по охране труда для всех работающих в организации независимо от занима-емой должности, а также для впервые поступающих на работу.

 

Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда проводится на основании постановления Минтруда России

и Минобразования России «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда ра-ботников организаций» от 13 января 2003 г. № 29.

 

Обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда в соответствии с указанным Постановлением под-лежат все работники организации, в том числе ее руководитель.

3. В сфере медико-профилактического обслуживания:

прохождение работниками предварительных при поступлении

 

на работу и периодических медицинских осмотров. Предварительные медицинские осмотры проводятся при по-

 

ступлении работника на работу с целью определения соответ-ствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе.

 

Периодические медицинские осмотры осуществляются с регу-лярностью, устанавливаемой законодательством с учетом выпол-няемой работы или среды, в которой работник исполняет свои обязанности.

 

Результаты предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) отражаются:

 

в карте предварительных и периодических медицинских осмотров — приводятся заключение медицинской комиссии и результаты предварительного и периодического медицинского осмотра (обследования);


 


в акте по итогам медицинского осмотра — отражаются обобщенные медицинской организацией совместно с террито-риальными органами Роспотребнадзора и представителем рабо-тодателя результаты проведенных предварительных и периоди-ческих медицинских осмотров (обследований) работников. Акт составляется в четырех экземплярах (по одному — для работо-дателя, Роспотребнадзора, медицинской организации и центра профпатологии).

 

4. В сфере организации производственного быта:

санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслужива-ние работников в соответствии с требованиями охраны труда (ст. 212 ТК РФ).

К проверке обеспечения работников санитарно-бытовыми по-мещениями, соблюдения питьевого режима, санитарного состоя-ния подразделений и территорий предприятий необходимо при-влекать специалистов Роспотребнадзора.

В соответствии со ст. 222 ТК РФ на работах с вредными усло-виями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. На работах с особо вредными условиями труда предоставляется бес-платно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание.

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от

29 ноября 2002 г. № 849 утвержден Перечень вредных производ-ственных факторов, при воздействии которых в профилактиче-ских целях рекомендуется употребление молока или других рав-ноценных пищевых продуктов.

 

5. В сфере обеспечения работников спецодеждой, спецобу-вью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ):

 

обеспечение на работах с вредными и (или) опасными услови-ями труда, а также на работах, выполняемых в особых темпера-турных условиях или связанных с загрязнением, работников сер-тифицированными средствами индивидуальной защиты, смыва-ющими и обезвреживающими средствами в соответствии с нор-мами, утвержденными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст. 221 ТК РФ).

 

При проверке обеспечения работников средствами индивиду-альной защиты необходимо истребовать у работодателя сертифи-каты соответствия СИЗ условиям работы, наличие у работающих СИЗ, правильность использования ими СИЗ, своевременность выдачи и замены пришедших в негодность СИЗ. Проверке также подлежат организация хранения, стирки, химчистки, сушки и ре-


 


монта спецодежды и спецобуви, ведение карточек учета требуе-мых по нормам и фактически выданных СИЗ работникам.

 

Правила обеспечения работников спецодеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты утвер-ждены Постановлением Министерства труда и социального раз-вития Российской Федерации от 18 декабря 1998 г. № 51.

 

6. В сфере соблюдения порядка и учета несчастных случаев на производстве:

состояние, уровень и динамика производственного травма-тизма;

соблюдается ли порядок расследования и учета несчастных случаев: имеются ли планы, схемы, материалы осмотров места происшествия, документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных производственных факторов, наряды до-пуски для производства работ с повышенной опасностью, выпис-ки и журналы инструктажей и протоколов и объяснений постра-давших, очевидцев и ответственных должностных лиц, эксперт-ные заключения, медицинские заключения о характере и степени тяжести повреждений, возможном нахождении пострадавшего в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опья-нения, документы, подтверждающие выдачу работнику средств индивидуальной защиты, и т. п.

Кроме того, в ходе проверки необходимо выяснять, исполня-ются ли работодателем предписания контролирующих органов, приняты ли меры по устранению нарушений, выявленных ранее, какие меры принимались к виновным лицам.

Подлежит проверке соблюдение работодателем обязанности по финансированию охраны труда за счет прибыли предприятия,

в полной ли мере используются средства и материалы, выделен-ные для проведения мероприятий по охране труда, не было ли случаев расходования этих средств на другие цели.

 

В территориальных лечебных учреждениях рекомендуется ознакомиться с журналами приема больных на стационарное ле-чение с целью получения сведений о возможных случаях сокры-тия от учета несчастных случаев на производстве.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...