Суть данной процедуры сводится к поиску индикаторов операциональных понятий, т.е качественно-количественных характеристик операциональных понятий, и построению шкал измерения для каждого индикатора. Результаты данной процедуры представлены в виде таблицы (Таблица 3).
Операциональное понятие
| Индикатор
| Тип
| Вид
| Форма
| Размерность шкалы
| Градации
|
Личностное отнесение к половой группе
| Самоотнесение к половой группе
| Ном
| Об
|
Верб
| 1. Мужской
2. Женский
|
|
Образование
| Наличие образования
| Ном
| Об
|
Верб
| 1. Среднее
2. Неоконченное среднее специальное
3. Среднее специальное
4. Неоконченное высшее
5. Высшее
|
|
Проживание
| Место проживания
| Ном
| Об
| Верб
| 1. В Москве
2. В Московской обл.
3. Другое ________
|
|
| Люди, с которыми проживают
| Ном
| Об
| Верб
| 1) родителями
2) с отцом/матерью
3) с матерью и отчимом/ с отцом и мачехой
4) с парнем/девушкой
5) с мужем/женой
6) с друзьями
7) другое
|
|
Семья
| Являются ли родители супругами сейчас
| Ном
| Об
| Верб
| 1. Да
2. Нет
|
|
| Наличие обоих родителей в семье
| Ном
| Об
| Верб
| 1. Да
2. Нет
|
|
| Степень удовлетворенности обстановкой в семье
| Пор
| Об
| Граф
| 1. Полностью удовлетворен
2. Частично удовлетворен
3. Частично не удовлетворен
3. Не удовлетворен
4. Затрудняюсь ответить
|
|
Удовлетворенность
| Степень удовлетворенности взаимоотношений между родителями
| Пор
| Об
| Граф
| 1. Полностью удовлетворен
2. Частично удовлетворен
3. Частично не удовлетворен
3. Не удовлетворен
4. Затрудняюсь ответить
|
|
| Степень удовлетворенности отношений с родителями
| Пор
| Об
| Граф
| 1. Полностью удовлетворен
2. Частично удовлетворен
3. Частично не удовлетворен
3. Не удовлетворен
4. Затрудняюсь ответить
|
|
Семейная жизнь
| Степень желания схожей семейной жизни с родителями
| Пор
| Об
| Верб
| 1. Да
2. Скорее да, чем нет
3. Скорее нет, чем да
4. Нет
|
|
| Степень желания схожих с отцом или матерью качеств
| Пор
| Об
| Верб
| 1. Да
2. Скорее да, чем нет
3. Скорее нет, чем да
4. Нет
|
|
Качества будущего партнера
| Желаемые качества, схожие с качествами родителей
| Ном
| Об
| Верб
| Любые варианты ответов
| Открытый вопрос
|
Мнение семьи
| Степень значимости мнения родителей по различным вопросам
| Ном
| Об
| Верб
| 1.Имеет главное, определяющее значение
2. Имеет важное, но не определяющее значение
3. Не имеет огромного значения
4. Вообще не имеет значения
|
|
| Степень значимости мнения родителей при выборе супруга
| Ном
| Об
| Верб
| 1.Имеет главное, определяющее значение
2. Имеет важное, но не определяющее значение
3. Не имеет огромного значения
4. Вообще не имеет значения
|
|
Значение образования
| Степень значимости наличия образования у брачного партнера
| Ном
| Об
| Верб
| 1. Да, будет
2. Нет, не будет
3. Затрудняюсь ответить
|
|
Значение социального статуса
| Степень значимости социального статуса брачного партнера
| Ном
| Об
| Верб
| 1. Да
2. Скорее да, чем нет
3. Скорее нет, чем да
4. Нет
5. Затрудняюсь ответить
|
|
Индивидуальные представления о партнере
| Наличие определенного идеала (представлений о партнере)
| Ном
| Проект
| Верб
| Любые варианты ответов
|
Открытый вопрос
|
Качества будущего партнера
| Качества, наличие которых предпочтительно в супруге
| Ном
| Об
| Верб
|
Любые варианты ответов
|
Открытый вопрос
|
| Качества, наличие которых не предпочтительно в супруге
| Ном
| Проект
| Верб
|
Любые варианты ответов
|
Открытый вопрос
|
Любовь
| Степеньзначимости чувства «любви» по отношению к партнеру
| Ном
| Об
| Верб
| 1.Имеет главное, определяющее значение
2. Имеет значение, но не определяющее
3. Не имеет огромного значения
4. Вообще не имеет значения
|
|
Важность общих ценностей
| Степень важности разделения второй половинкой тех же стремлений, убеждений
| Пор
| Об
| Граф
| 1. Очень важно
2. Важно
3. Не важно
4. Совсем не важно
5. Затрудняюсь ответить
|
|
| Важность привлекательности будущего супруга
| Пор
| Об
| Граф
| 1.Полностью согласен
2. Частично согласен
3. Затрудняюсь ответить
4. Частично не согласен
5. Полностью не согласен
|
|
Убеждения
| Важность чувства любви по отношению к партнеру
| Пор
| Об
| Граф
| 1.Полностью согласен
2. Частично согласен
3. Затрудняюсь ответить
4. Частично не согласен
5. Полностью не согласен
|
|
| Верность утверждения «Жена должна быть хранительницей очага и хорошей матерью для своих детей, а мужчина обязан заботиться о финансовом благополучии своей семьи и о ее защите»
| Пор
| Об
| Граф
| 1.Полностью согласен
2. Частично согласен
3. Затрудняюсь ответить
4. Частично не согласен
5. Полностью не согласен
|
|
| Важность мнения близких о будущем партнере
| Пор
| Об
| Граф
| 1.Полностью согласен
2. Частично согласен
3. Затрудняюсь ответить
4. Частично не согласен
5. Полностью не согласен
|
|
| Важность определенного социального окружения у будущего супруга
| Пор
| Об
| Граф
| 1.Полностью согласен
2. Частично согласен
3. Затрудняюсь ответить
4. Частично не согласен
5. Полностью не согласен
|
|
Убеждения
| Важность сходства половинки с любимым актером/актрисой
| Пор
| Об
| Граф
| 1.Полностью согласен
2. Частично согласен
3. Затрудняюсь ответить
4. Частично не согласен
5. Полностью не согласен
|
|
| Важность обладания партнера качествами, присущими любимому литературного герою
| Пор
| Об
| Граф
| 1.Полностью согласен
2. Частично согласен
3. Затрудняюсь ответить
4. Частично не согласен
5. Полностью не согласен
|
|
| Высокая степень влияния средств массовой информации на молодое поколение
| Пор
| Об
| Граф
| 1.Полностью согласен
2. Частично согласен
3. Затрудняюсь ответить
4. Частично не согласен
5. Полностью не согласен
|
|
| Высокая степень влияния СМИ на представления о будущем супруге у молодежи
| Пор
| Об
| Граф
| 1.Полностью согласен
2. Частично согласен
3. Затрудняюсь ответить
4. Частично не согласен
5. Полностью не согласен
|
|
| Желание схожей семейной жизни как у родителей
| Пор
| Об
| Граф
| 1.Полностью согласен
2. Частично согласен
3. Затрудняюсь ответить
4. Частично не согласен
5. Полностью не согласен
|
|
| Степень удовольствия от просмотра телепередач, где изображена красивая и богатая жизнь
| Пор
| Об
| Граф
| 1.Полностью согласен
2. Частично согласен
3. Затрудняюсь ответить
4. Частично не согласен
5. Полностью не согласен
|
|
| Степень удовольствия от просмотра телепередач, где изображена счастливая семейная жизнь
| Пор
| Об
| Граф
| 1.Полностью согласен
2. Частично согласен
3. Затрудняюсь ответить
4. Частично не согласен
5. Полностью не согласен
|
|
| Степень согласия с соответствием образа брачного партнера в СМИ с реальным
| Пор
| Об
| Граф
| 1.Полностью согласен
2. Частично согласен
3. Затрудняюсь ответить
4. Частично не согласен
5. Полностью не согласен
|
|
| Степень согласия с соответствием образа брачного партнера в СМИ с собственным представлением
| Пор
| Об
| Граф
| 1.Полностью согласен
2. Частично согласен
3. Затрудняюсь ответить
4. Частично не согласен
5. Полностью не согласен
|
|
Образ брачного партнера в обществе
| Образ брачного партнера, который представлен в обществе
| Ном
| Об
| Верб
|
Любые варианты ответов
|
Открытый вопрос
|
Любимый литературный или кино герой
| Внешние и внутренние качества любимого литературного/кино героя
| Ном
| Об
| Верб
|
Любые варианты ответов
|
Открытый вопрос
|
| Степень желания наличия схожих качеств между любимым героем и брачным партнером
| Ном
| Об
| Верб
|
Любые варианты ответов
|
Открытый вопрос
|
Представления современной студенческой молодежи о будущем партнере для вступления в брак носят противоречивый и разнородный характер.
6. Представления респондента о будущем партнере напрямую зависят от уровня образования и духовных качеств избранника.
7. Представления о будущем супруге зависят от семьи опрашиваемого респондента.
8. Представления о будущем избраннике зависят от социального окружения.
9. Наличие чувства любви по отношению к избраннику у респондента существенно влияет на представления о будущем партнере для вступления в брак.
10. Пол (гендер) респондента влияет на представления об избраннике.
11. СМИ, Интернет и другие средства массовой информации влияют на формирование представлений о брачном партнере.
12. Представления о второй половинке зависят от собственных ценностных ориентаций студента и от его самооценки.