Процедурно-методический раздел
2.1 Стратегический план исследования
Изучив, все виды стратегических планов, их особенности и основания для принятия, мы остановили свой выбор на описательном (дескриптивном) плане, так как имеем достаточные знания об объекте исследования для выдвижения описательных гипотез. Цель данного плана – строгое описание качественно - количественных особенностей социальных структур, процессов, явлений.[15] А целью нашего исследования является проведение анализа характера представлений современной студенческой молодежи о будущем партнере для вступления в брачные отношения; выявление динамики развития и изменения этих представлений.
В данном плане необходима строгость в эмпирической интерпретации понятий и регистрации данных. Теоретическая интерпретация, эмпирическое и операциональное определение основных понятий - были проведены нами в четкой логической последовательности, что также позволяет нам выбрать именно описательный план исследования.
Основные вопросы исследования сформулированы в наших задачах. Напомним, что нам необходимо, во-первых, выявить сущность и содержание представлений современной студенческой молодежи о будущем брачном партнере и особенностей, оказывающих влияние на эти представления, во-вторых, выяснить направленности представлений современной студенческой молодежи о будущем партнере для вступления в брак по различным социально-демографическим и половозрастным характеристикам.
Определение и обоснование выборки
Наше исследование предполагает проведение анкетного опроса среди студентов Москвы, поэтому в качестве генеральной совокупности выступает современная студенческая молодежь. Методика формирования генеральной совокупности является 5-ти ступенчатой. Вид выборки – комбинированная. См. Приложение 2.
Ая ступень
Объектами первой ступени стали ВУЗы различного профиля, а именно: гуманитарного, технического, естественнонаучного и социально-экономического.
Признак
| Вузы
| |
Направленность
| Гуманитарная, техническая, естественнонаучная, социально-экономическая
| |
Метод выборки
| Стратифицированная
| |
Единицы отбора
| Московский Государственный Лингвистический Университет, Московский Государственный Университет, Московский Государственный Технический Университет (им. Баумана),
Первый МГМУ им. И.М. Сеченова (бывш. ММА им. Сеченова) и др.
| |
Ая ступень.
Признак
| Факультеты
| |
Метод выборки
| Случайная
| |
Единицы отбора
| МГЛУ: ИМОСПН, ФЭП, ГПН
МГУ: Химический факультет, Биологический факультет, Филологический факультет, Факультет Журналистики
МГТУ: Фундаментальные науки, Радиотехнический, Информатика и системы управления
МГМУ: Лечебный факультет, Фармацевтический факультет.
| |
3я ступень.
Признак
| Специальность
| |
Метод выборки
| Случайная
| |
Единицы отбора
| МГЛУ: ИМОСПН: Социология, Политология; ГПН: Педагогика и психология, Теоретическая и прикладная лингвистика
МГУ: Химический факультет: Аналитическая химия, Общая химия;
Филология, Журналистика;
МГТУ: Фундаментальные науки: Физика, Математика; Информатика и системы управления: Защита информации, Системы обработки информации.
МГМУ: Лечебный факультет: Госпитальная терапия, Общая хирургия; Фармацевтический факультет: Органическая химия, Фармацевтическая и биомедицинская технология.
| |
4ая ступень.
Признак
| Курс обучения
| |
Метод выборки
| Сплошной
| |
Единицы отбора
| МГЛУ: 1-5
МГУ: 1-5,
МГТУ: 1-5
МГМУ: 1-6
| |
5ая ступень.
Признак
| Студенты
| |
Метод выборки
| Случайная
| |
Единицы отбора
| МГЛУ: соц, политология; пед; теор: — по 5 человека из группы (итого: 100 человек)
МГУ: АнХим; ОбщХим; Фил; Жур - по 5 человека из группы (итого: 100 человек)
МГТУ: Физ; Мат; СИ; ОИ — по 5 человек из группы (итого: 100 человек)
МГМУ: ГТ; ОХ; ОргХ; ФБТ — по 4 человека из группы (итого: 96 человека)
| |
Объем выборки:
Объем генеральной совокупности (численность студентов московских вузов) по данным Департамента Образования на 2012 год более 1,3 млн. человек.
Расчет объема выборки:
Объем генеральной совокупности составляет 1 300 000 человек; ошибка выборки с доверительной вероятностью 0,95 не должна превысить 5%. Значение t равно 1,96. Максимальное значение среднеквадратического отклонения равно 0,5. Определяем по формуле минимальный объем выборки: n = ((1,962) * 0,52)/0,052 = 384.
Исходя из наших расчетов на 5-ой ступени структурирования выборки нашего исследования, нам необходимо опросить 396 человек из 4 ВУЗов разного профиля, однако более целесообразным будет увеличить объем выборки до 400 человек, учитывая ошибки и погрешности при заполнении респондентами анкет. Нам необходимо опросить в каждом ВУЗе около 100 человек, по 20 человек с каждого курса, из которого 10 девушек и 10 молодых людей. Но в связи с тем, что в ВУЗах технического и гуманитарного профиля подобное распределение молодых людей будет не целесообразно, то в МГТУ и МГЛУ мы должны отобрать 7 юношей и 3 девушек в МГТУ, и 7 девушек и 3 юноши в МГЛУ.
Характеристика методов сбора социологической информации
Мы выбрали два метода сбора информации, полностью дополняющих друг друга: Интернет-опрос и анкетный опрос в целях экономии времени и средств. А также глубинное интервью со студентами вузов различных направлений. Так нам необходимо побеседовать с 8 людьми. Из каждого вуза будет опрошено по два человека, один мальчик и одна девочка, для логичной и репрезентативной информации. Студенты являются группой легко поддающейся к обследованию, в виду этого мы будем проводить групповой опрос, то есть раздавать бланки анкеты в учебных группах, инструктировать респондентов и оставлять для заполнения бланка. Также бланк анкеты в электронном виде будет отослан некоторым респондентам по e-mail для их удобства.
Пилотажное исследование
Помимо всего прочего, нами было проведено пилотажное исследование с целью проверки работы вопросов в нашей анкете.
Были опрошены 42 респондента (женского и мужского пола), которые являются студентами московских ВУЗов и учатся на различных факультетах гуманитарного, естественнонаучного, технического или социально-экономического профиля.
Опрос проводился на сайте «Webanketa» в режиме онлайн и содержал 12 вопросов по исследуемой нами теме. Вопросы анкеты (были идентичны анкете, предложенной в приложении) как закрытыми с несколькими вариантами ответов, так и открытыми, где респондент имел возможность дать ответ на заданный вопрос в свободной форме.
Начнем с того, что среди прошедших полностью пилотажное исследование преобладающее количество представительниц женского пола. Из 52 респондентов: 28 (54%) – девушки и только 24 (46%) – молодых людей. Мы учитывали эти данные так, как если бы мы проводили опрос по России среди студенческой молодежи, т.к. в РФ преобладающее большинство женщин (на 3-6% больше), нежели мужчин.
Возраст респондентов не превышал 24 лет (от 17 до 24), поскольку мы исследуем представления о будущем партнере для вступления брак именно молодого поколения. Также стоит сказать о том, что большая часть опрошенных является жителями города Москва (90,6%).
Благодаря этому исследованию, мы убедились в том, что все вопросы анкетного бланка соответствуют теме, целям и задачам исследования и разработаны нами максимально верно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: