Наследственность и изменчивость. Хромосомная теория наследственности
Стр 1 из 29Следующая ⇒ Александров А. А. А46 Психогенетика: Учебное пособие. —СПб.: Питер, 2008. —192 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»). ISBN 978-5-94723-662-0 Психогенетика — это наука, изучающая роль наследственности и среды в формировании психических и психофизиологических свойств человека. Психогенетика находится на стыке биологии и психологии, и в последнее время наблюдается значительный рост интереса к ней. Курс «Психогенетика» входит в Государственный образовательный стандарт для психологических специальностей. Предлагаемое учебное пособие ставит целью ознакомление с основами психогенетики в максимально доступной и сжатой форме. ББК 88.2я7 УДК 159.922(075) Оглавление Предисловие................................................................................................................. 5 Глава 1. Введение в генетику человека. Основные генетические понятия, закономерности наследования....................................................... 6 Наследственность и изменчивость. Хромосомная теория наследственности............................................................................................. 7 Законы наследования........................................................................................... 10 Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом........................................... 19 Цитоплазматическая наследственность............................................................. 23 Закон Харди—Вайнберга.................................................................................... 23 Контрольные вопросы........................................................................................ 27 Глава 2. Определение психогенетики................................................................. 28 Глава 3. Основные методы, применяемые в психогенетике человека 32 Наследуемость..................................................................................................... 32 Близнецовый метод............................................................................................41
Метод приемных детей....................................................................................... 49 Семейный (генеалогический) анализ.................................................................. 51 Контрольные вопросы........................................................................................ 52. Глава 4. Генетический анализ поведения животных..................................... 53 Сходство геномов................................................................................................ 53 Сходство поведения............................................................................................ 54 Генетика поведения животных: насекомые....................................................... 55 Генетика поведения животных: млекопитающие.............................................. 56 Исследования патологических форм поведения............................................... 66 Контрольные вопросы......................................................................................... 68 Глава 5. Генетика психических расстройств. Хромосомные аберрации и поведение человека.................................................................. 69 Олигофрения....................................................................................................... 70 Аутизм.................................................................................................................. 80 Болезнь Альцгеймера.......................................................................................... 84 Маниакально-депрессивные психозы................................................................ 86 Шизофрения..................................................................................................... 95 Контрольные вопросы....................................................................................... 104 Глава 6. Психогенетика аномального и девиантного поведения... 106 Преступность..................................................................................................... 106 Алкоголизм........................................................................................................ 109 4 Оглавление Другие вредные привычки................................................................................ 114 Гомосексуальность........................................................................................... 114 Контрольные вопросы....................................................................................... 115 Глава 7. Психогенетика сенсорных способностей, двигательных функций,темперамента................................................................................. 116
Психогенетика сенсорных способностей......................................................... 116 Двигательные функции..................................................................................... 124 Психогенетика темперамента........................................................................... 130 Контрольные вопросы...................................................................................... 131 Глава 8. Генетика психофизиологических и физиологических показателей..................................................................................................... 133 Электроэнцефалограмма................................................................................... 133 Вызванные потенциалы мозга человека.......................................................... 138 Контрольные вопросы...................................................................................... 145 Глава 9. Психогенетические исследования интеллекта............................... 146 Общий, или генеральный, фактор (g) когнитивных способностей 146 Другая точка зрения на интеллект — интеллект как сумма отдельных способностей............................................................................. 147 Различия в коэффициенте интеллекта между группами людей.... 149 Наследуемость IQ............................................................................................. 151 Изменения наследуемости коэффициента интеллекта с возрастом 152 Воздействия среды и коэффициент интеллекта............................................... 153 К психогенетике одаренности (гениальности)................................................. 158 Эмергенез........................................................................................................... 165 Импрессинг........................................................................................................ 166 Средовые воздействия и одаренность.............................................................. 169 Контрольные вопросы....................................................................................... 172 Глоссарий............................................................................................................... 174 Список цитированной литературы.................................................................. 183 Список рекомендованной литературы............................................................ 188 Предметный указатель........................................................................................ 189 Предисловие От чего зависит поведение человека? Чем определяются свойства его психики? Что лежит в основе наблюдаемых различий между людьми? Для психолога очень важно знать, каким образом сказываются на формировании свойств личности генетические факторы, т. е. гены, полученные человеком от родителей, и как влияют на эти свойства различные воздействия среды; каким образом взаимодействуют генетические и средовые компоненты при развитии психики?
На эти вопросы пытается дать ответ психогенетика — наука, изуча-ющая роль наследственности и среды в формировании психических и психофизиологических свойств человека. В последнее время наблюдается значительный рост интереса к этой науке, развивающейся на стыке биологии и психологии. Курс «Психогенетика» входит в Государственный образовательный стандарт для психологических специальностей (специальность «Психология», направление «Психология»). Выпущен первый учебник по психогенетике на русском языке под редакцией И. В. Равич-Щербо. В силу своей «пограничности» курс психогенетики представляет определенные трудности для студентов-психологов, поскольку требует знаний, прежде всего из области генетики, физиологии, а также других биологических дисциплин. Предлагаемое учебное пособие ставит целью ознакомление с основами психогенетики в максимально доступной и сжатой форме. Наследственность и изменчивость 7
Глава 1 ВВЕДЕНИЕ В ГЕНЕТИКУ ЧЕЛОВЕКА. ОСНОВНЫЕГЕНЕТИЧЕСКИЕПОНЯТИЯ, ЗАКОНОМЕРНОС ТИ НАСЛЕД ОВАНИЯ Наследственность и изменчивость. Хромосомная теория наследственности В данной главе будут в краткой форме изложены основы генетики, без которых невозможно говорить о закономерностях наследования признаков человека вообще и свойств психики в частности. Генетика — это наука о наследственности и изменчивости организмов, поэтому для начала важно определить эти понятия. • Наследственность — это важнейшая особенность живых организмов, заключающаяся в способности передавать свои свойства и функции от родителей к потомкам. Эта передача осуществляется с помощью генов. Ген — это единица хранения, передачи и реализации наследственной информации. Ген представляет собой специфический участок молекулы ДНК, в структуре которого закодирована структура определенного полипептида (белка). Это, казалось бы, достаточно простое положение известно многим со школы. Сейчас ясно, что многие участки ДНК не кодируют белки, а, вероятно, выполняют регулирующие функции. Во всяком случае, в структуре генома человека только около 2% ДНК представляют последовательности, на основе которых идет синтез информационной РНК (процесс транскрипции), которая затем определяет последовательность аминокислот при синтезе белков (процесс трансляции). В настоящее время полагают, что в геноме человека имеется около 30 тыс. генов.
Гены расположены на хромосомах, которые находятся в ядрах клеток и представляют собой гигантские молекулы ДНК. Хромосомная теория наследственности была сформулирована в 1902 г. Сэттоном и Бовери. Согласно этой теории, хромосомы являются носителями генетической информации, определяющей наследственные свойства Рис. 1.1________________ Хромосомный набор человека. Внизу— половые хромосомы мужчины и женщины (XY и XX)
организма. У человека в каждой клетке имеется 46 хромосом, разделенных на 23 пары (рис. 1.1). Хромосомы, образующие пару, называются гомологичными хромосомами. Половые клетки (гаметы) образуются с помощью особого типа деления, которое называется мейоз. В результате мейоза в каждой половой клетке остается только по одной гомологичной хромосоме из каждой пары, т. е. 23 хромосомы. Такой одинарный набор хромосом называется гаплоидным. При оплодотворении, когда сливаются мужская и женская половые клетки и образуется зигота, двойной набор, который называется диплоидным, восстанавливается. В зиготе и у организма, который из нее развивается, одна хромосома из каждой пары получена от отцовского организма, другая — от материнского. • Генотип — это совокупность генов, полученных организмом от его родителей. Другое явление, которое изучает генетика, — это изменчивость. Под изменчивостью понимают способность организмов приобретать новые признаки — различия в пределах вида. Выделяют две формы изменчивости: наследственную и модификационную (ненаследственную).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|