Информационные технологии как инструмент государственного и муниципального управления
Информатизация - это организационный социально-экономический и научно-технический процесс обеспечения потребностей органов государственной власти, юридических и физических лиц в получении сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах на базе информационных систем и сетей, осуществляющих формирование и обработку информационных ресурсов и выдачу пользователю документированной информации /48, c.142/. Одним из важнейших направлений государственной политики в области создания и использования информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения является формирование и развитие программно-технической части информационной инфраструктуры современного информационного общества. Под информационной инфраструктурой в данном случае понимается организованная совокупность средств вычислительной техники, связи и телекоммуникаций, а также массовой информации и информационных ресурсов, обеспечивающих эффективную и качественную реализацию информационных процессов, т.е. процессов производства, сбора, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации для удовлетворения потребностей личности, общества, государства /24/. В настоящее время в стране реализуется достаточно широкий комплекс работ, направленных на развитие и широкое применение информационно-коммуникационных технологий в различных сферах деятельности и отраслях (государственном и местном управлении, материальном производстве, здравоохранении, культуре, науке, социальной сфере и т.д.). Начата реализация проектов по созданию сетевой инфраструктуры государственных органов в целях обеспечения автоматизированного информационного взаимодействия между ними на базе формирования единого национального информационного ресурса, выхода в глобальные международные информационные сети. Определен перечень информационных ресурсов, имеющих государственное значение, осуществляется их государственная регистрация. Выполняются научно-исследовательские работы и разработки по созданию передовых информационных технологий и программного обеспечения, защиты информации в рамках соответствующих государственных научно-технических программ.
Содержанием государственной политики в сфере информатизации является создание органами государственной власти Российской Федерации необходимых правовых, экономических, организационных и других условий, содействующих развитию информатизации, защищающих права и интересы граждан и государства при ее осуществлении /59/. Государство в лице своих органов: ) организует формирование и использование информационных ресурсов РФ, оказывает государственную поддержку информатизации, принимает меры к повышению качества документированной информации и информационных услуг; 2) стимулирует создание современных информационных технологий, информационных систем и сетей, обеспечивает развитие коммуникационных систем; ) создает условия для открытости, общедоступности и сохранности информационных ресурсов; ) осуществляет регулирование отношений в сфере информатизации через инвестиционную, налоговую и бюджетную политику; ) устанавливает полномочия государственных органов по вопросам информатизации /42/. Полномочия органов государственной власти по реализации государственной политики в сфере информатизации определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации /26/. Определимся сначала с терминами. Информатизация - по определению ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" от 25 января 1995 г. "организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов".
Информационные технологии в управлении - это комплекс методов переработки разрозненных исходных данных в надежную и оперативную информацию механизма принятия решений с помощью аппаратных и программных средств с целью достижения оптимальных рыночных параметров объекта управления /8, c. 49/. Автоматизированные информационные технологии - это системно-организованная для решения задач управления совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления, поиска, обработки и защиты ин Основные направления информатизации: 1. Создание общегосударственной автоматизированной информационной системы. 2. Развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание пунктов доступа к открытым информационным системам. . Развитие и совершенствование информационно-коммуникационных технологий и формирование экспортно-ориентированной отрасли информационно-коммуникационной индустрии. . Совершенствование законодательной базы и системы государственного регулирования в сфере информатизации. . Развитие процессов информатизации в секторах реальной экономики, в том числе создание системы электронной торговли и логистики. . Развитие системы подготовки и переподготовки специалистов по информационно-коммуникационным технологиям и квалифицированных пользователей. . Содействие развитию культуры и средств массовой информации посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий /50, c.62/. Внедрение ИКТ в государственном и муниципальном управлении следует рассматривать исключительно как меру, служащую цели улучшения качества государственного управления. В этой связи представляется необходимым согласовывать задачи информатизации с задачами, решаемыми в рамках административной реформы.
Для того чтобы обеспечить возможность оптимизации структуры и функций государственных органов, работы по обращениям граждан и организаций, необходимо создать инструмент, позволяющий формально описать государство как совокупность органов государственной власти и муниципального управления: его функции, структурные элементы, административные процессы, набор сведений, необходимых для выполнения функций и т.д. Иными словами, создать исчерпывающую модель государства, далее ¾ административную модель. Формирование единого стандарта описания органов власти позволит перейти к этапу массового (на институциональной основе) формирования административных регламентов (включая электронные административные регламенты), обеспечит организацию процессов межведомственного взаимодействия, что особенно необходимо при реализации государственных услуг с участием нескольких ведомств /31/. Разработка инструмента административного моделирования обеспечит административную реформу средством для более эффективного планирования и реализации административных преобразований. В свою очередь, деятельность, разворачиваемая в рамках административной реформы, позволяет определить приоритетные направления внедрения ИКТ ¾ очевидно, что информатизировать в существующем виде административные процессы, подлежащие коррекции, не целесообразно. Далее, необходимо выделить те государственные институты, которые опосредуют реализацию любой государственной функции или услуги и связаны со сбором, переработкой, хранением и передачей информации (то есть по сути представляют собой механизмы работы с государственной информацией). Это государственный учет и взаимодействие с гражданами и организациями /8/. Необходимо признать, что внедрение ИКТ в государственном управлении создает и новые риски нарушения прав и свобод граждан со стороны недобросовестных государственных служащих или злоумышленников. Например, риски несанкционированного сбора и незаконного использования персональных данных. Для минимизации рисков подобного рода должны быть созданы система публичного раскрытия данных государственных органов, а также система аудита государственных информационных систем. Информационный аудит заключается в проверке государственных ИКТ-систем на соответствие нормативным требованиям, задачам и функциям ведомств, а также в проверке эффективности их использования для взаимодействия с гражданами и бизнесом. Также информационный аудит позволит усилить контроль эффективности расходования финансовых средств /59/.
Сегодня государство использует традиционные институты обеспечения доверия между участниками взаимодействий. В случае, когда сторонами взаимодействия выступают физические лица ¾ это собственноручная подпись, организации ¾ подписи и печати. Если одной из сторон взаимодействия является государство ¾ визирование, служба архивов, заказные письма или фельдпочта. Учитывая низкий уровень социального доверия как характерную особенность отечественного менталитета, а также объективные риски нарушения целостности и внесения искажений в учетные данные, переход к электронному документообороту диктует необходимость создания системы, обеспечивающей юридическую значимость электронного взаимодействия при выполнении государственных функций и предоставлении государственных услуг, или «инфраструктуры доверия».«Инфраструктура доверия» должна базироваться на использовании электронной подписи (ЭП) /35/. Наконец, введение стандартов для программного обеспечения, используемого в государственном управлении, позволит снизить нагрузку на государственный бюджет и обеспечит ведомствам возможность более эффективно обмениваться информацией при обработке обращений граждан и организаций. Необходимо законодательно закрепить требование использования в государственном управлении только соответствующих открытым стандартам технологических решений, прежде всего программного обеспечения. Задача стандартизации программного обеспечения предполагает нормативное закрепление основополагающих принципов технологической открытости и технологической независимости государства при выборе средств ИКТ, используемых в государственном управлении /41/. Резюмируя, можно сформулировать четыре задачи, которые необходимо решать при внедрении ИКТ в государственном и муниципальном управлении: - создать инструменты административного моделирования; - упорядочить и сформировать механизмы сбора, переработки, хранения и передачи государственной информации в электронном виде (учет и раскрытие информации, аудит информационных систем);
- создать «инфраструктуру доверия», обеспечивающую юридическую значимость электронного взаимодействия при выполнении государственных функций и предоставлении государственных услуг; - сформировать систему стандартизации программного обеспечения, используемого в государственном управлении. Необходимо также учесть два основных условия использования информационных технологий, которые обеспечивают эффективность их применения: - первое условие прежде чем начать, что либо автоматизировать надо провести консалтинг и реинжениринг, тех процессов которые необходимо автоматизировать. - второе условие гласит, что любое мероприятие, а тем более автоматизация должно давать экономический эффект прямой или косвенный /7/. Несоблюдение этих условий в конечном итоге сведет на нет весь эффект от автоматизации, и создаст отрицательный эффект применения ее в социальной сфере. Во многом это и обусловило имеющиеся отношение к автоматизации социальной сферы. Несоблюдение этих условий, и то что многие процессы автоматизации идут разобщено под эгидой отдельно взятых министерств и ведомств, и соответственно решают задачи и проблемы отдельного ведомства во многом дублируя друг друга - не позволяют получить комплексного эффекта от этих затрат. Нескоординированность, однобокость интересов решаемое программами информатизации министерств и ведомств ведет к низкой экономической эффективности всех этих усилий в области информатизации, а отсутствие знаний методологических основ анализа социальной сферы вообще к неправильным решениям /8/.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|