Правовое регулирование создания и использования информационных технологий, информационных систем и средств их обеспечения
Применение средств вычислительной техники, информатики, связи при создании информационных систем и информационных технологий приводит к появлению относительно новых для традиционного права объектов и субъектов правоотношений. Это ведет к появлению новых общественных отношений, характерных для информационной сферы. К объектам правового регулирования в этой области относятся: информационные системы и информационные технологии, средства их обеспечения. Правовое обеспечение информационных технологий должно основываться на ряде существующих нормативных актов, анализе мировой практики, на корректировке существующих и принятии новых нормативных актов по следующим направлениям /21, c. 137/: 1) информационное взаимодействие государства, бизнеса и общества; 2) разработка и внедрение электронных административных регламентов (ЭАР), которые позволят осуществить модернизацию процессов государственного управления, выйти на качественно новый уровень взаимоотношений власти, граждан и бизнеса, обеспечив дебюрократизацию госаппарата и устранение излишних административных барьеров; ) регулирование телекоммуникационного сектора; ) внедрение системы электронной торговли для государственных нужд; ) защита интеллектуальной собственности. В этой области проблемы связаны с отсутствием утвержденных процедур учета объектов интеллектуальной собственности в качестве нематериальных активов; содержанием прав на информационные объекты в Интернете (сайт, доменное имя, гиперссылка и т.п.); ) трансграничной передачей объектов интеллектуальной собственности через Интернет; ) внедрение электронного документооборота;
) обеспечение информационной безопасности. Информационное законодательство - нормативная основа практической информатизации государственного и муниципального управления. Точкой отсчета можно признать 1992 г., когда были приняты законы о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных, о правовой охране технологий интегральных микросхем. С момента принятия базового Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» прошло 19 лет. За это время сформировался достаточно разнообразный массив законодательства и других нормативно-правовых актов, регулирующих отношения и областях: - формирования и использования информационных ресурсов; - создания и использования информационных технологий; - формирования необходимой инфраструктуры для информатизации на федеральном, региональном, отраслевом, ведомственном уровнях, в структурах местного самоуправления, а также для удовлетворения информационных потребностей граждан, средств массовой информации, различных юридических лиц, других структур общества /28/. Все уровни законодательства имеют самое непосредственное отношение к регулированию информационной деятельности, отношений, процессов реальной информатики, обеспечивают формирование многообразия информационной среды, а, в конечном счете, и всей информационной сферы. Конституция РФ, федеральные конституционные законы содержат немало норм, напрямую посвященных проблемам информации и информатизации, действует более десятка специальных федеральных законов, имеющих своим предметом исключительно информацию или инфраструктуру информатизации. Множество норм об информационных, отношениях рассредоточены по другим федеральным законам. В рассматриваемый период шло активное формирование информационного законодательства субъектов Российской Федерации: около сорока ее субъектов имеют специальные законы либо об информационных ресурсах, либо об информатизации региона.
Законодательство РФ в сфере информатизации включает /8/ - Федеральный закон от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". - Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" - Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" - Федеральный закон от 10 января 2002 года № 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" - Указ Президента Российской Федерации от 01 ноября 2008 года № 1576 "О совете при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации". - Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2009 года № 754 "Об утверждении положения о системе межведомственного электронного документооборота". - Постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 года № 723 "О порядке ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем". - Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 года № 478 "О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет". - Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2007 года № 781 "Об утверждении положения "Об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных". - Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 года № 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия" - Постановление Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2007 года № 758 "О государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий" - Государственная программа Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года № 1993-р "Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов РФ и муниципальными учреждениями". - Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 года № Пр-212). - Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2008 г. № 632-р) - Концепция региональной информатизации до 2010 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 года № 1024-р) - Приказ ФСТЭК России, ФСБ России, Мининформсвязи России от 13 февраля 2008 года № 55/86/20 "Об утверждении порядка проведения классификации информационных систем персональных данных". Представляется, что каждый правовой акт может быть оценен не только с позиций позитивного установления правил поведения или отношений, но и с позиций его потенциала предотвращения нарушений. Это обязывает уделять большее внимание связи элементов правовых норм - гипотезы, диспозиции и санкций; формулировке содержания норм. Для достижения целей безопасности чаще применяются запретительные нормы, условия ограничения дозволенного. Известно, что состав правонарушений и санкции помещаются в соответствующие кодексы, нормы которых не всегда гармонизированы с нормами регулятивного характера /8/. И все же эффективность законодательства определяется полноценностью его регулятивной части - той части норм, которые создают ясность у участников определенных отношений, как они должны действовать в той или иной ситуации, какими правами и обязанностями они наделены от имени государства или своего контрагента (партнера). В этих целях всякий раз необходимо знать о наличии нормативной основы для тех или иных отношений. Обращение практики к массиву действующего законодательства и подзаконных актов в информационной сфере часто завершается установлением неполноты, несогласованности, а порой и противоречивости нормативно-правовой основы /12/.
Именно с этих позиций целесообразно отметить проект федеральной целевой программы «Электронная Россия». Важно, что названная программа концентрирует внимание на основных направлениях использования информационных технологий. Это образование и подготовка кадров, обеспечение потребностей реального сектора, государственного управления, среды массовой информации. Это все гуманитарные направления. Уже одно то, что эти вопросы поставлены в едином комплексе, делает честь государственной политике /52/. Примечательно, что в структуре программы «Электронная Россия» на первое место поставлена позиция «совершенствование регулирования и правового обеспечения». Это чрезвычайно важно не только для развития законодательства страны, но и для создания правовой культуры в этой сфере. С точки зрения задач правового обеспечения острой является и проблема гармонизации нормативной базы в рамках Российской Федерации, СНГ, Союзного государства России и Белоруссии, а также в пределах региональных и глобальных межгосударственных отношений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|