Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Направления развития информационных технологий в сфере социальной защиты населения




 

Создание действительно эффективной системы социальной защиты населения, подлинной реализации прав человека - важнейшая задача любого демократического государства.

Кризисная ситуация в обществе потребовала от государственных органов России новых подходов к организации социальной защиты населения не только на федеральном, но и региональном уровнях, наполнение реальным содержанием конституциональных прав и свобод граждан.

В настоящее время, когда материально - финансовые ресурсы государства как никогда ограничены, обеспечение конкретности, адресности и рациональности расходования средств при решении проблемы социальной защиты населения имеют особо важное значение (как для самих малоимущих, так и для общества) /47/.

Практика убеждает, что социальные, экономические и правовые проблемы находятся в тесном взаимодействии и взаимовлиянии. Актуализация проблем социальной защиты населения со всей остротой поставила проблему правовой ее базы, отработки инструментария и новых технологий по ее реализации, подготовки соответствующего кадрового потенциала. информационный технология социальный защита

Рассмотрим эти методологические основы обеспечения эффективности управления социальной сферой, а потом применим эти принципы на конкретных примерах процессах автоматизации социальной сферы региона или крупного предприятия /47/.

Первый принцип - это описание объекта учета, то есть человека и сфер его интересов и потребностей. На практике это приводит к созданию различного вида реестров и регистров. Все эти регистры описывают человека и определенную область социальных характеристик таких как: место жительство, место рождения, семейное положение, количество детей, профессию, состояние здоровья и т.д. и т.п. Если собрать и обработать данные из всех регистров получают комплексный социальный портрет человека, а совокупность этих данных на всех жителей данного района или сотрудников предприятия, позволит получить социальный портрет территории или предприятия, что позволит рассчитать необходимые мероприятия, для решения социальных потребностей людей например: сколько надо построить больниц, школ, создать рабочих мест или сколько закупить путевок для отдыха детей сотрудников и т.д. и т.п./29/

Второй принцип - контроль и учет работы учреждений социального профиля, то есть системы управления социальным учреждением (больницы, школы, отдела социального обеспечения, и т.д. и т.п.) Каждое социальное учреждение предназначено для обеспечения определенного количества, качества и номенклатуры определенных услуг, на практике во многом эти данные собираются в статистических отчетах отдельных министерств и ведомств. Только использование данного принципа позволяет определить эффективность работы того или иного социального учреждения, а наложение этих данных на данные регистра населения позволит получить объективную картину общей ситуации /45/.

Третий принцип - нормирование и учет затрат на социальные нужды человека. К сожалению, ресурсы всегда ограничены, а потребностей всегда больше чем ресурсов и поэтому в любом обществе нормируются потребление социальных ресурсов с учетом действующей экономической ситуации. Этот принцип используется и в нашем обществе, на основании этих нормативов и идет расчет количества мест в школах, больницах, размер пенсий и пособий, размер льгот и субсидий. Сложность ситуации в том, что необходимо постоянная корректировка нормативов исходя из ситуации на территории, на предприятии, в экономике. Какие-то нормативы корректируются на федеральном уровне, какие-то на региональном или муниципальном уровне, а что-то на уровне предприятия (размер выходного пособия, стоимость путевки и тд и тп) /29/

Четвертый принцип - юридическое обеспечение, то есть учет и применение актов законодательного характера в социальном обеспечении. На практике это наблюдается при изменении нормативов по выплате пенсий или пособий, введение новых видов льгот или отмена действующих и тд и тп. Основной вопрос который решается при использовании этого принципа - кто имеет право на ту или иную социальную льготу и за счет каких ресурсов это обеспечивается.

Пятый принцип - финансово - экономический контроль. Учет денежных и материальных потоков в сфере социального обеспечения. Количество денежных средств, источники их формирования, направления финансирования, получатели и в конечном итоге количество оказанных косвенных и прямых социальных услуг требуют постоянного контроля и эта сфера наиболее уязвима для злоупотреблений.

Все эти принципы используются и в настоящее время при расчетах социальных показателей, но неточность, статичность данных без учета динамики изменений, отсутствие должного юридического и финансового контроля приводят к многочисленным перекосам и злоупотреблениям в социальной сфере /29/.

Огромную роль в правильности и адекватности принимаемых мер по социальной защите населения имеет своевременная и достоверная информация. В настоящее время возник целый ряд объективных факторов, настоятельно требующих изменения технологии обработки информации по социальной защите населения, удовлетворяющего новым требованиям. Основные из этих факторов /30/:

- постоянное увеличение объемов обрабатываемой информации и необходимость сокращения сроков ее обработки вследствие частого изменения законодательства по пенсионному обеспечению и социальной защите малоимущих слоев населения, отражающего нестабильность экономической и политической обстановки в стране;

-  высокая интенсивность актуализации нормативно - правовой информации как в части содержания отдельных норм, так и некоторых разделов и даже нормативных актов: объем и сложность нормативно - правовой системы растут быстрее возможностей персонала органов социальной защиты населения овладеть правилами ее практического применения;

-  потребность в налаживании должного учета реальной нуждаемости всех социально незащищенных слоев населения (адресная защита);

-  потребность в мощной информационно - аналитической базе, позволяющей осуществлять контроль расходуемых средств, проводить анализ текущего состояния, разрабатывать Программы - минимум и Целевые программы;

-  постоянное изменение характера задач, стоящих перед органами социальной защиты населения, оперативное выполнение ими новых сложных функций;

-  постоянно возрастающие требования к сотрудникам соцзащиты по повышению производительности и качества труда и вытекающее отсюда необходимость сокращения текучести и повышения престижности их профессии;

-  интенсивная компъютеризация различных сфер управленческой деятельности базирующаяся на широком распространении относительно дешевых ПЭВМ с быстро прогрессирующими техническими характеристиками и средств телекоммуникации, позволяющих создавать интегрированные системы, обеспечивающие всем их пользователям оперативный доступ к распределенным базам данных и знаний, оперативную обработку больших массивов информации и выдачу результатов в удобном пользователю виде.

Указанные факторы обуславливают необходимость введения новых информационных технологий в процессы социальной защиты населения при выполнении следующих основных функций:

- пенсионное обеспечение населения;

-  социальная защита малообеспеченных слоев населения;

-  социально - бытовое обеспечение инвалидов и ветеранов;

-  медицинское освидетельствование инвалидности и врачебно - трудовая экспертиза инвалидов

-  жизнеобеспечение проживания пенсионеров и инвалидов в домах - интернатах;

-  бухгалтерский учет и контроль;

-  планирование финансирования органов социальной защиты населения /29/.

Информационная система в первую очередь является автоматизированной системой управления, а чтобы управлять системой социальной защиты населения как объектом управления необходимо четко представлять его структуру и функции.

Вся система социальной защиты состоит из четырех составных частей

- субъекты - физические лица, нуждающиеся в социальной защите и помощи.

-  объекты - учреждения социального обслуживания населения

-  финансы - денежные и материальные потоки

-  законодательство - нормативно правовое обеспечение /47/

Каждая из составных частей имеет собственные характеристики и является функциональной подсистемой включающая в себя отдельные достаточно автономно функционирующие фрагменты конкретных социальных процессов.

Первая часть представляет собой регистр физических лиц имеющих право на получение льготы. Информационная система мониторинга контингента социально незащищенных групп населения предназначена для создания и ведения картотеки адресной социальной защиты малоимущих слоев населения.

Неэффективность системы социальных выплат и льгот базируется на том, что отдельная семья (гражданин) может получать несколько видов социальных выплат и льгот. Такие многоканальные социальные трансферты трудно учитывать при проверке нуждаемости, в тоже время выделение одному лицу (семье) различных видов социальной помощи ведет к росту административных издержек функционирования системы социальных льгот и выплат. Для решения реформирования социальной сферы необходимо не забывать о том, что система социальной защиты ни коем случае не должна способствовать росту социального иждивенчества, поэтому необходима отработка механизмов проверки нуждаемости, четкие определения условий предоставления социальных льгот и выплат /47/.

Только с помощью системы мониторинга социально незащищенных слоев населения можно решать задачу налаживания должного учета реальной нуждаемости всех социально незащищенных слоев населения (адресная защита), создать мощную информационно - аналитическую базу, позволяющую осуществлять контроль расходуемых средств, проводить анализ текущего состояния, разрабатывать Программы - минимум и Целевые программы /30/.

На основе данной системы создаются регистры социально - незащищенного населения позволяющего наладить полный учет всех видов льгот и выплат конкретному физическому лицу и перейти к системе адресной социальной помощи не на словах, а на деле. На основе данного регистра можно внедрять новые технологии безналичной оплаты льгот и выплат - пример (социальная карточка москвича), что позволяет резко повысить производительность всей системы социального обслуживания населения.

Вторая часть системы социального защиты населения это объекты - учреждения социального обслуживания населения к которым относятся дома престарелых, протезно-ортопедические мастерские, пансионаты, детские лагеря отдыха, медицинские учреждения для инвалидов и престарелых, хосписы.

Каждый из таких объектов характеризуется своими характеристиками и особенностями в зависимости от назначения и профиля /30/.

Задача информационной системы обеспечить оказание большего количества услуг социально-незащищенному населению, используя имеющиеся социальные объекты /30/.

Вся характеристика социального объекта разделена на отдельные обособленные фрагменты, позволяющие описывать однозначно данный объект по определенным параметрам:

- материально - техническое обеспечение (здания, помещение, оборудование учреждения)

-  кадры - персонал учреждения (специализация, образование)

-  финансовый блок (система бухгалтерского учета и экономического анализа)

-  система учета оказанных услуг, позволяющая контролировать объем и качество оказанных услуг населению /45/.

Фактически в каждом социальном учреждении стоит своя информационная система позволяющая управлять им как объектом управления, а собранная информация со всех учреждений дает уникальную возможность определения эффективности деятельности практически всей системы социальной защиты населения.

Третья часть системы это финансы (денежные и материальные потоки) позволяющая осуществлять контроль расходуемых средств, проводить анализ текущего состояния, разрабатывать Программы - минимум и Целевые программы. Фактически - это планово - экономическая система позволяющая как формировать бюджет территории в разделе социальное обеспечение, так и обеспечивать контроль за расходованием средств как на уровне территории так и на уровне конкретного учреждения социального обслуживания населения.

Четвертая часть системы это законодательство - нормативно правовое обеспечение. Система управления социальной защитой населения задается системой правовых норм федерального и регионального законодательства и системой подзаконных нормативных актов организации технологических процессов оказания социальной помощи и прекращении правоотношений физических лиц - получателей льгот и пособий с органами социальной защиты населения.

Высокая интенсивность актуализации нормативно - правовой информации, как в части содержания отдельных норм, так и некоторых разделов требует создания справочно - правовой системы, позволяющей с одной стороны максимально удовлетворить потребность граждан в правовой информации по данной тематике, тем самым решать проблему - обеспечения права гражданина на получение той или иной льготы и с другой стороны облегчить работу кадровых сотрудников органов социального обслуживания населения по законному назначению и определению льгот и пособий нуждающимся физическим лицам /29/.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...