Основные PR-технологии, используемые для формирования имиджа политика
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Исходя из приведенных в первой главе определения избирательных PR- технологий и анализа предпринятого избирательного процесса выборов депутатов Государственной Думы РФ 2003 года по 48 Енисейскому избирательнму округу Красноярского края, нами было выделено пять основных форм избирательных технологий. . Использование фактов прошлого. Суть данной технологии заключается в том, что выбираются факты из прошлого политика, на основании которых актуализируются необходимые имиджевых характеристики. Например, опыт руководящей работы, общественные заслуги могут послужить основой для создания имиджа профессионала/общественного деятеля и т.д. . Использование личностных характеристик. Данная технология тесно связана с предыдущей, но ее специфическое отличие в том, что здесь используются не прошлые заслуга, а личностные характеристики, которые присущи человеку постоянно. Например, целеустремленность, сила воли, мужество могут стать основой для создания имиджа «борца за правду» . «Присоединение к авторитету». Данная технология реализуется в том случае, когда человек рассматривается в соотнесении с более авторитетным лицом или организацией. Наглядным примером данной технологии является «раскручивание партии «Единая Россия» путем ее «присоединения» к Путину В.В. . Использование социального контекста, социальной ситуации. Суть данной технологии заключается в том, что имидж политика создается на фоне какой-либо социальной проблемы. В качество примера можно привести различные экологические движения, борьбу против ввоза ядерных отходов на территорию и т.п. Здесь имидж политика корректируется за счет актуализации восприятия общественно значимого контекста
. Конфликт. Данная технология опирается на использование конфликта как средства для формирования имиджа политика. В качестве примера можем привести ситуацию с Быковым А.П. и с Даниловым В.В.. Данные технологии не являются общепринятыми, а потому их можно отнести к новизне исследования. Далее нам необходимо рассмотреть, каким образом системный подход реализуется в использовании данных технологии и, в частности, какими средствами эти технологии пользуются. Для этого проанализируем предвыборные кампании двух кандидатов на выборах Государственную Думу РФ 2003 года по 48 Енисейскому одномандатному избирательному округу: Кармазиной Р.В. и Сысоевой Н.А.. Данные кандидаты выбраны в связи тем, что у них одинаковый первоначально очень важный имиджевый ресурс, а именно: то, что они обе являются женщинами, общественно активными, профессионалами в своей сфере деятельности. Технология «Использование фактов прошлого» применялась в кампании обоих кандидатов. В кампании Кармазинной Р.В. это реализовывалось следующими средствами; биографическая листовка, рекламные ролики, основанные фактах прошлых достижений кандидата, встречи с избирателями на которых так же упоминались прошлые заслуги кандидата. Избирательный штаб Сысоевой Н.А. использовал точно такие же средства. Анализ показал, что и тот и другой кандидат пытались использовать данную технологию в большей степени чем другие. Так как сама концепция избирательной кампании Кармазиной В.Р. сформулированная в слогане: «Профессионала в думу!» подразумевала обращение к прошлым заслугам кандидата как одно из оснований для его выбора. Концепция избирательной кампании Сысоевой Н.А. выраженная в слогане «Сказано-сделано!» также подразумевала применение технологии «использование фактов прошлого». Помимо данной технологии обоими штабами широко применялись и другие технологии.
«Личностные характеристики». Данная технология в нашем примере представляет отсечение ненужных характеристик и приукрашивание сильных сторон личности, что может являться для избирателей аргументами в выборе этих кандидатов Среди основных личностных качеств, на которые был сделан упор штабом Сысоевой Н.А., можно выделить следующие: целеустремленность, настойчивость, неординарность, ответственность. Основные качества, с помощью которых позиционировалась Кармазина Р.В., практически повторяют отмеченные выше у кандидата Сысоевой Н.А.. К ним можно добавить самобытность и импульсивность. Технология реализовывалась штабом Сысоевой Н.А. с помощью следующих средств: создания информационных поводов (например, участие Сысоевой Н.А. в автомобильных соревнованиях «Дебри»); встречикандидата и его доверенных лиц с избирателями; рекламных роликов и использование агитационных материалах. Основным средством реализации данной технологии штабом Кармазинной Р.В. являлись встречи кандидата с избирателями. Интересным для нашего исследования представляется попытка Кармазиной Р.В. сместить акцент в ходе избирательной компании с профессионализма в сторону человеческих факторов. Так, после неоднократного подчеркивания всяческих профессиональных качеств кандидата, в последнюю неделю избирательной кампании по телевидению был представлена в домашней обстановке как заботливая и любящая женщина. Таким образом недочеты в стратегии привели к тому, что к конце избирательной кампании в имидже Кармазиной Р.В. были актуализированы в основном рациональные имиджевые характеристики, что дало существенный перекос в его восприятии. Попытка штаба с помощью указанного рекламного ролика скомпенсировать данный перекос, по мнению некоторых PR-технологов, была достаточно удачной. На наш взгляд данная ситуация достаточно спорной, но такой ход позволил Кармазиной Р.В. внести в свой имидж новую составляющую. Техника «Присоединение в авторитету». При использовании этой технологии более высокое качество одного объекта приписывается более низкому объекту. Мне бы хотелось отметить партию «Единая Россия». Данная партия, по мнению большинства аналитиков, является фаворитом, т.к. она позиционируется как партия власти, которую поддерживает президент, а его рейтинг очень высок
Она позиционируется, в первую очередь, как партия, которую выбрал президент. Их лозунг "Вместе с президентом голосуй за "Единую Россию". Немаловажное значение в имидже партии имеет тот факт, что члены "Единой России", возглавляющие её, занимая высокие государственные посты, ведут активную деятельность и, естественно, используют свою деятельность в создании своего имиджа. Потому выдвижение от партии «Единая Россия» уже на начальной стадии избирательной кампании несло в себе определенные положительные стороны, что сказывалось на значительном преимуществе Кармазиной Р.В. У кампании Кармазинной Р.В. данная технология наоборот использовалась достаточно высоко и некоторые периоды кампании являлась доминирующей. Кроме того а качестве примера можно привести приезд Шойгу С. в г.Красноярск, проведение пресс-конференций и встреч с избирателями Кармазиной Р.В. с участием Шойгу С. Эта технология штабом Сысоевой Н.А. практически не использовалась. Единственное о чем уместно говорить в данном контексте, это связь кандидата с телевизионным каналом «Прима-ТВ» - «СТС». Но здесь невозможно оценить эффективность этой PR- технологии, так как отношение к указанному каналу не является однозначным. Основными средствами использования данной технологии являются рекламные материалы, создание информационных поводов, специальных событий и мероприятия. Технология «Конфликт». Эту технологию не тот и не другой штаб а активной степени не применял, поэтому целесообразней рассмотреть данный вид технологии на кампании Данилова В. В. Кандидат Данилов В.В. в качестве информационного повода для СМИ неоднократно использовал свою «несостоявшуюся судимость». Косвенно апеллируя к восстановлению ущемленных прав свободной личности, в коей Данилов В.В. подразумевал себя, он выступал защитником для всех несправедливо обиженных властью. При этом подразумевалось, что если он будет избран депутатом, то сможет реализовать некую программу по восстановлению нарушенных государством прав граждан
Проанализировав избирательную кампанию Данилова В.В. можно сказать, что эта технология являлась практически единственной в его избирательной кампании и реализовывалась всеми имеющимися у кандидата средствами. Техника «Использование социального контекста, создание социально значимой ситуации». Штаб Сысоевой Н.А. использовал данную технологию, обращая внимание на проблему строительства метро в г. Красноярске. Так как Сысоева Н.А. является генеральным директором ООО «СПИЦ «Капитал», а эта фирма занимается строительством, то идея «приписывание» кандидата к данному социальному контексту представлялась теоретически удачной. Но эффективность использования этой технологии была слабой, так как были выбраны не соответствующие технологии средства. А именно: вместо того, чтобы актуализировать проблему красноярского метро при помощи статей, репортажей, участие в аналитических программах и создание информационных поводов, были использованы только средства политической рекламы (такие, как агитационные листовки, наружная реклама), и затронутая проблема своего дальнейшего развития не приобрела. Более удачным использование данной технологии было у штаба Кармазиной Р.В.. В качестве проблемной ситуации была выбрана ситуация с бюджетом края и необходимостью решения этого вопроса на федеральном уровне. Ситуация «красиво» вписалась в общую стратегию избирательной кампании кандидата. Штаб Кармазиной Р.В. использовал практически все возможные средства для реализации данной технологии: политическая реклама, создание информационных поводов, актуализация поднятой проблемы на встречах с избирателями, интервью и освещение ее в СМИ и т.д. Типичным примером может служить неоднократно освещенное по различным Красноярским информационным каналам выступление кандидата Кармазиной Р.В. на заседании Законодательного собрания Красноярского края связи с обсуждением вопроса об утверждении бюджета края на 2004 год. В своем выступлении Кармазина Р.В. активно демонстрировала имидж экономически образованной, деловой женщины, имеющей опыт в государственных делах и способной влиять на политические процессы. Приведенный выше анализ реализации основных PR-технологий за счет использования различных средств свидетельствует, что конкретная ситуация выборов и используемая конкретная PR-технология, направленная на формирование имиджа политика, обусловливает использование определенных средств формирования имиджа. Чем более удачное определение этого средства тем более эффективна PR-технология. Основным подходом позволяющим удачно определять средства формирования имиджа является системный подход.
имидж политик избирательный выборы Заключение
Научная проблема формирования имиджа политика по средствам системного подхода с учетом многих факторов актуализирует цель данного исследования - определение механизма использования PR-технологий для формирования имиджа политика в избирательном процессе. В результате решения задач, поставленных в начале нашего исследовании достигнуты следующие результаты: 1. Конкретизированы понятия имиджа, PR-технологий, имиджа политика в политическом процессе. В политическом процессе PR-технологии являются основным средством формирования имиджа политика. Это определяет соотношение данных понятий. Имидж политика это набор имиджевых характеристик на формирование которых влияют следующие факты: факты прошлого, индивидуальные личностные характеристика носителя имиджа, социальная ситуация или социальный контекст. Формирование имиджа политика в избирательном процессе занимает существенное место, так как с помощью этого достигаются основные цели избирательного процесса, а именно избрание на выборную должность. Процесс формирования имиджа политика должен соотноситься с другими процессами избирательной кампании и должен включаться в общую предвыборную стратегию; . В ходе исследования были выявлены следующие средства, используемые PR-технологиями для формирования имиджа в современной практике агитация через СМИ или создание информационных поводов; политическая реклама; работа доверенных лиц. Личные встречи политика с общественностью; работа агитаторов; организация общественно значимых событий. Массовые акции; Интернет; слухи как особый вид коммуникации; . Определены основные этапы формирования имиджа политика и необходимость соотнисения их с этапами избирательной кампании; . На результатах теоретических исследований и анализе конкретного политического процесса были выявлены основные PR-технологии, используемые для формирования имиджа в избирательном процессе, а именно: использование фактов прошлого; использование личностных характеристик; «присоединение к авторитету»; использование социального контекста, социальной ситуации; конфликт. Данная классификация PR-технологий не является общепринятой. Таким образом, можно сделать вывод о новизне нашего исследования, в частности применения системного подхода к использованию PR-технологий для формированию имиджа политика; . В качестве основной оценки критерия эффективности использования PR-технологий определяем степень достижений поставленной цели, т.е. степень соответствия полученного имиджа желаемому; . Сформулированы основные рекомендации по использованию PR -технологии для формированию имиджа политика. К ним относятся а) оптимальный срок начала использования PR-технологий в избирательной кампании (от 6-х до 3-х месяцев до начала активной агитационной кампании); б) разработка отдельной стратегии формирования имиджа, которая, в первую очередь, должна соотноситься с общей стратегией избирательной кампании; в) своевременная и правильная оценка ресурсов. (при ситуации их недостатка необходимо либо изыскивать дополнительные возможности либо суметь переориентироваться на другую конечную цель); . Определено соотношение использования конкретных PR-технологий со средствами формирования имиджа. Так, технология «фактов прошлого» чаще всего используется в «первых листовках», рекламных роликах, на встречах кандидата с избирателями иных средствах. Технология раскрытия личных характеристик лучше всего реализуется на личных встречах, может раскрываться в репортажах, статьях, фильмах сюжетах о кандидате. Более сложно использовать данную технологию текстуально. Технология использования социального контекста наилучшим образом реализуется с помощью создания информационного повода. Менее приемлемым при данной технологии является использование рекламных материалов. Технология использования конфликтов также лучше разворачивается с помощью создания информационных поводов и аналитических материалов в СМИ. Малоприемлемым вариантом является использование рекламно - агитационных средств; . Определены теоретические обоснования использования системного подхода при изучении процесса формирования имиджа. Тем самым нами была доказана гипотеза исследования. Данные, полученные в ходе исследования могут быть рекомендованы к применению в избирательных процесса различного уровня. На основании данных и выводов, полученных в ходе настоящего исследования возможна дальнейшая классификация PR-технологий для формирования имиджа и создание новых PR-технологий. Также некоторые результаты исследования, например, механизмы формирования имиджа, могут быть перенесены из политической сферы в общесоциальную. Кроме того, выработанная нами схема изучения PR-технологий в процессе формирования имиджа политика представляется достаточно наглядной для практического использования и может применяться в чтении учебных курсов по данной тематике. Литература
1. Абрамов Ю.К Расстановка политических сил в США после выборов // США: Экономика. Политика. Идеология. 1995.- N 5.- С. 49-60 2. Алешина И. "Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетологов"- М.- 1997- 324 с. . Автономов А. Общественный контроль на выборах: быть или не быть // Власть. - 1996. - N 2. - С. 66-67 . Андреев А. В войсках готовятся к выборам // Ориентир.- 1995.- N 9. . Андрющенко Е Почему не сбылись прогнозы // Власть. - М., 1996. - N 2. С. 60-62. . Афанасьев М. Как будем выбирать Государственную Думу? // Власть.-1995. -N 1.- С. 18-21. 7. Блажнов Е.А. Public Relations. Приглашение в мир цивилизованных рыночных и общественных отношений. М., - 1994.- 398 с. . Бухарин. Н. Ситуация в России после выборов в Государственную Думу 17 декабря 1995 года: Политологический прогноз // Власть.- 1995. -N 7. . Блэк С. "Введение в паблик рилейшнз" Ростов-на-Дону.- 1998 г.- 317 с. . Боброва Е.Ю. Основы исторической психологии. СПб.,- 1997.- 349 с. . Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. - М.,- 1990.- 578 с. . Вешняков А. Законы о выборах у нас и в мире // Рос. Федерация. -1995.- N 18.- С. 14-16. . Выборы-96: роль телевидения / США: Экономика. Политика. Идеология. 1996.- N 2.- С. 91-93. . Государственное и общественное финансирование выборов в законодательные органы за рубежом // Дум. вестн.-1995.- N 3. . Глушко Е.К. Реформа избирательной системы в России и законодательство о выборах // Конституционный строй России. 1992. -Вып. 1.- С. 136-148. . Диманис М. Германия: итоги выборов // Мировая экономика и междунар. отношения. 1995.- N 10. - С. 88-93. . Демидов А.И. Долгов В.М. Вилков А.А. Политология. Саратов. М., - 1997 - 567 с. . Денис В. К. Выборы как индикатор политических процессов в постсоветской России // Власть. -1998. -№3. . Дроздов Э. Выборы во Франции по вертикали и горизонтали // Рос. Федерация. 1995.- N 23.- С. 60-62. . Зенкин С. Выборы в Государственную Думу: долгий путь к закону // Рос Федерация. 1995. - N 13.- С. 12-15. . Зенкин С. Выборы президента: порядок определен законом // Рос. Федерация. 1995.- N 12.- С. 8-10. . Зиновьев А.В. Гарантии свободы выборов представительных органов власти в России // Государство и право. 1995. - N 1.- С. 15-23. . Казанчев Ю. Выборы депутатов Госдумы: Как они проводятся? // Ориентир. 1995.- N 9.-С. 65-69. . Карлова О.А «MIPHOS SAPIENS - МИФ РАЗУМНЫЙ». - Академия поэзии, изд-во «Московский писатель», - 2001. с. 208 . Катлип С.М. "Паблик рилейшнз: Теория и практика" М., -2000. - 237 с. . Кашлев Ю. Президентские выборы в Польше // Междунар. жизнь. - 1996.- N 1.- С. 54-62. . Клименко В. Предприниматели и избирательная кампания в России: цели и задачи // Бизнес и политика. 1995.-N 5. . Клямкин И. Предвыборный лабиринт // Власть. - 1995.- N 5. - С. 26-33. . Колюшин Е. Финансирование выборов // Рос. Федерация. - 1995. - N 22. . Колюшин Е. Как выдвигают кандидатов в депутаты // Рос. Федерация. - 1995- N 17.- С. 7-8. . Корявин. Л. Выборы в США: возможны ли фальсификации? // Рос. Федерация. 1995.- N 20.- С. 61-62. . Кочетков А. Дума избрана: Кто займет президентское кресло? // Власть. 1996. - N 2.- С. 63-65 . Кошелюк М.Е. Технологии политических выборов. - СПб.- 2004.- с. 438 . Ожегов С.В. Словарь Русского языка. М,- 1983.- 1683 с. . Охотский, Е.; Шарковский, Л. Выборы-95: три дня до и после // Власть. -1996.- N 2. . Лебон Г. «Психология народов и масс». СПб., «Унверситет». с. 126 . Левада Ю. Человек, толпа и масса в общественном мнении // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень ВЦИОМ. - 1997. - №5. . Лукашев А.В. "Черный" PR как способ овладения властью, или бомба для имиджмейкера" Спб.,- 2001.- 268 с. . Макиавелли. Избранные произведения. М.,- 1982.- 643 с. . Малютин, М Шансы предпринимателей на выборах - 95/96 // Бизнес и политика. -1995. -N 9. - С. 18-24. . Ольшанский, Д. За кем теперь пойдет электорат? // Рос. Федерация. - 1995.- N 17.- С. 4-6. . Осадчий И. Выборы в России: возможности и перспективы левых сил // Диалог. -1995.- N 9.- С. 38-48. . Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том. Как создать свой имидж.- М., - 2000.- 278 с. . Петров Н. Выборы органов представительной власти // Мировая экономика и междунар. отношения. - 1995. -N 4. . Полубояров М. Стартовый потенциал выборного марафона: Пресса о перспективах проведения выборов и об избирательном законодательстве Федер. Собр // Дум. вестн. 1995.- N 2.- С.173-178 . Почепцов Г.Г. Имиджмейкер. - Киев, - 1995. - 682 с. . Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением. М., - 2003.- 319 с. . Туманов С. В.; Бурыкин, И.Г. Электорат России в 1993 году // СоцИс: Соц. исслед. - 1995.- N 9.- С. 22-44. . Рековская. И.Ф Выборы-93: Парадоксы общественного сознания или просчеты социологических прогнозов?: (Обзор) // Российские контрасты: Социологические исследования 1993-1994 гг. - 1995. - С. 164-190 . Российское предпринимательство в предвыборном марафоне 1995-1996 годов // Бизнес и политика. М., - 1995.- N 6. . Руткевич М. Выборы-95: прогнозы и результаты // Власть. - 1996.- N 3. . Рябов Н. Выборы - серьезный экзамен российской демократии // Ориентир. - 1995. - N 10. . Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. - М.- 2001. - 852 с. . Соколов Д.М. Разнознаменный ансамбль//Комерсантъ-власть.- 1998. - №18. . Сухопаров А. Магическое слово "выборы" // Человек и закон. -1995. - N 9. . Усольцева, А Законодательство о выборах: надзор за исполнением // Законность. -1995. -N 11.- С. 15-18. . Ушакин, С.А. Речь как политическое действие // Полис. - 1995.- N 5. - С. 142-153. . Цулудзе А.М. Формирование имиджа политика в России. М., - 1999.- 143 с. . Чекалкин В. Государственная Дума и вторые парламентские выборы // Власть. - 1995.- N 5.- С. 18-24. . Чекалкин В. Региональные праймер из третьих парламентских выборов// Власть. - 1998. - N 2.- С.37-41. . Чумиков А.Н. "Связи с общественностью" М.,- 2001- 272 с. . Яковлев И. Вероятные кандидаты на пост президента России // Власть.- 1995.- N 7.- С. 75-78..
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|