Организационная структура и штаты органов государственного управления.
Под организационной структурой органов государственного управления понимается внутреннее строение системы управления и самого органа. Термин «государственный аппарат» употребляется для обозначения всей системы органов государства, т. е. органов, через которые осуществляется государственная власть, функции государства. Понятие «аппарат управления» включает всю систему органов управления. Орган – учреждение, выполняющее определенные функции в той или иной сфере общественной жизни. Аппарат органа – это система его внутреннего построения. В действующем законодательстве понятию «рабочий аппарат» обычно тождественно понятие «организационная структура» (министерства, ведомства). Структура органа государственного управления состоит из следующих элементов: а) руководство (например, министр, его заместители, коллегия министерства); б) отраслевые подразделения (например, главки министерств); в) функциональные подразделения (например, управления и отделы министерств); г) вспомогательные подразделения (секретариат, экспедиция и др.). Таким образом, под структурой органа управления понимается состав его внутренних подразделений, их соотношение, распределение между ними функций и полномочий, возложенных на орган, и формы взаимодействия. Известны различные виды организационной структуры аппарата органов государственного управления. Линейная структура характеризуется тем, что всеми функциями управления ведает один руководитель (простейшая система), т. е. имеет место прямая связь руководителя с подчиненными ему объектами управления. Эта структура применяется, как правило, на низовых уровнях управления.
Сущность функциональной структуры состоит в том, что все руководство имеет самостоятельные функции. При производственно-отраслевой структуре каждому структурному подразделению органа (например, главному управлению (управлению) министерства) подчиняется непосредственно группа подведомственных данному органу организаций. В целях учета особенностей территориального размещения объектов управления образуются производственно-территориальные структурные подразделения. Они управляют не всеми объектами данного профиля (отрасли), а только расположенными на определенной территории. Внутренняя организационная структура утверждается, как правило, руководителем органа и строится с учетом штатов, т.е. выделенных бюджетных средств на содержание аппарата того или иного органа. Штаты установлены для каждого органа государственного управления. Под штатами обычно понимается постоянный состав сотрудников в органе, количество государственных служащих, занятых в аппарате управления. Штаты – это, прежде всего, количество необходимых должностей, их наличие. В правовых актах обычно указывают штатное количество работников органа, при этом имеется в виду, каким должно быть их количество. По каждой штатной единице устанавливается определенный размер заработной платы (оклад), т. е. денежное вознаграждение тому, кто будет занимать эту должность Штаты каждого органа имеют официальное правовое закрепление – штатное расписание. В нем даются перечень структурных подразделении, название и количество должностей, как в целом, так и по каждой отдельной должности с указанием должностных окладов. Штатное расписание является юридическим документом, который составляется по определенной форме и утверждается, как правило, руководителем органа в пределах установленной вышестоящим органом численности расходов на содержание данного органа. Штатное расписание предназначено для того, чтобы юридически точно определить организационную структуру органа и, исходя из общей компетенции органа, распределить полномочия среди структурных подразделений и их личного состава, установить размеры средств на их содержание и оклады каждого работника.
16. Полномочия Президента Республики Беларусь по реализации задач и функций в сфере государственного управления. Аппарат Президента Республики Беларусь: понятие, структура. Президент обладает широкими полномочиями в сфере государственного управления. В одних случаях такие полномочия принадлежат исключительно ему. Президент имеет право распустить палаты Национального собрания в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь. В целях реализации организационной функции исключительноПрезиденту согласно ст. 84 Конституции Республики Беларусь принадлежит право: 1) осуществлять образование, упразднение и реорганизацию Администрации Президента Республики Беларусь; 2) осуществлять образование, упразднение и реорганизацию иных органов государственного управления; 3) осуществлять образование, упразднение и реорганизацию консультативно-совещательных и иных органов при Президенте; 4) определять структуру Правительства; 5) принимать решение об отставке Правительства и его членов; 6) назначать на должность и освобождать от должности Председателя Комитета государственного контроля; 7) формировать и возглавлять Совет Безопасности; 8) назначать на должность и освобождать от должности Государственного секретаря Совета Безопасности; и т.д. Полномочия совместного ведения – это полномочия, осуществление которых инициируют (дают согласие или утверждают) другие органы или лица. Например, премьер-министр Республики Беларусь назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. Председатели исполнительных комитетов назначаются на должности и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь или в установленном им порядке и утверждаются в должности соответствующими Советами. Президент участвует в назначении заместителей руководителей местных исполнительных и распорядительных органов.
Согласование предполагает получение согласия Президента. Разрешение выражается в том, что Президент предоставляет облисполкому право назначения председателя исполкома базового уровня. Функция регулирования и полномочия по ее реализации не получили надлежащей правовой регламентации. Они обусловлены предоставлением Президенту права издавать правовые акты, в частности декреты. Важной в деятельности Президента в сфере государственного управления является функция руководства. Президент в первую очередь осуществляет руководство органами исполнительной власти, ему подчиненными. Руководство Президента подчиненными органами государственного управления предполагает: 1) нахождение Президента во главе руководимых; 2) подчинение воле Президента деятельности руководимых; 3) возможность Президента определенным образом воздействовать на руководимых; 4) определенную зависимость руководимых от руководящего, т. е. Президента; 5) возможность Президента направлять деятельность руководимых; 6) подотчетность руководимых Президенту. Президент как Глава государства находится выше всех органов государственного управления и, естественно, выше подчиненных ему органов. Президент является главным в управленческой системе. Он наделен верховной властью, наиболее значимыми полномочиями в сфере государственного управления. Об этом свидетельствует совокупность полномочий Президента в рассматриваемой сфере. Такой статус позволяет ему более эффективно осуществлять руководство. Функция контроля и учета реализуется Президентом как непосредственно, так и через образуемые им органы государственного управления. Координацию Президент осуществляет с целью согласования действий различных органов государственного управления для решения каких-либо задач общего характера. Президент обладает полномочиями и по реализации функций прогнозирования и планирования, которые он использует достаточно часто.
Президент обладает особыми полномочиями при возникновении чрезвычайных ситуаций. Он вправе вводить на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение в случаях стихийного бедствия, катастрофы. Аппарат Президента Республики Беларусь: понятие, структура Определенную часть работы Президент осуществляет через свой аппарат, который подчинен только ему. Этот аппарат представляет собой совокупность органов (структурных подразделений), образуемых Президентом и состоящих при нем для выполнения соответствующей работы, особых функций, оказания Президенту необходимой помощи в осуществлении полномочий. Подобный аппарат имеет глава любого государства. Без него Президент не в состоянии осуществлять свою многогранную деятельность и широкие полномочия. Аппарат Президента Беларуси особый: он состоит из органов государственного управления, построенных по функциональному принципу, и имеет надведомственные полномочия внешнего качества. В него входят: 1) Администрация Президента Республики Беларусь; 2) Управление делами Президента Республики Беларусь; 3) Совет Безопасности Республики Беларусь; 4) Комитет государственного контроля; 5) Служба безопасности Президента. Аппарат Президента не образует систему. Аппарат Президента – это совокупность органов государственного управления, призванных оказывать ему помощь в работе, выполнять его указания и поручения. По своему основному предназначению рассматриваемый аппарат имеет определенное сходство с аппаратами других государственных органов. По правовому же статусу аппарат Президента находится на более высокой ступени. [74, с. 310]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|