Выбор модели формирования себестоимости на продукцию предприятия
В условиях перехода к рыночной экономики себестоимость продукции является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятий. Исчисление этого показателя необходимо для: оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики; определения рентабельности производства и отдельных видов продукции; осуществления внутрипроизводственного хозрасчета; выявления резервов снижения себестоимости продукции; исчисления национального дохода в масштабах страны; расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии, организационно-технических мероприятий; обоснования решений о производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших. В отечественной практике учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции являются составной частью общей единой системы бухгалтерского учета. Если раньше учету издержек особое внимание уделяли лишь на крупных предприятиях, то сейчас в условиях рыночной экономики, вследствие усиления конкуренции, усложнения производственных процессов это направление учета становится все более актуальным для малых и средних предприятий и организаций. Все большее значение для предприятия приобретает решение таких задач как: информационное обеспечение процесса принятия решений; обеспечение базы для ценообразования; контроль экономической эффективности деятельности предприятия; получение данных о результатах деятельности; расчет стоимостной оценки для статей баланса и другие. Одной из важнейших задач управленческого учета является калькулирование себестоимости продукции. Себестоимость продукции - это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. Себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия складывается из затрат, связанных с использованием в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
Себестоимость продукции является качественным показателем, в котором концентрированно отражаются результаты хозяйственной деятельности организации, ее достижения и имеющиеся резервы. Чем ниже себестоимость продукции, тем больше экономится труд, лучше используются основные фонды, материалы, топливо, тем дешевле производство продукции обходится предприятию, так и всему обществу. Для исчисления себестоимости отдельных видов продукции затраты организации группируют и учитывают по статьям калькуляции. В основных положениях по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях установлена типовая группировка затрат по статьям калькуляции, которую можно представить в следующем виде: . "Сырье и материалы". . "Возвратные отходы" (вычитаются). . "Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций". . "Топливо и энергия на технологические цели". . "Заработная плата производственных рабочих". . "Отчисления на социальные нужды". . "Расходы на подготовку и освоение производства". . "Общепроизводственные расходы". . "Общехозяйственные расходы". . "Потери от брака". . "Прочие производственные расходы". . "Коммерческие расходы". Итог первых 11 статей образует производственную себестоимость продукции, а итог всех 12 - полную себестоимость. Кроме того различают индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость.
Индивидуальная себестоимость свидетельствует о затратах конкретного предприятия по выпуску продукции; среднеотраслевая - характеризует средние по отрасли затраты на производство данного изделия. Определение себестоимости производства единицы продукции - одна из основных учетных задач. В основе решения большого круга управленческих задач лежит именно себестоимость. Эффективность работы организации во многом зависит от информации о формировании себестоимости. Тому есть причины: затраты на производство продукции являются базой для установления продажной цены; информация о себестоимости лежит в основе прогнозирования и управления производством. Управление себестоимостью продукции предприятий - планомерный процесс формирования затрат на производство всей продукции и себестоимости отдельных изделий, контроль за выполнением заданий по снижению себестоимости продукции, выявлению резервов ее снижения. Основными элементами системы управления себестоимостью продукции являются прогнозирование и планирование, нормирование затрат, учет и калькулирование, анализ и контроль за себестоимостью. Все они функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом. Теперь рассмотрим содержание прогнозирования. Прогнозирование присуще всем предприятиям независимо от их форм собственности. Механизм прогнозирования включает: принципы, определение приоритетных целей, обеспечение взаимосвязи между показателями, учет факторов и конъюнктуры развития рынка, контроль за составлением прогнозов и реализацией планов. Процесс прогнозирования базируется на знании и использовании объективных экономических законов, законов товарного производства (закон стоимости), законов рыночной экономики. Прогноз - научно-обоснованное предвидение характера будущего поведения какой-либо системы в целом или ее составных частей при определенных условиях. Прогноз как процесс связан обычно с анализом состояния и оценкой перспектив развития тех или иных явлений. Но прогноз нельзя рассматривать только с точки зрения видения будущего состояния явлений. В связи с этим можно выделить два этапа прогнозирования (таблица 3.11):
Таблица 3.1.1 Этапы прогнозирования*
* Источник: [23, с.59]. Прогнозы также имеют классификацию по различным признакам: По уровню: макропрогнозы и микропрогнозы. По временным горизонтам: краткосрочные (от 1 до 3 лет), среднесрочные (от 3 до 5 лет), долгосрочные (более 5 лет). По факторам повторяемости: иррегулярные; прогноз более или менее повторяющийся; предвидение лишь общего контура явлений. По содержанию: прогнозы НТП; демографические; экономические; социальные; экологические; отраслевые; территориальные; внешнеэкономические. Прогнозирование выполняет следующие функции (таблица 3.1.2):
Таблица 3.1.2 Функции прогнозирования*
* Источник: [23, с.78]. Принципами прогнозирования являются: системность; адекватность; альтернативность; Методы прогнозирования делятся на две группы: качественные методы устанавливают общие закономерности развития прогнозных процессов; количественные методы дают возможность выразить качественные характеристики в количественном выражении. Научно-аналитической стадией прогнозирования является планирование. Комплексно-целевые прогнозы - план. План - мотивированная схема действий по достижению определенных результатов. Планирование - это непрерывный процесс, направленный на адаптацию временных решений, относящихся к будущему с учетом постоянного обновления информации о состоянии дел фирмы. Планирование включает систему мер, предусматривающих определение конкретных целей развития организации, способов и методов достижения этих целей, установление порядка и сроков выполнения для этого работ, контроль за их выполнением.
В настоящее время существует множество методов прогнозирования, каждый метод содержит множество приемов мышления, имеет свою отличительную особенность. Более эффективными методами прогнозирования, являются те, которые учитывают неравноценность различных уровней ряда. Для прогнозирования используются различные математические методы от давно изученных и применяемых в математической статистике корреляционных и регрессионных моделей до новых методов экспоненциального сглаживания. Рассмотрим существующие методики оценки прогнозирования цены на продукцию предприятия. Метод экспертных оценок применим как самостоятельный, так и в качестве составной части прогнозирования с помощью других методов, для оценки результатов или прогнозирования факторов, влияющих на формирование себестоимости. Одним из самых распространенных методов прогнозирования является экстраполяция, то есть распространение установленной тенденции на будущее. В условиях неустойчивости тенденции изменения коммерческих цен на затраты предприятия методы экстраполяции уровня формирования себестоимости позволяют получать лишь приближенные результаты при небольшом сроке прогнозирования. Поскольку процесс изменения уровня коммерческих цен на затраты предприятия, как большинство экономических процессов, является стохастическим, то вероятность того, что фактический уровень коммерческих цен на затраты предприятия в известный момент будет равен значению, определенному точечным прогнозом, невелика. Поэтому определяются границы возможного изменения прогнозируемого уровня коммерческих цен на затраты предприятия (доверительный интервал). Приведенные выше методы основаны на предположении равноценности всех уровней динамического ряда, в то время как информационная ценность уровней нарастает по мере приближения к прогнозируемому периоду. В связи с этим имеющийся ряд уровней коммерческих цен на затраты предприятия экстраполируется с помощью адаптивных методов: экспоненциального сглаживания и гармонических весов, в основе которых лежит принцип взвешивания скользящей средней или скользящего тренда. Кроме перечисленных методов часто применяется экстраполяция. Методы экстраполяции представляют предположение о неизменности факторов, определяющих развитие изучаемого объекта, и заключаются в распространении закономерностей развития объекта в прошлом на его будущее. Сущность этих методов заключается в том, что на основе статистической обработки и анализа динамического ряда определяется его тенденция, так называемый тренд ряда. Группу простых методов экстраполяции, составляют методы прогнозирования, основанные на предположении относительного постоянства в будущем абсолютных значений уровней, среднего уровня ряда, среднего абсолютного прироста, среднего темпа роста. Группа сложных методов экстраполяции, основана на выявлении основной тенденции, т.е. применении статистических формул, описывающих тренд.
Экономические прогнозы носят преимущественно общий характер и служат для описания состояния экономики в целом по компании или по конкретным изделиям. Экономические прогнозы можно подразделить на три части: . По масштабности объекта прогнозирования (глобальные прогнозы, макропрогнозы, межотраслевые и межрегиональные прогнозы, региональные прогнозы, прогнозы развития народнохозяйственного комплекса, отраслевые прогнозы, микропрогнозы). 2. По времени упреждения (долгосрочные прогнозы (от 5 до 20 лет и более), среднесрочные прогнозы (от 1 до 5 лет), краткосрочные (от нескольких месяцев до 1 года), оперативные (до одного месяца)). . По цели прогнозирования (поисковый прогноз, нормативный прогноз). В современных условиях в силу динамичности процессов, возрастание неопределенности информацией, наиболее актуальным делом и реальным делом, становится краткосрочное прогнозирование. при краткосрочном прогнозировании наиболее важным являются последние данные исследуемого процесса, а не тенденции сложившиеся на всем периоде предыстории. Оценка точности прогноза является важной составной частью процесса прогнозирования. Эти же показатели применяются и при определении точности прогноза до наступления, прогнозируемого периода. Имеющийся ряд уровней коммерческих цен на затраты предприятия делится на две части (3: ), первая из которых охватывает более ранние данные, а другая рассматривается в качестве фактических значений прогнозируемого показателя (pф), выравненные по уравнению значения коммерческих цен на затраты предприятия этой части считаются прогнозными (p*). Полученная ретроспективно ошибка прогноза в определенной мере характеризует точность применяемого метода прогнозирования. В целом анализ динамики и прогнозирования коммерческих цен на затраты, которые определяют себестоимость продукции на предприятии, работающего на потребительском рынке, имеет прикладной характер. Он позволяет корректировать ценовую политику компании, чтобы сохранить стабильные доходы: · предотвратить необоснованное снижение или рост коммерческих цен на затраты, которые определяют себестоимость продукции на предприятии; · учесть фактический уровень инфляции в росте коммерческих цен на затраты предприятия. Возможность на основе выявленной тенденции прогнозировать изменение себестоимости продукции позволяет просчитать перспективы предприятия и при необходимости изменить методы формирования себестоимости. Проводя выбор существующих методов прогнозирования, наиболее подходящей для выявления прогнозных значений показателей себестоимости на продукцию предприятия является метод аналитического выравнивания. С помощью него мы спрогнозируем прогнозные значения показателей себестоимости на продукцию предприятия на I II, III, IV квартал 2010, 2011гг.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|