Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система государственного регулирования коммерческой деятельности и методы стимулирования ее развития в отраслях народного хозяйства




В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство всегда выполняло определенные функции в сфере экономики.

Рыночная экономика, центральной фигурой которой является предприниматель, может успешно функционировать лишь в случае эффективного регулирования коммерческой деятельности со стороны государства. Государственное регулирование коммерческой деятельности имеет важное значение для экономического и социального развития страны.

Государственное регулирование – воздействие государства в лице государственных органов на экономические субъекты и процессы и участвующих в них лиц. Государственное регулирование осуществляется, чтобы придать процессам организованный характер, упорядочить действия экономических субъектов, обеспечить соблюдение законов, отстаивать государственные и общественные интересы. Государственное регулирование включает прогнозирование, планирование, финансирование, бюджетирование, налогообложение, кредитование, администрирование, учет, контроль.

Система государственного регулирования рыночного хозяй­ства проявляется через реализацию комплекса типовых мер за­конодательного, исполнительного и контрольного характера, проводимых государственными органами власти в целях стаби­лизации и приспособления национальной экономики к посто­янно изменяющимся рыночным условиям. Госу­дарство использует комплекс экономических и административ­ных мер.

Экономические меры включают механизм регулирования финансово-кредитной и бюджетной политики, в том числе:

§ контроль за уровнем банковской учетной ставки, состоя­нием денежно-кредитных операций, ценных бумаг, инве­стиций на финансовом рынке,

§ создание оптимальных размеров денежных резервов, акку­мулирующихся в системе Центробанка России за счет обя­зательных отчислений финансовыми институтами.

Административные меры предусматривают использование государственной власти с запретительными и принудительными механизмами, предупреждающими и предотвращающими всяче­ские нарушения по охране окружающей среды, социальной справедливости, этических норм и правил российского бизнеса.

Система государственного регулирования представляет ком­плексную совокупность форм и методов прямого и косвенного государственного регулирования.

Основными на­правлениями прямого государственного регулирования экономики являются:

1. Прямое бюджетное финансирование, включающее выделе­ние бюджетных субвенций, дотаций и субсидий предприятиям и территориям страны. Субвенция представляет собой вид целевого денежного пособия со сто­роны правительства в целях санирования (оздоровления) пред­приятий и территорий страны. Выделение государством дотации из фе­дерального и местного бюджетов предполагает действенную по­мощь предприятиям и фирмам для возмещения потерь при про­изводстве и реализации продукции по ценам, не покрывающим издержки производства и обращения. Как правило, дотируются товары высокой значимости для населения и это, прежде всего хлеб, молоко, мясо, электроэнергия, транспорт и др. Государство часто оказывает безвозмездную финансовую по­мощь в форме безвозвратных субсидий отраслям, территориям страны в тех случаях, когда на­ступают форс-мажорные обстоятельства или государство считает необходимым в целях поддержания развития социальной ориен­тации в обществе.

Особое место в государственной политике регулирования то­варно-денежными отношениями выделяются государственному заказу, квотированию и лицензированию.

2. Государственный заказ — это своеобразная форма финан­сирования деятельности предприятий, при которой государство заказывает производство той или иной важнейшей продукции и выступает в роли покупателя.

За счет реализации квотирования государство осуществляет регулирование экспортных и импортных операций для достиже­ния выгодного баланса внешнеторгового оборота за счет стро­гого контроля и количественных ограничений на определенный период времени.

Лицензирование экспорта и импорта — это система государст­венного контроля за проведением экспортных и импортных сде­лок за счет установления строгого учета определенных товарных потоков и при необходимости их ограничения.

3. Программно-целевые методы прямого регулирования пред­ставляют совокупность мер и механизмов, направленных на реализацию комплексных целевых программ, принимаемых на федеральном и региональном уровнях. Эти программы имеют целью: развитие рыночного механизма в России, рациональное использование и сохранение природных богатств, стимулирова­ние производства невыгодных, но необходимых обществу това­ров и услуг и стабилизацию экономики.

4. Государственное предпринимательство проявляется через организацию коммерческой деятельности для обеспечения рит­мичной и качественной работы рыночных субъектов, удовлетво­ряющих государственные потребности. Государство выступает самым крупным участником рынка во многих ведущих отраслях энергетики, транспорта, так как имеет контрольный пакет акций.

Методы косвенного государственного регулирования имеют це­лью разработку и реализацию совокупных мер относительно всех участников рыночного механизма. Основными из них являются:

1. Кредитно-денежная политика является тонким инструмен­том влияния государства на всевозможные срывы поступатель­ного развития товарно-денежных отношений и в целом общества. Эта политика представляет систему государственных рычагов и механизмов, направленных на поддержание устойчивого денеж­ного баланса в стране за счет регулирования наличия денежной массы, золотого запаса, валютного резерва, перераспределения кредитных соглашений и гибкого варьирования процентными ставками, а также создания устойчивого инвестиционного порт­феля. Государственная кредитно-денежная политика способст­вует решению вопросов переструктуризации народного хозяйст­ва с учетом социальной ориентации, производства новейших технологий и наукоемкой продукции.

2. Таможенная политика является одним из основных рычагов регулирования внешнеэкономической деятельности страны за счет комплексных мер по ввозу и вывозу товаров, раз­личных грузов и материально-товарных ценностей. Таможенные службы защищают интересы страны через четкий и строгий кон­троль за выполнением административных правил и лицензий, взи­манием таможенных пошлин, соблюдением санитарных норм и карантинных правил, а также соответствием установленным стан­дартам, сертификатам качества и соответствия и других требований к предметам ввоза и вывоза за пределы территории страны.

3. Налоговая политика представляет комплекс экономических рычагов, регулирующих взаимоотношения государства с предпри­нимателями и гражданами за счет осуществления денежных сборов в целях пополнения доходной части бюджета на основании систе­мы налогов, утверждаемых законодательством. Спецификой на­логовой политики переходного периода является установление системы гибких налоговых льгот, стимулирующих деятельность коммерческих и промышленных структур, производящих и реа­лизующих особо важную и необходимую продукцию социальной ориентации и военно-промышленного комплекса.

Последовательное обоснование формирования налогов, выделений целевых дотаций в социальный, промышленный, оборонный и другие секторы экономики, получения займов за рубежом, размещения отечест­венных инвестиций способствует развитию экономики.

Коммерческая деятельность, как и любая иная предпринимательская деятельность, в значительной степени регулируется государством. Прежде всего, это относится к правовым основам, особенностям создания и функционирования коммерческих организаций. Как известно, эти вопросы регулируются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, соответствующими федеральными законами. Кроме того, государство может особым образом регулировать условия хозяйствования коммерческих организаций: через установление запретов на отдельные виды деятельности (например, монополия государства на торговлю спиртными напитками, сигаретами и т.п.), лицензирование различных видов коммерческой деятельности, предоставление налоговых льгот или, напротив, введение повышенных налогов, пресечение недобросовестной конкуренции или монополистической деятельности.

Государство оказывает регулирующее воздействие на ценообразование или напрямую устанавливает предельные уровни цен и осуществляет их контроль. К таким ценам относятся цены на энергоресурсы, медикаменты, почтово-телеграфные, телефонные и железнодорожные тарифы. Регулирование обеспечивает сбалансированность и стабильность экономики, а также конкурентоспособность товаров на внешних рынках. Государственное регулирование цен дополняется гибкой системой льготного кредитования и налогообложения, а также прямыми дотациями отдельным производствам и отраслям.

Регулирование коммерческой деятельности представляет собой государственное воздействие в отношении определенного субъекта торгового оборота с целью недопущения, изменения или прекращения хозяйственной ситуации определенного рода или, напротив, поддержания ее в соответствующем состоянии.

Регулирование может выражаться в качестве прямого (директивного) решения вопроса (запрет, разрешение) и в качестве косвенного, когда применяются экономические рычаги и стимулы. С точки зрения содержания государственного воздействия, оно может подразделяться на: а) создание и прекращение субъектов коммерческой деятельности; б) планирование, регулирование хозяйственной деятельности; в) контроль за хозяйственной деятельностью.

Целью государственного регулирования коммерческой деятельности является развитие хорошо отлаженного товарного рынка, а также решение различных задач, стоящих перед обществом.

Цель государственного регулирования торговли осуществляется через три основные функции:

1) создание условий для цивилизованного функционирования рынка (определение форм собственности хозяйствующих субъектов и правил управления; создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров; защита интересов и прав потребителей продукции хозяйствующих субъектов; установление стандартов на продукцию);

2) решение макроэкономических задач (определение объема национального производства; пропорциональность развития экономики; обеспечение темпов экономического роста; поддержание уровня занятости трудоспособного населения, его социальная защита);

3) стратегическое планирование научно-технического прогресса.

Существуют следующие формы государственного регулирования предпринимательской, в том числе торговой деятельности.

1. Установление нормативных правовых предписаний, регулирующих предпринимательскую деятельность. Прежде всего, это принятие законов и подзаконных нормативно-правовых актов, регулирующих предпринимательские отношения.

2. Использование экономических рычагов воздействия на хозяйственно-оперативную деятельность субъектов предпринимательской деятельности. К экономическим рычагам можно отнести: установление квот, пошлин, лимитов, иных ограничений или поощрений в различных сферах предпринимательской деятельности.

3. Обеспечение строгого соблюдения установленных правовых предписаний субъектами общественных отношений, возникающих при осуществлении предпринимательской деятельности. Данное направление государственного регулирования осуществляется через систему мер контрольно-надзорного характера.

В государственном регулировании предпринимательских отношений отдельное место занимает государственный контроль (надзор), проведение которого способствует обеспечению законности при осуществлении предпринимательской деятельности.

4. Защита прав и интересов участников предпринимательских отношений. Федеральный закон № 134-ФЗ от 8 августа 2001 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям гарантирует защиту прав при проведении федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов государственного контроля (надзора).

К средствам государственного регулирования торговой деятельности следует, прежде всего, отнести:

§ государственное регулирование цен на товары – это вмешательство государства в процесс рыночного ценообразования с целью перераспределения прибыли между различными группами предпринимателей. Может осуществляться прямыми и косвенными методами. К прямым методам относятся лимитирование цен и их субсидирование из средств государственного бюджета. Косвенные методы включают использование средств налоговой политики, финансирование научно-исследовательских работ, дифференцированную кредитную политику, государственные заказы частным компаниям. (Базовыми правовыми актами по регулированию цен является Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и принятое в его развитие одноименное Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239. Продукция, в отношении которой применяется государственное регулирование цен: газ, электрическая и тепловая энергия, протезно-ортопедические изделия; водка, ликероводочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28%, торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях; торговые надбавки к ценам на продукты детского питания.

§ государственное регулирование безопасности товаров (сертификация, техническое регулирование);

§ государственное регулирование внешнеторговой деятельности;

§ лицензирование отдельных видов торговой деятельности (Лицензирование – деятельность лицензирующих органов, связанная с предоставлением лицензий, приостановлением действия лицензий за нарушение лицензионных требований, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем за соблюдением лицензионных требований. Лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 08.08.2001: оптовая и розничная торговля алкогольной продукцией, ювелирными изделиями, автомобильными ТС, пиротехническими изделиями, табачными изделиями, лекарственными средствами и др.)

§ осуществление государственного контроля в торговле;

§ обеспечение конкуренции на товарном рынке (антимонопольное регулирование);

§ организацию хозяйствующими субъектами учета и отчетности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...