Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и виды измерительных шкал




 

В психодиагностике понятие «шкала» используется в широком и узком значении. В первом случае этим термином называется конкретная психометрическая методика (например, шкала Бине-Симона, шкала Векслера, шкала тре­вожности Тейлора, шкала мотивации одобрения Марлоу-Крауна), так что фактически ставится знак равенства между понятиями «шкала» и «методика», «тест».

Во втором случае речь идет об измерительной шкале как форме фиксации со­вокупности признаков изучаемого психического явления с упорядочиванием их в определенную числовую систему. Каждому элементу совокупности проявлений исследуемого явления соответствует определенный балл или шкальный индекс, количественно уста­навливающий положение наблюдаемой единицы на шкале, которая охватывает всю совокупность или ее часть. В основу разработки конкретной ПДМ (теста) закладывается определенный тип измерительной шкалы.

Выделяют следующие виды измерительных шкал: неметри­ческие (номинативные и порядковые шкалы) и метрические (интер­вальные шкалы и шкалы отношений).

Номинативные шкалы (шкалы наи­менований) устанавливают соответствие признака тому или иному классу. Объек­ты объединяют в классы на основании какого-либо общего свойства (классы эк­вивалентности) либо символа (обозна­чения). Не обязательно, чтобы между выявленными классами существовала внутренняя взаимосвязь.

Одним из распространенных видов но­минативной шкалы является классифика­ция объектов на две группы по принципу «А – не-А» (альтернативные признаки в дихотомической шкале наименований). Большинство диагностических и исследовательских методик построено на основе этого типа измерительной шкалы.

Примерами использования та­кой шкалы являются оценивание ответа испытуемого на пункты тест-опросникаили теста интеллекта в виде утверждения или отрицания, соответ­ствия или несоответствия полученного ответа «ключу» измеряемого свойства:

Вы склонны преувеличивать в своем воображении неприятные события, которые могли бы произойти? а) да; б) нет. Можно понять людей, которые не прочь воспользоваться в своих интересах заблуждениями других. а) да, это реалии жизни, которые надо принимать такими, какие они есть; б) согласен, в этом для всех будет польза: для одних – достижение результата, а для других – урок на будущее; в) нет, такое поведение вызывает у меня недоумение. Найдите закономерность и продлите числовой ряд 3 5 9 17... а) 25; б) 33; в) 35. Вставьте пропущенное слово, выбрав из трех возможных слов. фляга (альт) жесть косяк (....) мираж а) кора; б) риск; в) кожа.

Другой разновидностью номинативной шкалы является перечень или набор каких-либо признаков, группи­руемых при сборе информации или ее об­работке:

Вы предпочитаете проводить досуг... а) с товарищами и приятелями; б) на лоне природы; в) занимаясь спортом; г) читая книгу; д) у телевизора; е) в кругу семьи. В профессиональной деятельности для меня более всего важно: а) зарплата; б) интересная работа; в) общение; г) самостоятельность; д) проявление своих возможностей; е) внимательное отношение руководства.

 

При построении шкал наименований главными являются качественные различия, а потому числовые значения, используемые в качестве обозначений признаков изучаемого психического объекта (явления), не отражают количественных различий этих признаков.

Операции присвоения чисел признакам какого-то явления являются совершенно произвольной операцией. Поэтому классы признаков можно обозначать любыми символами – произвольными числами, буквами или другими знаками при условии, что каждый символ будет использован исключительно для обозначения одного класса признаков объекта (явления) и одновременно ни один класс признаков не будет обозначаться двумя или большим числом символов. Например, по каждому пункту тест-опросника при совпадении ответа испытуемого с значимым ответом по «ключу» начисляется одна условная единица («1»).

Особенности шкалы наименований накладывают определенные ограничения для использования методов математической статистики при обработке массива данных, полученных с помощью тех или иных методик, созданных на базе этой шкалы. Поскольку операции арифметического характера ограничены, то в качестве меры центральной тенденции используется лишь мода. Модальный класс объектов определяют после подсчета абсолютных или относительных частот, т.е. встречаемости того или иного результата в каждом классе объектов. В качестве меры тесноты взаимосвязи между различными массивами измерений можно использовать коэффициент корреляции Пирсона. Однако если один из рядов пе­ременных представлен в шкале наименований, а другой – в любой иной (интервальной, отношений или по­рядковой), то применяется бисериальный коэффициен­т корреляции. Для оценки статистической значимости различий между частотами или модами используются непараметрические критерии (например, хи-квадрат).

Перемен­ные в дихотомической шкале могут рас­пределяться по нормальному закону или иначе. В последнем случае необходимо, используя процедуру нормализации, привести эмпирическое распределение к нормальному.

Порядковые шкалы предназначены для расчленения совокуп­ности признаков на элементы, связанные отношением «больше - меньше», и до­пускают отнесение переменных к груп­пам, упорядоченным (ранжированным) друг относительно друга и представляющим некоторое единство. При этом значения разностей между признаками не устанавливаются. Таким образом, порядковая шкала отображает монотонное возрастание или убывание признаков измеряемого свойства с помощью монотонно возрастающих или убывающих чисел.

Упорядочивание в порядковой шкале может быть униполярным и биполярным. В первом случае исходят из степени выраженности признаков измеряемого качества. Например, в тесте цветового выбора испытуемому предъявляется 8 цветных квадратов (в полном наборе – 73) на белом фоне, из которых он выбирает один наиболее понравившийся, приятный. Выбранный квадрат откладывается в сторону, затем процедура повторяется. В конечном счете образуется ранжированный ряд квадратов, в котором цвета располагаются по их привлекательности для обследуемого. В опроснике терминальных и инструментальных ценностей Рокича от испытуемого требуется проранжировать представленные наборы ценностей по мере убывания их личностной значимости. В модифицированном тесте прогрессивные матрицы Равенна каждый ответ включает три варианта, последовательно приближающиеся к правильному. В шкале реактивной и личностной тревожности по каждому пункту методики (например, «Меня волнуют неудачи») испытуемый должен выбрать один из четырех вариантов ответа: «Нет, это совсем не так» (1), «Пожалуй, так» (2), «Верно» (3), «Совершенно верно» (4).

В биполярной порядковой шкале в основе разделения признаков лежит ранг (числовое значение) степени приближения к одному из противоположных полюсов качества. Типичным примером этой шкалы может служить техника семантического дифференциала, созданная Ч. Осгудом. В первоначальном варианте какое-то заданное специалистом понятие (например, «Моя работа», «Моя группа») оценивается путем соотнесения с одной из фикси­рованных точек (+3, +2, +1, 0, -1, -2, -3) набора биполярных конструктов («хороший-плохой», «бодрый-вялый» и т.п.). В методике изучения межличностной идентичности в группе и подгруппах стимульный материал также построен на основе биполярной порядковой шкалы с применением 7-балльной шкалы Ликерта.

Порядковая шкала допускает операции равенства-неравенства и сравнения по интенсивности проявления. Для статистической обработки массива данных здесь может рассчитываться следующая статистика: мода, медиана, коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

В шкале интервалов элементы упорядочены не только по принципу выраженности измеряемого признака, но и на основе ранжирования признаков по размеру, что выражается интервалами между числами, приписываемыми степени выраженности измеряемого признака. Иначе говоря, классы объектов всегда дискретны и упорядочены по степени возрастания или убывания измеряемого свойства. В этой шкале одинаковым разностям степени выраженности измеряемого свойства соответствуют равные разности между приписываемыми им числами. Шкалы интервалов имеют равные единицы измерения, однако способ их определения является произвольным, а значит, и сами единицы произвольны. В этих шкалах нулевая точка отсчета также устанавливается произвольно, а величины единиц и направление отсчета могут определяться по избираемым константам.

Шкалам интервалов присущи все те отношения, которые характерны для номинативных и порядковых шкал. Кроме того, для них возможно использование арифметических действий. Основными операциями с элементами интервальных шкал являются операции установления равенства, разности, сопоставление больше-меньше в отношении измеряемых свойств, а также утверждение равенства интервалов и равенства разностей между значениями одной шкалы.

Интервальные шкалы чаще применяются в процедуре стандартизации первичных тестовых показателей. К ним относятся следующие шкалы: IQ-показатель стандартный (шкалы измерения интеллекта Векслера), стены – стандартная десятка (16PF личностный опросник), стэнайны – стандартная девятка (Психодиагностический тест), Т-баллы (Миннесотский многоаспектный личностный опросник) и др.

Благодаря равенству единиц на шкале интервалов возможен расчет таких статистических показателей как среднее арифметическое, стандартное отклонение, коэффициенты асимметрии и эксцесса и др.

В шкалах отношений числовые значения присваиваются объектам таким образом, чтобы между числами и объектами соблюдалась пропорциональность. Начало отсчета в такой шкале фиксировано, так что в нулевой точке измеряемый признак полностью отсутствует. Следовательно шкалы отношений характеризуются тем, что в них: а) классы объектов разделены и упорядочены согласно измеряемому свойству: б) равным разностям между классами объектов соответствуют равные разности между приписываемыми им числами; в) числа, приравниваемые к классам объектов, пропорциональны степени выраженности измеряемого свойства (эта особенность не свойственна всем предыдущим шкалам).

В области психологии такие шкалы используются прежде всего в психофизике (например, шкала порогов абсолютной чув­ствительности анализатора). Основная их особенность заключается в том, что испытуемый сам оценивает количественные отношения между физическими раздражителями.

На уровне этих шкал допускаются все те операции, которые могут применяться к перечисленным выше шкалам, а также – операции установления равенства-неравен­ства отношений между отдельными значениями шкалы.

В заключение надо отметить, что в психодиагностике часто используется термин шкалирование, под которым подразумевается совокупность методических и математических приемов для упорядочивания исходных эмпири­ческих данных в шкальные, т.е. для измерения особенностей проявления психических явлений. Иначе можно сказать, что шкалирование – это приравнивание к измеряемому психическому явлению чисел по определенным правилам, так чтобы в отношениях чисел отображались отношения этого диагностируемого явления. Фактически понятие «шкалирование» является синонимом понятия «измерение».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...