Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности страхования коммерческих и финансовых операций




Страхование коммерческой деятельности - одно из наиболее сложных, как на стадии заключения договора, так и в течение всего периода его действия. Дело в том, что ответственность страховщика по обеспечению защиты коммерческих рисков заключается в возмещении страхователю потерь, которые возникли в результате неблагоприятного, непредвиденного изменения рыночной конъюнктуры и ухудшения других условий для осуществления коммерческих операций.

Объем страховой суммы как предел ответственности по договорам такого характера (как и по другим видам страхования) устанавливается по заявлению страхователя, но, конечно, по согласованию со страховой организацией. При этом возможны два подхода к определению величины страховой суммы. Согласно первому, ее величина устанавливается, не выходя за пределы капитальных вложений страхователя в коммерческие или финансовые операции, которые он желает застраховать. Содержанием второго подхода является включение в страховую сумму не только капитальных затрат, а также и определенной прибыли (в пределах нормативной величины), которая ожидается от вложенных средств.

Страхование коммерческих и финансовых операций заключается в том, чтобы возместить возможные потери в случае, когда через определенный период застрахованные соглашения не дадут ожидаемую отдачу. Страховое возмещение в таком случае устанавливается в объеме разницы между страховой суммой и полученной прибылью от застрахованной коммерческой деятельности.

Таким образом, при первом подходе в объем возмещения включаются затраты страхователя. Идет речь, фактически, о страховании инвестиций. Применение второго подхода позволяет возместить затраты и величину нормативной прибыли, а потому такое страхования можно назвать страхованием дохода.

Учитывая, что содержанием страхования есть защита от возможных потерь инвестиционных вложений, срок действия договора страхования определяется периодом окупаемости капитальных вложений. Очевидно, что конкретные сроки окупаемости очень различаются по видам деятельности (направлениях вложений) даже в одной отрасли. Это зависит от времени функционирования предприятия, уровня его, технической вооруженности, качества организации и управления, степени включения, в инфраструктуру, и тому подобное. Поэтому сроки действия и условия договоров преимущественно носят индивидуальный характер, хотя и возможная их определенная унификация.

Данный вид страхования имеет ту особенность, что выплата возмещения преимущественно происходит по окончании срока действия договора, когда будут подведенные итоги реализации застрахованных коммерческих операций. Относительно других видов страхования, то необходимость выплаты страховой суммы может возникнуть в любой момент. Установление срока возможных выплат в страховании коммерческих рисков позволяет страховщику использовать суммы, полученные в виде страховых взносов, для инвестиционных проектов, и своевременно в полном объеме создавать на определенную дату резервы.

К страхованию коммерческой деятельности относится, хотя и с некоторыми особенностями, страхование биржевых и валютных рисков (страхование от изменения курсов, валют). Этот вид страхования предоставляет гарантии и обеспечивает возмещение убытков, которые испытали внешнеторговые объединения в результате изменения курсов валют в странах-экспортерах. Эти виды страхования пока еще слабо применяются в России, что предопределенно неразвитостью рыночных отношений. На российских биржах доминируют имеющиеся контракты, когда реализуются соглашения на покупку выставленного товара с его немедленной оплатой и поставкой, а также форвардные контракты. Последние выражают соглашения на покупку-продажу имеющегося товара (его можно увидеть, оценить и получить полное документальное описание) с поставкой в обусловленный срок. Здесь не предусматривается немедленная поставка товара, а лишь фиксируется цена или формы расчетов при получении товарной партии.

В настоящий момент на отечественных биржах широко распространена предварительная оплата, которая достаточно часто составляет до 100% стоимости товара. Но даже при имеющемся и форвардном рынке нередко происходит нарушение условий или же отказ от выполнения заключенных контрактов, особенно со стороны поставщика (продавца). Поэтому в правила торговли многих бирж сказано, биржа принимает на себя ответственность за убытки, предопределенные невыполнением условий соглашения с одним из партнеров.

Указанная ответственность, участников биржевых контрактов может быть объектом страхования. В мировой страховой практике страхуются убытки инвесторов, которые предопределены мошенничеством или неплатежеспособностью члена биржи, а также убытки членов биржи, от неплатежеспособности одного из них

Договор страхования контрактов на реальный товар может заключаться как с продавцом, так и с покупателем. Если договор заключается с покупателем, ответственность страховщика возникает в случае отказа продавца от поставки товара или задержки его поставки. Возмещение согласно условий такого договора может иметь место в разной форме:

- поставка страхователю аналогичных за своими технико-экономическими характеристиками товаров;

- компенсация определенной части цены неполученного товара или оплата дополнительных расходов на приобретение необходимых товаров у других продавцов.

Когда договор страхования заключается с продавцом, ответственность страховой организации возникает в случае отказа покупателя оплатить товар или задержки с его оплатой. Ответственность страховщика в этом случае может выражаться соответственно в таких формах:

- возмещении страхователю разницы между предыдущей и нынешней продажной ценой (если она снизилась);

- компенсации определенной части цены неоплаченного товара.

Среди биржевых контрактов значительное развитие получили фьючерские соглашения, которые заключаются на поставку через определенный срок товаров, которые в данный момент могут быть и не изготовленные. Назначение фьючерских контрактов - защита интересов продавца и покупателя от потерь в результате неблагоприятной для них динамики цен. Исходя из своего содержания, фьючерские соглашения одновременно выполняют и функцию страхования от возможных убытков.

Именно фьючерские контракты могут применяться для страхования от форс-мажорных обстоятельств или непреодолимых препятствий для выполнения соглашения. Объектом страхования могут быть как денежная оценка не поставленной продукции, так и производственные (непрямые) убытки покупателя, который предусматривал ее переработку. По фьючерским и форвардным контрактам могут страховаться интересы продавца на случай неосуществления покупателем оплаты полученного товара по независимым от него непредвиденным причинам.

Страховаться могут и убытки биржи в целом, вызванные неблагоприятными для ее деятельности естественными и общественно-политическими событиями.

В определенной мере страхование валютных рисков имеет некоторые аналогичные черты со страхованием биржевых рисков. Вместе с тем, оно предопределенно специфическими условиями внешнеэкономических контрактов. Страхование валютных рисков необходимо, в первую очередь, для возмещения следующих возможных потерь:

во-первых, связанных с производством экспортной продукции в случае отказа от ее оплаты зарубежного импортера по любым причинам;

во-вторых, убытков от неплатежей за поставленные товары, выполненные работы и предоставленные услуги, в случае заострения финансового положения или даже банкротства иностранного партнера. Страхуются и убытки, предопределенные политической нестабильностью в стране импортера;

в-третьих, страхованию подлежат убытки от колебаний валютных курсов за период от вывода контракта до окончания его действия, которые негативно влияют на покупательную способность валюты платежа.

Все большее значение приобретает страхование интересов инвесторов (страхование инвестиций) на случай запрещения вывоза прибыли, полученной от инвестирования, и других нарушений прав иностранного инвестора, в результате решений законодательных или исполнительных органов власти, политических обстоятельств. В современных условиях такое страхование особенно актуально для привлечения в нашу страну средств иностранных инвесторов, но его не могут игнорировать и российские бизнесмены, которые вкладывают ресурсы в зарубежный бизнес.

Названные виды страхования в широком плане могут рассматриваться как страхование экспортных кредитов, хоть, конечно, каждый из них имеет определенные особенности.

Кроме того, страхование кредитных рисков (страхование ответственности заемщика и др.), страхование ответственности, страхование имущества (оборудования, автотранспорта) от огня и других опасностей, страхование работников предприятии и др.

 

Вопрос 20

Лизинг: основные понятия, организационные формы, правовое регулирование

В экономическом смысле лизинг – это комплекс имущественных отношений, обеспечивающий техническое перевооружение предприятий и ускорение научно-технического прогресса с помощью прямых инвестиций в материальной и денежной форме.

Лизинг – представляет собой комплекс имущественных и экономических отношений, возникающих в связи с приобретением в собственность имущества и последующей передачей его во временное пользование за определенную плату.

Классическая лизинговая операция осуществляется с участием трех сторон: лизингодателя, лизингополучателя и продавца (поставщика) имущества. Схема самой операции выглядит следующим образом. Будущий лизингополучатель нуждается в определенном имуществе, для приобретения которого у него нет свободных денежных средств. Он обращается в лизинговую компанию, которая располагает достаточными финансовыми ресурсами, с предложением о заключении договора лизинга. По условиям этого договора лизингополучатель выбирает продавца необходимого ему имущества, а лизингодатель приобретает это имущество и передает его как свою собственность во временное пользование лизингополучателю, который выплачивавет лизингодателю установленные лизинговые платежи. По окончании срока договора имущество либо возвращается лизингодателю, либо переходит в собственность лизингополучателя

Субъектами лизинговых отношений являются:

§ собственник имущества (лизингополучатель) – ючриди. или физич. лицо, осуществляющее лизинговую деятельность, т.е. передачу в аренду специально приобретенного для этого имущества.;

§ пользователь имущества (лизингополучатель) – лицо, получающее имущество во временное пользование;

§ продавец (поставщик) имущества – лицо, продающее имущество лизингодателю.

Объектом лизинга может быть движимое и недвижимое имущество, относящееся к основным средствам.

Выделяют различные виды лизинга:

§ по объему обслуживания: чистый (обслуживание осуществляет лизингополучатель), полный (с полным набором услуг лизингодателя), частичный (с неполным набором услуг);

§ по типу финансирования: срочный, возобновляемый;

§ по составу участников сделки: прямой, косвенный, возвратный;

§ по времени осуществления лизинговых операций: долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный;

§ по степени окупаемости имущества: финансовый, оперативный;

§ по сектору рынка: внутренний, международный;

§ по характеру платежей: денежный, компенсационный, смешанный.

Любая лизинговая операция оформляется договором о лизинге, согласно которому лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование.

 

Организационные формы лизинга:

Оперативный лизинг как форма аренды с неполной окупаемостью (форма среднесрочной и краткосрочной аренды) характеризуется тем, что затраты арендодателя, связанные с приобретением сдаваемого в аренду имущества, не окупаются полностью в течение первоначального срока аренды. Этот вид лизинга обычно применяется в тех случаях, когда предполагаемый срок использования арендуемого имущества меньше срока физического его износа, а также при использовании оборудования, требующего специального технического обслуживания. Оперативный лизинг не предполагает полного возмещения стоимости арендуемой техники и возлагает на арендодателя всю ответственность по обслуживанию, ремонту и страхованию оборудования и машин. Применяется в основном в отношении оборудования с высокими темпами морального старения.

Финансовый лизинг (форма долгосрочной аренды) представляет трехстороннее взаимодействие при посредничестве лизинговой компании с полной выплатой стоимости имущества и характеризуется тем, что срок, на который передается имущество во временное пользование приближается по продолжительности к сроку эксплуатации и амортизации всей или большей части стоимости имущества. В течение срока договора лизингодатель за счет лизинговых платежей возвращает себе всю стоимость имущества и получает намеченную прибыль от лизинга. Это форма долгосрочной аренды с правом арендатора на его покупку по остаточной стоимости. При финансовом лизинге обязанности по техническому обслуживанию, страхованию лежат на лизингополучателе.

разновидностями финансового лизинга являются чистый лизинг и лизинг с обслуживанием.

Чистый лизинг – это отношения, при которых все обслуживание имущества берет на себя лизингополучатель, а арендные платежи, получаемые лизингодателем, являются «чистыми». Расходы по обслуживанию оборудования не включаются в лизинговые платежи.

Лизинг с обслуживанием предполагает обязательное техническое обслуживание оборудования, его ремонт. страхование и др. операции со стороны лизингодателя, которые входят в арендную плату.

Если производитель оборудования самостоятельно сдает его в аренду без посредничества лизинговой компании, то такой вид лизинга принимает форму прямого лизинга (не получил широкого распространения). Поэтому в большинстве случаев привлекаются посредники (лизинговые компании) – косвенный лизинг, сублизинг.

Возвратный лизинг – предприятие (будущий лизингополучатель) имеет оборудование, но ему не хватает средств для производственной деятельности. Тогда оно находит лизинговую компанию и продает ей свое оборудование, а та в свою очередь. сдает его в лизинг этому же предприятию. Т.О. у предприятии появляются денежные средства. Предприятие в зависимости от условий договора имеет право выкупа оборудования после окончания срока его действия.

Компенсационный лизинг – в счет лизинговых отчислений арендатор поставляет арендодателю продукцию, производимую на арендуемом оборудовании в оговоренных размерах.

Револьверный лизинг, или лизинг с последовательной заменой имущества, используется в тех случаях, когда лизингополучателю по технологии последовательно требуются различные виды оборудования. При этой форме лизинга арендополучатель приобретает право по истечении определенного срока обменять арендуемое оборудование на другой его вид.

Международные лизинговые операции – предоставление внаем товаров, пересекающих границу страны арендодателя (экспортная или импортная арендная сделка).

 

Основные преимущества использования лизинга:

§ инвестирование в форме имущества снижает риск невозврата денег ((за лизингодателем сохраняется право собственности на имущество);

§ лизинг предполагает 100%-ное кредитование и не требует немедленного начала платежей;

§ для лизингополучателя уменьшается риск морального и физического старения оборудования;

§ лизинговое имущество не числится у лизингополучателя на балансе, что не увеличивает его активы и освобождает от выплаты налога на имущество;

§ лизинговые платежи относятся на издержки производства (себестоимость) лизингоплучателя и соответственно снижают налогооблагаемую прибыль;

§ изготовитель оборудования получает дополнительные возможности организации сбыта продукции и освоения новых сегментов рынка.

 

Под законодательством о лизинге следует понимать совокупность нормативных актов, предназначенных для регулирования лизинговых операций. Существующая в настоящее время в России законодательная база, регулирующая лизинговую деятельность, включает следующие нормативные документы:

§ Гражданский кодекс Российской Федерации (гл.34);

§ Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»;

§ Конвенцию УНИДРУА о международном финансовом лизинге от 28.05.1988, согласно Федеральному закону от 16.01.1998 № 16-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге» (далее — Конвенция);

§ Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;

§ иные нормативные акты (указы Президента, постановления Правительства и др.)

 

Согласно главе 34 Гражданского кодекса РФ, договор лизинга считается разновидностью договора аренды. По договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество (предмет лизинга) у определенного им же продавца и предоставить этот предмет лизингополучателю за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей (ст. 665 ГК РФ).

 

 

Вопрос 21

Организация коммерческой деятельности по сбыту продукции промышленного предприятия: сущность, цель задачи, предмет. Субъекты, объекты сбыта. Значение сбытовой деятельности, функции сбыта. Характеристика службы сбыта.

Коммерция – это совокупность процессов и операций, направленных на совершение купли-продажи товаров с целью удовлетворения покупательского спроса и получения прибыли.

Коммерческая деятельность на промышленных предприятиях подразделяется на: закупочную (материально-техническое обеспечение) и сбытовую.

Сбытовая коммерческая работа является важнейшим аспектом коммерческой деятельности предприятия. Сбытовая коммерческая деятельность на промышленном предприятии многогранна: она начинается с планирования ассортимента и сбыта продукции, неотъемлемой ее частью является установление коммерческих взаимосвязей с покупателями и конечными потребителями, завершающихся заключением контрактов купли-продажи. Не менее значимой частью сбытовой коммерческой деятельности является оперативно-сбытовая работа, которая включает:

§ разработку планов-графиков отгрузки готовой продукции покупателям;

§ приемку готовой продукции от цехов-изготовителей и подготовку ее к отправке покупателям;

§ организацию отгрузки продукции покупателям и оформление документов, связанных с отгрузкой;

§ контроль за выполнением заказов покупателей и платежеспособностью клиентов.

Сбыту товаров должны предшествовать маркетинговые исследования, предполагающие изучение рынка, в том числе потребителей и конкурентов, сегментацию и выбор целевого рынка, разработку товарной и коммуникационной политики. Производитель товаров должен быть не только поставщиком, он обязан в современных условиях проводить анализ эффективности сбыта, разрабатывать и внедрять новые формы сбыта.

Сбытовая деятельность предприятия – это вид коммерческой деятельности, осуществляемой после завершения производства, и включает продажу товаров покупателю, доставку и послепродажное обслуживание.

Цель сбыта – доведение до конкретных потребителей конкретного товара требуемых потребительских свойств в необходимом количестве в точное время в определенном месте с допустимо минимальными затратами, т.е. реализация продукции.

Задачи сбыта определяются самим предприятием. Ими могут быть: увеличение объема продаж, охват новых рынков, формирование положительного имиджа предприятия и товаров, рост прибыли. повышение доли рынка. стабилизация положения на рынке и др.

Предмет сбыта – продукция, услуги производственного предприятия.

Субъекты сбыта – производственное предприятие и посреднические сбытовые (торговые) организации.

Объекты сбыта – покупатели (потребители) товара производственного предприятия.

Сбыт должен быть адресным, направленным на конкретного потребителя.

Роль и значение сбытовой деятельности состоят в следующем:

§ Определяются окончательные результаты производственной деятельности, т.е. конкретные экономические показатели (объем реализации, прибыль от реализации, прибыль балансовая) и конкретные потребности реальных потребителей.

§ С одной стороны, реализуется корпоративная миссия предприятия, с другой стороны, - определяется и корректируется корпоративная миссия (при реализации выясняется реальный спрос; если он снижается, производство будет сокращаться или предприятие будет отказываться от производства данной продукции).

§ В процессе сбыта продолжается процесс производства, происходит доработка продукции и подготовка ее к продаже (сортировка, фасовка, затаривание, маркировка, комплектация). Таким образом, создается дополнительная потребительная стоимость, что повышает ценность продукции и стоимость.

§ Сбытовая деятельность приспосабливает сбытовую сеть к запросам потребителей, создавая этим максимальные удобства до, во время и после покупки товара. Это повышает конкурентоспособность производителя.

§ Во время сбыта происходит выявление и изучение вкусов, предпочтений потребителей, изучается их поведение и реакция на маркетинговые усилия предприятия.

 

Содержание сбытовой деятельности определяется выполняемыми функциями. Функции сбыта делятся на основные, вспомогательные, обеспечивающие и функции управления. В свою очередь, различают основные и вспомогательные функции коммерческого и технологического характера.

Основными функциями сбыта коммерческого характера являются непосредственно продажа или предоставление в аренду товара.

Вспомогательными функциями коммерческого характера являются маркетинг и юридические функции.

Маркетинговые функции коммерческого характера включают две группы: изучение и формирование спроса и коммуникационное продвижение. Первая группа функций предполагает изучение потребностей и спроса, поиск и выявление покупателей, изучение конъюнктуры рынка, формирование спроса и др. Вторая группа функций предполагает рекламную деятельность, связи с общественностью, личное продвижение и стимулирование сбыта.

Юридические функции включают подготовительные, процессуальные функции, функции документального оформления, сопроводительные и защитные функции, связанные с подготовкой и ведением деловых переговоров, заключением и юридическим оформлением сделок, контролем за их исполнением, правовой защитой и др.

Основные функции технологического характера включают хранение-складирование (разгрузка, погрузка; внутренне перемещение; хранение; сортировка, маркировка; упаковка и др.) и распределение-доставку (формирование и хранение запасов; формирование потоков и товародвижение; отправка). Распределение – обеспечение товародвижения и доставки товара конкретным покупателям.

Вспомогательными функциями технологического характера являются функции предпродажной подготовки (доработка продукции до товарного вида, комплектация, упаковка и др.) и пред- и послепродажного обслуживания.

Функциями обеспечения сбытовой деятельности производственного предприятия являются функции кадрового, материально-технического, финансового и информационного обеспечения.

Функциями управления сбытовой деятельности производственного предприятия являются общие функции управления (планирование, организация, учет, контроль, регулирование) отдельными сбытовыми функциями.

 

 

Организация КД производственного предприятии по сбыту предусматривает организацию всей системы сбыта и, в частности, организацию собственной службы сбыта.

Служба сбыта – совокупность сбытовых подразделений определенного состава и взаимосвязей, выполняющих весь необходимый перечень сбытовых коммерческих и технологических функций.

Организационная структура службы сбыта производственного предприятия включает инфраструктуру (производственную структуру сбыта) и организационную структуру управления сбытовой деятельностью.

Инфраструктура службы сбыта (производственная структура службы сбыта) – совокупность сбытовых подразделений, осуществляющих все сбытовые функции технологического характера.

Организация инфраструктуры (производственной структуры) заключается в определении состава сбытовых подразделений, распределении соответствующих технологических функций и установлении функциональных взаимосвязей и форм организационно-функционального взаимодействия между этими подразделениями.

Подразделения инфраструктуры службы сбыта включают:

§ складское хозяйство (склады готовой продукции);

§ транспортное хозяйство;

§ торговые подразделения;

§ центры обслуживания.

Организационная структура управления сбытом представлена совокупностью сбытовых подразделений, осуществляющих все функции управления сбытовой деятельностью производственного предприятия.

Подразделения организационной структуры управления сбытом включают:

§ подразделения маркетинга;

§ планово-экономические подразделения;

§ договорно-юридические подразделения;

§ финансово-бухгалтерские подразделения;

§ оперативно-диспетчерские подразделения, которые выполняют функции логистического управления товарными запасами и потоками товародвижения, управления поставками.

Различают три формы организации управления сбытовой деятельностью производственного предприятия: централизованную, децентрализованную и смешанную.

Централизованная форма организации управления сбытом предусматривает сосредоточение функций управления в пределах единой службы сбыта производственного предприятия. Она присуща в основном территориально целостным предприятиям с относительно узким товарным ассортиментом.

Децентрализованная форма организации управления предусматривает рассредоточение функций. Она присуща в основном территориально разобщенным предприятиям с относительно широким товарным ассортиментом.

Смешанная форма организации управления предусматривает децентрализацию оперативного управления функциями технологического характера, управления поставками при централизации маркетинговых, юридических, финансово-бухгалтерских функций и функций планирования сбыта.

Известны следующие основные типы организационных структур службы сбыта производственного предприятия:

§ функциональный – предусматривает специализацию отдельных подразделений службы сбыта на выполнении определенных функций;

§ товарный – предусматривает специализацию отдельных подразделений службы на сбыте определенных товаров;

§ региональный (территориальный) – предусматривает специализацию отдельных подразделений службы на сбыте определенным регионам с четкими территориальными границами;

§ объектный (потребительский, отраслевой) - подразделяется на потребительский и отраслевой. Он предусматривает специализацию отдельных подразделений службы на сбыте определенным потребителям и отраслям;

§ комбинированный – предусматривает горизонтальную или вертикальную интеграцию подразделений службы сбыта производственного предприятия. Горизонтальная интеграция предполагает простое сочетание подразделений различных типов организации; вертикальная интеграция – использование различных типов организации в пределах одного основного типа организации сбытовой деятельности.

Вопрос 22

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...