Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поиск и выбор посредников промышленным предприятием




Использование посредников в условиях рынка целесообразно. Посредников может быть различное количество, они могут быть разными. Но основное их назначение – реализация продукции того или иного предприятия в наиболее короткие сроки и с наименьшими для производителя затратами.

Посредник – это юридическое или физическое лицо, находящееся между другими контрагентами коммерческого процесса и выполняющее функции их сведения друг с другом для обмена товарами, услугами и информацией. В роли контрагентов выступают производители товара, оптовые и розничные потребители.

Посредники – это лица, которые связывают стороны, желающие заключить сделки. Они действуют в области перевозки, хранения, страхования, сбыта товаров и в других областях.

Посредниками могут быть как отдельные лица, так и организации. Посреднические фирмы – это коммерческие предприятия, находящиеся между производителями и потребителями товаров и содействующие их реализации.

Целью привлечения посредников является повышение эффективности торговых операций за счет:

1) Оперативности в сбыте товаров. Это ведет к ускорению оборачиваемости оборотных средств и увеличению прибыли за счет этого;

2) Быстрой реакции посредниками на изменение рыночной конъюнктуры, что позволяет им успешнее реализовать продукцию и на более выгодных условиях. Посредники являются источником очень ценной информации о рынке, запросах потребителей, направлениях совершенствования товара, формирования товарной политики, о конкурентах;

3) Повышения конкурентоспособности продукции в результате проведения посредниками сервисного обслуживания, сокращения сроков поставки по заключаемым договорам (за счет комплектования партии определенному потребителю).

Посредники осуществляют активное продвижение товаров на рынок за счет рекламы, реализации мероприятий по стимулированию сбыта, выставочной деятельности. В связи с тем, что посредники специализируются на массовом сбыте определенных товаров, происходит значительное снижение издержек обращения на единицу реализуемой продукции.

Однако привлечение посредников требует предварительного экономического обоснования и в дальнейшем – анализа результатов их деятельности.

Существует большое разнообразие торговых посредников. Поэтому при выделении видов посреднической деятельности выясняют:

§ от чьего имени действует посредник;

§ за чей счет действует посредник.

При привлечении посредников важно знать, какие функции они выполняют:

§ распределение и сбыт произведенной продукции;

§ маркетинговые исследования рынка, запросов потребителей, товаров, конкурентов;

§ поиск потребителей, ведение переговоров, заключение договоров;

§ организация хранения продукции, ее доставка;

§ контроль за исполнением договорных обязательств;

§ участие в формировании основного ассортимента у производителей;

§ выполнение работ по сервисному обслуживанию;

§ выполнение производственных операций (сортировка, фасовка);

§ принятие на себя рисков торговых сделок;

§ финансирование затрат по функционированию каналов сбыта и по финансированию сбытовых операций;

§ участие в формировании ценовой политики и определении уровня цен на реализуемые товары;

§ рекламная, выставочная деятельность, реализация мероприятий по стимулированию сбыта.

 

Независимые посредники отличаются от связанных приобретением права собственности на товар, приобретаемого вместе с товаром у производителя.

Независимые оптовые посредники – это оптовые торговцы, дистрибьюторы, маклеры (дилеры). Оптовые торговцы, дистрибьюторы арендуют или обладают складскими помещениями и выполняют, как правило, в полном объеме все виды посреднических функций, перепродавая различным торговцам товары конечного потребления и непосредственно потребителям товары производственного назначения.

Маклеры (дилеры) не арендуют и не обладают складскими помещениями, а потому выполняют функции, исключающие хранение-складирование и связанные с ними технологические операции.

К числу связанных с производителем посредников относятся: брокеры, агенты (промышленные, сбытовые), комиссионеры, закупочные организации.

Агенты, брокеры и комиссионеры реализуют товар от имени производителя на условиях определенного процента от объема сбыта или фиксированного вознаграждения за каждую проданную единицу товара.

Агенты являются представителями производственного предприятия с ограниченным правом ведения переговоров. Агенты промышленные имеют определенную товарную специализацию и выполняют основные сбытовые функции, свойственные отделу сбыта. Агенты сбытовые выполняют соответствующие функции как представители относительно небольших предприятий и по всему спектру товаров.

Брокеры осуществляют посредническую сбытовую деятельность, не только обладая полным правом собственности, но и даже правомочием распоряжаться товаром. Брокер является посредником в основном по обеспечению сделки между производителем и покупателем. Оплата услуг брокеров производится только за результативные сделки.

Комиссионеры не имеют товары в своем распоряжении как брокеры и осуществляют сбытовую деятельность на условиях консигнации (от своего имени, но за счет производителя). Они имеют в своем распоря-

жении складские площади.

Закупочные организации – это своего рода коллективные брокеры или агенты, самостоятельные в правовом отношении, но работающие также на условиях комиссионной оплаты.

В структуре канала сбыта присутствуют и обслуживающие посредники. Эти посредники осуществляют функции, не связанные с основными, коммерческими: доставку (транспортировку и хранение) товаров, а также вспомогательные коммерческие и обеспечивающие функции сбытовой деятельности.

 

Большое значение имеет грамотный подход при выборе торгового посредника. Требуется большая осмотрительность, т.к. под угрозу ставится качество сбытовой деятельности предприятия, возможность сбыта продукции.

Для успешного функционирования на рынке предприятиям рекомендуется создавать базы данных о посредниках на всех рынках, на которых они действуют и по всем рынкам, на которых они хотят действовать.

При выборе оптовых торговых посредников рекомендуется:

1) убедиться, что выбранный посредник не является одновременно посредником конкурирующей фирмы.

2) при прочих равных условиях отдавать предпочтение специализированному посреднику, т.к. он имеет больший опыт по продаже такого типа продукции и имеет собственную сбытовую сеть (велосипеды специального назначения нельзя реализовать в любой фирме).

3) предпочесть более известную фирму, которая имеет лучшую репутацию.

4) выяснить источник финансирования посредников (через какой банк они работают).

5) выяснить степень оснащенности материально-технической базы посредника (в каком состоянии находятся склады, есть ли ремонтные мастерские при сервисном обслуживании и др.).

6) заключить пробные краткосрочные сделки (не более одного года), позволяющие на практике узнать о возможностях, уровне квалификации работников, о деловой ответственности работников этой фирмы.

7) лично посетить посредника, чтобы убедиться в его компетенции.

8) расширять число посреднических операций, т.к. при ограниченном их количестве повышается степень зависимости производителя от них, что означает повышение степени риска.

9) принять во внимание местоположение, количество магазинов, глубину географического проникновения на рынок.

Если продукция реализуется и через розничную сеть, то существуют определенные критерии выбора конкретных магазинов. К ним можно отнести:

§ розничный товарооборот магазина по данной группе товара;

§ товарный ассортимент;

§ организация работы магазина;

§ имидж;

§ опыт торговых работников;

§ желание поддерживать ценовую политику производителя;

§ желание включать нужную вам продукции в торговый ассортимент;

§ желание закупать товар в определенных количествах;

§ характер покупателей;

§ финансовое положение магазина.

 

Вопрос 28

Организация и планирование сервиса на промышленном предприятии

Сервис относится к функциям сбыта. Содержательно он представляет собой деятельность производственного предприятия по оказанию покупателям услуг, связанных с приобретением и потреблением ими товаров предприятия.

Роль и значение сервиса как относительно самостоятельной деятельности производственного предприятия состоит в следующем:

§ сервис как деятельность по оказанию услуг, сопутствующих приобретению товара покупателем, и услуг, связанных с использованием им этого товара, создает дополнительную ценность в виде товара с подкреплением;

§ сервис является источником дополнительных доходов и прибыли производственного предприятия;

§ как деятельность, направленная на удовлетворение потребностей потребителей и в известной мере влияющая на экономические результаты предприятия, сервис определяет и реализует корпоративную миссию;

§ как составляющая цепочки создания ценности сервис является одним из основных источников конкурентного преимущества предприятия.

Сервис является фактором неценовой конкуренции и не только между товарами, но и между их производителями. Обслуживание, в частности, послепродажное, несет в себе стимул для установления длительных хозяйственных связей и деловых отношений, является фактором высокого делового авторитета (имиджа) предприятия, укрепления на этой основе его конкурентного потенциала, завоевания сильной конкурентной позиции.

 

Обслуживание делится на предпродажное и послепродажное. Последнее, в свою очередь, на гарантийное и послегарантийное.

Предпродажное обслуживание включает в себя деятельность по подготовке реального товара к продаже и услуги по его продаже: разработку каталогов и прейскурантов; подготовку технической документации; информирование и консультирование потенциальных покупателей; демонстрацию образцов товаров; обучение персонала и др.

Послепродажное обслуживание предусматривает комплекс услуг, предоставляемых покупателю от момента продажи товара до его утилизации: комплектацию, упаковку, доставку; подготовку товара к эксплуатации (распаковка, установка, монтаж, подготовка к работе, наладка и регулирование); подготовку, обучение пользователей; обеспечение запасными частями; гарантийное обслуживание; послегарантийное обслуживание и утилизацию.

 

Необходимо отметить следующие особенности сервиса, особенно послепродажного:

§ если при сбыте определенной части товаров конечного потребления, а также сырьевых ресурсов обязанности предприятия-продавца в значительной степени прекращаются с окончанием акта продажи им товара, то при сбыте сложных и дорогостоящих товаров, и особенно товаров производственного назначения длительного пользования, эти обязанности только начинаются и являются инициативным предложением производителя.

§ обслуживание товаров длительного пользования из категории конечного потребления, а также товаров производственного назначения широкого применения требует создания соответствующей организации обслуживания.

§ обслуживание товаров производственного назначения трансформируется в более широкую функциональную деятельность по обслуживанию процесса создания нового товара предприятием-потребителем данного товара.

 

Особенности сервиса обусловливают определенные условия обеспечения его эффективности:

§ создание и организация системы материально – технического обеспечения обслуживания;

§ создание и организация сети ремонтных и обслуживающих структур;

§ организацию и осуществление постоянного контроля за использованием и эксплуатацией;

§ создание и организацию системы подготовки и обучения персонала обслуживания, как собственного, так и предприятий-потребителей;

§ организацию управления системой обслуживания.

 

Система обслуживания в целом ориентируется на решение широкого круга задач по следующим основным направлениям:

1) по отношению к рынку – формирование и расширение устойчивых и развивающихся товарных рынков;

2) по отношению к конкурентам – создание и развитие конкурентного преимущества и усиление конкурентной позиции;

3) по отношению к товару – совершенствование и дифференциация товара реального исполнения; обеспечение эффективной работоспособности товара в течение всего жизненного цикла;

4) по отношению и потребителям – изучение и анализ системы использования товара; совершенствование системы использования товара; обеспечение эффективной работоспособности товара в течение всего жизненного цикла в эксплуатационных условиях потребителя; создание эффективной системы материально-технического обеспечения; создание эффективной системы обеспечения персоналом обслуживания и др.;

5) по отношению собственно к обслуживанию – планирование, организация и управление в целом системой обслуживания;

6) по отношению к персоналу обслуживания – организация эффективного управления подготовкой, обучением и работой обслуживающего персонала.

Планирование обслуживания осуществляется исходя из корпоративной миссии и конкурентной стратегии производственного предприятия. В предметном плане оно осуществляется так же, как и планирование любой другой функциональной деятельности предприятия. Содержательно оно является составляющей плана сбытовой деятельности производственного предприятия. Сервисная политика должна планироваться как дополнение его товарной и ассортиментной политики.

 

Организация системы обслуживания возможна в следующих основных вариантах:

§ непосредственно предприятием-изготовителем – предпочтительно осуществлять при следующих условиях: при производстве, сбыте технически сложных товаров; в отношении сравнительно небольшого числа потребителей; при наличии высоких требований к квалификации и уровню обслуживания. Такая организация особенно эффективна при выходе на рынок с относительно новым товаром, для установления прямых длительных хозяйственных связей и деловых отношений с потребителями;

§ филиалами предприятия-изготовителя – целесообразно при значительном увеличении числа потребителей товара и широком их рассредоточении. Такая организация эффективна в случае достаточно большого объема сбыта, масштабного распространения товара, требующего обслуживания;

§ консорциумом производителей – консорциум производителей представляет собой организационную форму объединения самостоятельных в правовом и хозяйственном отношениях предприятий для совместных действий под координацией лидера этого объединения;

§ независимыми специализированными предприятиями – характерно в основном для товаров конечного (индивидуального) потребления массового спроса;

§ посредниками – целесообразно осуществлять применительно к сложным товарам как конечного потребления, так и к товарам производственного назначения в условиях широкого охвата рынка и при наличии развитой, но неоднородной сети обслуживания, обладающей разнообразной профессионально-квалификационной структурой обслуживающего персонала;

§ самим предприятием-покупателем - самообслуживание предприятием-покупателем распространимо в части послепродажного обслуживания сложных товаров, как правило, производственного назначения. Такое самообслуживание эффективно в случае, если потребитель является производителем также сложных товаров и, соответственно, обладает высоким техническим, кадровым и другими потенциалами.

 

Результаты деятельности производственного предприятия в части организации сервиса определяются следующими основными показателями:

§ объемом предоставленных услуг;

§ динамикой развития сервиса;

§ соотношением объемов запасов запасных частей к их обороту;

§ наличия и доли рекламаций;

§ долей потерь от некачественного обслуживания и др.

 

 

Вопрос 29

Содержание коммерческой деятельности промышленного предприятия по обеспечению производства материальными ресурсами: цель, предмет, субъекты, объекты, значение, функции

Коммерческая деятельность производственного предприятия по материально-техническому обеспечению ресурсами является составляющей всей системы его функциональной деятельности, функцией предприятия.

МТО ресурсами производственного предприятия представляется совокупностью функций по обеспечению ресурсами всей его функциональной деятельности.

МТО ресурсами производственного предприятия в узком смысле представляется совокупностью всей функциональной деятельности, предшествующей производству и осуществляемой от возникновения и выявления потребности в ресурсах вплоть до их использования непосредственно в производственном процессе изготовления продукции.

Коммерческая деятельность по МТО ресурсами производственного предприятия рассматривается в узком смысле как его функциональная деятельность, направленная на обеспечение функционирования последующего процесса производства.

 

Цель МТО – доведение до конкретных производственных потребителей конкретных ресурсов требуемых свойств и структуры в необходимых количествах (объемах) в точное время в определенном месте с допустимыми (минимальными) затратами.

Предмет МТО – материально-технические ресурсы (предметы и средства труда – товары предприятий-поставщиков), необходимые для обеспечения функционирования производственного процесса предприятия.

Субъекты МТО – производственное предприятие и поставщики материально-технических ресурсов 9производственные и посреднические структуры).

Объекты МТО – внутренние потребители материально-технических ресурсов (субъекты функциональной, главным образом производственной деятельности предприятия).

Характер МТО – адресный, определяемый его целью и направленностью на обеспечение всей функциональной деятельности предприятия, главным образом производственной.

 

Роль и значение деятельности по МТО ресурсами состоят в следующем:

§ деятельность по МТО, являясь предшествующей непосредственно производству, не просто направлена на обеспечение ресурсами этой центральной функции предприятия по созданию товара, но и сама создает определенную его ценность (потребительную стоимость и стоимость);

§ деятельность по МТО проявляет, выявляет, определяет, формирует, воплощает и обеспечивает не только конкретные экономические результаты предприятия, но и конкретные потребности конкретных потребителей как самих ресурсов, так и изготавливаемых их них товаров предприятия;

§ деятельность по МТО результативна, ибо в определенной мере обусловливает экономические и финансовые результаты производственного предприятия;

§ деятельность по МТО как вид функциональной деятельности производственного предприятия во всей цепочке и системе создания товара является одним из источников его конкурентного преимущества.

Содержание КД производственного предприятия по МТО ресурсами определяется совокупным содержанием всех взаимосвязанных, последовательных и целенаправленных действий по приобретению и доведению ресурсов до их непосредственных потребителей – субъектов производственного предприятия, в первую очередь производственных (исследование рынка сырья и материалов и организация коммерческих связей с поставщиками; составление плана закупок материальных ресурсов; организация закупок материальных ресурсов; стоимостной анализ заготовительной сферы).

 

Коммерческая деятельность производственного предприятия по МТО ресурсами предполагает осуществление следующих (групп) функций:

1) по роли: основные и вспомогательные;

2) по характеру – собственно коммерческие и технологические.

Основными функциями МТО коммерческого характера являются непосредственно покупка и аренда предмета обеспечения (ресурса) производственным предприятием как составляющие соответствующего акта взаимовыгодного обмена с другим субъектом.

Вспомогательными функциями коммерческого характера являются маркетинг и юридические функции. Маркетинговые функции коммерческого характера заключаются в исследовании, анализе, определении и формировании предложения – реакции производителей на экономическое содержание потребного предмета обеспечения, а также в поиске, определении, выборе и стимулировании конкретных поставщиков (производителей и посредников) требуемых ресурсов.

Юридические функции определяются процессами юридического обоснования и оформления правового состояния экономического содержания предмета обеспечения, юридического сопровождения и защиты. Они включают подготовительные, процессуальные, а также функции документального оформления; сопроводительные и защитные функции, связанные с подготовкой и ведением переговоров, заключением и юридическим оформлением сделок, надзором и контролем за их исполнением, их правовой защитой и др.

Основными функциями технологического характера являются две группы функций: группировки- доставки (формирование и хранение запасов; формирование потоков и ресурсодвижение: формирование и

подготовка партий поставок, отправка, транспортировка и т.д.) и хранения-складирования (упаковка, затаривание; внутренне перемещение; хранение; сортировка, маркировка; погрузка, разгрузка и др.).

Вспомогательными функциями технологического характера являются функции предпроизводственной подготовки: распаковки и расконсервациии, контроля и подготовки, заготовки, предварительной обработки и сборки и др.

 

Функциями обеспечения деятельности по МТО ресурсами производственного предприятия являются функции кадрового, материально-технического, финансового и информационного обеспчения.

 

Функциями управления МТО ресурсами производственного предприятия являются специальные функции управления отдельными функциями обеспечения (планирование, организация, учет и контроль).

 

 

Вопрос 30

Содержание работы по управлению материальными ресурсами на промыш. предпр.. Виды запасов. Системы контроля за состоянием произв. запасов

 

Осн. причиной образования запаса явл. несовпадение в пространстве и во времени пр-ва и потребления продуктов. Все запасы ср-тв пр-ва независимо от мест их возникновения вкл. в себя:

· сбытовые запасы – запасы гот. прод-ции. Они концентрируются у производит., посред. и в процессе транспортир.;

· произв. запасы вкл. часть матер. рес-сов, кот. поступили на предпр. потребит., но еще не подверглись обработке;

· запасы в незаверш. пр-ве – это предметы труда, кот. находятся в разных стадиях обработки и превращ. в гот. прод-цию;

· гос. запас – создается в случае стихийных бедствий, неурожая, войны.

В зав-ти от назнач. и условий образования произв. запас делится на 3 части: текущий, страховой, подготовительный.

Текущий предназнач. для обеспеч. пр-ва между двумя очередными поставщ. мат-лов на предпр. в усл. разномерности поставок по периодичности и величине партии. Он возрастает в момент поступления партии тов. и ежедн. снижается на вел-ну среднесут. расхода к моменту поступл. след. партии.

Страховой – предназнач. для обеспеч. пр-ва при задержке очередной партии поставки или отклонении факт. размеров партии от средней.

Подготовит. – образуется в связи с необходимостью выполнения операций по подгот. к пр-ву: приемка, разгрузка, оформление док-тов и др..

Макс. произв. запас – это сов-ть всех видов запасов (тек. макс, страх, подгот.). В ряде случаев по отдельным видам матер. рес-сов возникает необход-ть образов. сезонных произв. запасов. Причины их образов.:

- сезонное пр-во прод-ции;

- сезонное потребление мат-лов;

- невозможность дост. матер. рес-сов др. видами тр-та, кроме сезонных.

Сверхнормат. запасы – ур-нь кот. превышает макс. вел-ну произв. запаса. Причины:

- неправильное опред. потребности в произв. запасах;

- снижение произв. программы;

- сниж. норм расх. на мат-лы;

- невыполнение планов пр-ва;

- досрочная отгрузка матер. рес-сов от поставщ..

Нормат. запасы – это вел-на, меньшая сумме подготовит. и страх. запаса. Причины:

- увелич. плана вып-ка прод-ции при отсутствии корректировеи плана снабжения;

- превыш. факт. интервалов пост. по сравнению с заплан.;

- уменьшение партий поставок по срав. с план. вел-ной.

В практике работы предпр. применяются след. сис-мы контроля за состоянием произв. запосов:

1) проведение инвентаризащии – пров. на конец текущего года. Подлежат все матер. рес-сы, находящиеся в централизованных складах службы снабжения и цеховых кладовых. Привлекаются раб-ки складов, службы снабжения и бухгалтерии.

2) сис-ма max, min. При оформлении опер. по приходу и расх. мат-лов раб-ки склада опред. факт. остаток и сравнивают его с устан. max и min значением запаса. Если факт. наличие мат-ла выходит за указанные пределы, то сост. сигнальная справка, кот. передается в соотв. группу отдела снабж.(ежедневно).

3) на предпр. с большой номенклатурой потребляемых мат-лов ежеднев. контролировать сост. запасов по всем мат-лам сложно и не всегда нужно. Поэтому устан. различная периодичность получения или предостав. данных произв. запаса. При этом исп-ся сис-ма ABC -анализа. Она подразд. все мат-лы на 3 гр.:

а) вкл. осн. виды матер. рес-сов, потребляемые ежедневно и в большом кол-ве. Их уд. вес в общем объеме потребления мат-лов сост. 60-70%, хотя по номенклатурным позициям это сост. 10-15%. Такая информация подается ежедневно.

в) потребление матер. рес-сов не регулярное. По объему потребл. они сост. 20-30% (еженедельно или ежедекадно)

с) это мат-лы эпизодического потребления. (ежемесячно)

4) исп-ие ЭВМ позволяет иметь нужную информ. об остатках мат-лов ежедневно по любому виду.

Определение оптимальной величины запаса:

1. текущий запас = среднесут. Потребление мат-лов * планируемый интервал поставки,

2. подготовит. = среднесут. потребление мат-лов * время необход. для подготовит. опер. Обычно вел-на подготовит. запаса колеблется от 0,5-1,5 суток. Она будет больше, когда необход. кач-ная приемка.

Вопрос 31

Сущность планирования обеспечения производства материальным ресурсами. Балансовая увязка показателей потребности и источников покрытия потребности в материальных ресурсах на промышленном предприятии

Планирование МТО охватывает все систему деятельности по обеспечению производства материально-техническими ресурсами, осуществляется на основе системного подхода, носит итеративный и вариантный характер и обусловлено корпоративной миссией и конкурентной стратегией, сбытовой и производственной стратегиями, а также текущими планами сбыта и производства продукции предприятия.

Процесс планирования предусматривает следующие основные этапы работ:

§ определение стратегии МТО и политики ресурсообеспечения;

§ изучение и формирование среды ресурсообеспечения;

§ формирование текущих планов МТО, приобретения (закупок) и поставок ресурсов.

В процессе планирования МТО необходимо определить:

§ какие виды материальных ресурсов необходимы для обеспечения производственной деятельности предприятия;

§ количество материальных ресурсов, которые потребуются для выполнения производственной программы;

§ потребность в материальных ресурсах, расписанная по их видам и по срокам поступления;

§ выбор поставщиков и выявление их возможностей;

§ необходимые площади складских помещений для хранения материальных ресурсов;

§ затраты на МТО;

§ возможности организации производства некоторых материальных ресурсов на своем предприятии.

 

Формирование текущих планов МТО, закупок и поставок ресурсов предусматривает следующие основные этапы работ:

§ изучение и анализ рынка предложения ресурсов производства;

§ определение потребности в ресурсах, источников ее покрытия;

§ планирование и организация закупок ресурсов;

§ анализ издержек ресурсообеспечения;

§ планирование поставок ресурсов.

Основной задачей текущего планирования материального обеспечения производственного предприятия является задача обеспечения материальными ресурсами к тому времени, когда у предприятий возникает необходимость в них.

Текущее планирование материального обеспечения направлено на образование запасов материальных ресурсов и составление планов закупок материальных ресурсов в соответствии с планируемой производственной программой объема выпуска.

Целью текущего планирования является образование запасов материальных ресурсов и закупка материальных ресурсов нужного качества, по приемлемой цене, в нужном количестве и в требуемое время.

Основой для разработки планов снабжения является производственная программа, которая разрабатывается после прогнозирования объема продаж.

Оперативное планирование МТО предприятия предусматривает формирование оперативных план-графиков внутреннего ресурсообеспечения процесса производства продукции предприятия.

План МТО производственного предприятия в целом состоит из плана потребности в ресурсах и баланса МТО предприятия.

Общая потребность в ресурсах складывается из:

1. потребности в ресурсах на изготовление продукции (Рп)

2. на внедрение новой техники (Рнт)

3. потребности в ресурсах на ремонтно-эксплуатационные нужды (Ррэ)

4. на образование задела незавершенного производства (Рнп)

5. на образование и поддержание переходящих запасов (Рз).

Планирование потребности производится по всей номенклатуре и заключается в определении объемов потребных ресурсов. План потребности в ресурсах является основанием для планирования закупок ресурсов со стороны и для планирования поставок ресурсов на предприятие.

Потребность в материальных ресурсах отдельного вида определяется по всем направлениям, а внутри направления – по всем видам продукции, для производства которых используется данный ресурс.

Баланс МТО предприятия предусматривает увязку потребности по всей номенклатуре ресурсов с источниками их покрытия в натуральном измерении и с учетом вторичного использования возвратных технологических отходов производства.

Расчеты потребности в ресурсах сопровождаются планированием источников и средств ее покрытия. Источники покрытия подразделяются на собственные (собственная производственная деятельность и отходы собственного производства) и сторонние (поставщики-изготовители и посредники, продукция и услуги сторонних организаций). В качестве источников покрытия потребностей баланс учитывает:

1. ожидаемый остаток на начало года

2. внутренние источники мобилизации ресурсов

3. сторонние источники поступления ресурсов и др.

Под ожидаемыми остатками понимаются запасы материалов на начало планового периода:

,

где Оож – ожидаемый остаток

Оф – фактический остаток на 1-е число месяца, в котором разрабатывался план МТО

Вож – ожидаемые поступления на предприятие за период от даты, на которую определен фактический остаток, и до начала планового периода

Рож – ожидаемый расход за тот же период

В ожидаемое поступление включаются: материалы, которые поступили за период с даты, на которой установлен фактический остаток материалов, до момента составления плана; материалы, находящиеся в пути к предприятию в момент составления плана снабжения; материалы, поступающие за счет мобилизации внутренних ресурсов, децентрализованных заготовок, в порядке собственного производства.

Внутренняя мобилизация ресурсов предполагает максимальное использование отходов собственного производства, вторичное использование материальных ресурсов, внедрение в производство менее дефицитных материалов и экономичных заменителей, максимальное использование излишних запасов материалов.

Величина ожидаемого расхода (Рож) складывается из количества материалов, необходимых для выполнения основной производственной программы. Это количество определяется на основе производственной программы, которую необходимо выполнить в оставшиеся до начала планового периода время, и норм расхода материалов. Кроме того, сюда включается предполагаемый расход материалов на ремонтно-эксплуатационные нужды предприятия, планируемая реализация сверхнормативных и излишних запасов материалов.

Т.о., в общем виде баланс может быть представлен следующим образом:

, где

РП – потребность в материалах на производство продукции

РНТ – потребность в материалах на внедрение новой техники

РРЭ – потребность в материалах на ремонтно-эксплуатационные нужды

РНП – потребность в материалах на образование задела незавершенного производства

РЗ – потребность в материалах на образование переходящих запасов

ООЖ – ожидаемые остатки на начало планового периода

ОНП – материалы в незавершенном производстве на начало планового периода

МВР – мобилизация внутренних ресурсов

ЗС – приобретение и завоз материалов со стороны

Формирование годового плана (баланса) МТО производится на основе данных о плановом и фактическом потреблении материальных ресурсов в текущем году, о потребности по направлениям расхода на планируемый год, о переходящих запасах в абсолютном выражении и в днях обеспечения на конец планируемого года, об общей потребности в материальных ресурсах планируемого года с разбивкой по кварталам, о покрытии потребности в материальных ресурсах, в том числе отдельным источникам покрытия.

Объем закупки и завоза материальных ресурсов со стороны определяется на основе разработанного баланса следующим образом:

После определения потребности в каждом виде материальных ресурсов устанавливается возможный вид закупки:

- напрямую у изготовителя;

- оптовые через посредника или биржу;

- мелкими партиями в магазинах розничной торговли.

Прямые закупки материальных ресурсов, как правило, осуществляются при больших объемах потребления. Через оптовую фирму закупаются материалы и сырье небольшими партиями или делаются срочные закупки для обеспечения бесперебойного хода производства. Через биржи и аукционы предприятие может закупать сырье, цены на которое испытывают резкие сезонные и конъюнктурные колебания.

 

 

Вопрос 32

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...