Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Процедура психологического тестирования




Процедуры проведения психологического тестирования могут быть разнообразны, что обусловлено спецификой методик (например, тест-опросникиили проективные методики), формой тестирования (индивидуальная или групповая), контингентом испытуемых (взрослые или младенцы, психически здоровые или больные). Поэтому достаточно трудно отобразить универсальную, «на все случаи жизни» процедуру тестирования.

Подготовка к проведению тестирования. Если обследование проводится по инициативе заказчика (например, руководителя предприятия), то надо заранее побеспокоиться о подготовке приказа (распоряжения) за подписью руководителя. Наиболее важным условием правильно­го проведения тестирования является тщательная подготовка, обеспечивающая единообразие процедуры тестирования и исключающая возникновение непредвиденных обстоятельств.

Предварительная подготовка к тестированию включает:

- подробное знакомство с процедурой проведения конкретного теста; такая подготовка обычно осуществляется в виде практического обучения прове­дению определенного теста под руководством опытного специалиста;

- если в проведении тестирования принимает участие несколько человек, то необходимо заранее четко распределить функции каждого;

- заучивание пользователем инструкции для испытуемых, а также последующее её чёткое воспроизведение;

- подготовка тестовых материалов (стимульного материала, опросных бланков, ручек или карандашей), размещение их либо на столе вблизи места тестирования таким образом, чтобы они были легко доступны пользователю, но не отвлекали внимания обследуемого, либо на рабочих местах испытуемых в случае групповой формы диагностики.

Условия тестирования. Стандартизация затрагивает не только инструк­ции, время выполнения заданий, материалы и другие аспекты самих тестов, но и об­становку тестирования. Определенное внимание нужно уделить выбору подходящего для тестирования помещения. Оно должно быть изолировано от чрезмерного шума, в нём должно быть подходящее освещение, вентиляция, удобно организованные рабочие места для испытуемых.

Поведение специалиста, проводящего тестирование, не должно отражаться на активности испытуемых и вносить погрешности в результаты их работы.

Тестирование должно проводиться в той форме, которая указана в Руководстве для пользователя. Обследование в индивидуальной форме, т.е. в виде поочередной работы с каждым испытуемым, создает более удобные условия (по сравнению с групповой формой обследования) для мотивации испытуемого, а значит, обеспечения более естественных его реакций на тестовые задания, но требует больших временных затрат. Если объектом изучения является малая группа, а в качестве испытуемых выступают её члены, то надо соблюдать следующие условия:

§ диагностика всех членов группы не должна растягиваться во времени, т.е. должна быть проведена в один день и, причем, за очень короткий временной интервал;

§ обследованные испытуемые не должны иметь возможность активно обсуждать тестирование и его содержание с теми, кто еще не принимал участие в исследовании.

Обследование в групповой форме предполагает размещение всех членов группы в каком-то помещении и проводение их одновременного обследования, что позволяет значительно экономить время. Диагностика в этой форме требует обеспечивать следующие условия:

§ испытуемые не должны располагаться слишком плотно друг к другу;

§ испытуемые не должны вслух комментировать отдельные тестовые задания;

§ испытуемые не должны вслух выражать свое отношение к обследованию в целом и к методикам, с которыми работают;

§ испытуемые не должны общаться и подглядывать в ответы друг друга.

Если не соблюдаются эти условия, то возрастает вероятность снижения естественности ответов испытуемых, а значит, надежности результатов диагностики.

Поэтому перед проведением диагностики необходимо проинструктировать испытуемых относительно их поведения во время процедуры обследования, а затем контролировать их поведение и пресекать в корректной форме действия тех, кто нарушает перечисленные условия.

Таким образом, надо, во-первых, придержи­ваться стандартизованных процедур даже в мелочах; во-вторых, регистрировать и устранять любые нестандартные условия тестирования, какими бы второстепенными они ни казались; в-третьих, при интерпретации результатов теста важно учитывать условия тестирования.

Информирование и мотивация испытуемых. Для снижения негативных реакций испытуемых на тестовую ситуацию и повышения надежности результатов их исследования необходимо осуществлять следующие действия:

§ обследование должно организовываться и проводиться как обычное мероприятие, а не как экстраординарное событие;

§ испытуемых надо ставить в известность об общей цели исследования; однако в некоторых случаях ее надо маскировать, если знание испытуемым истинных целей диагностического обследования повлияет на его достоверность (это вопрос этического порядка);

§ мотивировать испытуемых перед началом их работы с методиками;

§ сообщать испытуемым в общих чертах предназначение методик, с которыми они будут работать (в случае, если они этим интересовались), но не сообщать их конкретное предназначение (это можно сделать после завершения обследования);

§ корректно отвечать на вопросы или возражения испытуемых по поводу методик и их заданий.

Надо сказать, что в случае маскировки истинных целей диагностики и предназначения ПДМ возникает проблема обмана испытуемого со стороны психолога, к которому испытуемый обратился за помощью. Это серьёзная этическая проблема. Обман испытуемого допустим только в том случае, если знание истинных целей обследования повлияет на достоверность его результатов. Такое влияние действительно возможно, поэтому психологи стараются замалчивать некоторые детали своих психодиагностических исследований. Однако прямая ложь отличается от замалчивания. Если испытуемому удаётся разоблачить ложь психолога-практика при проведении психодиагностики, то авторитет этого психолога падает, исчезает доверие к нему. В связи с этим маскировка истинных целей тестирования допустима только в исключительных случаях. Причем сразу же после проведения психодиагностики необходимо объяснить испытуемому истинные цели тестирования, сообщив, что если бы истинные цели были бы раскрыты с самого начала, это повлияло бы на точность диагностики. Такая аргументация понятна для испытуемых и, как правило, оценивается ими вполне доброжелательно.

Став на позицию маскировки истинных целей психодиагностики, психолог становится на позицию недоверия к испытуемому и старается своим обманом упредить обман испытуемого. Это мешает возникновению тесного контакта между испытуемым и психологом, который впоследствии будет проводить психологическую помощь испытуемому.

Мотивация испытуемых (или раппорт – попытка специалиста вызвать у испытуемых интерес к тесту, добиться от них сотрудниче­ства и содействовать тому, чтобы их реакции соответствовали целям теста) выражается в следующем:

1) Испытуемых надо заверить в конфиденциальности результатов исследования, чтобы они могли не испытывать опасений за последствия использования данных. Однако испытуемых следует предупреждать, что некоторые результаты могут быть представлены заказчику.

2) Испытуемых можно заинтересовывать участвовать в исследовании или в получении более объективной информации о себе на основе последующего их ознакомления со своими результатами.

3) Апеллировать к ответственности испытуемых, прося их стараться делать более искренние ответы, так как в противном случае невозможно будет получить достоверное представление о группе в целом.

Специфические приемы мотивации варьи­руются в зависимости от характера теста, а также возраста и других характеристик тестируемых лиц. Например, при тестировании дошкольников следует учитывать такие факто­ры как боязнь незнакомых людей, легкую отвлекаемость и негативизм. Дружеская, веселая и мягкая манера поведения проводящего обследование специалиста помогает ребенку успокоиться. Пугливому, застенчивому малышу требуется больше времени для того, чтобы привыкнуть к новой обстановке. Периоды тестирования должны быть непродолжительными, а тестовые задачи — разнообразными и интересными для ре­бенка.

Тестированию детей первых двух или трех классов начальной школы во многом свойственны те же трудности, что и тестированию дошкольников. Игровой подход по-прежнему остается наиболее эффективным способом возбуждения их интереса к тесту. Школьников постарше обычно можно мотивировать, обращаясь к свойственному им духу соревновательности, самоутверждению, желанию отличиться.

Обработка и интерпретация данных. После того как испытуемые выполнят задание, психолог обрабатывает результаты тестирования так, как это описано в инструкции к тесту (например, опросные листы, которые заполнили испытуемые, отвечая на пункты опросника, обрабатываются с помощью специальных «ключей» – перечней тех пунктов, для которых указан значимый вариант ответа).

В результате предварительной обработки психолог получает «сырой» тестовый балл испытуемого, который либо непосредственно сравнивается с нормативными данными (статистическими зонами) и делается заключение об особенностях проявления диагностируемого психического качества, либо этот тестовый балл проходит процедуру стандартизации (например, перевод в интервальную шкалу), прилагаемой к тесту, и также сравнивается с нормативами, на основе чего делается заключение о проявлении тестируемого качества.

Если у испытуемого психическое свойство соответствует норме, то это никак не интерпретируется; если же существует отклонение от нормы, то в руководстве для пользователя указывается, как именно тестируемое свойство может в этом случае проявляться, что имеет важное значение при выработке рекомендаций.

 

Поведение тестируемого

 

Тестовая тревожность. В ситуации диагностики у многих испытуемых возникает такая реакция как тестовая тревожность, которая может оказывать заметное влияние на результаты тестирования.

Индивидуальные различия в тестовой тревожности изучали, в основном, на уча­щихся школ и студентах колледжей (А. Анастази, С. Урбина, 2011). Установлено, что показатели тестов достижений в школах и колледжах, а также показатели интеллектуальных тестов имеют значимые отрицательные корреляции с тревожностью. Однако полученные данные могут не свидетельствовать о направлении причинных связей. Воз­можно, учащиеся проявляют тревожность при тестировании из-за того, что плохо справляются с тестами и, таким образом, уже приобрели опыт неудач и разочарова­ний в предыдущих ситуациях тестирования. Так, выявлено, что внутри подгрупп с высокими показателями по тестам интеллекта обратная зависимость между уровнем тревожности и успешностью вы­полнения теста исчезает.

В исследовании природы тестовой тревожности были выделены два её компонента: эмоциональный и когнитивный. Эмоциональная составляющая охватывает такие реакции, как напряжение и увеличение частоты сердечных сокращений. Когнитивный компонент наиболее явно проявляется в форме озабоченности, что включает негативные мысли, такие как ожидание неудачи при выполнении теста и озабо­ченность последствиями провала. Эти мысли отвлекают внимание тестируемого от заданий теста и тем самым нарушают его выполнение. Оба компонента тестовой тре­вожности измеряются специально разработанными для этой цели опросниками (например, опросник тестовой тревожно­сти, разработанный Спилбергером и его сотрудниками).

Устранению тестовой тревожности способствуют изложенные выше способы информирования и повышения мотивации испытуемых. Рассеива­ние опасений, манера поведения тестирующего, успокаивающие и ободряющие испытуемого слова, хорошая организация процесса и т.д. по­могают снизить тестовую тревожность. Кроме того, для редуцирования эмоционального компонента тестовой тревожности разработаны специальные методики поведенческой тера­пии. Фактически, эмоциональный компонент тестовой тревожности имеет тенденцию убывать с каждым последующим тестированием даже без внешнего вмешательства. Повышение результативности выполнения тестов чаще наблюдается в тех случаях, когда воздействие оказывается на когнитивные реак­ции индивидуума в отношении самого себя.

В целом, для снижения тестовой тревожности надо использовать индивидуальный (по особенностям испытуемого) и комплексный (по способам устранения) подход.

Агрессия. Некоторые испытуемые негативно относятся к психологическим обследованиям, в которых они «вынуждены» принимать участие, и которые связаны с их деятельностью. Это естественно, так как они опасаются, что результаты диагностики могут повлечь за собой нежелательные для них последствия. Эта реакция неспецифическая, так как проявляется при любых формах психологической диагностики, проводящейся с использованием различных методов.

Более негативно испытуемые относятся к тем опросам, в которых они должны производить оценку своей группы и её членов. Сам факт того, что необходимо высказать мнение о группе в целом или другом человеке, предпочесть одного другому, наталкивается на внутреннее сопротивление. Поэтому не исключены вербальные реакции типа: «Что это за глупые вопросы, прямо отвечать не хочется», «Это тестирование – полнейшая ерунда» и т.п. Некоторые испытуемые могут вовсе отказаться от тестирования, позвонить знакомому адвокату по поводу правомочности тестирования и права отказа от участия в нём.

Как в случае с тестовой тревожностью, предотвращению возникновения негативных реакций способствуют изложенные ранее меры по информированию и мотивации испытуемых.

Тренировка и перенос опыта. Влияние тренировки на показатели диагностики наиболее актуально относительно тестов достижений, способностей и интеллекта.

Исследования показывают, что степень улучшения тестовых результатов зависит от способностей и предшествовавшего тренировке опыта, харак­тера теста, а также количества и типа тренировок. Например, чем выше сход­ство между содержанием теста и материалом тренировки, тем большего повышения тестовых показателей можно ожидать. С другой стороны, чем меньше обучение выходит за пределы содержания конкретного теста, тем менее вероятно улучшение результативности тестирования.

Дополнительно может возникать проблема так называемой тестовой искушенности, связанной с приобретением обширной практики выпол­нения тестов. Человек, имеющий богатый опыт в выполнении тестов, приобретает тем самым определенные пре­имущества перед теми, кто впервые участвует в тестировании. Более того, если человек хорошо знаком с методикой, по которой проходит обследование, то это отразится на достоверности результатов тестирования.

В связи с этим, надо исключать возможность предварительной тренировки перед тестированием, использовать параллельные формы методики (если они существуют) в случае повторной диагностики испытуемых, увеличивать временной интервал между повторным тестированием по одной и той же методике и др.

ПРАКТИКУМ 1

«Бланковые психодиагностические методики»

 

 

Цель: формирование навыков проведения психодиагностического обследования с помощью бланковой проективной методики.

 

Задачи:

Изучение методики

Каждый студент должен выбрать и подробно изучить какую-то одну проективную методику, трудоемкость работы с которой не превышает 60 мин.

Работа с методикой

Студенты распределяются по парам таким образом, чтобы каждый в диаде осваивал бы разную методику.

В каждой паре студенты параллельно выступают в роли специалиста и испытуемого, проводя друг на друге психодиагностическое обследование.

После завершения тестирования студенты должны обработать результаты, поставить диагноз, подготовить письменное заключение и предоставить информацию друг другу.

Письменное заключение передаётся преподавателю.

ПРАКТИКУМ 2

«Компьютерные психодиагностические методики»

 

Цель: формирование навыков психодиагностического обследования с помощью компьютерного тест-опросника.

 

Задачи:

Самотестирование

Каждый студент самостоятельно проходит тестирование в компьютерном режиме с помощью 4-Ф личностного теста "Коммуникабельность", который представлен в электронном учебнике.

На основе автоматизированной обработки данных студент получает результаты в виде тестовых показателей, процентилей, поставленного диагноза, интерпретации и др.

Студент также должен освоить функцию "ручной" корректировки автоматически поставленного диагноза.

Изучение методики

Студенты самостоятельно изучают содержательные и программные возможности компьютерной технологи "4-Ф личностный тест "Коммуникабельность" с помощью руководства для пользователя (описания технологии).

Тестирование испытуемого

Каждый студент с помощью компьютерной технологии "4-Ф личностный тест "Коммуникабельность" готовит и распечатывает стимульный материал и опросную сетку для бланковой формы тестирования.

Затем студент подбирает испытуемого, незнакомого с этим тестом, и проводит на его тестирование. Полученные данные (ответы) вводятся "ручным способом" или посредством сканирования в программу "4-Ф личностный тест "Коммуникабельность", а затем автоматически обрабатываются. Далее осуществляется работа по "ручной" корректировке автоматически поставленного диагноза. При необходимости изменение в интерпретации.

В заключении студент должен предоставить и прокомментировать испытуемому полученные результаты.

ПРАКТИКУМ 3

«Разработка и оценка стимульного материала ПДМ»

Цель: формирование навыков составления заданий (пунктов) стимульного материала личностного тест-опросника и проведения процедуры его оценки.

 

Задачи:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...