Оценка очевидной валидности
⇐ ПредыдущаяСтр 25 из 25 В качестве экспертов выступают либо студенты параллельной группы, либо испытуемые «с улицы». В первом случае сбор данных осуществляет преподаватель, а во втором — каждый студент среди двух знакомых ему людей (без психологического образования). После того как собран материал, студенты обрабатывают данные. Преподаватель оглашает полученные результаты и совместно со студентами обсуждает каждый пункт методики с точки зрения его очевидной валидности. Алгоритм сбора данных и оценки этого вида валидности описан в § 8.6. Пункты, не обладающие очевидной валидностью, переформулируются или исключаются из стимульного материала. Оценка содержательной валидности В качестве экспертов выступают студенты параллельной группы или специалисты-психологи с опытом профессиональной деятельности. В первом случае сбор данных осуществляет преподаватель, а во втором — каждый студент, обращаясь к своему научному руководителю или кому-то из психологов-практиков как к эксперту. Алгоритм сбора данных и оценки содержательной валидности описан в § 8.6. Пункты, не обладающие содержательной валидностью, изменяются по формулировке или исключаются из стимульного материала. Проведение первого пилотажного исследования Исследование проводится посредством составленного стимульного материала преподавателем в параллельных группах или студентами среди знакомых людей. В последнем случае каждый студент должен обследовать от трех до пяти человек. Оценка диагностической силы пунктов По результатам пилотажного исследования составляется сводная таблица (таб. 1) и по каждому пункту производится оценка диагностической силы (см. § 9.1).
Таблица 1 Показатели диагностической силы пунктов методики
Из стимульного материала исключаются те пункты, которые не обладают средней диагностической силой. 2.5 Составление окончательного варианта стимульного материала и "ключей". Проведение второго пилотажного исследования Исследование проводится посредством нового стимульного материала преподавателем в параллельных группах или студентами среди знакомых людей. В последнем случае каждый студент должен обследовать от трех до пяти человек. Оценка надежности-согласованности На основе данных, полученных во втором исследовании, производится оценка надежности-согласованности по одному из способов, описанных в § 8.2.
ЛИТЕРАТУРА Акимов М.К., Борисова Е.М., Козлова В.Т. Актуальные проблемы психологической диагностики // Вопросы психологии. 1989. № 5. С.182-184. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб: Питер, 2001. Ануфриев А.Ф. Психодиагностика как деятельность и научная дисциплина // Вопросы психологии. 1994. №2. С.123-130. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Решение диагностических задач практическим психологом в системе образования // Вопросы психологии. 2000. №6. С.26-37. Аракелов Г.Г., Лысенко Н.Е., Шотт Е.К. Психофизиологический метод оценки тревожности // Психологический журнал. 1997. № 2. С. 102-113. Арестова О.Н. Влияние компьютеризации эксперимента на валидность психодиагностических методик // Психологический журнал. 1990. № 6. С.86-93. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. 1984. № 3. С.152-162. Батаршев А.В. Психодиагностика пограничных расстройств личности и поведения. М.: ИИП, 2004. Батаршев А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога. Учебное пособие. М.: Дело, 2003. Березин Ф.Б. Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности. М.: Медицина, 1976. Бодунов М.В., Безденежных Б.Н., Александров Ю.И. Характеристики ответов на тестовые задания психодиагностических методик и структура индивидуального опыта // Психологический журнал. 1996. № 4. С. 87-96.
Большой толковый социологический словарь (Collins). В 2 т. Т. 2 (П-Я); пер. с англ. М.: Вече, АСТ, 1999. С. 158.Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии (на основе метода Роршаха). Киев: Виша Школа, 1979. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2003. Бурлачук Л.Ф., Духневич В.Н. Исследование надежности опросника Р. Кэттелла 16 PF // Психологический журнал. 2000. № 5. С. 82-95. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. К построению теории «Измеренной индивидуальности» в психодиагностике // Вопросы психологии. 1994. № 5. С.5-11. Бурлачук Л.Ф., Королев Д.К. Адаптация опросника для диагностики пяти факторов личности // Вопросы психологии. 2000. №1. С.126-134. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989. Варламов В.А. Детектор лжи. М.: ПРЕ СЭ-Пресс, 2004. Горбатенко А.С. Общая и прикладная психология. Ростов н/Д: Феникс. С. 107-199, 301-334. Горбатенко А.С. Сокращенный вариант шкалы реактивной и личностной тревожности: Методические указания. Ростов н/Д: РГУ, 1996. Горбатенко А.С. Шкала открытости малых групп: Методические указания. Ростов н/Д: РГУ, 1996. Горбатенко А.С., Горбатенко Т.М. Мотивы актуальной профессиональной перспективы. Методические указания. Ростов н/Д: РГУ, 1996. Горбатенко А.С., Горбатенко Т.М. Контроль надежности результатов психолого-педагогического обследования школьников: Методические рекомендации. Ростов н/Д: РГПУ, 1996. Горбатенко А.С., Горбатенко Т.М. Структура межличностных отношений в старших классах: методика и результаты исследования. Ростов н/Д: РГПУ, 1996. Гринберг Я.З. Надежность психологического тестирования: индивидуальные и групповые данные // Психологический журнал. 1990. № 5. С. 50-55. Гуревич К.М., Акимова М.К., Косзлова В.Т. Статистическая норма или социально-психологический норматив? // Психологический журнал. 1986. № 3. С. 136-142. Дворшенко В.П. Тест личностных акцентуаций: Модифицированный вариант методики ПДО. СПб: Речь, 2002.
Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. С-Пб.: Братство, 1994. Еникеев М.И. Психологическая диагностика: стандартизированные тесты. М.: ПРИОР, 2003. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб: Речь, 2001. Корнилова Т.В., Парамей Г.В., Ениколопов С.Н. Апробация методики А.Эдвардса «Список личностных предпочтений» на российских выборках // Психологический журнал. 1995. № 2. С. 142-151. Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест. М.: Смысл, 2004. Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) для подростков // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике / Под ред. М.М. Кабанова, А.Е. Личко, В.М. Смирнова. Л.: Медицина, 1983. С. 81-102. Лубовский В.И., Переслени Л.И., Семаго М.М. О публикациях психодиагностических материалов // Вопросы психологии. 1997. №1. С. 133-137. Льюис М., Саарни К. Исследуем ложь. Теории, практика обнаружения. М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. Люшер М. Цветовой тест Люшера. СПб: Эксмо-Пресс, 2002. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985. Методики психодиагностики в спорте / В.Л. Марищук и др. М.: Просвещение, 1990. Мира-и-Лопес Е. Графическая методика исследования личности. СПб: Речь, 2002. Норакидзе В.Г. Методы исследования характера личности. Тбилиси: Мицниереба, 1975. Общая психодиагностика / Под ред.А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: МГУ, 1984. Основы математической статистики: Учеб. пособие / Под ред. В.С. Иванова М.: ФиС, 1990. Пищенко А.В., Сочивко Д.В. Теория и практика психодинамической диагностики личности. Домодедово: ВИПК МВД России, 1999. Подлесный А.В. Метод оптимизации построения шкал личностных опросников // Психологический журнал. 1997. № 2. С. 114-122. Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под ред.А.А. Крылова. Л.: ЛГУ, 1987. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб.: Питер, 2003. Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика / Под ред. В.В. Столина, А.Г. Шмелёва. М.: МГУ, 1984. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики / Под ред. А.И. Зеличенко, И.М. Карлинской, В.В. Столина и др. М.: МГУ. 1989. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы / Под ред. А.А. Бодалёв, И.М. Карлинская, С.Р. Пантилеев. М.: МГУ, 1988. Проективная диагностика / Под ред. Р. Риминой, И. М. Кирилова: Апрель Пресс: Экомо-Пресс, 2000. Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. 2-е изд. М.: УРАО, 2000. Роршах Г. Психодиагностика: методы и результаты диагностического эксперимента по исследованию восприятия. М.: Когито-Центр, 2003.
Русалов В.М. Новый вариант адаптации личностного теста EPI // Психологический журнал. 1987. № 1. С. 113-126. Русалов В.М., Гусева О.В. Сокращенный вариант личностного опросника Кэттелла (8 PF) // Психологический журнал. 1990. № 1. С.34-48. Серкин В.П. Методы психосемантики. Учеб.пособие. М.: Аспект-ПРЕСС, 2004. Сидоренков А.В. Динамика неформальных подгрупп в группе: социально-психологический анализ. Ростов н/Д: РГУ, 2004. Сидоренков А.В. Компьютеризированная система «Комплексная социально-психологическая диагностика группы». Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2007611931 Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Москва, 2007. Сидоренков А.В. Микрогрупповая концепция // Российский психологический журнал. 2006. № 1. С. 21-40. Сидоренков А.В. Неформальные подгруппы в малой группе: социально-психологический анализ. Ростов н/Д: АПСН СКНЦ ВШ, 2003. Сидоренков А.В. Психологические особенности доверия дошкольников. Ростов н/Д: РГУ, 2001. Сидоренков А.В., Долотова О.Ю. Методика изучения веры личности // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. 2004. № 2. Сидоренков А.В., Сидоренкова И.И. Методики изучения доверия в малой группе. Научно-методические рекомендации. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2007. Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири: Методическое руководство. М., 1990. Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Люшера: Методическое руководство. М., 1990. Собчик Л.Н. СМИЛ (MMPI). Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. СПб: Речь, 2004. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.: МГУ, 1980. Тест структуры интеллекта Амтхауэра: Учебно-метод. пособие /Сост. Ж.А. Балакшина, Т.В. Прохоренко. СПб: Речь, 2002. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб: Речь, 2003. Фрай О. Детекция лжи и обмана. М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. 2005. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М.: Прогресс, 1987. Червинский К.Р. Компьютерная психодиагностика: Учебное пособие. СПб: Речь, 2003. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. Ростов н/Д: Феникс, 2002.
[ А Б В Г Д З И К М Н О П Р С Т У Ф Ш Э ]
АДАПТИВНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ – разновидность тестирования, при которой порядок предъявления заданий зависит от ответов испытуемого на предыдущие задания. В настоящее время АТ реализуется в основном в виде различных алгоритмов компьютерного тестирования. АПРОБАЦИЯ ТЕСТА – применение теста в пилотажном исследовании с целью его оценки (надежности, валидности, репрезентативности, нормальности распределения) и доработки (например, тестовых заданий). БАТАРЕЯ ТЕСТОВ – э то сложный тест, который состоит из ряда тестов (субтестов), направленных на измерение различных качеств объекта диагностики. В БТ задания, относящиеся к разным тестам, следует не вперемешку, а собраны в однородные блоки. ВАЛИДНОСТЬ – соответствие методики в целом и отдельных ее частей тому аспекту психики, который, по замыслу специалиста, должен исследоваться. ВАЛИДНОСТЬ ВНЕШНЯЯ – соответствие методики (теста) определенным категориям населения и условиям ее применения. ВАЛИДНОСТЬ ВНУТРЕННЯЯ – соответствие результатов диагностики стимульному материалу методики. ВАЛИДНОСТЬДИСКРИМЕНАНТНАЯ – отсутствие соответствия (связи) между отдельными частями методики или между разными методиками, когда по замыслу исходной концепции эта связь не должна существовать. ВАЛИДНОСТЬ КОНВЕРГЕНТНАЯ – соответствие (связь) между родственными по содержанию частями одной методики или между родственными по содержанию методиками, если связь должна иметь место. ВАЛИДНОСТЬ КОНСТРУКТНАЯ – соответствие используемых терминов (конструктов) тому, для обозначения чего они используются. ВАЛИДНОСТЬ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ – соответствие концепции (выбираемой или создаваемой разработчиком) природе психического явления, для диагностики которого создается методика (тест), а также соответствие методики концепции психического явления. ВАЛИДНОСТЬ ОЧЕВИДНАЯ – соответствие тестовых заданий: а) социально-демографическим характеристикам испытуемых; б) представлениям испытуемых (задания должны быть понятны людям по смыслу); в) жизненному опыту испытуемых. ВАЛИДНОСТЬ ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ – соответствие сделанного на основе применения методики прогноза действительности, Иначе можно сказать, что валидность методики – это соответствие показателей диагностируемого психического качества особенностям его проявления (развития) в некоторой временной перспективе. ВАЛИДНОСТЬСОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ – соответствие содержания тестовых заданий методики тому или иному аспекту диагностируемого с её помощью психического качества. ВАЛИДНОСТЬТЕКУЩАЯ – применима к тестам, используемым для диагноза существующего положения дел, а не для предсказания будущих результатов. ВАЛИДНОСТЬ ЭМПИРИЧЕСКАЯ (КРИТЕРИАЛЬНАЯ) – соответствие показателей тестирования с помощью методики некоторому внешнему критерию, который отражает диагностируемый параметр. В качестве критерия может использоваться любой показатель, который независимо и бесспорно измеряет то же качество, что и методика. Критериальная валидность выражается в двух формах: прогностической и текущей валидности. ВЕС ЗАДАНИЯ – вклад в общий (сырой) балл по тесту, который вносит отдельное задание. ВЫБОРКА (ВЫБОРОЧНАЯ СОВОКУПНОСТЬ) – часть объектов (испытуемых) из генеральной совокупности, отобранных с помощью определённой процедуры для участия в исследовании, с тем чтобы сделать заключение обо всей генеральной совокупности. Для того чтобы заключение, полученное путем изучения выборки, можно было распространить на всю генеральную совокупность, выборка должна обладать свойством репрезентативности. ВЫБОРКА ВЕРОЯТНОСТНАЯ – выборка, создание которойосуществляться методом рандомизации, т.н. процедурой случайного отбора.При этом методе характеристики испытуемых игнорируются, их включение в выборку имеет одинаковую вероятность и является непредвзятым. Это значит, что любой испытуемый имеет равные шансы попасть в выборку. ВЫБОРКА НЕВЕРОЯТНОСТНАЯ – выборка, которая формируется не по принципу случайности, а по субъективным критериям – доступности, типичности, равного представительства и т.д. ВЫБОРКИ МИНИМАЛЬНЫЙ ОБЪЕМ – требуемое минимальное количество объектов в выборке для обеспечения её репрезентативности.
ГЕНЕРАЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ – суммарная численность объектов (испытуемых), обладающих определенным набором признаков (пол, возраст, доход, численность, оборот и т.д.), ограниченная в пространстве и времени. ГИСТОГРАММА – один из способов графического представления распределения тестовых баллов, т.е. в виде прямоугольный "столбиков", примыкающих друг к другу и соответствующих частоте встречаемости каждого класса данных. ГЛУБИННАЯ ЛИЧНОСТНАЯ ДИАГНОСТИКА – выявление скрытых причин поведения человека, которые он либо сам не вполне осознает, либо не желает озвучивать, осознавая их как социально нежелательные качества. ГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ – методики, направленные на диагностику психических качеств индивида на основе выполненных им рисунков в результате актуализации образов воображения. ДИАГНОСТИРУЕМЫЕ ПРИЗНАКИ – признаки некоторого психического качества индивида (группы), отраженные в тестовых заданиях и измеряемые с помощью теста, предназначенного для изучения данного качества. Многие психические качества имеют несколько основных признаков, которые выделяют на этапе определения природы качества в процессе разработки методики. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ – широкий класс объектов диагностики (индивидов, групп), которые обладают сходными характеристиками, и на этом основании могут быть отнесены к одному классу. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ СИЛА ПУНКТА – свойство тестового задания, отражающее его способность дифференцировать испытуемых по диагностируемому признаку. Диагностическая сила пункта выражается в количестве испытуемых (в процентах) к общему числу участвующих в обследовании, которые выбрали значимый вариант ответа по данному тестовому заданию. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ – это определенные внешне выраженные признаки объекта диагностики, которые оказываются информативными для отнесения обследуемого объекта к определенной диагностической категории. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ – конкретная программа действий с определенным объектом (индивидом, группой), направленная на регистрацию или оценку диагностических признаков и постановку диагноза данному объекту. Понятие "Обследование" следует отличать от термина "исследование". Первое предполагает получение конкретных знаний о конкретном объекте, а второе – получение обобщенного знания (проверку научных гипотез). ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – отрасль психологии, изучающая индивидуальные психологические различия, различия между группами людей, а также причины и последствия этих различий. Основным методом Д.П. являются тесты. Факты и выводы Д.П. имеют большое значение для решения ряда практических задач: диагностики и прогностики отдельных психических качеств индивида, отбора и обучения персонала и т.д. ЗАДАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНОЕ - Задание, выраженное в виде зрительных или слуховых образов (несловесной форме), не требующее участия словесных операций и речевых знаний и навыков, приобретенных человеком. ЗНАЧИМЫЙ ВАРИАНТ ОТВЕТА – вариант ответа по конкретному тестовому заданию, указанный в ключе к тесту. ЗВО несет информацию об определенном аспекте проявления диагностируемого психического качества. Например, в вопросе «Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям?» из шкалы Экстраверсия-интроверсия Личностного опросника Айзенка значимым вариантом ответа является «Да». ИДЕОГРАФИЧЕСКИЕ (ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ) МЕТОДИКИ – методики, предназначенные для изучения уникальных, индивидуально-психологических особенностей человека (например, методика ролевых репертуарных решеток). Их отличие от других методик (тест-опросников, проективных методик) заключается в том, что параметры, которые оцениваются, не задаются извне, а выделяются на основе ответов конкретного испытуемого. КВАНТИЛЬ – точка на оси накопленной частоты, делящая ось в установленной пропорции. Квантиль — это общее понятие, а квартили, квинтили, децили и процентили — его наиболее частные реализации. Имеются, например, три квартиля (Q1, Q2, Q3), которые делят выборку на четыре равные части (кварты) таким образом, что 25% испытуемых располагаются ниже Q1, 50% — ниже Q2 и 75% — ниже Q3. Четыре квинтиля делят выборку аналогичным образом на пять, девять децилей — на десять, а 99 процентилей — на 100 равных частей. КВАНТИЛЬНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ – преобразование, связанное с определением места испытуемого в выборке, а точнее с определением процента испытуемых, получивших такой же или более низкий тестовый показатель по сравнению с данным испытуемым. КЛЮЧ К ТЕСТУ – способ идентификации ответов испытуемого и подсчета тестовых баллов. КТ основан на формализованной категоризации ответов испытуемых на отдельные тестовые задания и количественной процедуре подсчета частоты появления ответов определенной категории. Обычно ключ – это набор весовых коэффициентов для различных ответов на тестовое задание, позволяющий подсчитать (путем взвешенного суммирования) так называемый "сырой" тестовый балл испытуемого по шкале измерения некоторого психического качества. Например, в тест-опросниках КТ, как правило, представлен в виде указания значимых вариантов ответа по каждому заданию и предполагает начисление одной условной единицы при совпадении ответа испытуемого с ответом по ключу. КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА – диагностика, основанная на: а) сочетании различных методических приемов и методик при диагностике одного и того же психического свойства с целью повышения точности постановки психологического диагноза; б) использовании разных методик для всесторонней диагностики различных качеств объекта (индивида или группы). КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ – тестирование в форме диалога между испытуемым и компьютером. Тестовые задания предъявляются на экране монитора, а ответы выносятся испытуемым с клавиатуры или с помощью устройства ввода «мышь». КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕСТЫ – тесты, которые предполагают сбор тестовой информации в режиме диалога испытуемого с компьютером. Тесты, предполагающие компьютерную обработку информации, собранной на бланках, не являются компьютерными. КОНТРАСТНЫЕ ГРУППЫ – группы заведомо (до измерения) различающиеся между собой по выраженности исследуемого качества (например, группы эффективных и заведомо неэффективных работников одной профессиональной категории или работающих в сходной должностной роли. МЕТОД «СНЕЖНОГО КОМА» – способ формирования невероятностной выборки, когда она строится следующим таким образом, что у каждого респондента, начиная с первого, просятся контакты его друзей, коллег, знакомых, которые подходили бы под условия отбора и могли бы принять участие в исследовании. МЕТОД КВОТИРОВАНИЯ – способ формирования невероятностной выборки, который заключается в изначальном выделении некоторого количества групп объектов (например, мужчины и женщины в возрасте 18-25 лет, 26-35 лет и 36-55 лет). Для каждой группы задается количество испытуемых, которые должны быть обследованы с помощью данной методики. МЕТОД ОТБОРА ТИПИЧНЫХ ОБЪЕКТОВ – способ формирования невероятностной выборки, заключающийся в том, что после районирования (стратификации) из каждой группы отбирается типичный объект, т.е. объект, который по большинству изучаемых в исследовании характеристик приближается к средним показателям. МЕТОД СТИХИЙНОГО ОТБОРА – способ формирования невероятностной выборки на основе опроса наиболее доступных респондентов. Размер и состав стихийных выборок заранее не известен, и определяется только одним параметром – желанием и активностью респондентов. НАДЕЖНОСТЬ – независимость методики от любых внутренних и внешних, осознаваемых или неосознаваемых, учтенных или неучтенных факторов, которые могут внести погрешность в измерение величины исследуемого параметра. Надежность, наряду с валидностью и стандартностью, обеспечивает достоверность получаемых результатов. НАДЕЖНОСТЬ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ФОРМ – сходство результатов, получаемых с помощью разных форм одной и той же методики (например, форма А и Б EPI). НАДЕЖНОСТЬ РЕТЕСТОВАЯ – относительно устойчивая воспроизводимость (сходство) результатов тестирования по методике в течение определенного периода времени. НАДЕЖНОСТЬ-СОГЛАСОВАННОСТЬ – сходство результатов (ответов, реакций) по разным частям стимульного материала методики. НОМОТЕТИЧЕСКИЕ (НОРМАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ) МЕТОДИКИ – методики (объективные тесты, тест-опросники, проективные методики), предназначенные для изучения индивидуально-типологических особенностей человека (например, экстраверсия-интроверсия, практичность-мечтательность, ответственность-безответственность) или типичных социально-психологических характеристик группы (сплоченность, сработанность). Их отличие от идеографических методик (например, методики ролевых репертуарных решеток) заключается в том, что параметры, которые оцениваются, заранее задаются извне. Эти методики позволяют определить уровень проявления какого-то качества данного индивида (группы), свойственного другим индивидам (группам), но не дают возможности выявить уникальные, неповторимые особенности конкретного индивида или конкретной группы. НОРМА КЛИНИЧЕСКАЯ свидетельствует о том, что цели и способы их достижения, а также формы поведения индивида (группы) адекватны соответствующей ситуации. Клинический подход к пониманию нормы чаще используется для постановки диагноза в клинической психологии и психиатрии. НОРМА СТАТИСТИЧЕСКАЯ – проявление психических характеристик и (или) форм поведения индивида (группы) как у большинства людей (групп). Если распределение по тесту соответствует нормальному, то примерно 68% людей (групп) характеризуются НС по данному диагностируемому качеству. Статистический подход к пониманию нормы чаще используется при создании и применении психодиагностической методики. В статистическом значении термин «патология» не несет нагрузки, касающейся явных психических расстройств. Он информирует только о мере проявления данного психического параметра у конкретного человека относительно его выраженности в популяции. НОРМАЛИЗАЦИЯ ТЕСТОВОЙ ШКАЛЫ – один из вариантов процедуры шкалирования, в результате которой каждому баллу на шкале первичных (сырых) баллов ставится в соответствие балл на шкале новой переменной, имеющей нормальное распределение. Если частотное распределение первичных баллов подчиняется нормальному закону, то нормализация сводится лишь к линейному преобразованию с использованием определенных параметров среднего и стандартного отклонения. В противном случае используется более сложное преобразование, основанное на использование функции обратного нормального интеграла. НОРМАЛЬНОЕ (ГАУССОВО) РАСПРЕДЕЛЕНИЕ – вид распределения переменных. Многие психодиагностические измерения можно описать с помощью НР. Однако не существует распределений данных по тому или иному тесту, которые были бы в точности нормальными. Графическое изображение НР представляет собой унимодальную колоколообразную кривую, осью симметрии которой является вертикаль (ордината), проведенная через точку 0. НОРМЫ КРИТЕРИАЛЬНЫЕ – тестовые нормы, в которых задано соответствие междутестовыми балламипо шкале измеряемого свойства и уровнем его проявления. НОРМЫ ТЕСТОВЫЕ – количественные и (или) качественные критерии оценки результатов теста, позволяющие определить уровень проявления (развития) психических свойств или достижений, которые являются предметом диагностики. В качестве таких критериев выступают статистические показатели выборки стандартизации (среднее значение и стандартное отклонение) или определенные симптомы. НОРМЫ ТЕСТОВЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ – частный вариант тестовых норм, составленный для разных возрастных групп (например, нормы для определения умственного возраста ребенка на основе его показателей по тесту интеллекта). НОРМЫ ТЕСТОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ – частный вариант тестовых норм, статистический смысл которых универсален в масштабах всей страны. Если нормы определены только на выборке в масштабах одного региона, то выводы нельзя применять к другому региону. НОРМЫ ТЕСТОВЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ – частный вариант тестовых норм, позволяющий устанавливать уровень проявления (развития) некоторых качеств или достижений индивида (группы) с определенной статистической достоверностью в рамках одного региона страны. ОБЪЕКТ ПСИХОДИАГНОСТИКИ – индивид или группа, являющийся или являющаяся носителем различных психических, социально-психологических качеств. ОЦЕНОЧНЫЕ (ЭКСПЕРТНЫЕ) БАЛЛЫ – баллы, которые выставляются экспертами – по результатам проверки заданий с развернутыми ответами или в ходе оценки устных ответов. ОШИБКА ИЗМЕРЕНИЯ – статистический показатель, характеризующий степень точности отдельных измерений. ОИ выражается в колебании результатов измерений одних и тех же испытуемых в определенном интервале значений, что может быть связано с систематическими или случайными факторами. ОШИБКИ ДИАГНОСТИКИ – ошибки, связанные со сбором данных и их переработкой. К первой группе ошибок относятся: ошибки наблюдения, ошибки регистрации, ошибки инструментальные, а ко второй – эффект «первого впечатления», ошибка атрибуции, ошибка ложной причины, познавательный радикализм, познавательный консерватизм. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ ТЕСТА – разные варианты стимульного материала одного и того же теста, которые имеют примерно одинаковый формат тестовых заданий и процедуры испытания, а также близкие характеристики надежности, валидности и др. В частности, выполнение параллельных форм одной и той же группой испытуемых дает высокий коэффициент корреляции между результатами по этим формам. Параллельные формы, например, созданы в личностном опроснике Айзенка, 16PF личностном опроснике Кэттелла. ПАРАНАУЧНАЯ ДИАГНОСТИКА – диагностика, основанная на умозрительных, псевдонаучных концепциях, в которых связь между диагностическими признаками и диагностическими категориями постулируется, но не доказывается. ПРЕДМЕТ ПСИХОДИАГНОСТИКИ – психофизиологические, психические или социально-психологические качества объекта диагностики. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ содержат неструктурированный, неопределенный, неоднозначный стимульный материал, работа с которым актуализирует у испытуемого процессы воображения (фантазии), в которых проецируются его индивидуально-психологические особенности. ПРОФИЛЬ ПРЕДПОЧИТАЕМОГО СОТРУДНИКА – схематическипредставленный комплекс профессионально важных качеств индивида, т.е. тех, которые определяют его предметно-деятельностную и/или социально-психологическую эффективность по выполняемой профессии, занимаемой должности. ПСИХОДИАГНОСТИКА – психологическая дисциплина, разрабатывающая методики распознавания и измерения психологических особенностей индивида и группы, а также принципы применения этих методик на практике. ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ – социально-психологический контекст, в котором осуществляется диагно
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|