Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Общая характеристика основных (отраслевых) принципов трудового права





 

Формулируя принципы белорусского трудового права, следует учитывать общепризнанные принципы, нормы международного права, международные договоры, Конституцию Республики Беларусь, ТК Республики Беларусь и другие акты трудового законодательства.

Международные стандарты и правовые нормы - это ориентиры для развития трудового законодательства, заключения коллективных договоров и соглашений, оформления трудовых договоров.

В соответствии со ст.8 Конституции [1] и ст.8 ТК [2] общепризнанные принципы международного права имеют приоритет перед национальным законодательством.

Представляется возможным выделить следующие руководящие правовые идеи, образующие в совокупности систему основных (отраслевых) принципов трудового права Республики Беларусь:

свободы труда и запрещения всех форм принудительного или обязательного труда;

обеспечения государством права на труд, содействия в обеспечении занятости и в трудоустройстве;

равенства возможностей при недопущении дискриминации в области труда и занятий;

обеспечения здоровых и безопасных условий труда, включающий особую охрану труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью;

государственного нормирования рабочего времени и обеспечения права на отдых;

обеспечения права на справедливое вознаграждение за труд в соответствии с трудовым вкладом и не ниже государственного минимума оплаты труда;

содействия профессиональному развитию работников на производстве, сочетания труда с обучением, повышением квалификации;

единства и дифференциации условий труда;

сочетания государственного и договорного регулирования;

установления государственных гарантий защиты трудовых прав работников;

обеспечения государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и охраной труда;

свободы объединений, включая право создавать профессиональные союзы и иные представительные органы работников для защиты своих интересов;



социального партнерства.

Международно-правовое закрепление права на труд взаимосвязано с признанием принципов свободы труда и упразднения принудительного или обязательного труда.

Принцип свободы труда предполагает возможность каждого трудоспособного гражданина свободно распоряжаться своей способностью к труду, выбирать род занятий и профессию. Гражданин может заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью, стать членом производственного кооператива и т.п. Принцип свободы труда, имея межотраслевые признаки, наполняется содержанием, характеризующим предмет и метод правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений. Принцип свободы труда не является нормой-принципом в белорусском трудовом праве (в отличие от российского), тем не менее, он может быть выведен из ряда норм Конституции (ст.41) и ТК (ст.1, 19, 37, 40 и др.). [2] Указанный принцип дополняется принципом свободы трудового договора, который отражает сущность норм трудового права, регулирующих порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора.

Принцип запрещения всех форм принудительного и обязательного труда в Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998 г. назван в числе основополагающих принципов в сфере труда. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятом Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года и ратифицированном Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 года [17, с.30-45], также провозглашено запрещение принудительного труда (ст.6).

Рассматриваемый принцип нашел свое детализированное закрепление в двух конвенциях МОТ, ратифицированных Республикой Беларусь. В ст.1 Конвенции МОТ № 105 "Об упразднении принудительного труда" (1957 г.) закреплено, что каждый член МОТ, ратифицировавший эту Конвенцию, обязуется упразднить принудительный или обязательный труд и не прибегать к какой-либо его форме. Принцип запрещения принудительного или обязательного труда означает недопустимость принуждения к выполнению, какой бы то ни было работы под угрозой применения наказания. В ст.2 Конвенции МОТ № 29 "О принудительном труде" (1930 г.) установлено: "Принудительный или обязательный труд означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, работу, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг" [17, с. 197-208].

В Республике Беларусь принудительный труд согласно части четвертой ст.41 Конституции запрещен, данное положение конкретизируется в ст.13 ТК Республики Беларусь [2].

Принцип запрещения всех форм принудительного или обязательного труда исключает возможность изменения такого условия трудового договора, как трудовая функция. Определяемая соглашением сторон трудовая функция может изменяться только по соглашению сторон. Принцип запрещения всех форм принудительного или обязательного труда развивает принцип свободы труда и они дополняются и конкретизируются принципом свободы трудового договора и принципом определенности трудовой функции.

Принудительный труд запрещен. Согласно Конвенции МОТ № 29 "О принудительном и обязательном труде" (1930), принудительный или обязательный труд означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг.

В статье 13 Трудового кодекса Республики Беларусь заложен принцип запрета принудительного труда [2]. В соответствии со ст.13 Трудового кодекса Республики Беларусь Принудительным трудом считается работа, требуемая от работника под угрозой применения какого-либо насильственного воздействия, в том числе в качестве:

) средства политического воздействия или воспитания либо в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

2) метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

3) средства поддержания трудовой дисциплины;

4) средства наказания за участие в забастовках.

Не считается принудительным трудом:

) работа, выполняемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законности при исполнении судебных приговоров;

2) работа, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской службе либо чрезвычайными обстоятельствами.

Принцип определенности трудовой функции нашел отражение во многих статьях ТК Республики Беларусь, которые устанавливают, что трудовая функция является обязательным условием трудового договора (п.3 части второй ст. 19 ТК), что наниматель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором (ст. 20).

Принцип определенности трудовой функции предполагает определенность характера поручаемой работы.

Принцип обеспечения государством права на труд конкретизируется и обеспечивается нормами ряда институтов трудового права: занятости и трудоустройства, трудового договора, заработной платы и др.

Во Всеобщей декларации прав человека 1948 года провозглашено право каждого человека на защиту от безработицы (п.1 ст.23). При наличии рынка труда и в условиях роста безработицы существует ряд возможностей реализации права на труд: отказаться от поиска работы вообще; самостоятельно заниматься поиском работы; обратиться в государственную службу занятости за содействием в поиске работы. Гарантии государства в области содействия занятости населения закреплены в главе 3 Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. "О занятости населения Республики Беларусь" [3].

Так же гарантии обеспечения права на труд закреплены в нормах ТК Республики Беларусь.

Принцип обеспечения права на труд, включающий и защиту от безработицы, следует рассматривать в сочетании с общеправовым принципом равенства прав и свобод человека и гражданина. В Конвенции МОТ № 111 "О дискриминации в области труда и занятий" 1958 года предусмотрено искоренение всякой дискриминации в труде и занятости [17, с.1262-1265]. Дискриминация - это всякое различие по признаку расы, пола, религии, политических убеждений, иностранного или социального происхождения или по любой другой причине, приводящей к уничтожению или нарушению равенства возможностей при доступе к труду и занятости.

Принцип равенства возможностей при недопущении дискриминации в области труда и занятий закреплен во многих статьях ТК Республики Беларусь: запрещение дискриминации в сфере трудовых отношений (ст.14); запрещение необоснованных отказов в заключении трудового договора (ст.16); прекращение трудового договора допускается только по основаниям и в порядке, предусмотренном указанным Кодексом и иными законодательных актами.

Для женщин, несовершеннолетних и некоторых других категорий работников, нуждающихся в повышенной государственной поддержке, трудовым законодательством предоставлены дополнительные гарантии права на труд.

Принцип равенства возможностей при недопущении дискриминации в области труда и занятий дополняется и конкретизируется принципом повышенной государственной защиты трудовых прав женщин, несовершеннолетних и лиц, нуждающихся в государственной поддержке.

Принцип обеспечения здоровых и безопасных условий труда конкретизируется в нормах трудового права. Эти нормы обязывают нанимателя обеспечивать здоровые и безопасные условия труда на каждом рабочем месте, соблюдать требования по охране труда, предоставлять гарантии и компенсации за работу с вредными условиями труда, принимать необходимые меры по профилактике производственного травматизма, профессиональных и других заболеваний работников, исполнять другие обязанности, вытекающие из трудового законодательства (ст.55 ТК). Одновременно с этим предусмотрена особая охрана труда женщин, включая охрану материнства и детства, особая охрана труда молодежи, инвалидов и других работников, нуждающихся в повышенной социальной защите.

В ст.43 Конституции Республики Беларусь [1] отражен отраслевой принцип трудового права - принцип обеспечения права на отдых. Право на справедливые и благоприятные условия труда, провозглашенное во Всеобщей декларации прав человека (п.1 ст.23), включает в себя право на отдых, досуг, разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за работу в праздничные дни (ст.7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). В преамбуле Устава МОТ указывается на необходимость улучшения условий труда путем регламентации рабочего времени, включая установление максимальной продолжительности рабочего дня и рабочей неделим.

В трудовом законодательстве Республики Беларусь принцип обеспечения права на отдых сочетается с такими его гарантиями, как ограничение продолжительности рабочего времени, предоставление ежедневного и еженедельного отдыха, выходных дней во время государственных праздников и праздничных дней, а также трудовых отпусков. Рабочее время нормируется путем установления норм его продолжительности на протяжении календарной недели и в течение суток. Полная норма согласно ст.112 ТК не может превышать 40 часов в неделю. Сверхурочные работы ограничиваются, а если допускаются, то подлежат повышенной оплате (ст.69, 119, 120, 121, 122 ТК) [2].

Трудовым законодательством предусмотрены виды времени отдыха: перерывы в течение рабочего дня; междудневные перерывы в работе; выходные дни; трудовые отпуска. Продолжительность основного отпуска не может быть менее 24 календарных дней (ч.1 ст.155 ТК) [2].

В Конституции Республики Беларусь получил отражение принцип обеспечения справедливой доли вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего работникам и их семьям свободное и достойное существование (ст.42).

Оплата труда должна производиться без дискриминации и не ниже установленного государственного минимального уровня. Правовое требование о справедливом вознаграждении означает, что каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи (п.3 ст.23 Всеобщей декларации прав человека).

Вознаграждение должно обеспечивать, как минимум, всем трудящимся удовлетворительное существование для них самих и их семей (ст.7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

Среди условий труда особое внимание обращается на то, что каждый человек без какой-либо дискриминации имеет право на равную оплату за равный труд (п.2 ст.23 Всеобщей декларации прав человека). Признание принципа равной оплаты за равный труд является одним из основополагающих правовых начал деятельности МОТ, что предусмотрено в преамбуле ее Устава.

Государственные гарантии по оплате труда нашли закрепление в ст.56 ТК: величина минимальной заработной платы; величина тарифной ставки первого разряда; увеличение оплаты труда за работу в условиях, отличающихся от нормативов; индексация заработной платы; ограничение размеров удержаний из заработной платы; государственный надзор и контроль за своевременностью выплат заработной платы; ответственность нанимателей за нарушение условий по оплате труда.

Каждый имеет право на пользование возможностями в области профессиональной ориентации с целью выбора занятий, соответствующих личным способностям и интересам. Конституционный принцип права на образование конкретизируется таким отраслевым принципом трудового права, как принцип содействия профессиональному развитию работников на производстве, сочетания труда с обучением, повышением квалификации. Принцип нашел отражение в институтах занятости и трудоустройства, заработной платы, совмещения работы с обучением.

В ТК Республики Беларусь закреплены положения о высоком уровне условий труда для всех работников с учетом специфики отдельных отраслей производства, профессиональных, половых, возрастных особенностей работников. Поэтому принцип единства и дифференциации условий труда базируется не только на общих нормах трудового законодательства, но и специальных, приспосабливающих общие правовые установления к специфическим условиям труда или особенностям работника.

Содержание принципа единства условий труда как правового принципа означает, что нормы, устанавливающие высокий уровень условий труда, обязательны для всех нанимателей. Они распространяются на всех работников независимо от характера выполняемых трудовых функций. Дифференциация условий труда проводится по устойчивым факторам: характеру и особенностям производства, половозрастным, квалификационным особенностям работников, месторасположению организации и др.

Принцип сочетания государственного и договорного регулирования трудовых и связанных с ними отношений находит выражение во многих нормах трудового права Республики Беларусь. На централизованном (государственном) уровне закрепляются принципиальные положения, единые нормы применения труда, основные права, обязанности и гарантии их реализации. На коллективно-договорном уровне они конкретизируются, дополняются. Источниками коллективно-договорного регулирования являются соглашения на все трех уровнях (генеральное, тарифное, местное), коллективный договор. Сочетание централизованного и договорного регулирования осуществляется с учетом требований ст.362 и части третьей ст. 19 ТК, согласно которым ни соглашение, ни коллективный договор, ни трудовой договор не могут ухудшать правовое положение субъектов трудового права. Индивидуально-договорное регулирование представлено трудовым договором и направлено на индивидуализацию правового статуса работника и нанимателя.

Особое место в системе основных принципов трудового права занимает принцип установления государственных гарантий защиты трудовых прав работников. Он выражает сущность большинства норм трудового законодательства, так как обеспечивает реальное осуществление всех без исключения трудовых прав работников. Данный принцип реализуется путем содействия осуществлению трудовых прав и устранения возможных препятствий в процессе их реализации.

Принцип установления государственных гарантий защиты трудовых прав работников дополняется и конкретизируется принципом реализации права на индивидуальные трудовые споры. Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров урегулирован главой 17 ТК Республики Беларусь. Государство гарантирует работникам: право обращения в установленные ст.242 ТК сроки за разрешением трудовых споров в комиссию по трудовым спорам или суд; быстроту рассмотрения трудовых споров, которая обеспечивается краткими процессуальными сроками; бесплатность рассмотрения спора; возможность обжалования решений по трудовым спорам; обеспечение реального исполнения решений по индивидуальным трудовым спорам, в том числе и в принудительном порядке.

Принцип обеспечения государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда означает защиту трудовых прав работников и пресечение нарушений норм трудового законодательства. Надзор и контроль в данной области осуществляется специально уполномоченными органами и характеризуется следующими чертами: всеобщность надзора и контроля, то есть распространение на всех нанимателей, действующих на территории Республики Беларусь; независимость органов надзора и контроля при осуществлении ими своих полномочий; приоритет трудовых прав, жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности; систематичность проведения проверок деятельности нанимателей в сфере трудовых отношений и охране труда; взаимодействие надзорно-контрольных органов.

Во Всеобщей декларации прав человека провозглашено право на свободу объединений, создание профсоюзов и вступления в них для защиты своих интересов (п.4 ст.23). Данное право является составной частью одного из основополагающих принципов права в сфере труда - свободы объединений.

Каждый человек имеет право на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов (п.1 ст.22 Международного пакта о гражданских и политических правах) [17, с.188].

Признание принципа свободы объединений - одно из уставных требований МОТ.

Принцип свободы объединений, включая право создавать профессиональные союзы и иные представительные органы работников для защиты своих интересов, нашел закрепление в Законе Республики Беларусь "О профессиональных союзах" и других актах трудового законодательства. Принцип свободы объединений и действенное признание права на ведение коллективных переговоров провозглашен Декларацией МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998 года в качестве одного из основополагающих принципов в сфере труда.

Принцип социального партнерства является одним из отраслевых принципов трудового права и обеспечивает участие работников и их представительных органов в управлении производством и установлении условий труда, взаимодействие между работниками, нанимателями и государством в лице уполномоченных представителей, направленное на обеспечение согласования их интересов при регулированию трудовых и связанных с ними отношений, посредством коллективных переговоров, консультаций, заключения коллективных договоров и соглашений. Данный принцип конкретизируется и развивается в принципах института социального партнерства в ст.353 ТК Республики Беларусь равноправие сторон, соблюдение норм законодательства, полномочность, добровольность и обязательность принятых обязательств и др.

Принцип социального партнерства также дополняется принципом защиты, экономических и социальных прав и интересов путем реализации права на коллективные трудовые споры, включая право на забастовку, который нашел закрепление в главе 36 ТК Республики Беларусь [2]. Данный принцип трудового права предполагает: участие представителей работников в разрешении спора, что свидетельствует о демократическом порядке этого разрешения; равноправие спорящих сторон как социальных партнеров; принятие решений по взаимному соглашению; примирительный характер разрешения коллективного трудового спора на всех этапах (примирительная комиссия, посредничество и (или) трудовой арбитраж); забастовка также является способом разрешения коллективного трудового спора; свободное и добровольное участие в забастовке; соблюдение порядка объявления и проведения забастовки; обязательность исполнения соглашений, достигнутых сторонами.

Вывод: Принципы права - это исходные положения, юридически закрепляющие закономерности общественной жизни. Руководствуясь ими, государство обеспечивает реализацию экономических, политических и личных прав и свобод своих граждан. Поэтому качество законов и эффективность правового регулирования общественных отношений, связанных с функционированием рынка труда, во многом зависят от того, как отражены и раскрыты принципы права в нормах трудового законодательства. В целях усиления регулятивной роли норм трудового права, целесообразно официально закрепить в специальной статье ТК Республики Беларусь основные принципы трудового права Республики Беларусь.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.