Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Анализ принципов иных институтов трудового права





 

Основными принципами иных институтов трудового права являются принципы обеспечения государственного социального страхования, пенсионного обеспечения и гарантий в случае профессионального заболевания, трудового увечья, инвалидности и потери работы.

Согласно Закону Республики Беларусь от 31 января 1995 г. № 3563-XII "Об основах государственного социального страхования" (в ред. т 30 декабря 2011 г. № 334-З) государственное социальное страхование представляет собой систему пенсий, пособий и других выплат гражданам Республики Беларусь за счет средств государственных внебюджетных фондов социального страхования в случаях, предусмотренных настоящим Законом.

Основными принципами государственного социального страхования являются:

обязательное участие работодателей и работающих граждан в формировании государственных внебюджетных фондов социального страхования;

распределение средств от трудоспособных граждан к нетрудоспособным, от работающих к неработающим;

гарантированность пенсий, пособий и других выплат в соответствии с законодательством;

равенство граждан Республики Беларусь независимо от социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, рода занятий, места жительства в праве на государственное социальное страхование;

дифференциация условий назначения пенсий, пособий, других выплат по государственному социальному страхованию и их размеров;

участие представителей юридических и физических лиц, уплачивающих взносы на государственное социальное страхование, в управлении государственным социальным страхованием.

Право на выплаты по государственному социальному страхованию приобретается в зависимости от уплаты взносов на государственное социальное страхование на соответствующие страховые случаи.

По государственному социальному страхованию застрахованные граждане обеспечиваются:

пенсиями по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет, профессиональными пенсиями;



пособиями по беременности и родам;

пособиями, связанными с рождением ребенка, уходом за ребенком в возрасте до трех лет;

пособиями по болезни и временной нетрудоспособности, выплатами, связанными с санаторно-курортным лечением и оздоровлением;

пособиями по безработице;

пособиями на погребение.

Рассмотрим несколько примеров.

Работник принят на работу при 5-дневной рабочей неделе с 19 апреля 2010 г. Он был отстранен от работы нанимателем в связи с появлением на работе в состоянии алкогольного опьянения 26 апреля 2010 г. Работник представил листок нетрудоспособности в связи с заболеванием, выданный на период с 28 апреля по 4 мая 2010 г. Как определяется среднедневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности?

Работникам, у которых в течение 2 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, или в месяце ее наступления имели место прием на работу, перевод на другую работу, увеличение размера тарифной ставки (оклада) (без надбавок и повышений), изменение формы оплаты труда, пособие по временной нетрудоспособности исчисляется из заработка за период работы со дня указанных изменений до начала временной нетрудоспособности (п.33 Положения).

Пособие по временной нетрудоспособности исчисляется из среднедневного (среднечасового) заработка, определяемого путем деления заработка за соответствующий период (п. п.31 - 34 Положения) на число рабочих дней (часов) по графику работы работника в этом периоде. При этом в число рабочих дней (часов), на которые делится заработок, не включаются периоды освобождения от работы в связи с временной нетрудоспособностью, трудовым и социальным отпусками, простоем не по вине работника и в других случаях, предусмотренных законодательством (п.35 Положения).

Среднедневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности работнику определяется за период с 19 по 27 апреля 2010 г. Заработок за период с 19 по 27 апреля 2010 г. делится на все рабочие дни по графику работы работника, приходящиеся на этот период (7 рабочих дней). День отстранения от работы не исключается.

С 1 февраля 2010 г. предприятие перешло на график неполной рабочей недели (приказ от 1 февраля 2010 г.). С этого же дня работнику выдан листок нетрудоспособности в связи с заболеванием. Какой график работы применяется для определения количества рабочих часов, за которое выплачивается пособие по временной нетрудоспособности?

Согласно п.35 Положения пособие по временной нетрудоспособности назначается за пропущенные по графику работы рабочие дни (часы), удостоверенные листком нетрудоспособности.

трудовое право беларусь принцип

Действие приказа о переходе предприятия на график неполной рабочей недели, который издан в период временной нетрудоспособности работника, на него не распространяется, поэтому пособие по временной нетрудоспособности в данном случае назначается за рабочие дни, пропущенные по графику работы работника до перехода на график неполной рабочей недели.

Парикмахер выполняла обязанности временно отсутствующего в связи с трудовым отпуском заведующего парикмахерской. За указанный период ей выплачена единовременная премия за установку видеокамеры. Учитывается ли данная премия при исчислении пособия по беременности и родам?

В соответствии с п.32 Положения в заработок для исчисления пособия по беременности и родам включаются все виды оплаты труда, на которые в соответствии с законодательством начисляются обязательные страховые взносы.

Премия за установку видеокамеры, выплаченная парикмахеру, выполняющему обязанности заведующего парикмахерской, относится к видам оплаты труда, и на нее начисляются обязательные страховые взносы. В связи с этим она включается в заработок для исчисления пособия по беременности и родам.

Женщина обучается в аспирантуре и одновременно работает в организации по трудовому договору. Ей выданы листки нетрудоспособности в связи с заболеванием и по беременности и родам. Назначается ли пособие по временной нетрудоспособности и по беременности и родам по месту работы?

Положением о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.03.2008 № 490, установлено, что женщинам, обучающимся в дневной форме получения образования в учреждениях, обеспечивающих получение послевузовского образования, совмещающим учебу с работой, пособие по беременности и родам назначается и выплачивается по месту учебы.

Вместе с тем, согласно Положению указанные лица имеют право на пособие по временной нетрудоспособности по месту работы, если ими выполнено условие по уплате обязательных страховых взносов на социальное страхование (п.2 Положения).

Пособие по безработице назначается органами по труду, занятости и социальной защите. Решение о назначении пособия по безработице либо об отказе в его назначении принимается органом по труду, занятости и социальной защите в течение десяти календарных дней со дня регистрации гражданина в качестве безработного. В назначении пособия по безработице может быть отказано в случае: прекращения трудового договора, заключенного на неопределенный срок, по собственному желанию, соглашению сторон, либо прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктами 4, 5, 7-9 статьи 42, пунктом 5 статьи 44 и статьей 47 Трудового кодекса Республики Беларусь, а также увольнения (отчисления) за нарушение воинской (учебной) дисциплины, потери (отсутствия) источника дохода в результате незаконных действий;

непредставления декларации о доходах.

Пособие по безработице выплачивается со дня регистрации в органах по труду, занятости и социальной защите в качестве безработного в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом):

) за первые 13 календарных недель - в размере 70 процентов и за последующие 13 календарных недель 50 процентов средней заработной платы (дохода) по последнему месту работы, но не менее одной базовой величины и не более двух базовых величин при условии, что безработный в течение 12 месяцев, предшествующих регистрации в качестве безработного, имел оплачиваемую работу (доход) не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 12 календарных недель с полным рабочим днем (неделей);

2) за первые 13 календарных недель - в размере 100 процентов и за последующие 13 календарных недель - 75 процентов базовой величины безработным, которые в течение 12 месяцев, предшествующих регистрации в качестве безработных, имели оплачиваемую работу (доход) менее 12 календарных недель, а также безработным после длительного перерыва в работе (более 12 месяцев) при наличии у них стажа работы не менее одного года;

3) за первые 13 календарных недель - в размере 85 процентов и за последующие 13 календарных недель - 70 процентов базовой величины безработным, впервые ищущим работу, а также ищущим работу после длительного перерыва при наличии у них стажа работы менее одного года.

Безработным, получающим пенсии, пособия (за исключением государственных пособий семьям, воспитывающим детей), пособие по безработице назначается в размере разницы между размером получаемой пенсии, пособия и размером пособия по безработице, определенным настоящим Законом.

Срок выплаты пособия по безработице не может превышать 26 календарных недель в течение каждого 12-месячного периода, исчисленного со дня регистрации в органах по труду, занятости и социальной защите (за исключением случаев, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 15.06.2006 № 125-З "О занятости населения Республики Беларусь").

В случае, когда безработным при регистрации отказано в назначении пособия по безработице, это пособие может назначаться при условии выполнения ими оплачиваемых общественных работ и отработки на указанных работах не менее 22 суммарных рабочих дней на основании письменного заявления безработного. Пособие в этом случае выплачивается по решению органов по труду, занятости и социальной защите со дня принятия решения о назначении пособия по безработице в следующем порядке: за первые 13 календарных недель - в размере 100 процентов и за последующие 13 календарных недель - 75 процентов базовой величины.

Безработным, стаж работы которых в соответствии с законодательством дает право на пенсию по возрасту, в том числе на льготных условиях, срок выплаты пособия по безработице, установленный частью шестой настоящей статьи, увеличивается за каждый год работы, превышающий указанный стаж, на две календарные недели, выплата пособия по безработице за которые устанавливается в размере, равном пособию по безработице за последние 13 календарных недель из 26-недельного периода для соответствующих категорий безработных, определенных частью третьей статьи 24 Закона Республики Беларусь от 15.06.2006 № 125-З "О занятости населения Республики Беларусь".

Пенсионное обеспечение

Важнейшей составляющей системы социальной защиты является пенсионное обеспечение. В настоящее время в органах по труду, занятости и социальной защите различные виды пенсий получает более 2,4 млн. человек.

Гарантированное Конституцией Республики Беларусь право на пенсионное обеспечение реализуется через Закон Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении", другие законодательные акты.

Законом закреплены условия предоставления трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой.

Право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях предоставляется мужчинам - по достижении 60 лет при стаже работы не менее 25 лет, женщинам - по достижении 55 лет при стаже работы не менее 20 лет. Обязательным условием для реализации права на пенсию является наличие не менее 5 лет работы с уплатой обязательных страховых взносов.

При исчислении размера пенсии учитывается стаж работы до назначения пенсии и заработок, с которого уплачивались обязательные страховые взносы. До 2000 года пенсия исчислялась из заработка за любые 5 лет подряд из последних 15 лет работы. С 2000 года указанные периоды увеличиваются на 1 год (в 2000 году пенсия исчислялась из заработка за любые 6 лет подряд из последних 16 лет работы, в 2001 году - за 7 лет из последних 17 лет и т.д.).

Минимальный размер трудовой пенсии по возрасту установлен в размере 25 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь за два последних квартала (статья 23 Закона).

Минимальный размер трудовой пенсии по инвалидности I и II групп установлен в размере 100 процентов, по III группе - 50 процентов, матерям-героиням (независимо от группы инвалидности) - 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту (статья 31 Закона).

Минимальный размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца установлен в размере 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту, детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот (при условии неполучения в связи со смертью родителя ежемесячной страховой выплаты) - 200 процентов минимального размера пенсии по возрасту (статья 38 Закона).

Минимальный размер трудовой пенсии за выслугу лет установлен в размере 100 процентов минимальной пенсии по возрасту (статья 50 Закона).

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 декабря 1999 г. № 1976 к трудовым пенсиям, исчисленным в минимальном размере, установлена доплата в размере 15 процентов средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера при назначении и перерасчете пенсий в связи с ростом средней заработной платы в соответствии со статьей 70 Закона (далее - доплата к минимальным пенсиям). С 1 июня 2011 г. на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2011 г. № 667 её размер увеличен до 20 процентов.

К пенсиям отдельных категорий пенсионеров устанавливается надбавка на уход (статьи 25, 33, 41-1, 50-1 Закона) и (или) повышение пенсий (статья 68 Закона).1 января 2009 года вступил в силу Закон Республики Беларусь "О профессиональном пенсионном страховании" (далее - Закон ППС).

Закон ППС направлен на формирование отдельного источника финансирования досрочных пенсионных выплат работникам, занятым в неблагоприятных условиях, и постепенное освобождение общей пенсионной системы от таких расходов.

Профессиональные пенсии будут предоставляться за счет предварительного накопления целевых дополнительных взносов работодателей, уплачиваемых за работников, занятых на "вредных" рабочих местах. Законом ППС сохранены основные элементы действующей системы досрочных пенсий (круг лиц, пользующихся правом на пенсию, основания ее предоставления).

октября 2008 г. Правительством Республики Беларусь принят ряд нормативных правовых актов, направленных на обеспечение функционирования системы профессионального пенсионного страхования - нового вида обязательного государственного социального (пенсионного) страхования, охватывающего определенные категории работников, занятых в особых условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности.

Согласно Закону ППС включение работника в систему профессиональных пенсий осуществляется при одновременном выполнении двух условий:

) наличие профессии (должности) работника в статье 5 Закона ППС и в списке (перечне) производств, работ, профессий для профессионального пенсионного страхования по соответствующей сфере производственной деятельности;

2) признание условий труда на конкретном рабочем месте неблагоприятными по результатам его аттестации либо с применением критериев оценки условий труда.

С введением профессионального пенсионного страхования работников, занятых в неблагоприятных условиях труда, профессиональные пенсии по Закону ППС приходят на смену досрочным трудовым пенсиям по условиям труда, предусмотренным Законом Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении".

С 1 января 2009 г. работники, занятые в особых условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности, подлежат профессиональному пенсионному страхованию и формируют право на профессиональную пенсию (приобретают профессиональный стаж) по Закону ППС. Формирование указанными работниками права на трудовую пенсию по возрасту за работу в особых условиях труда или за выслугу лет по Закону "О пенсионном обеспечении" (приобретение специального стажа) в связи с "вредной" работой после 1.01.2009 не производится.

Пенсионное обеспечение по случаю инвалидности

Инвалидность - это длительное, либо постоянная утрата трудоспособности или значительное ограничение ее, установленная МРЭК.

Лица постоянно или длительное утратившие трудоспособность, независимо от степени утраты трудоспособности признаются инвалидами.

Пенсии по инвалидности имеют как общие для всех трудовых пенсий признаки, так и специфические, определяющие особенности данного вида пенсий.

Пенсии по инвалидности - это ежемесячные денежные выплаты из Фонда социальной защиты населения или средств государственного бюджета, назначаемые в связи с инвалидностью одной из трех групп, в размерах, соизмеримых с прошлым заработком, лицам, занимавшимся в прошлом юридически значимой деятельностью.

Пенсии по инвалидности предусмотрены разделом III (ст.27-34) Закона "О пенсионном обеспечении". Это второй по значению вид трудовой пенсии. Лица, получившие пенсии по инвалидности, составляют более 12 процентов от общего числа получателей трудовых пенсий.

Наряду с общими чертами, характерными для всех видов пенсий, пенсиями по инвалидности присущи и особенности. Они предопределяются тем, что основанием для возникновения права на указанную пенсию является инвалидность. Потому основные признаки, которыми характеризуется инвалидность отражаются на условиях назначения и на размере этих пенсий (группа инвалидности и ее причина).

Инвалидностью считается нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, приводящее к полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или существенным затруд-нениям в жизни.

Инвалидность устанавливается медико-реабилитационными эксперт-ными комиссиями (МРЭК), действующими на основании Положения о МРЭК, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 1992 г.

Надо отметить то, что в мировой практике применяются два подхода к концепции инвалидности: экономический и медицинский.

При экономическом подходе значение придается такому нарушению здоровья человека, которое приводит прежде всего к полной или значительной потере профессиональной или общей трудоспособности. Но при таком рассмотрении позиции критерия инвалидности, постепенно осуществлялся переход к использованию медицинского критерия, который по своей сути обуславливает социальную защиту инвалидов.

Исходя из определения инвалидности выделяется термин ограничения жизнедеятельности. Под ним понимают полную или частичную утрату лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самос-тоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени утраты трудоспособности инвалидность подразделяется на три группы: первая, вторая и третья.

В соответствии с Инструкцией по определению инвалидности, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16 февраля 1993 г. по согласованию с Госкомтрудом и Министерством социальной защиты Республики Беларусь, для I-ой группы инвалидности характерны невозможность участия в трудовой деятельности (возможно выполнение некоторых видов труда при обеспечении средствами компенсации анатомических дефектов либо нарушенных функций организма, создании специальных условий труда) и нуждаемость в постоянном постороннем уходе. Эта группа инвалидности устанавливается на 2 года.

Для II группы инвалидности характерными являются резко выраженные затруднения участия в трудовой деятельности (возможно выполнение труда только в специально созданных условиях) либо невозможность трудовой деятельности и отсутствие нуждаемости в постоянном постороннем уходе или помощи. Эта группа инвалидности устанавливается на 1 год.

Для III группы инвалидности характерны выраженные затруднения участия в трудовой деятельности (значительное уменьшение объема трудовой деятельности, снижение квалификации, затруднения в выполнении профессионального труда вследствие анатомических дефектов). Эта группа инвалидности устанавливается на 1 год.

Причинами инвалидности могут быть: общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, военная травма или заболевание, полученное в период прохождения военной службы, последствия аварии на ЧАЭС, а также иные причины, установленные законодательством Республики Беларусь.

Закон Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении" и Инструкция по определению причин инвалидности определяют следующие причины инвалидности:

трудовое увечье или профессиональное заболевание;

общее заболевание (в том числе увечье, не связанное с работой, инвалидность с детства);

военная травма, том числе заболевание, непосредственно связанное со спецификой несения военной службы;

заболевание, полученное в период прохождения военной службы, но не связанное с выполнением обязанностей военной службы;

заболевание (увечье), вызванное катастрофой на Чернобыльской АЭС.

Первые две группы причин (1,2) учитываются при назначении пенсий по общему нормативному акту - Закону Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении". Две следующие (3,4) дают право получать пенсию по нормам Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел". Для лиц, инвалидность которых наступила вследствие заболевания, вызванного катастрофой на Чернобыльской АЭС (группа 5), установлен особый порядок исчисления пенсий по инвалидности Законом Республики Беларусь "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС".


Заключение

Принципы права - это исходные положения, юридически закрепляющие закономерности общественной жизни. Руководствуясь ими, государство обеспечивает реализацию экономических, политических и личных прав и свобод своих граждан. Поэтому качество законов и эффективность правового регулирования общественных отношений, связанных с функционированием рынка труда, во многом зависят от того, как отражены и раскрыты принципы права в нормах трудового законодательства. В целях усиления регулятивной роли норм трудового права, целесообразно официально закрепить в специальной статье ТК Республики Беларусь основные принципы трудового права Республики Беларусь.

В трудовом праве, как и в любой другой отрасли права, межотраслевые принципы действуют, проявляются не целиком, а лишь применительно к особенностям регулируемых нормами этой отрасли права общественных отношений.

Отраслевые принципы трудового права выражают общие сущностные свойства норм только данной отрасли права. Таких принципов большинство и они конкретизируются и проявляются в отдельных институтах и нормах в зависимости от их содержания и целевой направленности.

Современные принципы трудового права Республики Беларусь можно подразделить на четыре основные группы:

) выражающие политику государства в области правового регулирования рынка труда и эффективной занятости;

2) содержащие руководящие начала в области установления условий труда работников;

3) определяющие правовое регулирование применения труда наемных работников;

4) отражающие главные направления правовой политики в области охраны здоровья и защиты трудовых прав работников.

Анализ действующего законодательства дает основания полагать, что современные принципы трудового права характеризуются следующими чертами:

экономико-политической обусловленностью, поскольку они определяются политикой государства, основанной на познании и применении объективных экономических законов;

общностью содержания (так как принципы всегда выражают сущность не одной, а многих групп норм права);

цельной предметной определенностью, ибо они выражают сущность такой системы норм, которая в качестве предмета регулирования имеет тот или иной вид общественных отношений;

государственной нормативностью, поскольку принципы права представляют собой руководящие идеи, которые закреплены в нормах права, установленных или санкционированных государством, и которые, обладая всеобщностью и обязательностью, имеют регулятивное значение;

системностью (в связи с тем, что они выражают сущность норм права в их взаимосвязи с другими нормами в рамках определенной системы права);

целенаправленностью, так как они выражают сущность норм права не в статике, а в динамике, в направлении решения задач, поставленных перед нашим народом самой жизнью;

стабильностью, ибо принципы права действуют в течение определенного длительного периода времени, отражающего качественное состояние системы права, и по своей природе не столь изменчивы, как нормы права.

Важно подчеркнуть, что принципы призваны не столько провозглашать права и обязанности субъектов, сколько обеспечивать их реальное осуществление. К их числу относятся:

свобода труда; обеспечение права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере трудовых отношений; обеспечение права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; обеспечение права на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда; обеспечение права на отдых;

установление государственных гарантий защиты трудовых прав работников, обеспечение надзора и контроля за их соблюдением; обеспечение права на содействие занятости и защиту от безработицы; обеспечение права на возмещение вреда (ущерба), причиненного работнику; содействие профессиональному развитию работника на производстве, подготовке кадров; признание права на индивидуальные и коллективные споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку;

признание права на объединения, включая право создавать профессиональные союзы и иные представительные органы работников для защиты своих интересов; участие объединений работников и работодателей в регулировании трудовых отношений.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.