Принципы, обеспечивающие функционирование рынка труда
Основные принципы государственной политики в области занятости - это главные ее направления, отражающие суть законодательства об обеспечении занятости населения Республики Беларусь. Они закреплены в ст.5 Закона о занятости населения и являются внутриотраслевыми принципами трудового права, т.е. принципами института обеспечения занятости. Ими являются: ) развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защита национального рынка труда; 2) обеспечение равных возможностей всем гражданам Республики Беларусь в реализации их права на добровольный труд и свободный выбор занятости, независимо от национальности, пола, возраста, социального положения и отношения к религии; 3) поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду; 4) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; 5) обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лица, осужденные к лишению свободы и не обеспеченные работой по независящим от них причинам; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание; несовер-шеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф);
6) сочетание местных мер с централизованными в области занятости; 7) координация мер по занятости с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая социальное обеспечение, предупреждение инфляции, регулирование роста и распределение доходов; 8) поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места; 9) предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы; 10) координация в этой области деятельности государственных органов профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ним; 11) обеспечение занятости малочисленных народов и народностей с учетом национальных особенностей их хозяйственной и культурной деятельности и исторически сложившихся видов их занятости; 12) сочетание самостоятельности органов государственной власти Республики Беларусь, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения и согласованности их действий при реализации государственных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения; 13) международное сотрудничество в области занятости, включая вопросы труда белорусских граждан за рубежом и иностранных граждан в республике Беларусь. Указанные принципы государственной политики в области занятости отражают единство и дифференциацию трудового законодательства и многие основные принципы трудового права. На них ориентируются также при правотворчестве и правоприменении норм по обеспечению занятости.
Профсоюзы, их органы вправе участвовать в разработке государственной политики занятости населения. Так, они имеют право: а) вносить в соответствующие органы власти предложения о перенесении сроков или временном прекращении мер по высвобождению работников; б) осуществлять защиту социальных гарантий граждан по вопросам обеспечения занятости, приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством; в) требовать от работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению занятости. Кроме того, массовое высвобождение работников может осуществляться при условии предварительного (не менее чем за три месяца) письменного уведомления работодателем соответствую-щих профсоюзных органов. Обеспечение занятости - это комплекс социально-экономических и юридических гарантий, способствующих борьбе с безработицей, реализации всеми желающими своего права на труд, помощь нуждающимся в содействии при подыскании работы и трудоустройстве. Сама политика государства по обеспечению полной занятости является важнейшей гарантией реализации права граждан на труд теми, кто хочет его реализовать как самое жизненно важное право. Эта политика создает и право граждан на обеспечение занятости и содействие в трудоустройстве. Стимулирование занятости должно происходить в первую очередь за счет расширения производства, создания новых рабочих мест, а также увеличения различных договорных форм труда (с неполным рабочим временем, временных работ и др.). Согласно Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утв. Указом Президента Республики Беларусь от 09.11.2010 № 575, одними из основных национальных интересов является обеспечение занятости трудоспособных граждан и достойного уровня оплаты труда. Основные принципы, обеспечивающие функционирование рынка труда, закреплены в Трудовом кодексе, Законе Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 125-З "О занятости населения" (в ред. от 13 декабря 2011 г. № 325-З) Отношения, регулируемые Трудовым кодексом Согласно ст.4 Трудовой кодекс регулирует трудовые отношения, основанные на трудовом договоре, а также отношения, связанные с:
) профессиональной подготовкой работников на производстве; 2) деятельностью профсоюзов и объединений нанимателей; 3) ведением коллективных переговоров; 4) взаимоотношениями между работниками (их представителями) и нанимателями; 5) обеспечением занятости; 6) контролем и надзором за соблюдением законодательства о труде; 7) государственным социальным страхованием; 8) рассмотрением трудовых споров. Согласно ст.10 Закона "О занятости населения": государство создает условия для полной занятости населения; государственная политика направлена на обеспечение равных возможностей всем гражданам независимо от пола, расы, национальности, языка, религиозных или политических убеждений, участия или неучастия в профессиональных союзах (далее - профсоюзы) или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, возраста, места жительства, недостатков физического или психического характера; государственная политика направлена на обеспечение обязательного государственного социального страхования от безработицы, предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным; государственная политика направлена на обеспечение содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости всеми соответствующими мерами (служба занятости, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации); государственная политика направлена на предоставление дополнительных гарантий занятости гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда. Государство в области содействия занятости населения гарантирует гражданам: право на выбор профессии, рода занятий и работы; охрану труда, в том числе на здоровые и безопасные условия труда, правовую защиту от необоснованных увольнения или отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством о труде; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой с учетом общественных потребностей.
Государство гарантирует безработным: бесплатную профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации с учетом общественных потребностей и в соответствии с имеющимися склонностями, способностями, навыками и особенностями их психофизического развития; выплату пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, оказание материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на их иждивении; компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением органами по труду, занятости и социальной защите на работу (обучение) в другую местность; бесплатный медицинский осмотр при приеме на работу и направлении на обучение; возможность участия в оплачиваемых общественных работах; содействие в организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности. Необходимость исключения излишнего регулирования рынка труда, была определена положениями Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" (далее - Директива № 4). В целях реализации положений подпунктов 7.1 и 7.2 пункта 7 Директивы № 4 принят Указ Президента Республики Беларусь от 10 мая 2011г. № 181 "О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда" (далее - Указ), которым предусмотрено: придание рекомендательного характера применению Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (далее - ЕТС) и расширение прав субъектов предпринимательской деятельности в части формирования условий оплаты труда их работников; расширение прав нанимателей в вопросах повышения тарифных ставок (окладов) работников и установления выплат стимулирующего характера; упорядочение действующей нормативной правовой базы, регулирующей условия оплаты труда. Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2013 год утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 1211. Основные задачи на 2013 год: стимулирование экономической активности населения; содействие нанимателям в структурной перестройке производств; совершенствование подготовки кадров с учетом потребности рынка труда, повышение конкурентоспособности рабочей силы; интеграция в трудовую сферу целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке; информационное, методическое обеспечение занятости населения; оказание содействия в трудоустройстве граждан и социальная поддержка безработных на период поиска подходящей работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|