Принципы, касающиеся основных прав работника
Согласно ст.11 ТК РБ работники в Республике Беларусь имеют право на: ) труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, что означает право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда; 2) защиту экономических и социальных прав и интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров, соглашений и право на забастовку; 3) участие в собраниях; 4) участие в управлении организацией; 5) гарантированную справедливую долю вознаграждения за труд в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего работникам и их семьям свободное и достойное существование; 6) ежедневный и еженедельный отдых, в том числе выходные дни во время государственных праздников и праздничных дней (часть первая статьи 147 ТК), и отпуска продолжительностью не ниже установленной настоящим Кодексом; 7) судебную и иную защиту трудовых прав. Трудовые отношения в Республике Беларусь между нанимателем и работником имеют договорный характер и устанавливаются на основании Трудового кодекса Республики Беларусь. Трудовой кодекс применяется в отношении всех работников и нанимателей, заключивших трудовой договор на территории Республики Беларусь. Трудовой договор заключается в письменной форме. Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими шестнадцати лет. Срок действия трудового договора устанавливается по договоренности сторон. Трудовые отношения могут прекращаться только по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Республики Беларусь.
В отдельных случаях, предусмотренных законодательством о труде, при увольнении по инициативе нанимателя работнику выплачивается выходное пособие. Размер выходного пособия в большинстве случаев увольнения по инициативе нанимателя составляет двухнедельный средний заработок. При увольнении по сокращению численности, ликвидации организации, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя выходное пособие работникам выплачивается в размере не менее трёхкратного среднемесячного заработка. Формы, системы и размеры оплаты труда работников устанавливаются нанимателем на основании коллективного и трудового договора. Полная норма продолжительности рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Для инвалидов, несовершеннолетних, работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени. Рассмотрим особенности обеспечения принципов соблюдения права на объединение в профессиональные союзы, участия в собраниях. Согласно Закону Республики Беларусь от 22 апреля 1992 г. № 1605-XІІ "О профессиональных союзах" (в ред. от 13 декабря 2011 г. № 325-З) гражданеРеспублики Беларусь имеют право добровольно создавать по своему выбору профсоюзы, а также вступать в профсоюзы при условии соблюдения их уставов. Профсоюзы могут создавать на добровольной основе республиканские союзы (ассоциации) и иные объединения (далее - объединения профсоюзов), обладающие правами профсоюзов, а также вступать в них. Республиканские объединения профсоюзов могут создавать в порядке, предусмотренном уставами, территориальные (областные, городские, районные) и иные организационные структуры, обладающие правами профсоюзов. Основные принципы деятельности профсоюзов:
. Независимость профсоюзов. Профсоюзы свою деятельность осуществляют в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь. Деятельность профсоюзов может быть ограничена в случаях, которые предусмотрены законодательными актами Республики Беларусь в интересах национальной безопасности, общественного порядка или обеспечения прав и свобод других лиц. Профсоюзы самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, определяют структуру, избирают руководящие органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, пленумы, съезды. 2. Запрещение дискриминации граждан по признаку принадлежности к профсоюзам. Принадлежность или непринадлежность граждан к профсоюзам не влечет каких-либо ограничений их трудовых, социально-экономических, политических, личных прав и свобод, гарантируемых законодательством Республики Беларусь. Основными принципами организации и деятельности Федерации профсоюзов Беларуси являются: добровольность вступления в ФПБ и выхода из нее; равные права всех членских организаций, их организационная и финансовая самостоятельность; взаимное признание членскими организациями профсоюзного членства и сохранение профсоюзного стажа при переходе члена профсоюза на работу на предприятие, в учреждение, организацию другой отрасли; коллегиальность и гласность в работе выборных органов ФПБ, их регулярная отчетность перед членскими организациями и Съездом ФПБ; обязательность выполнения членскими организациями решений руководящих органов ФПБ, принятых в соответствии с Уставом ФПБ; солидарность, единство действий членских организаций в реализации целей и задач ФПБ; равноправное участие всех членских организаций в формировании руководящих выборных и контрольно-ревизионных органов ФПБ путем их избрания Съездом, Советом ФПБ из представителей, рекомендованных профсоюзами. Целями деятельности Федерации профсоюзов являются: координация действий профсоюзов по защите трудовых и социально-экономических прав и законных интересов членов профсоюзов. организаций, входящих в ФПБ; укрепление солидарности и единства действий профсоюзного движения республики.
Одним из ключевых направлений деятельности ФПБ по защите прав и социально-экономических интересов трудящихся является социальное партнерство (взаимодействие органов государственного управления, объединений нанимателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников, уполномоченных в соответствии с актами законодательства представлять их интересы при разработке и реализации социально-экономической политики государства). Важным этапом на пути практической реализации системы социального партнерства в республике является формирование в соответствии с Указами Президента Республики Беларусь № 287 от 15 июля 1995 г. "О развитии социального партнерства в Республике Беларусь", № 639 от 16 декабря 1997 г. "О мерах по совершенствованию взаимодействия органов государственного управления и профсоюзов" Национального совета по трудовым и социальным вопросам, образование областных, городских, районных и отраслевых согласительных комиссий, создание Респуб-ликанского трудового арбитража. С появлением этих органов улучшилось взаимодействие социальных партнеров при проведении согласованной политики, заключении коллективных договоров и соглашений, разрешении коллективных трудовых споров. Рассмотрим особенности обеспечения принципа соблюдения права на забастовку. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь забастовка является легальным средством защиты работниками своих экономических и социальных интересов. Понятие забастовки, процедура принятия решения о ее проведении и другие правовые нормы, регламентирующие порядок ее проведения, оговорены в ст.388-399 Трудового кодекса Республики Беларусь. Забастовка - это временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Виды забастовок законодательно не определены, поэтому любая забастовка предполагает: временный характер отказа работников от выполнения трудовых обязанностей;
свободу волеизъявления работников; своей целью - разрешение коллективного трудового спора. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков в действиях работников не дает основания считать эти действия забастовкой. Коллективный трудовой спор - неурегулированные разногласия сторон коллективных трудовых отношений по поводу установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников, заключения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений (ст.377 ТК). Процесс разрешения коллективных трудовых споров включает в себя стройную систему примирительных процедур, основанную на коллективных переговорах между наемными работниками в лице их представительных органов и нанимателем, с участием нейтрального члена примирительной комиссии, посредника, трудовых арбитров, а при определенных условиях - и рассмотрение спора в Республиканском трудовом арбитраже. Работники вправе организовать и провести забастовку в случае, когда примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного спора. Забастовка может проводиться не позднее трех месяцев после отклонения предложения примирительной комиссии, а если стороны обращались к посреднику или (и) в трудовой арбитраж - отклонения предложения посредника либо (и) несогласия с решением трудового арбитража (за исключением случая, когда оно для сторон спора является обязательным). Конституционное право на забастовку не является абсолютным. Оно может ограничиваться законом в той мере, в какой это необходимо в интересах национальной безопасности, общественного порядка, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Реализация права на забастовку не должна преследовать политических целей. Законодатель предусмотрел запрет на оказание материальной помощи участникам забастовки за счет политических партий, движений, иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также иностранных физических и юридических лиц. Решение о проведении забастовки принимается не представительным органом работников (профсоюзом), а непосредственно работниками на собрании или конференции тайным голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей присутствующих работников (делегатов конференции). В соответствии со ст.389 ТК собрание считается правомочным, если на нем присутствовало более половины работников, а конференция - не менее двух третей делегатов. Принципы института заработной платы В соответствии со ст.57 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) заработная плата представляет собой совокупность вознаграждений, исчисляемых в денежных единицах или и (натуральной) форме, которые наниматель обязан выплатить работникам за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время. С одной стороны, она является основным источником дохода работников, с другой - элементом стимулирования к высокоэффективному труду.
Исходя из значимости заработной платы порядок ее установления регулируется не только рынком труда и руководством предприятия, но и государством. Необходимость государственного регулирования оплаты труда вытекает из социальной функции государства. Основными элементами государственного регулирования оплаты труда являются: установление минимальных размеров заработной платы; обеспечение дифференциации заработной платы; ограничение размеров заработной платы. С 1 января 2013 года Правительством Республики Беларусь принят ряд мер, направленных на усиление социальной защиты и повышение жизненного уровня работников организаций. Так, с целью выполнения мероприятий Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы и распоряжения Президента Республики Беларусь постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 декабря 2012 г. № 1144 минимальная заработная плата с 1 января 2013 года установлена в размере 1395000 рублей. Постановлением Министерства труда и социальной защиты от 15 октября 2012 г. № 110 минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек утвержден в размере 1391530 рублей. С целью очередного повышения уровня заработной платы работников бюджетных организаций и компенсации расходов, вызванных ростом индекса потребительских цен за прошедший период времени, Правительством Республики Беларусь принято решение о повышении размера тарифной ставки первого разряда с 1 января 2013 г. с 225,0 до 240,0 тыс. рублей или на 6,7 процента (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2012 г. № 1230). С принятием Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" и Указа Президента Республики Беларусь от 10 мая 2011 г. № 181 "О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда" коренным образом изменился механизм регулирования оплаты труда в реальном секторе. Была определена необходимость исключения излишнего регулирования рынка труда путем перехода от обязательного применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь к её рекомендательному характеру. Для субъектов предпринимательской деятельности в области оплаты труда были сняты практически все административные барьеры и ограничения, предоставлены широкие права и возможности в применении различных систем оплаты труда, в том числе и с использованием зарубежного опыта. В связи с этим Министерством пересмотрена практически вся нормативная правовая база, регулирующая оплату труда в реальном секторе экономики. В связи с либерализацией оплаты труда и расширением прав нанимателей в установлении гибких систем оплаты труда значительно возрастает ответственность специалистов, занятых вопросами организации оплаты труда, что требовало проведения в 2012 году работы по методологическому сопровождению и правовому просвещению. В этих целях, Министерством в 2012 году принят ряд Рекомендаций, которые призваны оказывать методическую помощь руководителям и специалистам коммерческих организаций при проведении ими работы по совершенствованию действующих и внедрению новых систем оплаты труда, которые носят межотраслевой характер и могут использоваться коммерческими организациями независимо от формы собственности и видов экономической деятельности. Рекомендации: о моральном и материальном стимулировании работников за экономию и рациональное использование топливно-энергетических и материальных ресурсов (постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь 22 февраля 2012 г. № 27/13); по премированию работников коммерческих организаций по результатам финансово-хозяйственной деятельности (постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 28 февраля 2012 г. № 29); по созданию системы материального и морального стимулирования за выпуск продукции, пользующейся спросом на внешних рынках (постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 28 февраля 2012 г. № 30); по применению коллективных систем оплаты труда (постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 2 мая 2012 г. № 56). Кроме того, в целях изучения новых подходов по применению гибких систем оплаты труда в коммерческих организациях с последующим обобщением результатов, в феврале 2012 года Министром труда и социальной защиты Республики Беларусь был утвержден план проведения семинаров-совещаний на 2012 год со специалистами комитетов по труду и заработной плате, а также представителями коммерческих организаций. Принцип обеспечения права на отпуск Конституция определяет каждому работающему по найму право на отдых, в том числе путем предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков (ст.43). Согласно ст.150 ТК РБ под отпуском понимается освобождение от работы по трудовому договору на определенный период для отдыха и иных социальных целей с сохранением прежней работы и заработной платы в случаях, предусмотренных ТК РБ. Трудовым кодексом Республики Беларусь регламентируется реализация конституционного права на отдых, предусматривается общий и специальный порядок предоставления нанимателем ежегодного оплачиваемого трудового отпуска своим работникам. По общему порядку конкретный календарный период использования работником права на отпуск устанавливается очередностью предоставления отпусков, определяемой для всех работников организации графиком. График отпусков утверждается нанимателем по согласованию с профсоюзом либо нанимателем по согласованию с работником в случае отсутствия профсоюза не позднее 5 января или иного срока, установленного коллективным договором, соглашением либо согласованного нанимателем с профсоюзом, и доводится до сведения всех работников. В статье 194 ТК перечислены локальные нормативные правовые акты нанимателя, определяющие у него трудовой распорядок, в числе которых указан график отпусков. Поэтому есть основания полагать, что график отпусков является обязательным как для нанимателя, так и для работников, - именно в указанный в нем календарный период наниматель должен предоставить, а работник использовать трудовой отпуск. Наниматель обязан уведомить работника о времени начала трудового отпуска не позднее чем за 15 календарных дней и не позднее чем за два дня до начала отпуска выплатить средний заработок за время трудового отпуска (ч.1 ст.169 и ст.176 ТК). Специальные правила предоставления отпусков предусмотрены, в частности, для случаев пропуска нанимателем срока выплаты среднего заработка за время трудового отпуска. В этом и других случаях, предусмотренных ст.171 ТК, трудовой отпуск подлежит переносу на другое время текущего рабочего года. При этом конкретный срок такого переноса с учетом права работника на своевременную и в полном размере оплату отпуска определяется по договоренности между работником и нанимателем. Как следует из приведенных положений ТК, общие и специальные правила предоставления трудовых отпусков призваны способствовать защите взаимных прав и обязанностей сторон трудового договора - работников и нанимателей (п.3 ст.2 ТК) - и балансу их прав и свобод, обеспечивая каждому работнику возможность реализации его субъективного права на ежегодный оплачиваемый отпуск в удобное для него время и предоставляя нанимателю возможность максимально эффективно использовать труд своих работников и имеющееся у него имущество в целях осуществления хозяйственной и иной не запрещенной законом деятельности. Принципы института трудовых споров Индивидуальные трудовые споры - это разногласия, которые возникают на предприятиях, в учреждениях, организациях между работником и нанимателем по вопросам, вытекающим из трудовых правоотношений, связанных с применением законодательства о труде, коллективного и трудового договоров и других соглашений о труде. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров КТС регулируется Трудовым кодексом, а в судах определяется еще и гражданским процессуальным законодательством. Индивидуальные трудовые споры некоторых категорий работников рассматриваются в особом порядке. Это касается работников организаций с иностранными инвестициями, филиалов и представительств юридических лиц Республики Беларусь, находящихся за границей, работников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, аккредитованных в Республике Беларусь (ст.320, 321 ТК). Кроме того, общий порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров не распространяется на споры о досрочном освобождении от выборной оплачиваемой должности работников общественных объединений, которые должны рассматриваться в соответствии с уставами этих объединений и их локальными актами. Если вышеуказанные работники не согласны с решением этих объединений, то согласно нормам Конституции Республики Беларусь они вправе обратиться в суд за защитой своих прав. Согласно ч.1 ст.242 ТК работники могут обращаться в комиссию по трудовым спорам или в установленных законодательными актами случаях в суд в трехмесячный срок со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своего права, а по делам об увольнении - в суд в месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки с записью об основании прекращения трудового договора либо со дня отказа в выдаче или получении указанных документов. Предусмотренные положения для обращения в суд по делам об увольнении в месячный срок направлены на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника, включая право на труд и право на защиту от безработицы, в случаях незаконного расторжения нанимателем трудового договора. Установив именно месячный, а не более продолжительный срок для обращения в суд в подобных случаях, законодатель учитывал как интерес нанимателя, связанный с необходимостью укомплектовать штат работников, так и интересы нового работника, занявшего спорную должность и подлежащего увольнению в случае удовлетворения иска прежнего работника о восстановлении на работе. Предусмотренный ч.1 ст.242 ТК трехмесячный срок также является более коротким по сравнению с общим сроком исковой давности, установленным гражданским законодательством. Такой срок, выступая в качестве одного из необходимых правовых условий для защиты взаимных прав и обязанностей сторон трудовых отношений, направлен на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника, включая право на своевременную оплату труда. Своевременность обращения в суд зависит от волеизъявления работника, а срок, пропущенный по уважительным причинам, подлежит восстановлению судом. При этом гражданин вправе обжаловать решение суда об отказе в восстановлении пропущенного срока в кассационную инстанцию, а также в порядке надзора. Принципы института охраны труда Правовой основой охраны труда является совокупность государст-венных мероприятий, закрепленных в правовых нормах (законах и подзаконных актах) и осуществляемых в целях улучшения условий труда и быта людей, сокращения производственного травматизма, общих и профессиональных заболеваний. Основу современного законодательства в области охраны труда в Республике Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь, Концепция государственной политики Республики Беларусь в области охраны труда, Трудовой кодекс и др. В трудовом законодательстве указывается, что государственная политика Республики Беларусь в области охраны труда направлена на обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам трудовой деятельности. Проектирование, строительство и реконструкция производственных зданий и сооружений, разработка и производство средств производства, внедрение новой техники и технологий, в том числе приобретенных за границей, которые не соответствуют требованиям охраны труда, запрещаются. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют: специально уполномоченные государственные органы и инспекции, в том числе Государственная инспекция по труду и социальной защите населения; местные органы власти, их исполнительные и распорядительные органы; министерства, государственные комитеты и ведомства в отношении подчиненных им предприятий, организаций; генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры. Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде имеют право осуществлять профсоюзы. Государственный орган или наниматель обязаны рассмотреть представление профсоюза об устранении нарушений законодательства о труде и в течение месяца уведомить профсоюз о результатах рассмотрения. Согласно Трудовому кодексу наниматель обязан создавать работникам предприятий, учреждений и организаций безвредные и безопасные условия труда, внедрять новейшие средства и технологии, обеспечивающие соблюдение норм и правил по охране труда. Требованиям, обеспечивающим здоровые и безопасные условия труда, должны отвечать производственные здания, сооружения, оборудование и технологические процессы. Под системой управления охраной труда (далее - СУОТ) понимается часть системы управления организации, предназначенная для реализации политики в области охраны труда организации, а также управления рисками. СУОТ представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов (планирование, ответственность, технологии, процедуры, процессы и ресурсы), направленных на реализацию политики и целей в специальной области - охрана труда. За невыполнение обязанности охраны труда по разработке и внедрению СУОТ законодательством Республики Беларусь предусмотрена административная и уголовная ответственность. В частности, на предприятии должны быть разработаны и документально оформлены следующие процедуры охраны труда: идентификация, получение информации, содержащей законодательные и иные обязательные требования, и обеспечение доступа к законодательным и другим применяемым к организации требованиям в области охраны труда; идентификация опасностей, оценка рисков и мер управления рисками; установление целей и программ (ы) достижения целей в области охраны труда; определение компетентности, обеспечение обучения и осведомленности персонала в области охраны труда; обмен информацией, участие и консультирование работников и иных заинтересованных лиц в области охраны труда; управление всеми видами документов и данными по охране труда; идентификация возможных аварийных ситуаций и ответных действий; осуществление мониторинга и оценка результативности в области охраны труда; оценка соответствия законодательным и другим требованиям, взятым на себя предприятием в области охраны труда; расследование несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и анализ аварийных ситуаций, несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия; управление записями; проведение внутренних аудитов СУОТ; проведение анализа со стороны руководства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|