Aa ab ba bb. 12. 32. 2. Характеристики энергии
AA AB BA BB
Рис. 32. 1. Генетика и Тетрада.
Процедура такого рода обладает универсальной значимостью, и, входя в саму природу существования, свидетельствует, что Тетрада - это система, пригодная для исследования природы Бытия. Трудно сейчас представить себе то изумление, с которым вавилоняне обнаружили бесконечное разнообразие понятий, которые могут быть образованы сочетанием четырех первичных элементов. Ранние греческие философы оставили нам всего лишь разрозненные отражения этих ранних прозрений. Возможно, что Пифагор лично посещал Вавилон и мог учиться непосредственно у халдейских мудрецов, как утверждают некоторые легенды. К сожалению, детали пифагорейской системы тетрады также утеряны. Иудеи имели Тетраграмматон " Иод-хе-вау-хе" - " Прекраснейшее и Благороднейшее Имя Божье", которое можно было произносить лишь раз в семь лет. Без сомнения, это был символ Бога как Ультимативного Бытия, как " Я ЕСМЬ", в отличие от Адонаи, Господа - как Тетрады в отличие от Триады. К сожалению, туманные тайны Каббалы замутили интерпретацию, которая, продолжена, но не развернута в Талмуде. Какую бы из космологий донаучного периода мы ни рассматривали, учение о четырех элементах, о Тетраде, появляется постоянно. К счастью, нам не нужно пытаться реконструировать древние интерпретации, поскольку Тетрада может быть просто изучаема благодаря применению правил для многочленных систем, сформулированных во Введении. Четыре термина должны быть независимыми, но взаимно необходимыми друг для друга. Это требование удовлетворяется, если мы рассматриваем термины как упорядочиваемые двумя диадическими различениями - " раньше - позже" и " между": " А находится перед В" и " В находится между А и С". Из этого мы можем образовать качество относительности или градации, которое совершенно отлично от соотнесенности. В триаде нет слияния /merging/ элементов, в тетраде же четыре элемента образуют упорядоченный ряд, и каждый влияет на положение остальных.
Мы уже видели, что " порядок" - это понятие более конкретное, чем " соотнесенность", поскольку оно предполагает, что мы должны определить Экзистенциальные условия, без которых порядок распадется в хаос. В этой главе мы будем рассматривать " Бытие" безотносительно к " существам" /beings/. Существование как упорядоченный ряд, сведенное к простейшим элементам, кажется не более чем шкалой материальности. Поскольку мы должны учитывать все возможные модусы опыта, мы рассмотрим Порядок Бытия как ряд энергий, где слово " Энергия" означает элемент в тотальности существующих ситуаций.
12. 32. 2. ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭНЕРГИИ
Мы будем употреблять слово " энергия" в значении, близком к аристотелевскому - как средства, с помощью которого природа переходит из состояния потенциальности, dunamis, к актуальному бытию, enteleheia. [76] Если энергия - это " носитель /vehicle/ воли", она должна соответствовать состоянию хилэ, промежуточному между виртуальным или вечным и актуальным или темпоральным состояниями существования. Это приводит к связыванию термина " энергия" скорее с гипарксисом, чем со временем или вечностью, и с чувствительностью и возвращением скорее, нежели с неизменяемыми паттернами или изменяющимися формами Существования. В 1807 году Томас Юнг принял термин " энергия" вместо vis viva, и подчеркивал его связь со способностью совершать работу. В течение последующих ста пятидесяти лет понятие энергии приобретало все большее значение в физике, пока наконец в наше время не стало рассматриваться как указывающее на единственную материальную субстанцию, почти эквивалентную тому, что мы называли хилэ. Демонстрация Майесом и Джоулем механического эквивалента теплоты и последующее распространение этого на электрические и химические энергии привели к убеждению, что все формы энергии должны быть взаимопревращаемы, хотя одновременное развитие термодинамики Клаузиусом, Карно и Кельвином сделало ясным, что есть неизбежные ограничения полноты, с которой одна форма энергии может быть превращена в другую. Следствием этого развития было то, что появилась тенденция отождествлять изучение энергии с термодинамикой и считать законы этой науки полным выражением поведения энергии во всех ее формах. Эти законы нелегко сформулировать в точных терминах, но приблизительно они могут быть описаны следующим образом.
Первый Закон. Какие бы трансформации ни происходили внутри системы, ее полная энергия не может ни возрасти, ни уменьшиться, не считая утечки энергии из системы в окружающую среду. Это иногда называют Принципом Сохранения Энергии. Он применим только к последовательным темпоральным состояниям замкнутой системы.
Второй Закон. Для вселенной как целого или для любой изолированной системы все естественные необратимые изменения ведут к уменьшению соотношения между " полезной" /available/ энергией и " рассеянной" энергией. Это Принцип Вырождения Энергии, или закон возрастания энтропии. Он рассматривался во II Книге (I-го тома), и применим только к актуальному, в отличие от виртуального, состоянию хилэ. Третий Закон. При абсолютном нуле температуры все формы энергии имеют один и тот же потенциал. Это иногда называют Законом Нернста, и выражают в утверждении, что всё состояния материи имеют Нулевую Энтропию при 0°К. Общее действие законов термодинамики может быть выражено в следующих предложениях:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|