Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

14. 38. 4. 4. Завершение. 14. 38. 5. Гармония ценностей




14. 38. 4. 4. Завершение

 

Высшей из ценностей должна быть та ценность, в которой бы суммировалось Значение Творения. Она является Целью Универсального Стремления, ради которой был предпринят риск Космической Драмы.

Мы вынуждены - из-за ограниченности языка - выражаться во временных терминах. Это не является ошибочным полностью, поскольку есть определенный смысл в том, что Вселенная движется к завершению в будущем времени[52]. Но это ни в коей мере не является адекватным. Завершение имеет также вечностный характер, что делает его всегда " присутствующим", как говорят теологи, " в Уме Бога". В некотором, и даже более точном смысле, каждый настоящий момент имеет завершение своей целью и одновременно- гарантом своего значения. Что бы мы ни делали и какие бы ни намечали цели - от самых ничтожных до величайших, - Высшая Ценность проецируется через посвящение самого акта действия служению Космической Цели. Она - полюс притяжения, к которому устремлено Творение, и тем не менее она не оказывает, и не может оказывать насильственного влияния.

В природе Ценности не принуждать, но побуждать. Каждая ценность стремится к самореализации, однако для этого ей надо вступить в Сферу Гармонии, а это может произойти лишь посредством акта воли. И наивысшим значением человеческой жизни является то, что мы наделены такой волей к реализации Ценности. Мы можем это сделать только в рамках тетрады Персональных ценностей; но тем самым мы предоставляем субстанцию Согласующему Импульсу, который гармонизирует Универсальные и Естественные Ценности.

В заключение мы обратимся к трем целям существования, как они определены в " Бхагавад Гите": Sucha, или радость, Santos, или безмятежность; и santi, обычно переводимая как Мир. Это -тот Космический Мир, где Существование завершает свои стремления и поглощается Бытием. Это Завершение одновременно эсхатологично - поскольку оно является " концом Времени" - и вечно как присущее самой природе Мира.

Наша схема Истории (глава 42) сконцентрирована вокруг понятия Войны со Временем, в котором завершение находится в гипархическом состоянии - постоянно творящим себя и постоянно выходящим за собственные пределы. Весь мир стремится к этому состоянию. И для нас, людей, значение Завершения кроется главным образом в гипархическом состоянии. Это - финальное погружение в глубину, принимающую нас в себя в тот момент, когда Существование аннигилируется и Бытие погружается в пустоту. В суфийской терминологии это Baqa /Реальность/ после Fana /Аннигиляция/.

В прогрессии Ценностей от Случайности и к Завершению существует три места покоя, соответствующие трем состояниям Блаженства. Первое - это естественная радость, приходящая через гармонию с Законами Природы. Второе - личная безмятежность, достигаемая через Правое Деяние[53]. Третье - Высшее Блаженство, проистекающее из осведомленности о Завершении; это Благодатное Видение, доступное лишь совершенному человеку. Три состояния Блаженства не исключают друг друга: совершенный человек может испытывать любое из них или все их. Но не они являются назначением и целью его существования, в котором должны быть приведены к реализации в Сфере Гармонии все ценности.


Для удобства мы представим Додекаду Ценностей в виде таблицы, указывающей на три тетрады:

 

Завершение

Любовь                                        Тетрада

Святость                                     Универсальных Ценностей

Трансцендентность

 

Безмятежность

Различение                                 Тетрада

Нужда                                                      Персональных Ценностей

Надежда

 

Радость

Забота                                                     Тетрада

Конфликт                                     Естественных Ценностей

Случайность

 

Рис. 38. 2. Додекада Ценностей.

 

14. 38. 5. ГАРМОНИЯ ЦЕННОСТЕЙ

 

Полная шкала ценностей содержится в Додекаде. Мы можем также взглянуть на ситуацию как на целое и попытаться найти интерпретации Ценности-деятельности на протяжении всего Творения.

Для этого нам понадобится Тетрада Деятельности, где активность будет вытекать из четырех независимых источников. Простейший способ достижения этого - принять в расчет свойство системной структуры додекады, посредством которого каждая ценность в прогрессии связана с одной из первых четырех систем. Первым членом каждой группы является монада, вторым - диада, третьим - триада и четвертым - тетрада. Когда они сгруппированы в четыре триады, мы имеем:

 

Триада Монад:                             Трансценденция

Надежда

Случайность

 

Триада Диад:                                           Святость

Нужда

Конфликт

 

Триада Триад:                                         Любовь

Различение

Забота

 

Триада Тетрад:                            Завершение

Безмятежность

Радость

 

Рис. 38. 3. Четыре Триады Ценностей.

 

Мы предложим интерпретацию этих четырех триад, не рассматривая те соображения, которые привели нас к такой интерпретации. В первую очередь, мы ожидаем увидеть четыре Сращенные Ценности. каждая из которых содержит принцип собственного динамизма. Это придает каждой группе независимость, дающую ей возможность выглядеть как один из членов тетрады, а также соответствует тому, что мы ищем: Источнику Деятельности.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...