14. 38. 6. Реализация ценности. музыки 6. 3. Обучение. Согласующий процесс - обучение. Начинается без определенного намерения, но лишь с ощущения некоей возможности. Вначале учитель просто учит. И только позднее учитель принимает или отвергает ученика
14. 38. 6. РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕННОСТИ
Реализация основывается на системных структурах, которые мы рассматривали в главе 37, не пытаясь, однако, анализировать их с тем вниманием, которого они заслуживают. Обратимся к посредству конкретного примера: реализация красоты в звуке. Частным случаем может стать обучение пению профессионального певца. Процесс без труда разделяется на три части, соответствующие трем членам триады:
Проследим развитие трех членов с помощью символа Эннеаграммы:
9. Голос 8. 1. Прослушивание
7. 2. Методика обучения
Искусство Музыки 6. 3. Обучение
5. 4. Работа с голосом
Рис. 38. 5. Реализация Красоты.
Воспринимающий. - Голос. Он - случаен. Так же случайна комбинация условий, дающая возможность и условия для тренировки голоса. Перед нами - ценность Случайности. Согласующий процесс - Обучение. Начинается без определенного намерения, но лишь с ощущения некоей возможности. Вначале учитель просто учит. И только позднее учитель принимает или отвергает ученика. Личностный элемент, таким образом, исходит из ценности Надежды.
Утверждающий процесс_- Искусство. Превыше способности понимания любого ученика или учителя - музыкальное искусство как интегрирование целостности. Тем не менее именно Искусство движет их обоих к достижению идеала. Этой ценностью является Трансценденция.
ПЕРВЫЙ ПРОЦЕСС - ГОЛОС
Инициирующий шаг. Процесс начинается с возрастающего осознания девочкой, что у нее " многообещающий голос". Она поет для собственного удовольствия, не имея понятия о технике пения и не распознавая качество звука. Родители заметили, что -у нее хороший голос, друзья убеждают, что " ребенка надо обязательно учить". Неясные и фантастические стимулы объединяются, и в воображении девочки возникают перспективы стать примадонной или знаменитой кинозвездой. Все эти первоначальные предположения и долгие дискуссии приводят, в конечном счете, к тому, что рекомендованный педагог прослушивает девочку. В этой точке цель выглядит ближе, чем в точке начального шага.
Первая Стадия. Мы входим в Эннеаграмму в точке 1. Девочке дают ряд пробных уроков. Учитель проверяет ее природный слух, способность к работе и понимание музыки. Девочке кажется, что она преуспевает, однако в действительности ничего еще не изменилось. Решение учителя принять ее в качестве ученицы основано не на том, что она может сейчас, но на том, есть ли у нее перспективы, если она станет заниматься серьезно. На Эннеаграмме мы видим, что учитель должен перейти от точки 1 к точке 4, прежде чем позволит ученице переместиться от 1 к 2. Совершая это, он входит в Эннеаграмму в точке 3, и начинается второй процесс. Вторая Стадия. Принятие ученицы. Обсуждается план действий. Семья согласна уплатить нужную сумму. Прежде всего учитель должен заставить девочку понять, что это значит: производить звук сознательно и намеренно. И только тогда, когда девочка видит отчетливо, что означает работа над пением - в отличие от пения для удовольствия, - процесс обучения начат реально.
Вначале прогресс кажется обратным. Спонтанность пропала. Нет больше " песенок" и претензий на исполнение больших арий; вместо этого - упражнения, практика, повторения, репетиции по конкретному методу, которому следует учитель. Именно так учитель совершает обратный переход от точки 4 к точке 2. Теперь мы имеем первую половину фигуры из шести пунктов:
1. Голос 2. Работа 3. Метод.
На Эннеаграмме это выглядит так:
1. Голос 4. Работа 2. Метод
Эта стадия может продолжаться весьма долго, и она включает в себя фазы, когда ощущается смятение, отчаяние и даже сомнение в компетентности учителя, а также фазы прогресса и надежды. Отличительная черта этой стадии в целом - полная зависимость от учителя. Слух ученицы еще не натренирован, голос не обработан, вкус не развит. Следовательно, она не может сознавать, когда она производит " верный звук". Третья Стадия. Когда девочка впервые начинает слышать собственный голос и может относиться к себе критически, она вступает в третью стадию, представленную на Символе точкой 4. Учитель также делает новый шаг. То, что он до сих пор мог предвидеть как возможное - в ценностном термине Надежды, - теперь начинает проявляться. Девочка обнаруживает, что может работать. Сначала это не более, чем мгновенные проблески: отдельная фраза, спетая с полным осознанием того, что она такова, какой должна быть. Отныне любое другое пение, по сравнению с этим, будет казаться ей дешевым и бессмысленным. Поскольку это переживание начинает приходить все чаще, ученице приходится столкнуться с осознанием того, что она не знает, как это делается. Ничто, из того, что могут делать она или учитель на этой стадии, не может ей помочь. Впервые она понимает, каким должно быть искусство пения (в пределах ее нынешних возможностей), и то, что пока что выше ее сил достичь этого.
ВТОРОЙ ПРОЦЕСС - ОБУЧЕНИЕ
Наше внимание вновь обращается к учителю. В этом пункте все зависит от его цельности[56]. Студентка может находиться на грани того, чтобы бросить занятия, или ж, возможно, поддаться неосознанному самообману по поводу собственных успехов. Учитель может поддаться соблазну облегчить задачу - он может показать ей уловки для воспроизведения прекрасных звуков без знания того, как это делается. Если у него недостает вкуса или упорства, он может поддержать ее надежду на то, что все трудности преодолены и что она уже находится на пути, чтобы стать певицей и выступить перед публикой. Но если учитель честен и знает свое дело, он должен вернуться ко второй стадии (точка 2 на Символе) и, взглянув отсюда вперед, сделать оценку того, каким действительно может стать голос, если он разовьется (точка 8). Лишь таким предвиденьем он может подвинуть ученицу к точке 5.
Таким образом, Эннеаграмма указывает нам два пути. Первый - реализация во времени (1-2-3-4-5), второй - реализация вечного паттерна (1-4-2-8-5). Как и в примере с кухней, рассмотренном в разделе 14. 37. 8., теперь подготовлена почва для стадии реального прогресса.
Четвертая стадия. Она соответствует моменту, когда пища закладывается в печь для готовки. Это стадия максимального страдания и горя. Точка 5 всегда является пунктом наибольшего напряжения[57]. Повторные усилия к произведению " верных звуков" делаются еще бесконтрольно, однако они показывают ученице, как она должна работать. Она начинает ощущать близость Третьего Процесса Искусства Пения. Но от нее требуется жертва, и она должна пожертвовать многим: своим тщеславием, независимостью, самоволием, и даже уверенностью в том, что она понимает, что такое музыкальные звуки и что в действительности представляет Музыка в человеческой жизни. На этой стадии ученица приобретает чувство уважения к своей работе. Теперь она работает не ради удовлетворения собственного самолюбия, но все ее усилия направлены на то, чтобы служить искусству. Теперь следует вернуться к учителю. На этой стадии его роль вновь меняется. Он теперь не может делать все сам: ученица должна слышать образцовое пение и общаться с подлинными артистами. Если он ревниво настаивает на том, чтобы держать ее около себя, то он теряет возможность сделать в работе следующий шаг. Следовательно, для учителя тоже существует фаза сомнения в себе и беспомощности. Он должен обратиться к Искусству и оживить в себе чувство благоговения и изумления перед истинно музыкальными явлениями. Короче говоря, он должен войти в тесный контакт с Третьим Процессом, который входит в третьей точке треугольника Символа - в точке 6.
ТРЕТИЙ ПРОЦЕСС - МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Музыка - не вещь в себе, но переживание и деятельность. Музыкальное искусство вдохновляется идеалом - независимым от времени и пространства, - то есть Совершенным Звучанием [58]. Хотя этот идеал безвременен и вечен, его реализация не является таковой. Из всех искусств музыка, вероятно, больше всего приближается к детерминирующему условию гипарксиса. Ее сила заключается в вибрациях звуков, в ритме и мелодических трансформациях, - а все они основаны на повторении. В прошлом люди вновь и вновь искали в музыке разгадку тайны небес. И хотя такие поиски были недостаточно объективны и часто несовершенны, все же в самом таком устремлении всегда было и будет сущностью начала. Музыка - как " озвученная Красота" - проистекает на трансцендентального Утверждения, лежащего за пределами Самости. Музыка в природе - по своей эссенциальной сущности - не отличается от музыки в искусстве. Дрозд и соловей, бык, жеребенок и лев - все они являются " артистами", участвующими в сотворчестве музыки Космического Утверждения, сделавшего возможным самое их существование. С тех пор, как Земля впервые получила атмосферу - еще до тысяч лет до того, как появилась жизнь, -уже существовала музыка ветра и волн, хотя еще не было ушей, способных слышать ее. Мысли о такого рода " музицировании", конечно, не приходят в голову учителю и ученице; тем не менее, именно трансцендентальная Красота Музыки может привести их вперед, и только она может объединить их. Непосредственное воздействие Искусства Музыки должен ощутить учитель, и он ответственен за то, чтобы ученица услышала его призыв. Тогда они смогут вместе перейти к следующей стадии. В высшей степени замечательным свойством Эннеаграммы является то, что единственный ступенью, где время и вечность совпадают - т. е. путь по кругу и путь посредством фигуры из 6 точек, - является ступень от стадии 4 к стадии 5. И когда они (учитель и ученик) движутся, Искусство Музыки движется вместе с ними; оно приобретает в свои священные пределы еще одну душу. Именно так живет и развивается искусство, именно так оно побеждает время. Оно легко касается пером своего крыла маленькой драмы девочки, обучающейся пению, и продолжают свое движение, - но ситуация трансформируется.
Пятая Стадия. Внешне наблюдаемой трансформации нет. Работа продолжается, однако, мотивация изменилась. Наставником (Мастером) теперь является Музыка, а учитель - лишь старший брат, " раньше прошедший по этой тропе". " Искусство пения" - доселе не более, чем пустая фраза или выражение эмоционального отношения - теперь является значимой реальностью. И все же искусство остается чем-то недоступным и запредельным, и нет ничего, кроме еще более трудной работы и редких моментов проблеска истины. Постепенно в сознании певицы ясное понимание собственных ограничений становится стабильным. И теперь она сама начинает видеть, чего она хочет и способна достичь. Закончилась фаза спонтанного удовлетворения звучанием собственного голоса - субъективно приятного, но объективно еще фальшивого. Где-то далеко-далеко перспектива достижения истинной спонтанности мастера искусств. Искусство приобретает качество святости, и она теперь знает, что ее искусство должно быть обвенчано с Музой. Певица оказывается теперь перед лицом нового выбора. Ее пение не может быть теперь удовольствием для нее самой. Она научилась петь, но при этом слишком хорошо знает, что не может петь. Она не может продвинуться дальше за счет одного лишь обучения. Она должна исповедовать музыку и разделить ее с другими - музыка должна стать профессией. Остаться любительницей - значит изменить искусству. Теперь мы находимся в точке 7 Эннеаграммы. Как уже было сказано, искусство Музыки приобрело новую душу. Учитель почти выполнил задачу, которую ставил перед собой. Певица знает свою силу и слабость; она знает свои возможности и как пользоваться ими. Но ей придется испытать двойной страх обнаружения как своей слабости, так и своей силы, вынося их на безжалостный суд мира. Эта стадия чревата многими опасностями. Певица знает достаточно, чтобы устоять - ее голос и техника послужат ей, -но лишь Искусство Музыки может ввести ее во внутренний круг тех немногих музыкантов, которые прежде всего являются художниками и лишь во вторую очередь - артистами.
Шестая стадия. Для артиста это - завершение трансформации. То, что первоначально было лишь фактом: прирожденный голос, теперь становится ценностью: красотой исполнения музыкального произведения. Внешние условия теперь не имеют значения; спонтанность возвращена. Певица познала Радость искусства, Безмятежность самосознания себя как артиста-художника и Завершение - как цель всей жизни. Как мы уже видели, эти три компонента образуют триаду Истины. Теперь для певицы Истина - цель всех ее стремлении. Даже Красота теперь не более, чем основание ее движения вверх. Поскольку Истина недосягаема для конечной души, поиск превращается в стремление к Высшей Ценности. В ее жизнь входят новые надежды и новые страдания. Изредка она испытывает мгновения озарения Истины, пусть даже относительной. Мир не знает ничего ни о ее борьбе, ни о том, почему она должна работать так, как она это делает. Невидимая и невыразимая красота Истины направляет ее по пути, неведомому ей самой. Начинается новый цикл - цикл Поиска Души, - который должен быть представлен новой Эннеаграммой. Здесь нам следует оставить ученицу и обратиться к учителю. В точке 8 учитель и ученица действуют совместно. Затем учитель возвращается к исходному пункту в точке 1, чтобы снова начать цикл обучения - он должен обнаружить ученицу, способную сделать шаг от точки 1 к точке 2 и принять на себя ответственность за ее продвижение в искусстве. Третий Процесс проходит, таким образом, через два стадии: призвание ученицы к Искусству; и тот вклад, который она вносит в Искусство Пения. Если мы захотим последовать за ней дальше, то следует сказать, что она вступит в цикл творческой деятельности, оставив позади все завоеванное ею, поскольку эта Деятельность - выше личности отдельного артиста, она причастна Миру Музыки, в котором каждый человек, сознательно или бессознательно, имеет свое место. Примеры, которые мы привели, могут показаться искусственными, но если они рассматриваются в плоскости более широкого применения системных и структурных принципов, тогда в них можно увидеть, что ценности - не изолированные качества, но элементы целостной структуры Схемы, которая не менее реальна и для неактуального бытия. Ценности - это не субъективные переживания, которые причинны и обусловлены нашими эмоциональными импульсами; это - Сфера Реальности, которая тем не менее пронизывает любой возможный опыт. Реализация Ценности - не то же самое, что актуализация Факта. Структура ценностей иная, чем структура фактов. Между этими двумя Сферами располагается Сфера Гармонии, являющаяся одновременно как областью реального действия, так и областью реализованного бытия. Наши дальнейшие исследования будут проходить целиком в Сфере Гармонии. Нам предстоит изучать человека и Историю -ни то, ни другое не может быть понято иначе, чем Реализация. Человек есть то, как он реализует себя; История же представляет собой то, как реализует себя мир. В пределах этой универсальной самореализации нам предстоит встретиться и постараться понять ситуацию, лежащую за пределами возможностей Систематики, поскольку они являются примерами явлений столь сложных, что не могут быть сведены к системам и структурам[59]. Тем не менее, системы и структуры Ценностей остаются правомочными в наших дальнейших исследованиях, и они будут молчаливо подразумеваться при формулировании целей человеческих устремлений и стадий, через которые проходит человечество и его история. Часть пятнадцатая
СИСТЕМАТИКА И АНТРОПОЛОГИЯ Глава 39
АНТРОПОЛОГИЯ 15. 39. 1. СЛОЖНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ
Все Существование являет нам себя как организованная сложность. И мы сами не являемся исключением из этого правила, Всякая попытка описать человеческую природу в простых терминах обречена на неудачу, поскольку сама сложность является условием бытия нас как таковых. Сложность эта не только функциональна, но и включает различные уровни переживания бытия, а также различные паттерны воли, Рока и Провидения. Следовательно, ничто в отношении человека, выраженное только в терминах функции, не может быть адекватным. Любая область естественной науки, эстетики, этики и истории включает в себя понимание человеческой природы. Поэтому следует говорить не об анатомии или физиологии человека, не о психологии или социологии, не об искусстве, творчестве, религии или истории, как об отдельных дисциплинах, - но лишь об Антропологии или Науке о Человеке. Эта великая наука не может быть адекватной до тех пор, пока не принимает в расчет всей организованной сложности человеческой природы. Таким образом, Антропология может быть определена как изучение Тотальной Структуры Человека в совокупности с его миром. Нет путей упростить картину; это повело бы к утрате элементов, необходимых для нашего понимания собственной природы. Мы не только сложны, но сложность наша еще и многогранна. Есть сложность физико-химических материалов и реакций. Наше биологическое функционирование - совершенно иная сложность. Сложна и наша психическая природа. Поразительная усложненность и запутанность наших внешних взаимоотношений со вселенной порой загоняет нас в тупик, хотя эти отношения отражаются в нашей собственной природе. Ни одну из этих сложностей нельзя не принимать во внимание, поскольку вое они взаимодействуют так, как если бы создавали другое, еще более непостижимое множество сложностей. Есть многое такое в человеке, что вое мы знаем, есть также и то, что известно только специалистам, приобретающим навыки обращения с некоторыми конкретными аспектами человеческой природы или каким-либо аспектом человеческой жизни. При этом существует тенденция не замечать значительности и разнообразия тех специфических постижений (инсайтов), которые происходят, когда имеешь дело с человеком в особых условиях. Родители, учителя, тренеры, врачи, психологи, работодатели и служащие, а также все, кто имеет дело о людьми в массе - все они узнают о человеке что-то специфическое, что с большим трудом узнают о человеке неспециалисты. Существуют и более тонкие постижения, которых удостаиваются писатели, поэты, музыканты, художники и люди религиозной жизни. Помимо этого, мы имеем традиционное знание, накопленное на протяжении тысячелетий и сохраненное в школах, задачей которых является сделать это знание доступным в моменты, когда в жизни человека наступают великие перемены. Такое знание нуждается в переводе в идиомы века; и настоящая глава являет ся, по крайней мере отчасти, попыткой сделать это в отношении традиции, которая существовала в Азии со времен или ранее Шумерийской культуры, насчитывающей более пяти тысяч лет. Но даже если бы все это знание, старое и новое, можно было бы собрать вместе, осталось бы еще многое, чего мы не знаем и -что вполне вероятно - чего человек никогда не узнает о себе, ни о причинах своего существования. Эта " вселенная знания" о человеке должна быть доступна нам во всей ее полноте, если мы на самом деле хотим понять, как обстоят дела с нами. Чтобы ощутить невероятную сложность ситуации, достаточно принять во внимание лишь два элемента: знание о человеке как биологическом феномене, и знание о человеке как феномене социальном. Механизмы наследственности, роста, регулирования, питания, защиты от болезней столь сложны, что ни один физиолог не может надеяться справиться более чем с небольшой частью какого-то одного направления. Рассматривая человеческую расу в целом, мы обнаруживаем, что разнообразие людей и несводимая уникальность отдельной личности ставит перед нами не одну, а миллион проблем. Есть два пути обращения со сложностью, или о многовариантными ситуациями. Первый путь - упростить ситуацию, рассматривая ее отдельно и применяя методику исследования и анализа, которые позволили бы нам сформулировать рабочую гипотезу и предопределить линии действия. Эта процедура широко известна в естественной науке, и она оказалась весьма эффективной в расширении нашего практического знания, но явно неэффективна, когда возникает необходимость показать, как заново собрать все эти разрозненные части, чтобы образовать живое целое. Второй путь - начинать о целостности, принимая в качестве несводимого элемента ситуации, а затем искать организующую структуру, которая позволила бы исследовать ситуацию в целом. Мы попытаемся следовать второй процедуре, сознавая при этом, что не можем надеяться познать структуру в абсолютном смысле, так как это потребовало бы от нас владения видением Творческой Силы, которая привела к существованию данную целостность и поставила ее на путь эволюции, продолжающейся со времен отдаленной древности до Настоящего Момента и от этого момента - в будущее, скрытое от нас. Абсолютное знание того, что есть человек должно включать в себя абсолютное знание того, почему он есть. Мы же можем располагать лишь частичными идеями и представлениями. Несмотря на то, что мы не претендуем на достижение полного знания о человеке, необходимо тем не менее попытаться решить задачу построения адекватное антропологии. Вопреки прогрессу во всех областях человеческих устремлений, мы все еще продолжаем опираться на устаревшие, а иногда и очевидно фальшивые представления о том, чем является человек. Например, мы все принимаем идею эволюции как действенное объяснение происхождения человека, но при этом никак не учитываем, что человек - существо незавершенное. Хотя стало известным, что наше знание о мире неизбежно окрашивается и даже принимает форму того, что мы есть сами, представители естественных наук продолжают рассматривать свои дисциплины как прямые пути к объективному, истинному знанию о мире. Хотя теологи уже поняли, что традиционные представления о человеке, как обладающем единой и неразделенной волей, а, значит, и ответственностью за свои действия - не только ошибочны, но и высшей степени опасны, так как уводят в сторону, они продолжают отроить на этих представлениях ложную антропологию. Политика и юриспруденцию в своем подходе к человеческим проблемам обнаруживают разногласия и непоследовательность, поскольку отсутствует адекватный критерий человеческой природы, с которым каждый мог бы согласиться. Короче говоря, ни одна отрасль человеческого знания не находится в столь жалком состоянии, чем наука о самом человеке. И сегодня нет более настоятельной задачи, чем конструирование адекватной антропологии, которая означает науку о целостности человека, а не о человеке в пределах его психологии и поведения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|