Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

15.39.2. ЧЕЛОВЕК И ЕГО МИРЫ. 15.39.2.1. Мир энергий




15. 39. 2. ЧЕЛОВЕК И ЕГО МИРЫ

 

В изоляции человек есть ничто. Он есть то, что он есть, благодаря участию в космическом процессе, бесконечно малой частицей которого он является. Ни одна из установленных им самим связей не годится для понимания его природы. Следовательно, процедура, установленная обычно при изучении человека, - именно, практика исключения из антропологии всех связей, кроме относящихся к телу (физическая антропология) и к примитивным человеческим отношениям (социальная антропология) - не может привести к адекватному критерию. Это одна из причин, почему так называемая " прикладная антропология" оказывалась до сих пор бесплодной.

Мы можем сформулировать программу тотальной антропологии, лишь принимая во внимание принципиальные связи, с которыми мы имели дело в процессе нашего изучения. Это приводит нас к схеме, подобной следующей:

 

I. Физическое

1. Энергетика

2. Механика человеческого тела

3. Анатомия и функции

4. Физиология и генетика

5. Таксономия

6. Эволюция и происхождение, Палеоантропология

7. Экология человека в Биосфере

 

II. Ментальное

8. Функции и поведение

9. Опытные и познавательные факторы

10. Эстетика и ментальные силы (способности)

11. Развитие и образование

12. Более высокие способности познания и Активность

 

III. Социальные

13. Естественные общества и их эволюция

14. Экономическая и техническая деятельность

15. Юридическая деятельность

16. Политическая деятельность

17. Культурная деятельность

18. Наследие прошлого

 

IV. Духовное

19. Неразвитый человеческий потенциал

20. Воля, Мораль и Этика

21. Религия и теология

22. Духовный прогресс человечества

 

V. Космическое

23. Человек и Биосфера

24. Космическая роль и значение человека

25. Человек и Бог

26. Интеграция антропологий

 

Рис. 39. 1. Проект целостной Антропологии.

 

Первые 25 дисциплин позволяют нам изучать отдельно аспекты человеческой природы, но лишь последняя позволит нам изучить человека как целое. Поскольку, однако, человек больше, чем сумма его аспектов, то мы не можем построить целое из простой совокупности всех данных, представленных специальными дисциплинами. Это трудность, о которой сталкиваются при попытке достичь знания любой целостной ситуации. Целостная ситуация структурирована - и структура распадается на отдельные куски, если устраняются ее интегрирующие принципы и оставляется лишь содержание.

Мы ввели и развили Систематику в качестве наилучшего пути изучения структур без потери контакта с их интегральным характером. Это имеет особое значение при изучении человека, сама природы которого должна соединять различные уровни и различные системные атрибуты. Наша задача - развить новую антропологию, всегда учитывающую интегральность целостного человека. Только таким путем мы можем надеяться оформить некоторую идею того, что такое в действительности человек.

Поскольку большая часть человеческой природы недоступна наблюдению и эксперименту, а основная часть лежит вне поля сознания, мы должны положиться на структурные принципы, чтобы отроить от известного к неизвестному - и в данной ситуации это справедливо даже в большей степени, чем при изучении естественных процессов и общих законов.

Мы начинаем с гипотезы, что целостный человек есть организованное целое: известное и неизвестное собраны в единую связную структуру. Эта структура отвечает различным системам, но не сразу ясно, как далеко мы можем пойти. Человек более чем диада, поскольку его природе, безусловно, троична. Человека следует понимать и как деятельность (активность) - таким образом, и тетрада должна быть проработана. Мы должны искать значение человека и как пентады. Далее, мы захотим и в конкретную область актуальных событий: отдельные мужчины и женщины и события их жизней, человеческие общества и их история. Эти дальнейшие события стадии уводят нас за пределы антропологии и переносят в Человеческую Драму личной и общей истории. Это мы оставим для следующих двух глав. Попытаемся вначале установить структуру в деталях, достаточных для объяснения многих черт человеческой природы.

Прежде всего нам следует сформулировать идею относительно содержания человеческой монады. (Это можно сделать лучше всего рассматривая способы, с помощью которых человек устанавливает связи с различными сферами существования, или " мирами".

 

15. 39. 2. 1. Мир энергий

 

Мы верим, что все процессы на любой шкале и на каждом уровне являются трансформациями энергии. Конечно, это касается и человека; человек трансформирует энергии двояко: как ге нератор - производитель более высоких энергий, и как машина -инструмент для превращения энергии в работу.

Имеется двенадцать принципиальных видов энергии в трех группах по четыре в каждой: механические, жизненные и космические (глава 32 Второго тома). Вое двенадцать имеют определенное отношение к пониманию человека и его Предназначения /destiny/.

Рассмотрим здесь только четыре механических энергии. Это дисперсная энергия, или теплота (Е12); направленная энергия Е10, включающая энергию движения; энергия сцепления (Е11), которая включает все взаимодействия; и энергия пластичности (Е9), наделяющая тела способностью сохранять идентичность, когда они подвергаются изменению. Наше физическое тело является сложной системой энергетических трансформаций, и в этом отношении оно не отличается от всех процессов, которые происходят во вселенной, в галактиках и звездах, на поверхностях планет и во всех проявлениях жизни как на нашей Земле, так и повсюду во всех материальных объектах, вплоть до атомных и субатомных частиц, последние, однако не включают действие пластической энергии и энергии сцепления.

Наука только начинает приобретать некоторые идеи о сложности процесса, посредством которого трансформации энергии, имевшие место миллионы лет назад в отделениях галактики, могут оказывать воздействие на наши жизни сегодня, а отдельные квантовые скачки могут наделять уродством наших детей.

Мы, люди, в каждый момент своего существования вовлечены в трансформацию энергии. Это касается наших жизненных процессов и психической деятельности в такой же степени, как и наших тел. И это - неизбежное условие быть такими, какие мы есть. Гурджиев утверждал: " Человек -это космический аппарат для трансформации энергии". Здесь имеется в виду, что личное предназначение человека зависит от его успеха в выполнении им специфической задачи, связанной с высвобождением энергии сверх нужд общего космического процесса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...