Границы достоверности данных уголовно-правовой статистики
за единицу, то латентность по убийствам составит 2, изнасилованиям — 6, тяжким телесным повреждениям — 4,9, хулиганству — 27,9, разбойным нападениям — 33,8, грабежам — 57,7, кражам личного имущества — 151,7, кражам государственного имущества — 73,2, мошенничеству — 65,6, обману покупателей — 1625, должностным хищениям государственного имущества — 925,8, взяточничеству — 2935, вымогательству — 17 500'. Как видно, уровень латентности таких преступлений, как убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, по мнению исследователей, незначителен. Зато резко повышается уровень латентности вымогательства, должностных (взяточничество, халатность) и преступлений в сфере экономической деятельности (уклонение от уплаты налогов, обман потребителей и т.п.), скупки краденого, бытовых преступлений с причинением легкого вреда здоровью и т.д. Но эта зависимость не является абсолютной и бесспорной даже, например, по таким особо тяжким преступлениям, как убийство, что подтверждается следующими данными. Так, в России в 1993 г. без вести пропало 83 956 человек, 20 035 человек не были найдены. Одновременно в производстве правоохранительных органов в этом году находилось 10 088 дел по установлению личности по неопознанным трупам. Личность идентифицирована по 5424 делам, включая 546 человек без вести пропавших; 4664 трупа остались неопознанными. Квалификация деяния в этих случаях в силу разных причин может быть затруднена. Поэтому они чаще всего не включаются в статистику зарегистрированных преступлений вообще и умышленных убийств в частности2. Известно, что в конце 80-х годов криминогенная ситуация в Москве резко обострилась, особенно это коснулось преступлений против личности, в первую очередь убийств. Число всех зарегистрированных убийств начало расти с 1989 г. и к 1993 г. увеличилось в 2,1 раза (табл. 1), составив в 1993 г. 1404, в 1994 г. — 1820, в 1995 г. - 1702, в 1996 г. - 1544 убийстваЗ.
1 См.: Конев А. А. Преступность в России и ее реальное состояние. С. 235. 2 См.: Лунеев ВВ. Указ. соч. С. 92. 3 См.: Состояние преступности и результаты деятельности органов прокуратуры и внутренних дел в расследовании и раскрытии умышленных убийств. Стат. сб. (1992-1996 гг., I полугодие 1997 г.). М., 1998. С. 27.
Глава Vlf. Границы достоверности данных правовой статистики Таблица Динамика числа преступлений, повлекших смерть, в Москве1
Как видно, после 1990 г. число трупов с признаками убийства стало превышать суммарное число умышленных убийств даже с покушениями плюс число тяжких телесных повреждений, повлекших смерть, что свидетельствует о повышении уровня латент-ности умышленных убийств. Поэтому можно с уверенностью констатировать, что удельный вес незаявленных тяжких и особо тяжких преступлений очень высок. В этом убеждают и результаты проведенного в 1991 — 1992 гг. НИИ МВД РФ при содействии Межрегионального института ООН по проблемам преступности и правосудия (UNICRI) выборочного изучения латентности отдельных видов преступлений (нанесение телесных повреждений, угроза или покушение на убийство, сексуальные инциденты, грабежи, разбои, различные виды краж, угоны автомобилей). Опрошенные граждане, специалисты и осужденные в шести областях европейской части России показали, что в год, предшествующий опросу, они не сообщали об этих опасных преступлениях в 40% случаев2.
Однако самым больным вопросом, искажающим объективность и достоверность показателей состояния преступности, является их незарегистрированная часть. Конечно, прав был И.И. Карпец, 1 См.: Слинько М.И. Заказные убийства: опыт комплексного исследования. Изучение организованной преступности: российско-американский диалог. Сб. статей. М.. 1997. С. 92. 2 См.: Горяинов К.К. Латентная преступность: результаты исследования и меры борьбы. Доклад на международном семинаре «Латентная преступность: познание, политика, стратегия». С. 4. § 2. Границы достоверности данных уголовно-правовой статистики когда писал: «В конце концов нет ни одной полиции мира, которая регистрировала бы все преступления»1. Но как в советский период, так и в России постсоветского времени широко распространенные случаи сокрытия преступлений от учета — явления одного порядка, т.е. грубейшие нарушения законности с вытекающими отсюда неблагоприятными последствиями для государства, общества и граждан. В другом месте И.И. Карпец откровенно отмечал, что наша криминальная статистика — явление особое, хитрое. Она кого угодно может обмануть. Причина хитрости одна — выдать желаемое за действительное. Вот и придумывались системы отчетности, позволяющие безболезненно манипулировать и процентом раскрываемости, и процентом судимости. Существовали сотни приемов создания благополучия. Автор ставит вопрос: «Думаете сейчас иначе?», и сам же отвечает: «Ошибаетесь». Перестройку-то тоже ведь делают политики. И им, — хоть демократам, хоть антидемократам — нужна (как ни крути) своя криминальная статистика. Они хотят быть хорошими. Они хотят, чтобы при них преступность снижалась. А что плохо, так это оттого, что их предшественники все развалили. Но преступность обладает относительной самостоятельностью и имеет свои закономерности, коренящиеся в пластах экономических, политических, социальных противоречиях, не зависит от амбиций политиков. Современная преступность — зеркальное отображение нашего современного общества. Дело не только в количественных показателях. Качество ее стало иным. Более тяжким. Более изощренным и т. д. Это было сказано в начале 90-х годов, а актуально и-на излете XX века2.
Не менее определенно по этому вопросу высказывается и В.П. Лозбяков: «Многие парадоксы в «поведении» преступности обусловлены колебаниями в практике регистрации и учета преступлений в системе правоохранительных органов. Правоохранительная деятельность по-разному может влиять на изменения объективных параметров состояния криминологической (правильнее — криминальной или криминогенной. — Авт.) обстановки». Путем манипуляций регистрационной практики можно повысить либо, наоборот, снизить показатели уровня» структуры и ди- 1 Карпец И.И. Преступность: иллюзии и реальность. М., 1992. С. 70. 2 См.: Криминальная хроника. 1991. № 6 (II). Цит. по: Карпец ИИ. Сыск (записки начальника уголовного розыска). М., 1994. С. 323, 324.
Глава VII, Границы достоверности данных правовой статистики намики преступности. Ужесточение правоприменительной практики зачастую приводит к перераспределению параметров преступности по видам. «Залповые» процессы освобождения из мест лишения свободы преступников приводят к «скачку» корыстно-насильственных преступлений и т.п.1 Поэтому не случайно высказываются предложения реформировать правовую статистику, поскольку ее ведомственная подчиненность не способствует независимости отчетности, рождает желание приукрасить результаты работы милиции, создает возможность для проволочки с регистрацией криминальных происшествий и возбуждением уголовных дел2. С известной долей условности об уровне латентности можно судить по разнице между числом рассмотренных правоохранительными органами заявлений и сообщений о преступлениях и числом зарегистрированных деяний (табл. 2). Таблица 23 Основные показатели преступности в России
* К. числу выявленных лиц, совершивших преступления, относились: лица, уголовные дела, материалы дознания и протокольные производства в отношении которых направлены в суд; лица, совершившие преступления, но освобожденные от уголовной ответственности в связи с передачей материалов в товарищеский суд, в комиссию по делам несовершеннолетних и т.п.; лица, уголовные дела и материалы в отношении которых прекращены по нереабилити-руюшим основаниям.
1 См.: Лозбяков В.П. Криминология и административная юрисдикция милиции. М., 1996. С. 64, 65. г См.: Андриашин Х.А. Демократия и современное административное право. М, 1996. С. 124. э См. Преступность и правонарушения (1991 — 1995). Стат. сб. М, 1996. С. 15. § 2. Границы достоверности данных уголовно-правовой статистики Обнаруживается, что ежегодно почти по трети учтенных заявлений и сообщений (от 856 308 в 1990 г. до 967 091 в 1995 г. — разница показателей первой и второй строк табл. 2) отказано в возбуждении уголовного дела и регистрации преступлений. Надо полагать, что большинство отказов было обосновано. Практика убеждает, что не все сообщения содержали реальные признаки какого-то преступления. Но результаты опроса самих работников органов внутренних дел "подтвердили, что более чем десятая часть сообщений не учитывается. Отрадно отметить, что проводимая в органах внутренних дел операция «чистые руки» ведется не напоказ, это не кампания, а, как свидетельствует статистика, кропотливый труд: в 1997 г. выявлено 14 647 нарушений законности и преступлений, совершенных' сотрудниками органов внутренних дел, из них И 042 нарушения законности, в том числе 1247 случаев укрытия преступлений от учета, что на 48,5% больше предыдущего года. В этом же году привлечено к ответственности за нарушение законности и преступления 11 219 сотрудников органов внутренних дел, из них осуждено 1598, что соответственно на 6,3 и 6,5% больше предыдущего года'. Как свидетельствует практика, в процессе надзорной деятельности прокуроры вскрывают больше случаев укрывательства. В 1993 г., например, в стране выявлено и поставлено на учет более 40 тыс. скрытых от учета преступлений. Ежегодно только в Москве прокуроры вновь ставят на учет около 3 тыс. преступлений. Так, только за 6 месяцев 1994 г. ими выявлено скрытых от учета органами внутренних дел 1570 преступлений, в том числе 71 умышленное убийство, 89 тяжких телесных повреждений, 87 краж государственного имущества, 92 грабежа и 42 разбойных нападения.
Неполнота данных уголовно-правовой статистики обусловлена и тем обстоятельством, что в настоящее время, как уже отмечалось, правила единого учета преступлений распространяются на органы прокуратуры, внутренних дел (в том числе и на все исправительные учреждения), Федеральной налоговой полиции и Государственного таможенного комитета. Отдельно учитываются преступления, по которым следствие и дознание производятся ор- 1 См.: Российские вести. 1997. 20 февр.; Состояние преступности в России за 1997 год. М., 1998. С. 34.
Глава VII. Границы достоверности данных правовой статистики § 2. Границы достоверности данных уголовно-правовой статистики танами ФСБ, военной прокуратуры. В общую статистику преступности не попадают и преступления по делам частного обвинения, возбуждаемые судами. Кроме того, неполнота статистических данных о преступности презюмируется § 6 Инструкции о едином учете преступлений, в п. «г» которого до сих пор предусмотрено, что при составлении статистических карточек учитывается как одно преступление (составляется одна карточка на выявленное преступление) в агучае «совершения двух или более различных преступлений (курсив наш. — Авт.), выполненных одним действием (идеальная совокупность); при этом учитывается наиболее тяжкое преступление. Например: изнасилование, сопряженное с заражением венерической болезнью, учитывается как изнасилование». В ст. 131 ч. 2 п.«г» УК РФ подобного рода деяние — квалифицированный состав изнасилования, повлекшего заражение потерпевшей венерическим заболеванием. Данное отягчающее обстоятельство применимо в случаях, когда виновный знал, что болен этой болезнью. В подобных ситуациях имеет место идеальная совокупность, и содеянное подлежит еще и дополнительной квалификации по ст. 121 УК РФ1. Поэтому данное положение Инструкции о едином учете преступлений искусственно уменьшает число преступлений — заражение венерической болезнью (сифилисом, гонореей, мягким шанкром и др.), фактически совершенных за данный период времени. Законодатель обоснованно считает, что совершено единое сложное деяние — насильственный половой акт с потерпевшей, которое (деяние) характеризуется наличием дополнительных отягчающих последствий. Данное положение согласуется с мнением психологов о том, что «одно и то же действие может дать множество результатов»2. В этой ситуации императив Инструкции о едином учете преступлений учитывать содеянное (идеальную совокупность преступлений), как одно преступление не согласуется с принципом теории уголовно-правовой статистики, основанном на доктрине уголовного права: учету подлежит каждое деяние, получившее самостоятельную уголовно-правовую оценку — квалификацию по самостоятельной статье Особенной части УК. Криминалисты считают, что«идеальная сово- купность имеет место в случае, когда лицо единым деянием причиняет два и более разнородных или несколько однородных последствий объектам, которые не соотносятся как часть и целое. При этом содеянное не охватывается одной уголовно-правовой нормой и обусловливает необходимость применения двух или нескольких норм Особенной части УК»1. Именно эта особенность проявляется в идеальной совокупности преступлений, когда лицо в результате единичного деяния нарушает несколько общественных отношений, охраняемых различными статьями уголовного закона, совершается два и более преступления, а следовательно, на них должно составляться и соответствующее количество карточек на преступление2. В.П. Малков справедливо отметил, что «объективная способность человеческого действия (бездействия) вызывать при определенных условиях не один, а несколько результатов и возможность познания и использования ее человеком в своей деятельности, в том числе и преступной, являются основанием для признания и оценки идеальной совокупности как формы проявления множественности преступных деяний»з. Введение единого учета преступлений, как отмечалось, было важной мерой совершенствования уголовно-правовой статистики. Однако и в существующей организации уголовно-правовой статистики есть другие нерешенные проблемы, имеющие самое непосредственное отношение к рассматриваемому вопросу. Это касается методики определения раскрываемости преступлений. Вопреки презумпции невиновности, в соответствии с которым признать человека преступником может только суд, правоохранительные органы отчитываются о раскрытии преступления не после вынесения судом обвинительного приговора, а с момента передачи дела в суд, что иногда имеет неожиданные последствия (см. § 17 Инструкции о едином учете преступлений). Так, например, следователи Кузоватовского РОВД Ульяновской области добивались почти стопроцентной раскрываемости путем расследования 1 См.: Наумов А.В. Указ. соч. С. 324; Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М., 1997. С. 268. 2 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. С. 541—542. 1 Красиков Ю.А. Множественность преступлений (понятие, виды, наказуемость): Учеб. пособие. М., 1988. С. 16. J Ио выборочным данным исследователей такие случаи встречаются относительно редко, что не исключает необходимости при подготовке новой редакции Инструкции о едином учете преступлений правила учета идеальной совокупности преступлений привести в соответствие с доктриной уголовного права. 3 Малков В.П. Множественность преступлений и ее формы по советскому уголовному праву. Казань, 1982. С. 107.
Глава VII. Границы достоверности данных правовой статистики ...несуществующих преступлений. Они составляли фиктивные документы о якобы совершенных и расследованных по горячим следам кражах и таким образом добивались блестящего уровня раскрываемости. Фальсифицированные следователями уголовные дела должны были бы, По логике, завершиться.судебными процессами над мнимыми преступниками. Этого, разумеется, не произошло'. Почему? Видимо, потому, что учет и регистрация преступлений, лиц, их совершивших, а также ведение статистической отчетности по преступности и ъ соответствии с новой Инструкцией о едином учете преступлений (3-е издание от 14 декабря 1994 г.) ведется МВД, т.е. органом, ответственным за раскрытие преступлений, поэтому понятно стремление отдельных сотрудников этого ведомства уклоняться от правдивого отражения поступающей информации, как и их желание фальсифицировать мнимые преступления или добиваться раскрываемости любой ценой2. Поэтому и бытует такая логика: чем больше зарегистрировано преступных деяний, тем больше предстоит их раскрывать. Отсюда и нежелание возбуждать дела, и сетовать на ненужную «бумажную» работу по оформлению отказов в возбуждении уголовных дел3. Методы «борьбы с преступностью» при помощи статистических показателей не ограничиваются простым сокрытием преступлений. Практика сталкивается и с обратными парадоксами. Так, в результате проверки прокуратурой Волгоградской области учета преступлений обнаружены факты приписок. По данным органов внутренних дел области, число преступлений, квалифицированных как хулиганство и угроза убийством, неуклонно растет, как и их раскрываемость. Оказалось, около половины из них — «липа». Из 700 хулиганств, зарегистрированных в Красноармейском 1 См.: Российская газета. 1995. 2 февр. 2 Убедительное подтверждение последнего обстоятельства сообщает Г. Лйтвин-цев в публикации под названием «Беспредел. Самосуд в милицейском застенке В Воронеже оглашен приговор «блюстителям порядка», которые, выбивая признания, сожгли подследственных». (Российская газета. 1997. 8 апр.). Видимо, эти обстоятельства должны учитываться и при подготовке новой редакции Примерной инструкции «О порядке приема, регистрации, учета и разрешения в органах и учреждениях внутренних дел заявлений., сообщений и другой информации о преступлениях и происшествиях», утвержденной приказом МВД СССР от 11 ноября 1990 г. и не утратившей своей силы; см. также: Козлова Н. Беспредел.'Подполковника били на рассвете. Били не хулиганы — люди, которые получают зарплату за охрану общественного порядка // Российская газета. 1997. 28 июня. 3 См.: Концепция судебной реформы в Российской Федерации. М., 1992. С. 29 § 2. Границы достоверности данных уголовно-правовой статистики РОВД Волгограда, 500 фальсифицированы, в Ворошиловском — 100 из 186. Приписки делались после расследования какого-либо преступления в карточке учета, таким образом, на подозреваемого «вешалось» еще несколько якобы раскрытых преступлений. До суда они, естественно, не доходили1. Бытует и такая практика по делам экономической преступности: в суд стали направляться уголовные дела, связанные с мошенничеством в крупных размерах, когда под видом юридического лица ведется прием вкладов от населения с обещанием невероятных процентов или иных благ. Затем, естественно, «фирма» закрывается, мошенник скрывается, но все же иногда попадается (как небезызвестная Властелина). Возбуждено уголовное дело, по которому помимо основной карточки (ф. 1 на выявленное преступление) на выявленные в процессе расследования «эпизоды» мошеннической деятельности заводятся дополнительно еще несколько аналогичных карточек. И при этом все эти раскрытые преступления уже направлены в суд. Поэтому практика выставления дополнительных карточек по таким многоэпизодным преступлениям — очередной способ фальсификации процента раскрываемости. В результате такой «борьбы» распыляются силы и средства государственных органов в предупреждении, своевременном выявлении и пресечении правонарушений в сфере экономики, другие «акулы» преступного бизнеса уходят от ответственности. В целях преодоления разобщенности государственных органов на этом направлении деятельности, объективного отражения выявленных преступлений и административных правонарушений в сфере экономики в государственной статистической отчетности и принятия необходимых мер Президент РФ поручил Правительству РФ в трехмесячный срок разработать единую систему их учета. Для этого федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также Центральный банк РФ обязаны незамедлительно информировать соответствующие органы прокуратуры Российской Федерации о выявленных правонарушениях в сфере экономики. Генеральному прокурору РФ предложено усилить надзор за законностью мер, принимаемых по выявленным преступлениям и административным правонарушениям в этой сфере и направленных на устранение причин и условий, способствующих их совершению; о 1 См.: Сами придумали — сами раскроем // Российская галета. 1997. 21 марта.
Глава VII. Границы достоверности данных правовой статистики мерах, принятых по выявлению наиболее опасных из них, информировать Президента РФ'. Западные криминологи считают, что полная раскрываемость преступности привела бы к краху всей правовой системы, поэтому система уголовной юстиции может существовать только при наличии определенной доли скрытой преступности2. Как ни парадоксален этот вывод, но он правильный. Автор исходит из тезиса, что преступность — нормальное яатение любого общества и поддержанию ее на терпимом уровне (в рациональных, разумных пределах) наряду с деятельностью правоохранительных органов в большей мере должны способствовать процессы декриминализации и депенализации. Поэтому не случайно в развитых странах, например в США, только по восьми серьезным преступлениям уровень раскрываемости не превышал за последние 30 лет 21—22 %., а краж — вдвое ниже. В Англии этот показатель колеблется в пределах 32—40 %, в Германии — 45—46 %, в Японии — около 60 %3. На наш взгляд, раскрываемость нужно определять не «оптом», в целом по всем делам, направленным в суд, а только по неочевидным и только по отдельным категориям преступлений: небольшой тяжести, средней тяжести, тяжким и особо тяжким преступлениям, и только по вступившим в законную силу обвинительным приговорам. А что касается ныне существующей практики ее вычисления, то она может при известной корректировке использоваться для внутриведомственных нужд, а не государственной оценки эффективности реализации мер социального контроля над преступностью. Итак, в заключение следует отметить неутешительный факт, что государственная статистика о зарегистрированной в стране преступности, как и в советское время, по-прежнему не соответствует ее фактическому состоянию. Вместе с тем говорить о достоверном количественном выражении латентной преступности не приходится из-за ее скрытого характера (поэтому она и считается «темной цифрой» преступности). Имеющиеся на этот счет сведения, как упоминалось, — результаты выборочных криминологических исследований, хотя 1 Указ Президента РФ от 3 марта 1998 г. «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики»//Рос-сийская газета. 1998. 5 марта. 2 См.: Шнайдер Г.Й. Указ.-соч. С. 146. 3 См.: Лунеев В.В. Указ. соч. С. 100. § 2. Границы достоверности данных уголовно-правовой статистики практическая потребность в объективных криминологических показателях ни у кого не вызывает сомнений. Она определяется тем, что эффективность реализации государственных мер социального контроля над преступностью в значительной мере зависит от информационного обеспечения этой деятельности. А это возможно на основе объективного знания фактического состояния преступности и реальных достижений правоохранительных органов. Эта потребность обусловлена необходимостью определения; во-первых, социальных последствий преступности (это важно хотя бы для того, чтобы подсчитать не только цифры потерь, но м сколько нужно средств на борьбу с преступностью и куда их конкретно направить, т.е. необходимостью оптимизации расчета сил, средств и бюджета, направляемых на удержание преступности на социально терпимом уровне); основных тенденций преступности и ее различных видов; установления взаимосвязей между криминологическими показателями и сведениями о социальных, экономических, демографических, политических и правовых процессах в стране; необходимостью составления различных по срокам криминологических прогнозов преступности и государственных мер социального контроля над ней; во-вторых, необходимостью реальной оценки деятельности правоохранительных органов; определения и корректировки главных направлений правоохранительной деятельности; разработки и уточнения федеральных и региональных программ борьбы с преступностью и ее отдельными видами; планирования законотворческой деятельности по совершенствованию законодательства1. Анализируя обстоятельства, способствующие искажению уголовно-статистических показателей преступности, криминологи приходят к выводу, что они обусловлены взаимосвязанным комплексом объективных и субъективных причин, условий и предпосылок: исторических, идеологических (политических) организационных, кадровых, материальных, психологических и технических. При этом логично и справедливо указывается на способы объективизации показателей как преступности, так и контроля над ней, поскольку общество вправе знать действительную криминальную обстановку в стране и фактические результаты реализации государственных мер социального контроля над ней2. ' См.: Лунеев В.В. Указ. соч. С. 95. 2 См. там же. С. 95-97.
Глава VII. Границы достоверности данных правовой статистики Вместе с тем в научном плане, видимо, нет оснований считать, что необнаруженная, статистически не зафиксированная латентная преступность развивается по каким-то «своим» законам, что ей, в противоположность обнаруженной и зафиксированной, присуши иные закономерности. Правильно пишет Г.А. Аване-сов: абсолютно точные размеры преступности остаются неизвестными, но значение латентной преступности как существенного препятствия для изучения преступности не следует необоснованно преувеличивать1. С точки зрения математической статистики регистрируемая преступность есть не что иное, как стихийная выборка, объем которой более чем достаточен для исследования преступности в целом. Поэтому как бы ни была относительно велика латентная преступность, зависимости между показателями, характеризующими преступность, могут быть выявлены на основе регистрируемой совокупности преступлений с применением в необходимых случаях поправочных коэффициентов, учитывающих степень латентности тех или иных преступлений. Именно из этих соображений, видимо, нецелесообразно изучать всю латентную преступность, поскольку это не только трудно, но и дорого. Криминологами предложен ряд методов, позволяющих судить о степени распространенности соответствующих видов преступлений с учетом их латентности. В этих целях могут сопоставляться данные уголовно-правовой статистики, административно-правовой статистики и статистики гражданско-правовых деликтов. Методами выявления латентной преступности являются также изучение общественного мнения о состоянии латентности, экспертные оценки при опросе специалистов и др. В силу ведомственного характера уголовно-правовой статистики, отражающей не одну, а те основные стадии уголовного процесса, которые осуществляют органы МВД, прокуратуры и суды, для характеристики статистически регистрируемого уровня преступности за данный период необходимо суммировать: 1) число преступлений и совершивших их лиц, в отношении которых дела прекращены по нереабилитирующим основаниям (п. 3 и 4 ст. 5 и ст. 6-9 УПК РСФСР). Сюда, следовательно, должны быть включены лица, освобожденные от наказания, но признанные судом виновными в совершении преступлений; См.: Аванесов Г.А. Криминология. М., 1984. С. 177. § 2. Границы достоверности данных уголовно-правовой статистики 2) число преступлений и совершивших их лиц, осужденных по делам, по которым проводилось предварительное расследование, и лиц, осужденных по делам частного обвинения. Учитывая, что согласно теории уголовно-правовой статистики преступность надо измерять в двух взаимосвязанных единицах (фактах — преступных деяниях и лицах — субъектах, их совершивших), то уровень статистически регистрируемой преступности, измеряемый совершенными преступлениями, будет определяться суммой трех чисел, состоящей из преступлений, по которым: 1) дела прекращены по нереабилитирующим обстоятельствам; 2) число преступлений, по которым лица, их совершившие, осуждены судом; 3) число нераскрытых преступлений; сюда будут относиться преступления, дела о которых приостановлены из-за неустановления лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых (ч. Зет. 195 УПК РСФСР). Тот же уровень преступности, измеряемый по числу лиц, совершивших преступления, будет определяться суммой чисел, что и в предыдущем случае, но без учета числа нераскрытых преступлений, указанных в и. 3. Видимо, в этой ситуации целесообразно было бы об уровне и характере преступности, об эффективности работы правоохранительных органов судить по статистическим отчетам не МВД, а Верховного Суда РФ. Ведь только суд дает окончательную квалификацию раскрытых преступлений и сведения об их числе. В этой связи следует признать паллиативным предложение разработчиков Концепции судебной реформы в Российской Федерации о том, что задача регистрации преступлений может остаться за органами внутренних дел, но при условии выделения специального подразделения регистрации сообщений о совершенных преступлениях и независимости ее от следственных и оперативно-розыскных подразделений1. Представляется, что такая полумера не исключит из практики органов внутренних дел указанные и другие негативные явления в области учета и регистрации преступлений и лиц, их совершивших, а «кривое зеркало» статистики преступности не станет отражать ее объективно. Кардинальное решение этого вопроса — задача не из простых. На наш взгляд, сегодня, когда в стране утвержден институт Упол- 1 См.: Концепция судебной реформы в Российской Федерации. С. 7.
Глава VII. Границы достоверности данных правовой статистики § 2. Границы достоверности данных уголовно-правовой статистики номоченного по правам человека в Российской Федерации, в компетенцию которого входит «обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных интересов граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами», задача учета заявлений о преступлениях может быть возложена на структуры этого конституционного органа. Их независимость и неподотчетность каким-либо государственным органам и должностным лицам, в том числе и от органов, отвечающих за обнаружение, раскрытие и расследование преступлений, гарантирована Федеральным конституционным законом1. Справедливости ради, уместно напомнить, что с предложением о возложении учета заявлений о преступлениях на независимые от правоохранительных органов структуры почти 30 лет назад выступали В.Н. Кудрявцев, С.С. Остроумов и С.Н. Панченко2. Заметим, именно такая система используется в Англии, существовала в бывшей ГДР, где прием заявлений и сообщений о преступлениях, их регистрация и постановка на учет осуществлялись ведомством, не находившимся в административной подчиненности органам милиции или полиции (в Англии — Скотланд-Ярдом). В связи с рассматриваемой проблемой границ достоверности данных правовой статистики и общих требований, предъявляемых к статистическим данным, обратим внимание еще на один организационный вопрос, имеющий самое непосредственное отношение как к объективизации показателей о правонарушениях вообще и преступности в особенности и государственных мерах социального контроля над ней, так и к повышению аналитических возможностей на основе данных правовой статистики. Речь идет о создании в стране единого независимого компьютеризованного аналитического центра правовой статистики, который бы систематизировал и анализировал всю криминальную статистику и способен был без оглядки «на власть имущих» дать действительно объективную картину (динамику) нарушения законности в стране и причин этого. 1 См.: Статьи 1, 2 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011. 2 См.: Кудрявцев В.Н. Эффективность системы уголовной юстиции // Соц. законность. 1971. № 7. С. 18; Остроумов С, Панченко С. Новая система уголовной статистики и ее значение в работе органов, осуществляющих борьбу с преступностью // Соц. законность. 1967. № 1. С- 36. Этот вопрос неоднократно поднимался в советский период нашей страны, есть его сторонники и сегодня. Й, как правило, он возникал в периоды «всплеска» преступности и обнаруживающихся расхождениях в ее оценках в Прокуратуре, МВД, Верховном Суде, в науке. Каждое ведомство стремилось возложить ответственность за негативную ситуацию на других. Предполагалось, что только таким центром будет дана «независимая экспертиза», которая сможет подняться над ведомственными интересами и объяснить, что первопричины роста преступности кроются в политических и экономических неурядицах общества. Считалось и считается, что такой центр должен быть создан на базе Минюста, который снимет ведомственную разобщенность данных о преступности'. Так, В.В. Лунеев считает, что для объективизации показателей преступности и контроля над ней среди прочих мер необходимо создать межведомственный информационный центр по составлению единых отчетов о регистрируемой преступности в органах прокуратуры, внутренних дел, службы безопасности, военной юстиции, налоговой полиции, таможенной службы, спецпрокуратуры и спецмилиции с постепенным переходом на безбумажную технологию; создать независимый от правоохранительных органов центр по мониторингу, анализу и прогнозу реальной и регистрируемой преступности и уровню контроля над ней для обеспечения объективной информацией народа и властей; организовать социологическую службу по отслеживанию фактического уровня Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|